Создатель этой машины, сочинец Евгений Тицев, дал ей имя «Само-гонка»... В СССР обычный человек попросту не имел другого способа получить спорткар, кроме как построить своими руками. Мы уже рассказывали про то, как в Союзе зародилось движение самодельщиков и какие удивительные конструкции колесили по нашим дорогам в то время. Но одно дело — рассматривать архивные кадры и читать воспоминания старожилов, а другое — познакомиться с такой машиной вживую. Тем более что история этого проекта еще не закончена.
Нынешний хозяин, Юрий, кличет желтый аппарат «Ламбожигой». У него необычное хобби — он собирает и «прокачивает» самоделки. В его коллекции уже три таких автомобиля времен СССР, один другого интереснее. Этот куплен в Сочи за 110 000 рублей. После трех лет простоя он своим ходом, ломаясь по дороге, все-таки доковылял до Питера.
В его документах указано: номер кузова отсутствует. Есть только номер двигателя. Но ПТС и СТС — кристально честные, полученные конструктором авто в 1992 году легально, по всем правилам. Так что — гуляй, рванина, тюнингуй во все щели, делай занижение, ставь какой хочешь мотор и колеса любого размера. Ни один инспектор и слова не скажет. Только селфи на память сделает и счастливого пути пожелает. Но вы его не услышите. Шумоизоляции внутри «желтого дьявола» нет от слова совсем.
В какую сторону на вашем автомобиле открывается капот? Скорее всего скучно — от себя, в угоду безопасности пешеходов, либо в противоположную сторону, если у вас старье вроде вазовской «классики» или BMW Е34. Самоделка выпендрилась и тут. Маленькая крышка капота откидывается вбок, а внутри — карбюраторная «четверка» от «копейки» мощностью 59 л.с.
«Ты прожил хорошую жизнь?» — спрашивает меня Юрий перед поездкой. Шутки шутками, а все же становится немного не по себе. Не развалимся по дороге? Одуматься и сбежать шанс был.
Завести самоделку оказалось проблемой, втягивающее реле стартера — на последнем издыхании. Но наконец мотор ожил. Чадя выхлопом и громыхая внутренностями, он даже не намекает, а вопит о том, чтобы его оставили в покое.
Терпи, старик, скоро свап.
И он терпит и везет, хотя давно уже никому ничего не обязан! Барахлит сцепление, в 5-ступенчатой коробке постоянно вылетают передачи, но это упрямое ведро с болтами даже в предсмертной агонии способно разогнаться до 120 км/ч. И это не предел. Создатель автомобиля утверждал, что достигал 140 км/ч по спидометру. Честь и хвала смельчаку, но дальше набирать ход становится откровенно страшно. Впечатлений хватает и так. Шум ветра, рев мотора, вой трансмиссии и потрясающий держак в поворотах. Хотя стойкое ощущение, что уж этот вираж точно окажется последним, не покидает меня ни на секунду. Громадный тонкий руль тяжел и мало передает то, что происходит с колесами. А весу — всего 800 кг, что на 150 кг меньше, чем у донорской «копейки». Прибавьте сюда низкий центр тяжести, близкую к идеальной развесовку, и получите весьма увлекательный способ свести счеты с жизнью.
Самодельщик из Сочи Евгений Тицев начал строить эту машину в 1989 году. Тогда он ездил на универсале ВАЗ-2102 и мечтал о спорткаре. Смекалистая голова на плечах, руки, растущие из правильного места, и Porsche в качестве одного из духовных и технических ориентиров — отличные стартовые позиции. Конечный результат ничем не похож на Porsche (да и о родстве с Lamborghini можно говорить лишь в шутку), но изначальные источники вдохновения — это, конечно, культовые европейские спорткупе.
Будучи талантливым кораблестроителем, создавшим немало быстрых катеров, Евгений делал спорткар, применяя элементы знакомой ему технологии. Изготовил матрицу, сварил раму из стальных труб и начал лепить кузов из стеклопластика.
