Drom.ru продолжает следить за темой «Электрические автомобили в России». На прошлой неделе мы рассказали о перспективном тольятинском проекте ВАЗ Ellada (автомобили в тестовом режиме эксплуатируются в Ставрополье). По дорогам Москвы, тем временем, разъезжает уже пара сотен электрических авто. Более того, две модели можно свободно купить! Будущее наступает? Мы свели на площадке Всероссийского выставочного центра (что символично) первопроходцев рынка электрокаров — уже продающиеся в России Mitsubishi i-MiEV и китайский Damer E-Car GD04, а также популярный на зарубежных рынках Nissan Leaf, который мы позаимствовали у российского представительства Nissan.
Три фактора сдерживают прорыв электрокаров на рынок: длительность заправки, малый запас хода и дороговизна батарей. Революции здесь не предвидится, но эволюция идет! Сегодня реально полностью зарядить электромобиль за 10 минут, а после этого прохватить на нем 1000 км за один присест, но цена такого решения будет как высадка на Марс. Поэтому серийные электрокары с помощью специальных устройств заряжаются от получаса (8 часов от бытовой сети) и проезжают в реальных условиях 100-150 км. А стоимость авто на рынках, где есть государственная программа лояльности к электрическим авто, сопоставима с обычными авто с ДВС.
В России такой программы нет, хотя о ней робко говорят. Поэтому пока первопроходец рынка Mitsubishi i-MiEV стоит 1 799 000 рублей, что более чем в три раза дороже какого-нибудь бензинового аналога (скажем, Kia Picanto, который со схожими потребительскими характеристиками оценивается в 579 000 рублей). Неудивительно, что за полтора года продаж японская компания продала чуть более 100 авто. Космонавтов в России больше!
Недавно на рынке появилось еще одно электрическое предложение — китайские автомобильчики Damer, цена которых всего 499 000 руб. Nissan Leaf в России не продается, но судя по тому, что он активно эксплуатируется в российском представительстве компании вот уже больше года, такая возможность не исключается.
Каков же он, современный серийный электромобиль? И есть ли у него перспективы в реальных российских условиях? Мы попытались ответить на эти вопросы, попробовав четырехколесные высокие технологии в деле.
В отличие от конкурентов, внешне Leaf — обычный серийный и самодостаточный автомобиль. «Наверное, новый Note», — предполагали случайные зрители. Но здесь все же правильнее говорить о родстве с Juke — он, как и Leaf, создан на платформе Nissan V.
И внутри никаких компромиссов, скорее наоборот: пятиместный просторный салон, вместительный багажник, ограниченный лишь толстой перемычкой между колесными арками. Оснащение на уровне бизнес-класса: климат-контроль, мультимедийная система с сенсорным ЖК-дисплеем и кнопками управления на руле, отключаемая ESP, подогрев передних сидений и прочие «блага цивилизации».
Оригинальная приборная панель без аналоговых приборов и похожий на компьютерную мышь переключатель режимов трансмиссии, пожалуй, единственные признаки не совсем обычного автомобиля |
Сзади места не меньше, чем в привычных нам хэтчбеках гольф-класса. Однако пол здесь ощутимо выше, чем в автомобилях с ДВС — под ним расположен батарейный блок |
Схожи ощущения и в движении. Если бы не полное отсутствие звука ДВС, можно решить, что мы едем в добротном современном автомобиле гольф-класса, пусть и несколько футуристичном. Аналоговых приборов нет, и поначалу в глазах рябит от обилия дисплеев с ярко-голубой «космической» подсветкой. Тем не менее, уже через десяток километров глаз к «future-дизайну» привыкает. В плюсе отличная обзорность, острый руль и комфортная подвеска. Прекрасный горожанин!
Разгоняется Leaf бодро (немудрено, электродвигатель выдает свой немаленький крутящий момент уже с минимальных оборотов). Ускорение по ощущениям похоже на «двухлитровое», а то и более. При желании можно и в «светофорных гонках» участвовать! Но тогда о приемлемых результатах по части «дальнобойности» придется забыть.
