Несмотря на более низкий, чем в том же Шанхае, статус выставки, здесь тем не менее представлены большинство китайских брендов, японских и даже встречаются европейские. Из самых горячих новинок до выставки не успел доехать, пожалуй, только Zeekr 9X. Все остальные — в наличии.
По меркам Китая людей на выставке было немного — всего по несколько китайцев на машину. На Пекинском или Шанхайском автосалонах порой невозможно подойти к машине, что уж говорить про сесть и посмотреть.
Voyah Free+
Один из самых популярных автомобилей параллельного импорта в России — Voyah Free — пару месяцев назад получил обновление, приставку к имени Plus и небольшие косметические изменения интерьера и экстерьера — другие диски, решетку, заднюю «монобровь». Но главное и удивительное изменение — Free+ стал дешевле! Такое, пожалуй, только у китайцев может быть. Об условности прайсовой стоимости в России уже знают — скидки обычно начинаются раньше продажи. В Китае то же самое — номинально обновленная машина стартовала с отметки 300 000 юаней (~3,265 млн руб.), но уже дважды цену снижали, поэтому сейчас она продается за 229 000 юаней (2,5 млн).






Техника также серьезных метаморфоз не претерпела — это по-прежнему последовательный гибрид с 1,5-литровым турбомотором в качестве генератора и двумя электромоторами. С полным баком и при полном заряде батареи производитель заявляет запас хода Free+ в 1400 километров.
NIO ET9
Соцсети в свое время облетел ролик с испытаниями плавности хода на люксовых автомобилях — на капоте стояли бокалы с шампанским, и только на капоте NIO ET9 эти бокалы при проезде череды «лежачих полицейских» остались полными. На выставке, по мнению нашего экскурсовода, этот автомобиль самый технологичный из всех представленных. И один из самых дорогих — стоит 808 000 юаней (9 млн руб.), что даже для Китая дорого. Но и технологии тут, мягко говоря, не бюджетные. Несмотря на то что марке NIO всего девять лет, сегодня в компании трудятся уже больше 30 000 сотрудников, а производственная мощность достигает 450 000 автомобилей в год. Как это часто бывает в Китае, NIO не стала строить с нуля собственный завод, а в 2023 году выкупила у «Москвича» концерна JAC два завода в городе Хэфэй. Нет особого смысла заострять внимание на внешнем виде и салоне ET9: тут все как у всех — дорогие материалы отделки, безупречная сборка, привычный уже дизайн. Вся «фишка» в электромагнитной подвеске.
В рамках выставки на ЕТ9, конечно, не покатаешься, но оценить всю мощь инженерии реально. В настройках можно выбрать режим подвески — кинотеатр. И смотреть какой-нибудь боевик или блокбастер с эффектом присутствия — подвеска будет «подыгрывать» в соответствии с кадрами фильма. А если бы китайцы еще умудрились подключить к «киноэффектам» климатическую установку — был бы вообще шок. Видимо, приберегли для рестайлинга. Но и сейчас это уже впечатляет.
Конечно, 99% соотечественников вряд ли будут приобретать такой автомобиль, чтобы смотреть кино со спецэффектами. К тому же его можно посмотреть и в 20-летней Тойоте на альтернативной Android-мультимедиа за 5000 рублей с AliExpress, просто выехав на гравийку за пределами МКАД.


AITO M8 и M9
Следующий экспонат выставки привлекает своими габаритами — это огромный флагманский электрический кроссовер, детище промышленного гиганта Huawei, модель Aito M9 (если доберется до России официально, то будет Seres M9). Кстати, в последнее время практически все флагманы китайских брендов имеют в названии цифру 9. В фэншуй она означает «высшую мужественность», а раньше символизировала верховную власть императора.
Но по продажам Aito постоянно уступал Li, поэтому в модельном ряду решили заполнить пробел и сделать кроссовер чуть больше, чем M7, но меньше, чем M9. И продажи пошли вверх — угадали с размерчиком.



