Первое место по праву занимает моторное масло. И неспроста: это самый легкий продукт для фальсификации. По сути, мошенникам необходимо подделать только тару и залить туда любое самое дешевое масло, ведь определить на глаз и запах, что вам привезли не то масло, обычный человек не сможет. А какая прибыль! Мечта любого барыги. Покупается цистерна самого дешевого масла, литр которого стоит 50-100 рублей, разливается в канистры, стоимость которых также составляет копейки, и такой продукт отправляется в продажу в какой-нибудь интернет-магазин, сервис или стационарную точку продажи, не сильно следящую за качеством входящей продукции. На выходе и те и другие имеют очень хороший профит, а конечный потребитель, скорее всего, после первой замены ничего не заметит, особенно если меняет масло вовремя и эксплуатирует простой слабофорсированный «атмосферник»... Но со временем некачественный продукт, естественно, приводит к повышенному износу, а порой бывает, что мотор «умирает» практически сразу, особенно если это современный дизель с нежным сажевым фильтром, турбиной и высокими нагрузками.
Есть версии, что бочковое масло не подделывают, но это миф. Даже оно бывает «левым». В моей практике был, к примеру, случай, когда мелкий сервис по экспресс-замене масла, имеющий огромный ассортимент «бочек», в пустую тару от дорогого масла переливал совершенно другой продукт. Человеческая жадность бесконечна...
И все же как защититься? Если вы покупаете оригинальное масло, выпускающееся под брендом автопроизводителя (OEM), то лучшая гарантия качества — покупка его у официального дилера. Если это же Castrol, Mobil, Motul и подобные — лучше выбрать продавца из тех, кто упомянут на официальном сайте компании (хотя и это не является 100-процентной гарантией). Также нелишним будет ознакомиться в интернете с особенностями канистры, узнать, чем она отличается от поддельной. У каждого бренда есть свои особенности. Эту информацию легко найти.
А вот поддельной «трансмиссионки» и других смазочных материалов практически не встречается.
Второе место по подделкам, на мой взгляд, занимают лампы (как ксеноновые, так и галогеновые) известных брендов Philips, Osram, а также изделия под OEM-марками. Количество контрафакта настолько велико, что мне даже пришлось отказаться от этой продукции и заменить ее менее именитыми брендами. Если же вы все-таки желаете приобрести лампы именно этих производителей, то внимательно ознакомьтесь, как отличить подделку от оригинала на сайте производителя. Установка некачественных ламп может привести к выходу из строя блока «розжига», что повлечет дальнейшие траты.
На третьем месте по подделкам — фильтры. Контрафакт в основном встречается среди оригинальных изделий и фильтров топ-брендов, таких как MANN-FILTER, Mahle/Knecht. Подделывать более дешевую продукцию не имеет смысла. Но тут отказываться от этих расходников в пользу более дешевых брендов не рекомендуется, так как от качества фильтрации масла, воздуха и топлива зависит срок жизни мотора. Поэтому с данной продукцией, как и с маслом, надо быть очень внимательным и избегать сомнительных вариантов, ведь экономия в 100-200 рублей может привести к ремонту, стоимость которого превышает сэкономленную сумму порой в тысячу раз.
Подделки по остальным группам товаров встречаются гораздо реже, но терять бдительность не стоит. Общая тенденция такая: фальсифицируют ликвидные товары, заработок на которых — максимальный. Хотя за 10 лет работы мне довелось увидеть самые разные «левые» детали: зимний стеклоомыватель, амортизаторы, ступичные подшипники, детали двигателя...
Список можно продолжать долго, и на 100% защититься от контрафакта практически нереально. Но ряд рекомендаций дать можно. И самая первая из них — покупать детали в проверенных местах и не гнаться за мнимой экономией. Ведь купите вы настоящую деталь или подделку — во многом зависит от продавца. Кто-то очень бережно относится к своей репутации и внимательно следит за товаром, а кто-то то пытается «срубить» побольше денег. Касается это не только мелких торговцев, но и крупных игроков рынка. Не называя имен, могу утверждать: мне знакома ситуация в двух очень крупных и популярных сайтах-агрегаторах по продаже запчастей, и только один из них штрафует своих поставщиков и разрывает с ними отношения, если уличит их в поставке поддельной продукции. А второй практически не имеет входного контроля и продает как поддельный товар, так и различный брак и некондицию.
Отдельного слова заслуживают детали для китайских автомобилей. В вопросе, что является подделкой, а что настоящей, оригинальной деталью, с трудом могут разобраться даже люди, специализирующиеся на этом товаре. Не вдаваясь в подробности (так как это не мое направление), приведу только один известный факт: большая часть запчастей, продающаяся в России под оригинальными брендами китайских автопроизводителей, — подделка.
Впрочем, если вы недовольны качеством товара, не спешите причислять покупку к подделкам: в практике очень часто встречается, что человек, купив бренд низкого или среднего ценового уровня, остается неудовлетворен эксплуатационными свойствами и списывает все на подделку... Относительно того, как должен вести себя «оригинал», есть много заблуждений.
Особенно в случае с колодками и амортизаторами. К примеру, распространенное мнение «колодки скрипят, значит, подделка» — неверно. Скрипы могут быть вызваны как неправильной установкой, так и смежными неисправностями, такими как подклинивающий суппорт, поврежденный тормозной диск и даже люфт в ходовой части. То же самое и с амортизаторами — неграмотная установка также может привести к выходу детали из строя.
Какой можно сделать вывод из всего вышесказанного? Отчасти мы сами стимулируем развитие рынка подделок в погоне за низкой ценой. Если большая часть покупателей начнет вникать в суть, сдавать на возврат подделку и всячески это афишировать — продавцам станет невыгодно заниматься «леваком» и портить свою репутацию. А пока даже многие сервисы не обращают внимание на то, что они закупают и насколько чисто происхождение этой детали.
Редакция Drom.ru благодарит проект Контрафакта.нет за предоставленные фотографии.