А что если перевести селектор режимов езды в положение Eco? Электроника ограничит мощность двигателя в угоду экономии — теперь динамики хватает лишь на то, чтобы не выпадать из потока. Рекордов ускорения тут не добиться, зато ласкают взор цифры остаточного пробега. Короткий маршрут в окрестностях ВВЦ в 17 км убавил ровно столько же и на счетчике. Похоже, заявленный производителями пробег на одной зарядке (порядка 200 км) вполне реален! Правда, мы не пользовались отопителем (он забирает значительную часть энергии), да и на улице была уже весна, хоть и прохладная, около +3. При серьезном минусе показатели наверняка были бы менее оптимистичными.
Недавно Nissan анонсировал обновленную версию своего детища. Leaf 2013 модельного года будет доступен в трех разных комплектациях (S, G и X), а также, по словам разработчиков, будет заряжаться в два раза быстрее предшественника. Часть оборудования перенесена в переднюю часть электромобиля, и отныне мотор, инвертор и преобразователь собраны в единый блок — объем багажника увеличен до 370 литров. Масса автомобиля снижена на 80 кг, одновременно увеличена емкость аккумуляторов, так что отныне декларируемый пробег на одной зарядке 228 км. Самое скромное исполнение S без навигационной системы и литых дисков станет ощутимо доступнее — около 28-30 тысяч долларов (на рынке США) против нынешних 35 тысяч.
На фоне ниссановской полноценности, электрокар от Mitsubishi выглядит более компромиссно: в размерах, оснащении, материалах отделки. Небольшие габариты диктуют свои требования к посадке — водитель и трое пассажиров сидят «по-автобусному» вертикально. Багажник символичен, вряд ли сюда поместится что-то большее, чем пакеты с покупками из супермаркета. Словом, типичный представитель семейства ситикаров, набирающих популярность в России. Если бы не «зеркальное» оформление кузова, i-MiEV наверняка без труда смог бы остаться в Москве вовсе незамеченным.
Но, несмотря на размеры, i-MiEV вполне полноценен. В городском потоке он держится не хуже, чем чуть ли не в два раза более мощный Leaf (67 л.с. против 109 л.с.), по крайней мере, на скоростях до 70 км/ч. Сказывается меньший вес и настройки пары электродвигатель-редуктор.
Интерьер не претендует на изысканность и в целом довольно аскетичен — простому ситикару большего и не требуется |
Сидеть на заднем ряду вполне удобно, ощущения тесноты нет, и даже наклон разделенной в пропорции 50/50 спинки можно отрегулировать |
«Чебурашковидная» комбинация приборов не так технологична, как на Leaf, но вся необходимая информация здесь есть и читается хорошо |
Не уступает i-MiEV и в других городских дисциплинах. Капот здесь «козырекоообразный» (мотор и большая часть электроначинки расположена в задней части) — большой плюс к обзорности и удобству парковки. По части «пронырливости» тоже все отлично: ширина машинки меньше полутора метров, а радиус разворота 4,5 метра. А вот подвеску стоит признать умеренно комфортной. Штурмовать разбитые трамвайные переезды можно без опаски, но трясти при этом будет ощутимее, чем в Leaf.
Поскромнее на i-MiEV и запас хода. Разработчики заявляют о максимальном пробеге в 150 км на одной зарядке. Но так же, как и в других случаях, это сильно зависит от многих факторов, и в первую очередь — режима климатической установки, наружной температуры и стиля вождения. Эти факторы могут сократить запас хода в два, а то и в два с половиной раза. Как показал наш двухнедельный тест в условиях «затянувшаяся зима» (до -15 градусов), одной «заправки» в среднем хватало на 80-90 км. При этом время зарядки от бытовой электророзетки и у i-MiEV, и у Leaf примерно одинаковое — 7-8 часов.
Дополнительные материалы: подробный отзыв о двухнедельной эксплуатации Mitsubishi i-MiEV.
E-Car GD04 от компании Damer в этой компании стоит особняком. Российско-китайский автомобильчик (назовем его так) практически во всем «самый-самый»: самый маленький, самый аскетичный, самый тихоходный и самый недорогой.