Xiaomi YU7
Еще не отшумели восторженные отзывы об электрическом суперкаре Xiaomi SU7, особенно в исполнении Ultra с ошеломительными 1548 л.с. и 1770 Нм, как Xiaomi подобно Tesla насобирала предзаказов на новый кроссовер YU7 аж на 200 млн долларов. За час! Китайцы уже освоили не только технологии, но и маркетинг, судя по всему. Почему такой ажиотаж? Во-первых, сила бренда. Xiaomi в Китае действительно уважают, как и Huawei, несмотря на то, что машины они ранее не делали. Во-вторых, людям «зашел» и обычный седан SU7, а YU7 сделан уже в популярном форм-факторе кроссовера. В-третьих, визуально YU7 сильно напоминает Ferrari Purosangue. В-четвертых, технологичность и опции, которые встречаются на гораздо более дорогих автомобилях — например, панорамная крыша с переменной степенью затемнения, вплоть до 99,9% защиты от ультрафиолета и ИК-излучения. В-пятых, все это — максимум за 386 000 юаней (4,3 млн руб.) со всеми дополнительными опциями. А стартовые моноприводные версии – от 250 000 юаней. Взяли бы такой за 2,8 млн рублей?


Geely 7EM-i и Geometry Panda Mini
На стенде популярной в России марки Geely красовались в основном гибриды и электромобили. Среди них — весьма перспективный кроссовер 7EM-I (он же Geely Galaxy Starship 7). Перспективен он в основном благодаря своей цене — 110 000–150 000 юаней (от 1,2 млн руб. в пересчете). Даже после всех таможенных очисток этот гибрид в России продается за 2,2–2,5 млн рублей, по цене топовой Весты, тщательно оберегаемой утильсбором. По технике: 1,5-литровый мотор-генератор, небольшая батарейка на 19,1 кВт·ч и передний привод.


Второй интересный, даже можно сказать, милый экспонат на стенде Geely — квадратный электрический «медвежонок» под еще одним брендом Geely — Geometry. Это Panda Mini — пожалуй, более точного названия для китайского электромобиля таких габаритов и внешнего вида не придумаешь. Небольшая батарейка на 17 кВт·ч, запас хода 100 километров на электротяге, веселенький салон и ценник от 30 000 юаней (335 000 руб). В России уже встречаются такие в продаже — по 1,5 млн рублей.




Бледная Toyota на фоне яркого Китая
Если у Китая есть свой феномен в плане скорости роста (и производства, и экономики, и технологий), то у концерна Toyota — свой. В эпоху, когда скорости выхода целых поколений автомобилей, технологий и моделей возросли кратно, на внешних рынках Toyota при всей своей консервативности умудряется стабильно удерживать свой процент рынка. Стенду «народной» марки на автомобильной выставке в Чанчуне мы уделили особое внимание, чтобы ответить на вопрос — что она предлагает в ценовом сегменте «приличных» китайцев.
Toyota BZ5. Несколько лет назад Toyota разработала специальную платформу e-TNGA для создания целой линейки электромобилей. Самый свежий из них — кроссовер BZ5. Электромобиль сделан в полном соответствии с требованиями и ожиданиями китайского рынка. Начиная от дизайна — убери шильдики, и не поймешь, какой марки этот автомобиль — и заканчивая технико-экономической основой. В Китае зарегистрирована фирма BTET — BYD Toyota EV Technology. Как несложно догадаться, славное имя Toyota и славные технологии BYD совместили, чтобы завоевать под японским брендом доверие и популярность у китайских покупателей. Тяговые батареи с фирменной «биуайдишной» технологией Blade, электромоторы также производства BYD.






