Указание на то, что стеклоочистители долго считались не самым важным атрибутом автомобиля, существует в их истории. Например, изобретение «дворников» не заслуга автопроизводителей, а достижение малоизвестных американцев Мэри Андерсон и Роберта Дугласа и англичанина Джона Эпджона. Произошло это в 1903 году — первые дисковые тормоза появились раньше. Только через десятилетие автокомпании стали осторожно внедрять их в производство (как на этом Cadillac Model 30 образца 1912 года с единственной щеточкой). Но не в серию.
К тому времени, например, стартер уже начал становиться привычным. Пневмопривод, несмотря на то, что был запатентован в начале 20-х, популярность обрел только к концу 50-х. У тех же тормозов вакуумный усилитель (не говоря уже о гидравлике) стал относительно массовым на десятилетие раньше. Что касается компонентов, доживших до современности, то механизмы с электромотором массовое применение получили в 60-х. Так называемые каркасные щетки «дворников», состоящие из нескольких «коромысел», появились в начале 50-х. Как ответ на дизайнерский изыск в виде панорамного, то есть изогнутого ветрового стекла, к которому не могли плотно прижаться прямые щетки. Вот каркасные видны из салона Chrysler Imperial 1953 года.
Уже в наши времена «химичили» с резиной рабочего элемента щетки — ленты. Обрабатывали различными составами для того, чтобы материал сохранял гибкость в морозы. Создавали двухкомпонентные ленты, в которых основа была мягкой для бесшумности, край — твердым ради лучшей очистки. Соединяли синтетическую и натуральную резину. Покрывали водоотталкивающими средствами. Но еще в 80-х инженеры обошли химиков, создав новую конструкцию щеток — бескаркасную. Это потребовалось, опять же, для того, чтобы стеклоочистители соответствовали новым веяниям в дизайне. Дело в том, что тогда передние стойки крыши начали приобретать больший угол наклона, от этого лобовое стекло увеличилось в площади и стало сложнее по профилю. Для оптимального прижима каркасных щеток понадобилось бы множить количество их «коромысел». А это минус эстетика, аэродинамика, видимость, качество очистки, надежность. Подобный негатив на фоне хорошего контакта со стеклом позволили исключить именно бескаркасные щетки. Что они из себя представляют? Простейшую конструкцию, где основной элемент — пружинная стальная лента, повторяющая изгиб стекла. В нее вставляется резина, нижняя кромка которой является рабочей. Сверху пластиковый кожух (крепление, дизайн, аэродинамика), иногда заглушки по торцам.
Последними появились так называемые гибридные щетки — смесь каркасных и бескаркасных. Современные технологии позволили обойтись минимумом «коромысел», достигнув наилучшего прижима к стеклу. Вдобавок накрыть конструкцию пластиковыми щитками, уменьшающими сопротивление воздуху и улучшающими внешний вид.
Разновидностью каркасных нужно считать зимние щетки.
У них все «коромысла» облачены в резиновый чехол, защищающий от грязи, снега, в общем, от влаги — основного бича «дворников» подобной конструкции. В принципе, их можно использовать круглогодично. Однако стоит принимать во внимание, что чехольчик от дорожного «пескоструя» истирается и к холодам щетки могут утратить свое качество.
Кстати, сами щетки стеклоочистителя — не единственный элемент, который требует внимания. В условиях «соленых зим» на достаточно свежих автомобилях (в основном на «европейцах» и «корейцах») нередко закисает трапеция. Конкретно — валы тяг в корпусах подшипников. Доходит до того, что «дворники» как минимум еле двигаются. Как максимум — щетки захлестывают одна другую. Интернет полон отчетов о том, как «снимал, сбивал, смазывал».
И все же именно щетки принимают на себя основную нагрузку от нашей агрессивной среды. Солнце, морозы, грязь — все это старит резину, не говоря уже о том, что в процессе работы она истирается о стекло. В каких-то исключительных случаях (машина стоит в гараже, мало эксплуатируется, особенно зимой) щетки способны отработать несколько лет. Но обычно срок службы лежит в пределах года-двух, максимум трех лет. В конце концов, они всегда перед глазами. Если начали скрипеть-пищать и мазать — меняйте! И дело тут не только в ухудшившейся видимости. В особо запущенных случаях старые или поврежденные щетки могут затереть стекло. По этой же причине периодически их необходимо промывать и желательно не использовать насухую.
На что менять? Несмотря на то, что с появлением бескаркасных и гибридных щеток каркасные вроде как стали пережитком истории, они до сих пор используются для первичной комплектации. К примеру, на Ладах, Патриоте, бюджетных «китайцах». Выпускают их и для вторичного рынка. Причем не только азиатские производители, но и, скажем, Bosch и другие компании из Старого Света. От них же есть отдельно резиновые ленты, позволяющие сэкономить без потери качества.
