Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Ну кто мог подумать, что шутливая фраза о «стратегической дороге на Луганск» из прошлогоднего отчета о тест-драйве Нивы «Тревел» настолько серьезно отзовется в наши дни?
Да и беззаботное фото, сделанное полтора года назад на местном авиаполигоне при подготовке статьи о выборе кроссовера, тоже стало восприниматься совсем по-другому.
«Как они от меня далеки, далеки…», эти недавние лозунги, заменявшие названия фильмов в закрытых кинотеатрах!
И даже романтичные алые всполохи из недавнего выпуска блога теперь кажутся суровым заревом.
Ведь где-то там, за этим багряным горизонтом и луганская трасса, и тот полигон, и соседний аэродром, от которого теперь постоянно доносится гул моторов. Несмотря на то, что маленькая гаражная мастерская находится на обочине современной жизни, даже в ней не удается скрыться от нынешних реалий. Но драматические события этой зимы помогли сохранить в мастерской старых клиентов, да вдобавок еще и привели новых.
Интересно, что большинство автомобилей новых клиентов можно разделить на совершенно разные группы, причем их владельцы вряд ли часто пересекаются в обычной жизни. Как говорится в известной прибаутке, «кому борщ жидкий, а кому жемчуг мелкий». До жемчуга мы еще доберемся, ну а пока начнем с более актуального продукта, то есть с борща. Речь пойдет о машинах, которые по всем признакам давно отслужили свое еще во времена первой программы утилизации. Но некоторым из них сейчас приходится, как кошкам, заново проживать свои девять жизней, и каждую — с новым хозяином. Да, мне давно не приходилось видеть у клиентов такого количества только что купленных крайне изношенных машин.
Вот и типичный пример — потрепанный ВАЗ-2107. Его направили ко мне на регулировку клапанов из соседней мастерской, где ему ремонтировали газовое оборудование.
Молодой парень, устанавливающий натяжные потолки, только что приобрел этот ВАЗ, чтобы возить инструменты и материалы. Заплатив обычные 1000 рублей за регулировку, он стал расспрашивать о возможной стоимости основательного ремонта его машины. Осмотр на подъемнике показал, что «семерка» сильно изношена. Разорванные втулки в подвеске, болтающиеся полуоси с «сопливыми» сальниками, толком не работающие, почти заклиненные тормоза, опущенный под машину шланг вентиляции картера наводили на грустные мысли.
Упирающиеся в согнутую приемную трубу рулевые тяги и просевшие задние пружины намекали на безжалостную эксплуатацию машины, а перепутанные местами левый и правый длинные рулевые наконечники сообщали о полном отсутствии профессионального обслуживания в прежней жизни «семерки».
Все это вместе с подозрительным дымком из выхлопной трубы и неработающим отопителем с оборванными тросиками и попусту визжащим вентилятором заставило поневоле вспомнить старый фильм «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?». Но несмотря на то, что итоговый перечень работ оказался внушительным, а общая сумма предстоящих расходов явно превышала цену этого ВАЗа, владельца неожиданно все устроило. Оказалось, что парень переселился из Донецка и обнаружил, что у нас эти простенькие машины стоят вдвое дешевле, чем в его краях, но зато за свою работу здесь он может получить вдвое больше, чем в Донецке. Поэтому этот ВАЗ-2107, купленный за 25 000 рублей, его полностью устраивал вместе со всеми своими недостатками.
Эта «семерка» поселилась в мастерской на несколько дней. Начали с замены прогоревшей прокладки головки блока. Заодно мотор получил новые шланги и радиатор.
Затем пришел черед восстанавливать работу отопителя. В салоне «прописались» новые радиатор и кран печки, а вот сам корпус отопителя хозяину пришлось искать на разборках.
Внутри отопитель был забит давнишним хламом, попавшим в салон через воздухозаборник.
Хотя присутствовали и характерные приметы недавнего времени.
После этого машина переехала на подъемник и ремонт продолжился до полной и окончательной победы.
Переход от «жидкого борща» к «мелкому жемчугу» в мастерской может произойти мгновенно. Вот ко мне впервые заехал Мицубиси Аутлендер 2020 года.
Полноприводный Аутлендер в достаточно редкой комплектации с V-образной «шестеркой» объемом 3,0 литра и гидромеханическим «автоматом» был приобретен осенью 2020 года за 2 600 000 рублей. Его владелец-риелтор в будущее смотрит с оптимизмом, потому что сейчас к его порядком подзависшим земельным участкам внезапно появился интерес. К тому же взятый год назад под эти участки кредит на фоне текущих финансовых событий теперь воспринимается как подарок судьбы. Ну а в мастерскую он приехал заменить масло. На упаковке сделанного в Китае фильтра, предусмотрительно купленного еще в прошлом году, нахально указано Alfa Romeo, но он подошел и на Мицубиси.
Первое ТО у дилера Мицубиси обошлось владельцу Аутлендера в 17 000 рублей, и после этого он даже не стал узнавать стоимость второго. Мои 500 рублей за замену масла плюс еще 100 за снятие-установку защиты заметно повышают его настроение. Ну а с воздушными фильтрами он справится и сам.
