Первая пониженная, полный газ. Подпрыгнув на очередном валуне, оранжевый УАЗ Хантер ползет вверх на предельных оборотах. Колеса плюются скальной породой. Давай, «Козлик», давай, родной, ты можешь, тебе не впервой… 45 лет назад покорять Эльбрус отправились три автомобиля УАЗ-469Б. Тогда, в августе 1974-го, водители-испытатели Ульяновского завода доехали до отметки 4200 метра. Событие, вошедшее в историю! Сегодня мы отмечаем этот юбилей в компании экспедиционного Хантера и двух Патриотов, карабкаясь на самую высокую вершину Европы тем же маршрутом.
Задача перебить исторический рекорд перед командой журналистов не ставится. Да и едва ли такое возможно. В июне в горах полно снега, даже лыжный сезон еще открыт. Разведка выяснила, что высота 3200 м укрыта плотным белым покровом, а еще есть расщелины, которые придется как-то объехать. Если повезет с дорогой и погодой, мы сможем добраться до горнолыжной станции «Мир», расположенной на отметке 3500 м. Уверенности добавляет присутствие Владимира Ивановича Дунаева — заводского водителя-испытателя, покорившего Эльбрус за рулем одного из уазиков почти полвека назад.
«Ехали на стандартных машинах, обутых в кроссовые шины, — вспоминает Дунаев. — Все опытные испытатели, все водители экстра-класса. В подъемы шли плотной колонной, если одна из машин буксовала, дружно подхватывали ее, заталкивая наверх руками. Заехали на четыре километра менее чем за час». Нам такое не по карману. Современный сценарий подъема больше похож на шахматную партию: первая машина доезжает до пригодной для остановки площадки и ждет, когда подтянутся остальные. Затем очередной рывок наверх. Инструкторы решили перестраховаться.
Инструктаж перед восхождением нагоняет жути. Обсуждается даже положение ремней безопасности — строго за спинками сидений. Если машина свалится вниз, они уже не помогут, а вот шансы быстро выпрыгнуть из салона, не будучи пристегнутыми, гораздо выше. А еще проводники пытаются выявить среди нас слабые звенья — тех, у кого маловато внедорожного опыта. «Чайникам» советуют не садиться за руль выше трех километров. Однако наши парни не из трусливых, покорять Эльбрус пассажиром никто не хочет.
Подъем в пять утра, при раннем выезде больше вероятность, что гору не затянет облаками. Подкатываем оранжевым караваном к подножью, охватываем величественный Эльбрус общим планом… может, не зря инструкторы так щепетильны к водительской квалификации каждого: высоко, круто, за каждым выступом — опасная неизвестность. Не то чтобы страшно, но от волнения сердце бьется чаще. Ну, ребята, не подведите — это я не коллегам, а машинам: Хантеру и Патриотам. На вас вся надежда.
Однако первая половина маршрута не требует полной выкладки ни от журналистов, ни от машин — просто укатанная грунтовка под большим углом. Я бы назвал ее внедорожным автобаном: широкий тракт с твердым покрытием и редкими промоинами. Владимир Дунаев говорит, что в былые времена вместо пригодной дороги была тропа, усыпанная валунами. 45 лет назад подъем больше походил на слалом. У нас же монотонное, если не сказать скучноватое движение по вертикали.
Любопытно, но Эльбрус это не скальный массив в привычном понимании, склоны горы покрыты «сыпучкой» — камнями разного калибра: от мелкого гравия до глыб размером с железнодорожную цистерну. Покрытие под колесами «живое», «переборщил» с подачей топлива — и зацеп разлетается в стороны острой, как бритва, щебенкой. Подъемы стали еще круче, а дорога сузилась до одной полосы. Теперь приходится точно выбирать траекторию движения, местами уазики протискиваются в сантиметрах от обрыва. Смотришь вниз, а там бездна. Права на ошибку нет.
Внедорожники ведут себя по-разному. Патриот, оснащенный мощным 150-сильным мотором, будто создан для таких восхождений. С активированным понижающим рядом первая и третья передачи тут на 100% рабочие. Вторая — на все 150! Ее тяги хватает для уверенного движения натягом, с возможностью ускорения при необходимости. А если хватает умения и сноровки переключиться вниз без потери хода, то в запасе остается еще более тяговитая первая ступень, подхватывающая там, где не вытягивает верхний диапазон. К тому же движок Патриота меньше задыхается от кислородного голодания.
Хантеру со старым 135-сильным мотором восхождение дается в разы труднее: ползет вверх на пределе возможностей. Вторая пониженная — совсем дохлая, не вытягивает даже на умеренных склонах. Зато первая длиннее и эффективнее, чем на Патриоте, продавливаешь акселератор до пола и прешь в гору, как на «автомате», переключаться-то некуда. Но и первая ступень не гарантирует удачный проход с первой попытки. «Охотник» роет колесами землю, корежа покрытие и усложняя восхождение машинам, едущим следом. Замыкающая колонну «техничка» закопалась на середине затяжной кручи. Пятая попытка, десятая, двадцатая… «Извините, парни, не могу забраться, — кричит в рацию отчаявшийся инструктор. — Встретимся на “Мире”, доберусь туда своим ходом — на канатке».
Но оставшиеся в строю экипажи сами не уверены, что сумеют добраться до запланированной высоты. Финальный отрезок подъема — наиболее сложный. Крутой склон покрыт снежно-грязевой субстанцией, на пути есть крутая «шпилька», не позволяющая автомобилям набрать должный разгон. Пробуем, ведь попытка, как говорится, не пытка. Хотя как сказать… Немного побуксовав, оба Патриота забираются на высоту 3500 м. Ниже, чем экспедиция в 74-м, но все же выше, чем обещали условия.
Очередь Хантера, то есть моя. И тут выясняется, что инструктор, ушедший пешком на разведку, забрал с собой ключ зажигания. Может, это телепатический сигнал? — мол, не надо, постой в сторонке. Умный ведь в гору не пойдет, он ее обойдет. Если следовать народной мудрости, получается, что мы тут все не шибко умные, включая Дунаева, который сидит в соседнем кресле. Ключ зажигания телепортируют операторским коптером. Запуская двигатель, напеваю под нос: «Парня в горы тяни — рискни». Первая пониженная, полный газ…
Зависнув на ограничителе, оранжевый Хантер прет в гору, дробя стальной защитой эльбрусовскую породу. Более пятисот метров на отсечке — на одном дыхании! В облачном тумане появляется станция «Мир» из угнетающе-серого профнастила. Еще не космос, но уже где-то рядом. Ура, товарищи!
После сытного обеда, немного поднапрягшись, мы все же достигли исторической высоты 4200 м. Сначала в уютных подвесных кабинках канатной дороги, затем пересев на гусеничный вездеход-ратрак. Но даже он местами буксовал. Потихоньку обгорая в разреженной атмосфере под лучами солнца, я украдкой посматриваю на Дунаева, который вместе с другими смельчаками 45 лет назад заскочил на Эльбрус всего за 42 минуты. Он не чувствует себя ни рекордсменом, ни героем — обычный водитель-испытатель шестого разряда. Мне кажется, что именно из таких мужиков раньше делали «четыреста шестьдесят девятые», а нынче куют Хантеры и Патриоты. С такими горы по плечо.
Фотографии сделанные фотографом Алексеем Барашковым превосходны. Но к сожалению фото-формат не передает всей крутизны восхождения на Эльбрус на автомобилях. Короткий, но очень эмоциональный видеоролик Сергея Захарина восполняет этот пробел.