На постройку ушло два года, Евгений все делал сам. Основным принципом проекта была максимальная простота и ремонтопригодность. Поэтому ходовая и двигатель взяты от вазовской «классики», рулевой вал и задние фонари — от сербской «Заставы». Лобовое и заднее стекла сделаны на основе стекол от «Волги». Да как сделаны — вырезаны «болгаркой» с алмазным кругом. Лишь на финальной стадии к проекту подключился выпускник московской «Бауманки». Просчитав конструкцию с инженерной точки зрения, он поразился таланту сочинского самоучки. Никаких изменений вносить не потребовалось.
В 1991 году Евгений уже ехал в ГАИ на регистрацию. Своим появлением на дороге не поддающийся идентификации объект сразу же вызвал переполох районного масштаба. Гаишники останавливали самоделку не меньше пятнадцати раз.
Процесс регистрации занял почти год, но Евгений никуда не спешил.
Одно из самых важных изменений, произошедших с авто за этот период, — смена цвета. Из гаража «Само-гонка» выехала серой, и ее низкий маленький кузов просто сливался с асфальтом. Боясь, что его не заметят и попросту раздавят горячие сочинские водители, Евгений перекрасил самоделку в желтый цвет. Работал кисточкой, а краску взял ту, что оказалась под рукой. Подвернулась желтая эмаль, которой он ранее красил дом.
В какой-то момент фантазия сбила конструктора с изначального пути — черты Porsche найти трудно. Можно увидеть нечто общее разве что с безумными творениями Gemballa на базе 911 в кузове 930. Там тоже были «слепые» фары и громадный задний спойлер.
В остальном же невероятно низкая и компактная сочинская самоделка похожа на многих, при этом не подражает никому конкретно. Любимое современными интернет-бойцами развлечение «Найди в новом Мерседесе черты Hyundai» тут превращается в непростую интеллектуальную игру для знатоков ретро-спорткаров. Лично мне в силуэте видится Lancia Stratos пополам с Opel GT 1968 года, что звался baby-Corvette. Зато рисунок передней арки — почти росчерк Гандини на крыльях Lamborghini Countach, а сваренный в гараже на коленке глушитель смотрится покруче иного Akrapovič.
Дверные ручки на кузове отсутствуют — плюс 100 очков к стремительному облику купе. Я давлю на кругляшок кнопки замка и поддеваю рукой приотворившуюся легкую безрамочную дверь. Понимание того, что для посадки внутрь нужно изрядно пригнуть голову, мне никак не помогло — все равно приложился о стойку крыши.
Конструктор явно знал о проблемах посадки и придумал оригинальное решение — поворотные сиденья. Щелкаем фиксатором, разворачиваем кресло, садимся и крутимся в обратную сторону. Эквилибристики при посадке действительно чуть меньше, но от шишек убережет только сноровка. Кстати, в первоначальном варианте таким креативом щеголяли оба передних кресла, но в нынешней версии водителю достался почти что гоночный стеклопластиковый «ковш». Жестковатый, с суровой боковой поддержкой — он тоже, как и почти все, что меня тут окружает, изготовлен Евгением самостоятельно. Плоское сиденье пассажира на его фоне смотрится чужеродным, но примерно так и выглядела «мебель» в олдскульных спорткарах.
Их спартанская, отдающая кустарщиной атмосфера передана довольно точно. Вместо боковых стекол — плексигласовые панели со сдвижными окошками. За громадным тонким рулем от «Заставы» скрываются круглые приборы вазовской «шестерки». Высится рычаг КПП на тонкой ножке. И блестящие то тут, то там саморезы очень в тему.
При этом, в отличие от идейных прародителей, внутри самоделки неожиданно просторно. Я сижу с вытянутыми ногами и ни разу не коснулся локтем соседа. Зато сзади все по канонам жанра купе 2+2: втиснуться можно, но не нужно. Отличное место для поклажи в довесок к и без того не ущербному багажнику, где нашлось место даже для ниши под полноразмерную «запаску».