Внешне электромобиль напоминает Daewoo Matiz (или Chery QQ): дизайн, пропорции и габариты схожи. В глаза бросается увеличенный клиренс — иной кроссовер позавидует! Внутри никаких откровений, запредельный аскетизм. Простенькие панели из жесткого пластика, полное отсутствие сервоприводов, аляповатые вставки «под дерево» и огромная эмблема производителя на центральной консоли. Тут другие ценности!
Приборная панель настолько утилитарна, насколько это вообще возможно. Но обрамление пластиком «под дерево» не забыто! |
Режимов движения у трансмиссии E-Car GD04 всего два — вперед и назад. На практически голой центральной консоли единственное «пятно» — одинокая «однодиновая» магнитола |
В движении с первых метров становится понятно, что этому электрокару путь на дороги общего пользования заказан. Мощность двигателя «скутерная», всего около 6 л.с., что позволяет с трудом разогнать 750-килограммовый E-Car до 50 км/час. При этом полноценным разгон будет только до 30 км/ч. Чувствуешь себя как велорикша на автобане.
Дальше — больше. Автомобиль оснащен барабанными тормозами на всех колесах! Их эффективность крайне низка даже для такой легкой машины. E-Car тормозит очень неохотно, дистанцию тут надо держать даже в пробке... Пришлось сократить маршрут тест-драйва, чтобы не нажить себе приключений.
Зарядка исключительно от обычной розетки, переходников и разъемов нет — провод с вилкой достается прямо из лючка на борту! |
«Какая-то непонятная вещица, этот E-Car...», — скажет пессимистически настроенный читатель. Но компания из подмосковных Мытищ, продвигающая электромобиль, не строит иллюзий по поводу текущих характеристик и качества исполнения этого «китайца». Во-первых, E-Car GD04 — этакий пробный шар (на данный момент реализована первая партия из 16 автомобилей). То, на чем мы прокатились — это по сути «полигон» для отработки новых решений. И как нас заверили, первое, что будет изменено в следующей версии, — тормоза. Также в два раза вырастет мощность двигателя, тогда E-Car сможет разгоняться до 90 км/ч. Заявленный запас хода в 150 км при этом останется прежним. Правда, реальный пробег, как и в прочих случаях, в условиях отрицательных температур будет в 1,5-2 раза меньше.
Но у авто, тем не менее, своя ниша есть. При цене в 440 тыс. рублей E-Car единственный, кто может быть экономически выгоден — как такси или развозной автомобиль в небольших городах, или как внутренний транспорт на больших закрытых территориях (аэропорты, крупные предприятия). При пробеге 100 000 км он сэкономит примерно 150 000 руб (если взять расход топлива у аналога в 5 л/100 км) — ведь стоимость «топлива» будет стремиться к нулю. А при 300 000 км наступает полная «топливная» окупаемость. Вопрос только, проедет ли Damer столько, и на сколько хватит ресурса батареи?..
Видео с тест-драйва от коллег с телеканала Вести:
Nissan Leaf | Mitsubishi i-MiEV | E-Car GD04B | |
Общие характеристики | |||
Тип кузова | Пятидверный хэтчбек | ||
Тип привода | Передний | Задний | Задний |
Клиренс (высота дорожного просвета), мм | 160 | 150 | 160 |
Максимальная скорость | 144 | 130 | 50 |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 11,9 | 15.9 | - |
Размеры | |||
Габариты кузова (Д x Ш x В), мм | 4445x1770x1550 | 3475x1475x1610 | 3350х1450х1500 |
Число мест | 5 | 4 | 4 |
Колесная база, мм | 2700 | 2550 | 2170 |
Ширина передней оси, мм | 1540 | 1310 | 1230 |
Ширина задней оси, мм | 1535 | 1270 | 1230 |
Минимальный радиус разворота, м | 5,2 | 4,5 | н/д |
Масса, кг | 1460 | 1110 | 750 |
Двигатель | |||
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. | 109 (80) / 10000 | 67 (49) / 2500-8000 | 6 (4) |
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. | 254 (26) / 0-3008 | 180 (18) / 0-2000 | н/д |
Время зараядки аккумуляторов от бытовой электросети, ч | 8 | 8 | 5 (в ускоренном режиме), 10 (в щадящем режиме) |
Запас хода, км | До 200 | До 150 | До 150 |
Подвеска и ходовая часть | |||
Передняя подвеска | Независимая типа McPherson со стабилизатором поперечной устойчивости | Независимая типа McPherson со стабилизатором поперечной устойчивости | Независимая пружинная |
Задняя подвеска | Полузависимая пружинная | Трехрычажная ДеДион | Полузависимая пружинная |
Колеса | 205/55R16 | 145/65 R15 | 145/70 R12 |
Передние тормоза | Вентилируемые дисковые | Вентилируемые дисковые | Барабанные |
Задние тормоза | Вентилируемые дисковые | Барабанные | Барабанные |
Электрокары — рынок, на котором уже сегодня представлено множество моделей разных видов и конструкций. Какие-то сделаны «с нуля» командой энтузиастов, какие-то выпущены производителями-гигантами на базе существующих серийных моделей для «обкатки» технологий и изучения спроса. Потому мы упомянем только о тех, которые имеют реальные перспективы входа на российский рынок.
