В прошлых выпусках мы уже писали про то, что нас хабаровские коллеги по электромобилеводству встретили радушно. Наш BYD зарядили, про зарядки рассказали, по городу покатали. Причем покатали не абы на каких машинах, а, естественно, на китайских, электрических! Поэтому сегодня у нас попурри из мини-обзоров на современные китайские «электрички» с комментариями Руслана — человека, который с единомышленниками развивает эту электромобильную культуру в Хабаровском крае.
— До сегодняшнего дня я смотрел обзоры на Зикры других блогеров — и известных, и неизвестных. Но когда я увидел твой, я понял, что он какой-то не такой. Можешь вкратце рассказать, что это за модификация, как он был заказан, откуда привезен?
— Zeekr 001FR был презентован, по-моему, в октябре 2023 года, тогда же начались и заказы. Мы заказали несколько штук таких.
— Погоди, почему ты говоришь «мы», как будто вас много?
— Ну типа от лица компании… Ну ладно, я заказал, честно признаюсь, я заказал этот автомобиль, я купил.
— Ты занимаешься поставками машин из Китая?
— На самом деле мы больше занимаемся даже не столько бизнесом по покупке и продаже автомобилей. Я бы скорее назвал это в целом популяризацией электромобилей. Мы занимаемся развитием инфраструктуры и сообщества, можно сказать, просто вкидываем деньги в зарядную сеть. Если вам нужны адаптеры, переходники и вот это вот все, это как раз наш профиль. То есть мы по большому счету больше занимаемся тем, чтобы обычные люди, неискушенные в этой отрасли, могли прийти, посмотреть, прокатиться и вообще понять, что это и как. Потому что в обществе образовался, так сказать, информационный пузырь. Мол, надежен ли «китаец», особенно электрический? А то какие-нибудь малоизвестные блогеры все снимают какие-то свои обзорчики, ой, вот это сломалось, там отвалилось. Ребят, мы сами на них ездим, вы нам попробуйте рассказать, что у вас там сломалось, вместе посмеемся.
— В частности, BYD дромовский был для этого и куплен, чтобы развеять (или подтвердить) все эти мифы. Мы сами проехали уже 7000 километров на китайском электромобиле, пока ничего не сломалось.
— Как? И газ не отвалился?
— Ничего не отвалилось, к сожалению, только с зарядками проблемы. Но ладно, мы отвлеклись, давай вернемся к автомобилю.
— Итак, мы его заказали в октябре, изготовили его в марте. На тот момент, когда начались предзаказы, можно было собрать любую конфигурацию, и это было для первых заказчиков бесплатно. Поэтому у машины есть несколько крутых и дорогих опций. Например, стеклянная крыша с электрохромной тонировкой, лидар на крыше — сейчас эти дополнительные опции платные при заказе машины. Raikkonen Mod, который здесь тоже есть, сейчас, к слову, стоит 60 000 юаней, то есть примерно 600 000–700 000 рублей. Zeekr 001 FR выпускается тиражом 99 штук в месяц, и вот в марте мы его получили.
— Получается, уже около 400 человек стали счастливыми обладателями этого электромобиля с начала года. Неплохо. Но почему именно этот автомобиль? Я видел — у тебя на площадке и Tesla стояла, и еще какие-то электромобили.
— Мне стало интересно лично узнать, что это за автомобиль такой, а не посмотреть через экран в каком-то обзоре. Ведь часто как бывает: блогеры малоизвестные или даже очень известные садятся в китайский «серый» автомобиль, там, как правило, еще ничего не переведено, и все на китайском. И начинается — ой, вот этого нет, этого нет. Но это равносильно тому, что я тебя сейчас посажу за руль и предложу погонять. Ты сядешь, половину меню ты не знаешь, какие режимы включать, тоже не знаешь. Ты прокатишься и не особо впечатлишься. Скажешь, что двери не открываются сами, как должны, потому что когда она только выезжает с завода есть ручной режим транспортировки, чтобы на автовозе не поцарапали двери, когда они от случайного нажатия кнопки могут распахнуться. А когда она русифицирована, все настройки сделаны, и выясняется, что гонять машина, оказывается, умеет. А то, что в некоторых видеообзорах у Зикра корма виляет — так это систему стабилизации не настроили. А когда настроите, то и поедет машина не хуже Tesla Plaid. То есть ты уже когда сам поездил лично, понимаешь, что тем чувакам, которые это все снимают, просто дали на час машину. Они только научились D включать и ездить, а уже стараются это на всеобщее обозрение опубликовать. Мы же стараемся изучить машину, русифицировать, прошить, обновить, сим-карты установить и вообще понять, реально ли они не ломаются? И как показывает практика, уже с прошлого года Зикры в регионе благополучно катаются. В Хабаровске морозы 37–39 градусов бывают, и ничего. В холода и гололед живут. Педали не отваливаются, запчасти есть, «расходники» есть. Все меняется. Хотя по сервису пока да, не спорю, не все обладают знаниями и компетенциями нужными. Но уже начинается развитие в этом направлении. И запчасти, кстати, сейчас проще из Китая привезти, чем откуда-либо с Запада или даже из той же Японии зигзагами через все страны.