Объективы смартфонов нацелены на самоделку повсюду, где бы она ни появилась. Бесконечные вопросы от всех подряд, включая младенцев, пенсионеров и домашних животных достанут даже того, кто всегда хочет быть в центре внимания. Ажиотаж — словно я еду на первом серийном Аурусе. Даже больше: никто вообще не понимает, что это. Ламбо, Лотус, хоть Феррари, в ответ можно врать все что угодно, любую фигню, поверят как миленькие.
Стеклопластиковый кузов, пространственная рама, простые и понятные запчасти — Юрий купил свою мечту. Вот только перерегистрировать машину на себя пока не удается. В МРЭО не могут сопоставить ПТС и СТС с автомобилем, потому что подобные документы с таким же успехом можно использовать с каким угодно кузовом. В Санкт-Петербурге, где сейчас базируется автомобиль, этот вопрос решается очень долго и дорого. Честным путем поставить здесь на учет самостоятельно сконструированный авто невероятно сложно, практически нереально. Более лояльно к самоделкам относятся в некоторых регионах, но ехать ради этого за тридевять земель Юрий пока не планирует.
Все его мысли до недавнего времени занимала дальнейшая судьба «Ламбожиги».
С одной стороны, хотелось сохранить самоделку в оригинальном состоянии, в последней ее итерации, к которой успел приложить руки создатель. При этом Юрий понимал, что «музейный формат» — это скорее кладбище для автотехники, чем вторая жизнь. Автомобиль должен эксплуатироваться, да и консервация — это скучно. Он даже советовался с владельцем ретромузея в Москве, и вместе они пришли к выводу, что этот автомобиль не имеет исторической ценности. Это лишь неизвестная гаражная поделка, хотя, безусловно, весьма оригинальная. Кроме того, конструктор постоянно дорабатывал в ней мотор, ходовую, менял колесные диски, сиденья. Как такового оригинального состояния у нее попросту нет. Для нее «сток» — это постоянные доработки. Потому Юрий принял решение и дальше действовать в этом ключе.
Начало развитию проекта будет положено в этом сезоне. Владельцу очень хочется привести технические характеристики в гармонию с кричащим спортивным дизайном кузова. Его, кстати, тоже ждут изменения. Уже готовится 3D-модель, с ее помощью разработают новый расширенный обвес. В качестве донора уже куплен заточенный под дрифт турбо-корч на базе вазовской «копейки». Жигулевский восьмиклапанник с турбокомпрессором от Subaru (давление наддува всего 0,5 бара) и дрифтовые рычаги передней подвески Clubturbo — решение спорное, но интересное. Этот мотор и подвеска — не окончательный вариант, а всего лишь этап работы над автомобилем. А нынешний двигатель не жалко менять — он все равно неродной. Родной блок, который был найден при разборе гаража конструктора самоделки, лежит без дела. Возможно, однажды Юрий решит, что «Ламбожиге» пора на покой и надо ее привести в исходное состояние. Пока же она готовится отжигать, как никогда прежде.
Кузов | |
---|---|
Тип | Купе |
Количество мест/дверей | 4/2 |
Двигатель | |
Тип | Бензиновый, карбюраторный |
Расположение двигателя | Спереди, продольно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1198 |
Мощность, л.с. при об/мин | 59/5600 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 85/3400 |
Трансмиссия | |
Привод | Задний |
Коробка передач | 5-МКПП |
Тормоза | |
Передние | Дисковые |
Задние | Барабанные |
Подвеска | |
Передняя | Независимая, пружинная, на поперечных рычагах |
Задняя | Зависимая, пружинная, на продольных рычагах |
Размеры, объем, вес | |
Длина/ширина/высота, мм | Н. д. |
Колесная база, мм | Н. д. |
Клиренс, мм | Н. д. |
Снаряженная масса, кг | 800 |
Объем топливного бака, л | 39 |
Объем багажника (min/max), л | Н. д. |
Шины | 165/80 R13 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 140 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | Н. д. |
Расход топлива, л/100 км | |
Комбинированный цикл | 8,0 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | Н. д. |