На словах звучит все неплохо. И едет BZ5 наверняка тоже интересно. Но впечатлить случайного прохожего не получается. По сравнению с современными китайскими электромобилями внутри — как в пятилетней Королле, простые материалы, нет никаких электронных «фишек», к которым уже приучили «китайцы». Видимо, производство китайское, а скаредность все-таки японская. Но адекватные ценники как-то надо удерживать, и с этим у BZ5 все в рамках приличия — 130 000–180 000 юаней (1,45–2,0 млн руб.), отличный вариант стартер-пака начинающего тойотофила! Машина внутри попроще, но «Toyota» еще долго для многих будет «звучать». Не в последнюю очередь потому, что считается неломающимся автомобилем. Хотя владельцы современных электрических «китайцев» утверждают, что и в их электромобилях тоже ничего не ломается, ибо нечему.
Престарелая гвардия: RAV4, Sienna, Corolla Cross. Удивительно, но в окружении современных и технологичных автомобилей Toyota вообще не стесняется выставлять напоказ четырех–пятилетние модели! Компактному кроссоверу Corolla Cross в этом году исполняется три года, минивэну Sienna — четыре года, а RAV4 в кузове XA50 свет увидел и вовсе в 2019 году! Хотя тот же RAV4 в Европе, Японии и США уже продается в новой «будке» XA60. А так года через три китайская молодежь наверняка начнет снимать тиктоки про капоты Тойот, которые надо удерживать «кочергой». Пока еще не снимают, но уже удивленно смотрят. Салоны визуально «позапрошлого поколения», материалы простые, кресла с обивкой из кожзама без перфорации. Дисплеи простенькие, со скромным разрешением. Аккуратно все — это да, не придерешься. Но и если подходить не с точки зрения вау-эффекта, а с точки зрения консерватора и привычных форм, то почему бы и нет? Покупали «Равчики» и «короллокроссы» с правым рулем из Японии — теперь будут с левым рулем из Китая. Даже удобнее для правостороннего движения. Производится, кстати, машина на заводах FAW в рамках совместного производства.




Но при таком ценнике опять вопросы: 200 000 юаней (2,2 млн руб.) за RAV4 прошлого поколения — это далеко не даром. При этом в России такие серые «Равчики» стоят от 3,2 млн рублей. И ведь берут! Более того, как только «натоптали» тропы из Китая, заказы на параллельные Toyota RAV4 стабильные и частые. Да, адепты сугубо японской сборки, которые обитают в основном в Приморье и Хабаровском крае, до сих пор отказываются покупать такие RAV4 из Поднебесной (возможно, и императорское качество ни при чем, просто подержанные машины из Японии с правым рулем элементарно дешевле на 500–800 тысяч рублей), но в остальных регионах уже вообще не обращают внимания на страну производства. Toyota — она и в Китае Toyota. В активе того же RAV4 — хорошая ликвидность, автомобиль очень медленно теряет в цене. Ну и рулится неплохо — это отмечают даже те, кто к Тойотам относится с прохладцей.
Другой бестселлер — Corolla Cross. С ним Toyota попала в самое сердечко консервативной публики. Ей, публике, хочется привычную Corolla, но седан уже вроде как не модно. Поэтому лучше кроссовер. И чтобы доступно по цене. А пожалуйста — комбо! Все это есть в «короллокроссах», которые везут в Россию много и часто. Цена в РФ на такие машины от 2,0 млн рублей с пробегом до 30 000 километров в статусе «новый». С таким ценообразованием очень даже успешно можно пободаться с Geely Coolray и прочими компактными кроссоверами с передним приводом.


У Toyota в Китае мало того, что два совместных предприятия — c FAW и с GAC — так еще и степень локализации может отличаться в разы от модели к модели. Так, например, Corolla Cross также может носить имя Frontlander и имеет почти стопроцентную локализацию, что благоприятно сказывается на стоимости. А, например, новый Prado, о котором расскажем чуть ниже, собирается исключительно крупноузловым способом из поставляемых из Японии деталей.
Crown и компания. Если китайские автомобильные концерны в любой непонятной ситуации создают новый бренд, то Toyota пошла иным путем. Годами завоевывавший популярность Crown просто стал отдельной маркой. И теперь это не только и не столько седан, но и кроссовер, и кросс-купе, и минивэн, и гибрид. В общем, целая королевская семья.