— Что касается эксплуатации, понятно, она тебя радует, но на Tesla ты ездишь гораздо дольше. Какие плюсы и минусы у Zeekr по сравнению с той же Теслой?
— Да, у меня есть в долгом пользовании Tesla Model X, была и S, ну, короче, разные, почти весь модельный ряд Tesla, и Зикры почти все есть. Что мне нравится в «китайце»? Богаче оснащение, вентиляции всякие, подогревы, планшет на Android — наши все приложения можно устанавливать, типа Кинопоиска и прочего. Кому-то кажется, что это все мелочи и мишура, но к такому быстро привыкаешь. Почему пока не продал Теслу? Скажем так, для меня она пока более практичная. Это большой автомобиль, высокий — я говорю конкретно про Model X. Zeekr 001, особенно FR, хоть в целом и практичный автомобиль, но больше для драйва, для души, для настроения, где-нибудь летним вечерочком прохватить. Хотя и для повседневной эксплуатации он вполне подходит. Но, возвращаясь к сравнению, по оснащению и качеству сборки и материалов салона «китайцы» уже превосходят конкурентов. Обшивка, строчка, материалы, кресла… Мы сегодня с тобой покатались и ты увидел, какая здесь активная боковая поддержка, например. Да, непосредственно на ездовые ощущения это, пожалуй, не влияет, но к этому тоже мгновенно привыкаешь. И когда потом садишься в другую машину без всего этого и думаешь, что без этих опций как-то бедненько. А вот китайцы смогли в одном месте все скомпоновать.
— Насколько я понял, Zeekr у тебя не один?
— Да, второй Zeekr X жены. Он ощутимо дешевле, но в нем есть все, что необходимо жителю Дальнего Востока — полный привод, клиренс повыше, чем у легковушки, мощный, с нормальным запасом хода благодаря батарее на 66 кВт⋅ч, 428 л.с., восемь секунд до «сотни» и 500–600 километров запас хода. Для городской эксплуатации идеально.
— Хорошо, давай вернемся к твоему монстру FR, раз уж он пока рядом. Чем он отличается от других Зикров? Только обвесами?
— Кроме обвесов первое, на что обращаешь внимание — это тормоза. Здесь китайцы решили, что раз такая мощность, то машину нужно как-то эффективно останавливать...
— А сколько здесь мощность?
— 1265 лошадиных сил. 2,07 секунды до 100 км/ч в экстремальном режиме. Это при снаряженной массе около 2500 кг… Поэтому здесь десятипоршневые тормоза Brembo с перфорированной керамикой. Причем китайцы не стали ни изобретать велосипед, ни тырить его, а просто весь узел взяли у немцев. Бренд звучит, машина тормозит. Опять же, здесь четыре мотора и рекуперация соответствующая.
— Мотора четыре, а емкость батареи какая?
— 100 кВт⋅ч, причем это уже модернизированная батарея нового поколения Zeekr на 850 вольт, то есть предыдущие были на 420 вольт, если мне память не изменяет.
— У нас в BYD батарейка 87 кВт⋅ч, от бытовой розетки она заряжается три дня. Здесь сколько? Один раз погонял — четыре дня заряжаешь? Вот почему ты назвал его тачкой выходного дня?
— с У Zeekr 001 FR 7-киловаттный PDM. То есть если мы берем обычный рабочий день гражданина, когда после работы приезжаешь домой в восемь-девять вечера, ставишь на такую зарядку суммарно часов на 10–11, то 70–80 кВт⋅ч она успеет принять. Это с учетом того, что не каждый раз ведь пустой в ноль приезжаешь. Опять же, чтобы такую емкость высадить, это нужно в восемь утра выезжать, весь день наваливать и вечером с трясущимися руками приезжать в гараж. Тогда да. А так у нее в обычном режиме запас хода километров 600, на неделю хватает.
— Лючок для зарядки скрывает разъемы сразу и для быстрой, и для медленной зарядки?