Вообще серьезные производители (тот же Bosch, Denso, Valeo) стараются держать широкие линейки, не только покрывая максимум марок/моделей, но и предлагая выбор по типам щеток. Хотя все-таки существует ориентация по национальному признаку. Так, японские фирмы больше выпускают для японских автомобилей, европейские — для европейских.
При подборе щеток надо отталкиваться от двух параметров — типа крепления и длины. Хорошо владельцам машин из Японии и Кореи. Практически всегда кронштейн поводка представляет собой так называемый крючок. У немцев и французов даже в рамках одной марки крепления могут отличаться от модели к модели. Производители щеток иной раз не ограничиваются одним типом крепежа — предлагают до шести его видов. К сожалению, гарантии того, что они зафиксируются на поводке, нет.
— Китайские и отечественные производители не всегда точно соблюдают геометрию и размеры кронштейнов. С виду они выглядят как заводские, однако же не садятся на поводки. При покупке лучше сразу примерить-поставить. С другой стороны, европейские компании, также предлагая разные типы крепежа, четко придерживаются параметров. За монтаж можно не беспокоиться.
Еще одна проблема дешевых щеток — недостаточно плотно прижимаются к стеклу и могут попросту развалиться при работе. Вот характерный пример — китайские «дворники» AutoStandart. Пытаешься надеть на них крепеж, а он ломается!
К слову, и продукция Bosch не всегда стабильна по качеству. В ее случае, конечно, ничего не разваливается. Тем не менее заметили, что щетки, выпущенные на китайском заводе компании, не столь же хороши в работе, как с европейских конвейеров. Однозначно отличные Denso, японские же Maruenu и английские Trico. В середняках корейские Avantech и «японские» Masuma. У AVS две линейки — Basic Line, которая похуже, и Multi-Cap, что повыше качеством. Подделок под известные бренды лично мы не встречали (они есть — прим. авт.). Полно китайских и корейских щеток, на которых, между прочим, удается вдвое-втрое сэкономить. Наверное, в нынешних условиях это важно. Разве что надо понимать — качество очистки и ресурс будет соответствующий. Например, у дорогих щеток ради лучшего скольжения рабочие элементы покрыты графитом. В бюджетном сегменте такого, естественно, нет.
Еще один эконом-вариант — покупка отдельно резинки. Мы продаем только для каркасных щеток. Тут нужно знать, что ленты бывают двух видов — в бухтах, универсальные. Покупай метражом и отрезай под свой размер. И конкретной длины, с пазами под крепеж в щетке. Этот вид несколько дороже, зато обеспечивает надежную фиксацию. Ведь на старых щетках мы могли ленту обжать в металлическом крепеже. А теперь «коромысла» зачастую пластиковые и резинке необходимо как-то в них удерживаться.
А как же бескаркасные щетки? Менять только целиком или можно найти сменные рабочие элементы? В продаже резиновые ленты присутствуют. Японские автопроизводители практически всегда предлагают их под своими брендами. То есть можно купить оригинальный и качественный продукт. Причем всего лишь за 400–700 руб./шт., в то время как щетка в сборе будет стоить 1200–2500 рублей. Разумеется, предлагаются далеко не в каждом магазине. Гарантированный способ приобретения — через интернет-ритейлеров. Зато замена резинки обычно происходит буквально за считаные минуты и безо всякого инструмента. Вот такой «набор» получается при разборке японской заводской щетки.
С «европейцами» ситуация сложнее. На какие-то марки/модели (некоторые VW, Skoda, MB) оригинальные резинки имеются (400–1600 руб.). На другие (Audi, BMW) — нет. Но и те, что предполагают замену ленты, в отличие от «японцев», заставят помучаться. Обычно необходим подручный инструмент. Кто-то перед демонтажем нагревает заглушки феном. Иные ломают пластмассу и ставят щетки без нее. На видео ниже все сделано аккуратно и удачно.
Хорошо, если резинки приобретались по каталожному номеру. А если наобум, через интернет либо в магазине, но без образца на руках? Дело в том, что по их профилю существуют варианты. Не факт, что они взаимозаменяемы в части крепления к металлической ленте.
В заключение скажем о подогреве «дворников». Для тех, кто живет в снежных регионах и передвигается на короткие расстояния (печка не успевает качественно растопить лед по низу лобового стекла), устройство его не лишено смысла. Есть два варианта — наклейка нагревательных элементов в зону «дворников» (500–1000 руб.) и установка щеток с подогревом (2500–3000 руб.).
Вполне можно смонтировать самостоятельно. Разве что прокладка проводов к «дворникам» потребует определенного мастерства и творчества.