Lada Ellada
Эксклюзивный тест-драйв серийного отечественного электромобиля ВАЗ EL LADA. Накатом с горки?
Переднеприводный электромобиль от Волжского автозавода, построенный на базе Калины-универсала. По большинству показателей отечественный электрокар не уступает зарубежным разработкам. Трехфазный асинхронный электродвигатель Ellada выдает около 80 л.с. (60 кВт). Автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 13 секунд, а максимальная скорость — 140 км/ч. Заправка производится от бытовой электросети и занимает порядка 8 часов. Запас хода на одной «заправке» — около 150 км. Первая опытная партия Ellada тестируется в службе такси в Ставропольском крае. Цена машин пока превышает 1 млн руб., но при полноценном серийном производстве стоимость будет снижена до 700 000-1 000 000 рублей.
Renault Fluence Z.E.
Renault вышел на рынок электрокаров сразу с двумя моделями — Fluence Z.E. и Kangoo Z.E. Как следует из названий, в основе седана и развозного «каблука» лежат соответствующие серийные модели. Силовой агрегат на обеих моделях одинаковый, но мощность различается (95 л.с. у Fluence и 60 л.с. у Kangoo). Электроседан обладает неплохим запасом хода — 185 км. Максимальная скорость ограничена 135 км/ч. Зарядка осуществляется за 6-8 часов от домашней розетки. Renault развивает сеть обменных пунктов Quickdrop, где можно моментально заменить пустую батарею на полную. Продано порядка 3000 экземпляров Fluence Z.E. по всему миру. Его стоимость в Европе составляет порядка 26 тысяч евро без учета правительственных дотаций.
Volvo C30 Electric
Шведский электрокар разработан с учетом условий северной Европы, где, как известно, зима аналогична нашей. Инженеры Volvo обещают не менее 120 км пробега на одной зарядке даже при отрицательных температурах! Правда, здесь кроется хитрость — климатическая система автомобиля питается биоэтанолом, который необходимо заливать в отдельный 15-литровый бак (одной заправки хватает на неделю). Примечательно и то, что в автомобиле полностью сохранен багажник от С30 и полноценный четырехместный салон. Батареи и системы управления очень компактны и спрятаны под капотом, на месте бензобака и под слегка увеличенным центральным тоннелем кузова. Мощность двигателя составляет 113 л.с. (84 кВт), крутящий момент — 220 Нм. Зарядка занимает 6-8 часов. Как и французы из Renault, шведы предлагают для владельцев своего электрокара сервис смены аккумуляторов. Продажи серийного C30 Electric стартовали в конце прошлого года. Автомобиль пока доступен только в странах северной Европы. Всего на данный момент продано около 300 экземпляров.
После двухнедельного теста i-MiEV мы задали несколько вопросов менеджеру по связям с общественностью компании Рольф-Импорт Сергею Черненко, который отвечает за продвижение электрических автомобилей на российский рынок.
— За полтора года продано более 100 автомобилей Mitsubishi i-MiEV. Кто является покупателями электрокаров и есть ли среди них частные владельцы?