Конкретно на китайском рынке самый популярный из Краунов — Crown Kluger. Он же Highlander на другом заводе. Отличия только в форме переднего бампера, в остальном, в том числе по технике, полная идентичность. Но глядя на этот «Хайкраун», адепты настоящих Crown могут и огорчиться. Ведь в тех самых Crown, с которых все начиналось, было самое навороченное и технологичное. А этот кроссовер хоть и выглядит эффектно, в плане техники и оснащения не то чтобы позорит род, но явно недотягивает до былого статуса. Словно молоденький мажор, носящий фамилию заслуженного отца. Но «старые дрожжи» у нас в почете, поэтому такие Highlander/Crown Kluger, как и RAV4, пользуются спросом у российских фанатов марки.



Новый Prado интересен прежде всего тем, что Toyota решила в этой модели пересмотреть основы и базовые ценности. Потому что на каком-то этапе Prado стал по оснащению и характеристикам очень близок к флагманскому Land Cruiser, что породило внутреннюю конкуренцию. Поэтому Toyota и затеяла «брутализацию» модели, сделала Prado более внедорожным и простым. Салон стал проще и по материалам, и по оформлению, как будто предполагается его мыть прямо из мойки высокого давления после «покатушек» по гиблым местам. С другой стороны, тойотовцы озадачились доработкой подвески — и им это удалось, потому что на новом Прадо, в отличие от предыдущих поколений, нет характерных для рамников «пинков под зад» на кочках благодаря подвешенному на спиральных пружинах неразрезному мосту.
Автомобиль, несмотря на визуальную простоту, делит с топовыми моделями концерна (в том числе с Lexus) современную рамную платформу TNGA-F. Под капотом для китайского рынка у Prado 2,4-литровый турбомотор и фирменная гибридная система iForce Max, с которой этот рамный «кирпичик» имеет пиковую мощность более 300 л.с.
Адепты японского качества наверняка оценят и то, что почти весь Prado прибывает в Китай из Японии, в Поднебесной его только собирают по крупным частям. Поэтому особо сэкономить на локализации не получится — рамные Toyota традиционно «в цене». Стоимость таких Prado в базовой версии TX стартует от 460 000 юаней (5 млн руб.). То есть в России это будет уже в районе восьми миллионов. Если сравнивать с китайскими внедорожниками от GWM, то дороговато, хотя официальные Tank 500 в топовой комплектации уже подбираются к этому ценнику, а гибридные Tank 700 и вовсе его перескакивают.
Словом, Toyota продолжает оставаться собой, наблюдая, как по Янцзы проплывают если не трупы, то весьма истерзанные экономикой тела противников. С одной стороны, японский концерн остается верен себе и продолжает выпускать «заслуженные» модели, не особо увлекаясь их цифровизацией. За это поклонники и постоянные клиенты благодарят Тойоту стабильным спросом на всех рынках. С другой стороны, Toyota не отказывается от выгодных и перспективных интеграций с китайскими автогигантами. Понятно, что главная цель таких коллабораций — это доля на китайском рынке. На другие рынки такие продукты официально не поставляются. Но где Россия и где — официально… Так что у наших любителей Тойот даже есть «серая» возможность выбирать — либо «те самые» Тойоты, либо нового поколения, с китайским акцентом.
Другая Япония и Европа
Были на выставке и другие автомобили японских и европейских брендов. Страну восходящего солнца представили марки Nissan, Mazda и Honda, а Европу — уже известные модели Land Rover (включая отдельные теперь бренды Defender и Discovery), Jaguar, BMW, Mercedes-Benz, Audi (с новым, специально для китайского рынка, логотипом) и Volvo. Сюда же, к «западным цивилизациям», можно отнести и глобальный Ford.






Что в целом можно сказать про экспозицию некитайских производителей (хотя все представленные на выставке автомобили собираются в Китае на совместных предприятиях)? Скромно, консервативно, без революций, но с оглядкой на китайские вкусы. Но даже с учетом этой оглядки модельные ряды этих производителей по китайским меркам обновляются целую вечность. С точки зрения покупательского интереса на рынке Китая — слабое звено. Поэтому если не брать люксовый сегмент, стоимость автомобилей в котором только начинается от 1,0–1,5 млн юаней (11–17 млн руб.), всем этим производителям придется еще долгое время (если не всегда) находиться в роли догоняющих.