— Да, все верно. Как и большинство «китайцев», она умеет отдавать энергию, то есть выступать как такой высокобюджетный powerbank. Но не только для всяких чайников и кофеварок, а еще и для других электромобилей — был бы соответствующий кабель. Производитель заявляет, что Zeekr 001 может отдавать до 60 кВт! Но, опять же, здесь 800 вольт, а у реципиента может быть, например, 400 —это нужно учитывать.
Наконец, после теоретического введения удалось прочувствовать Zeekr 001 FR в движении. Естественно, как и подобает экстремальной версии автомобиля, у 001 FR есть гоночные режимы (здесь один из таких называется track mode), перед включением которых нужно чуть ли не подписывать договор о снятии компанией Zeekr с себя всей ответственности. Самый серьезный режим — этот тот самый опционный Райкконен мод, в котором даже система стабилизации отключается. Так что сцепление должно быть хорошим. В нем мы ездить не стали, благо для ощущения всей мощи китайской электросилы достаточно и обычного режима с активированной системой стабилизации. Это стало понятно, когда Евгению, который попытался запечатлеть эффектный разгон на смартфон, этот смартфон пришлось крепко держать обеими руками, чтобы он не выпал от ускорения. 12 секунд — столько примерно потребовалось Зикру в стандартном режиме, чтобы на спидометре загорелись цифры 250 км/ч…
— За сколько времени при таком режиме можно высадить батарейку?
— Мы делали замеры, его максимальный расход составил 40 кВт⋅ч на 100 км. Это когда ты тупо «газ в пол — тормоз в пол» едешь. Но даже в таком режиме запас хода получается около 250 км. Хотя я думаю, что батарейка скорее начнет греться от того, что ты просто издеваешься над ней.
— Охлаждение батареи есть?
— Есть, и на проекционном дисплее можно наблюдать за состоянием батареи.
Руслан также поделился, что на 001 FR с особенным удовольствием можно наказывать самоуверенных гонщиков, которые решили «зарубиться» с дерзким на вид «китайцем» на каком-нибудь светофоре. Начинают стартовать с тобой, чувствуешь, что мотор у них уже ревет, а в Зикре едва педаль нажимаешь. И вот плавно с ним выравниваешься, видишь восторг в глазах оппонента, мол, ничего себе, его тачка готова победить китайский гиперкар. А когда скорость доходит до 80–90 км/ч, ты нажимаешь уже на газ нормально, и гонщики теряются в зеркалах заднего вида.
— Машина, конечно, дарит эмоции. Когда ты пересел на электромобиль, ты уже поймал кайф электромобиля. И дальше уже все эти гонки как таковые не нужны, просто кайфуешь от скорости, от возможности ускорения. Так и становишься электронаркоманом. На этом автомобиле вообще перестаешь чувствовать скорость, едешь 90 км/ч, а кажется, что стоишь.
— Кстати, при всей этой спортивности я не чувствую какой-то жесткости. Я видел, здесь стоят Pirelli?
— 22 дюйма. При этом, кстати, машина на койловерах с завода — это тоже привилегия версии FR. И вот мы сколько проехали, дискомфорта ты никакого не почувствовал. И если сравнивать, например, с обычным Zeekr 001, который на «пневме», то он, конечно, больше заточен на комфорт. Там ты выставляешь пневмоподвеску на комфортный режим, в котором что гравийка, что кочки, что ямки — все равно комфортно, как раз для наших российских реалий. Вот в сравнении с ним на FR жестковато, но как только ты начинаешь выезжать на трассу, входить в крутые повороты, делать энергичные перестроения, понимаешь, почему китайцы сюда поставили койловеры.
— Руль тут какой-то интересной конфигурации. Ладно нижний сектор скошен, чтобы колени не натирать, а вот верхний зачем? Выглядит не очень…
— Да, руль поменяли, на обычном 001 рестайлинге он другой. Кстати, до рестайлинга руль был круглый, что удобно, а вот кнопки на нем были сенсорные, и вслепую ими пользоваться было нереально. Теперь все кнопочное, так удобнее. А внизу есть крутилки выбора режимов движения. Это, кстати, удобно, если дорожная ситуация требует резко добавить прыти (например, в режиме Boost) — чтобы не лезть в центральное меню, вот этой «горячей» крутилкой можно быстро переключить режим.
— Мы с тобой, кстати, не договорили по поводу колес, здесь 22-е стоят. Насколько штатная резина хороша и насколько вообще легко подобрать резину? Потому что, во-первых, размер, скажем так, не самый популярный, во-вторых, еще такие поискать надо, чтобы соответствовали характеристикам машины и хорошо держали на дороге.