Основные покупатели — компании, руководствующиеся преимуществами инновационного транспорта. Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы приобрел 10 электромобилей для эксплуатации в экологически чистых зонах, где проезд на автомобиле с ДВС запрещен. Охранным агентствам электромобиль необходим для бесшумного патрулирования. Автомобиль востребован в аэропортах для сопровождения самолетов. Энергокомпании, в частности МОЭСК, ЕЭСК, Белгородская энергетическая компания, покупают электромобили для переоснащения корпоративного парка. Что касается частных клиентов, то в последнее время наблюдается интересный тренд. Электромобили покупаются в качестве подарка для людей, у которых уже все есть.
— Будет ли Mitsubishi выводить другие модели с электрическими двигателями? Когда начнутся продажи второго поколения i-MiEV, представленного недавно на автосалоне в Женеве?
В планах компании в 2013 году вывести на отечественный рынок Mitsubishi Outlander PHEV — первый в мире электро-SUV. В нем сочетаются лучшие качества электромобиля (экономичность, экологичность) и полноценного внедорожника. Запас хода Mitsubishi Outlander PHEV — 800 км. Основной режим работы Mitsubishi Outlander PHEV — PURE EV (режим электромобиля) — использование двух электродвигателей, расположенных на передней и задней оси. Outlander PHEV оборудован уникальной технологией подключения ДВС, который будет работать в режиме генератора для электродвигателей (последовательный режим).
Пятидверный хэтчбэк Mitsubishi CA-MiEV, представленный в Женеве, имеет высокоэффективную аккумуляторную батарею облегченной конструкции и улучшенные аэродинамические характеристики и сможет преодолевать расстояние до 300 км без подзарядки. В ближайшее время он придет на замену i-MiEV.
— Каковы расходы на обслуживание авто и замену батареи?
Электромобиль практически не требует затрат на обслуживание, так как у него нет элементов, требующих дорогостоящего ремонта, как у автомобиля с ДВС. Электромобиль значительно проще по конструкции: батарея, электромотор и кузов с четырьмя колесами. При межсервисном обслуживании электромобиля необходимы лишь проверка состояния батарей и тормозных колодок, а в целом техобслуживание электромобиля на треть дешевле, чем его аналога. Экономия на «топливе» тоже весьма существенна. Стоимость заправки «полного бака» электромобиля по ночному тарифу около 11 рублей (в Москве). Этого хватает на 100-130 км. Проехать то же расстояние с учетом московских пробок — это минимум 300 рублей.
— Ваши прогнозы по развитию отечественного рынка автомобилей с электрическими двигателями?
Если будут введены меры государственной поддержки, можно говорить о том, что в 2020 году доля электротранспорта достигнет 5-10 процентов от общего числа автомобилей. Чем больше будет электромобилей на рынке, тем активнее будет развиваться инфраструктура, расти производство и как следствие — снижаются цены.
— Такие меры разрабатываются?
Более года назад в Торгово-промышленной палате РФ создан Подкомитет по стратегическим инновациям в автомобильной сфере который формирует «Стратегию развития рынка электротранспорта в России до 2020 года». В частности, Подкомитет взаимодействует с Правительством Москвы по вопросу введения немонетарных льгот для владельцев электротранспорта (проезд по выделенным полосам для общественного транспорта, бесплатная парковка в центре города).
— Есть ли тенденции к снижению цен на электрические авто?
До половины стоимости электромобиля — стоимость батареи. При росте продаж электромобилей, и, соответственно, расширении производства, стоимость батареи пропорционально снижается. За прошедшие несколько лет стоимость батареи уже снизилась почти в 2 раза только за счет того, что электромобилей в первый год было произведено 5-6 тысяч, во второй год порядка 18 тысяч. Производство в дальнейшем будет также увеличиваться. Ситуация аналогичная той, что происходила и с мобильными телефонами в свое время.
Nissan Leaf: | ||||||
Mitsubishi i-MiEV: | ||||||
Damer E-Car GD04: | ||||||
Текст: Евгений Загатин, Ефим Незванный |