— Во-первых, если ты заметил, китайцы на свои премиальные бренды не ставят бюджетную резину типа Триангла. Они используют те же Pirelli, Continental, Michelin, хотя они тоже китайского производства. 22-й размер колес, да, немаленький, и первые покупатели озадачились — а где покупать зимнюю резину? Ведь все автомобили приходили на летней. Но предприниматели довольно быстро сориентировались и стали формировать предложение по резине таких размеров. Опять же, у нас под боком братский Китай, и если ты понимаешь, что будешь зимой ездить на этом автомобиле, можно заранее заказать резину, благо там размеры вообще любые есть. А для обычной езды в городе штатных Пирелли хватает вполне. Повторюсь, при всех возможностях машины это прежде всего гражданский автомобиль. Вон даже сзади isofix есть, чтобы детские кресла крепить. А те, кто такие машины покупает для трека или дрэга, ищут резину уже позлее.
Собственно, с целью поддержать тему практичности, мы немного переместились во времени и пространстве и оказались уже возле второго Zeekr, на этот раз с литерой X. Кстати, традиционно для китайских производителей в линейке Зикров максимально непонятная и непоследовательная нумерация модельного ряда. Флагман имеет индекс 001, более компактный седан — 007, огромный минивэн — 009, а компактный кроссовер и вовсе лишен цифр в названии модели.

— Итак, у тебя две китайских машины этого бренда в семье. Что лучше? Точнее, даже не лучше, а практичнее? Для чего вообще вот этот автомобиль был приобретен в семью?
— Разумеется, этот автомобиль практичнее. Больше дорожный просвет, 19-е колеса, которые проще найти и стоят они ощутимо дешевле. Полный привод (двухмоторный), 428 лошадиных сил, разгон до 100 км/ч за 3,8 секунды, и при этом батарейка 66 кВт⋅ч. Если верить производителю, то должна на одном заряде проезжать 512 километров.


— Ну мы знаем, что заводские данные — это такая условная правда…
— Это да, но я к тому, что даже в тяжелых, зимних условиях это даже не реальные 200–300 километров, а заметно больше, с хорошим запасом.
— И, кстати, она достаточно быстро передвигается. В городе даже особо и от 001 FR не отличишь…
— Да, динамика хорошая. Просто она компактная, но вэдовая при этом, высокая. Что еще надо для городского автомобиля? В любые погодные условия нужно на природу выехать? Она выйдет. Надо чайник включить или электрогриль? Без проблем. Все она умеет делать — беспроводные зарядки есть, андроид есть, музыка, кинотеатр, охлаждение, вентиляция.
— Это 2023 год выпуска, какая у него цена?
— 3 600 000–3 800 000 рублей.
— В последнее время появилась такая тенденция, что люди покупают Лифы по низу рынка в первых кузовах, а потом тратят деньги на перепаковку на китайских же элементах. С увеличением доли китайских электромобилей что-то поменялось в этой тенденции?
— По практике прошлого года, когда «китайцы» активно начали заходить на наш рынок, несмотря на народную любовь к «японцам» и «европейцам» люди стали больше покупать дорогие автомобили. Тех же 001 было куплено гораздо больше, чем X. Хотя, как и всякие Voyah и Li, Зикры недешевые, фактически это машины от шести-семи миллионов. Zeekr X стоит дешевле. Да, он меньше, но меньше и сегмент людей, которые могут себе позволить автомобиль за три-четыре миллиона. То есть людей, готовых даже сейчас, когда после апрельских событий цены подросли, купить 001, меньше не стало. В менее дорогом сегменте увеличение цены чувствуется острее. Поэтому в бюджете до 1 500 000 рублей люди в обозримом будущем так и будут покупать, перепокупать, перепродавать и перепаковывать то, что уже имеется в обороте внутри РФ. Обновляться этот сегмент будет мало.
— Твое резюме по Zeekr X?
— Мягкий, комфортный городской семейный автомобиль. Я бы даже сказал, хотя, может, это и некорректно, что это машина для девушек. Детей посадила, багажник покупками загрузила, вечером при необходимости 7-киловаттной зарядкой подзарядила, и у тебя всегда в запасе 350–400 километров хода.
— Получается, Zeekr — это светлое будущее?
— Да на самом деле очень много марок в Китае, просто почему они? Почему не тот же BYD, например? BYD тоже хорошая марка. Просто Zeekr — это же, по сути, Geely, премиальное подразделение. И вот они уже хорошо себя зарекомендовали за последнее время. По практике скажу, что у нас проблем не было, хотя таких машин даже в Хабаровске уже достаточно много.
Но мы не сдаемся и продолжим проверять — лучший BYD на рынке или нет.