Сузуки Витара оказался в боксе после того, как на наших «направлениях» оторвался пластиковый пыльник между радиатором и двигателем. Ну не к дилеру же ехать из-за этого?
Вместо дилерского центра теперь приезжает ко мне менять масло и хозяин Субару Форестер. Как удобно на этом «оппозитнике» расположен масляный фильтр!
У владельца Субару это уже второй Форестер. Он удачно купил его в начале 2019 года за 1 900 000 рублей и еще не так давно планировал поменять на Форестер нового поколения. Сейчас с учетом того, сколько стала стоить эта машина, планы перенесены на очень неопределенное будущее.
Но именно летняя лихорадка цен, подкрепленная ошеломительными февральскими событиями, удержала в мастерской много старых клиентов. Большинство из тех, кто собирался купить в прошлом и тем более в этом году новую машину у дилера, так и не отважились на этот поступок. Ну а постепенное старение среднестатистического автомобиля неизбежно означает стабильную работу для тех, кто его ремонтирует. Ничего не поделаешь, но тут уж почти как в той поговорке — кому спецоперация, а кому и клиенты в мастерскую.
По мере понимания того, что на имеющемся автомобиле придется еще поездить, клиенты стали планировать серьезные ремонты. Этой зимой я опять только и занимался тем, что перебирал моторы, причем иногда на таких машинах, которые в «тучные годы» могли под горячую руку и на утилизацию отправить.
Иногда приходилось вспоминать, казалось бы, давно забытое.
А хозяину этого ВАЗ-2113 этим летом я был вынужден отказать в ремонте, потому что полностью сгнившие пороги и вываливающийся пол не позволяли не только надежно установить машину на подъемник, но даже просто поднять ее домкратом. Сгнившая Лада должна была отправиться на авторынок. Но вместо этого недавно она опять оказалась в боксе и запросто забралась на подъемник!
Глядя на то, как дорожают машины, еще недавно казавшиеся такими доступными, ее владелец в итоге вспомнил о мастерах, владеющих давно забытым искусством замены порогов и днища.
Но неужели вообще никто из клиентов не купил себе четырехколесную обновку? Конечно, многие покупали. Вот как раз совсем недавно сосед приобрел Киа Рио X-Line.
Целью вообще-то был новый Солярис с автоматической коробкой. Надежды на местных и даже столичных дилеров не оправдались — цены около 2 500 000 рублей отпугивали сразу. Самый дешевый обнаружился у дилера в приграничном райцентре соседней области — «всего лишь» 1 700 000 рублей. Но и этот Солярис «не вписался в рынок», то есть в выделенный на покупку бюджет. В итоге был куплен Киа Рио X-Line 2019 года за 1 400 000 рублей — на полмиллиона дороже, чем в свое время за эту машину заплатил дилеру ее первый владелец.
Интересно, что этой зимой многие клиенты покупали очень простые и дешевые автомобили в качестве второго в семью.
Цена таких машин колебалась от 85 000 до 130 000 рублей. Чаще всего они приобретались в расчете на подрастающее поколение. Но иногда покупка совершалась просто потому, что имевшиеся в кошельке 100 000 рублей решено было потратить не на новый смартфон или велосипед, а на что-то иное.
Конечно, эти машины — не вложение денег, а расходы, расходы и еще раз расходы. В будущем они наверняка не раз окажутся в мастерской. Чтобы оценить фронт предстоящих работ, достаточно беглого взгляда.
Вот такая свежекупленная Лада заезжает в бокс для замены ремня генератора. Ее мотор выглядит как-то странно. Наружного кожуха ремня ГРМ нет, потому что его некуда прикрутить. Дело в том, что внутренняя половина кожуха тоже отсутствует, а за шестернями и ремнем сразу виден металл мотора.
На месте датчика положения впускного распредвала — пустота. Патрубки впускного коллектора вместо стальных хомутов закреплены пластиковыми стяжками.
Вместо стандартных шлангов к дросселю подсоединены кислородный шланг и какие-то полупрозрачные пластиковые трубки явно бытового назначения. Верхний шланг вентиляции картера стоит без хомутов. Весь этот «конструктор» смонтирован так, что шланги перетирают друг друга.
Один из шлангов системы охлаждения собран из кусочков.
Передняя балка установлена от такой же машины, но с восьмиклапанным мотором — на ней нет кронштейна крепления нижней опоры двигателя. Стрелка указывает туда, где он должен быть.
На впускном коллекторе не хватает крепежа, одна из топливных трубок заглушена, а проушина крепления трубки масляного щупа не совпадает с соответствующим отверстием в коллекторе.
На пыльниках ШРУСов вместо стальных хомутов тоже красуются пластиковые стяжки, а в подвеске трудно найти хоть одну целую деталь.
Машина выглядит так, словно собиравший ее механик взял пример с доктора Франкенштейна. Но похоже, что сейчас подобный конструктор на колесах за 120 000 рублей — удачная покупка, хотя совсем недавно такие автомобили были выгодны только автосервисам и магазинам запчастей.
Но как понять, что сегодня выгодно, а что — нет? Например, вот этот Шевроле Ланос из недавнего выпуска блога про «первокорейцев» был куплен осенью за 80 000 рублей.
Когда его новому хозяину недавно предложили 120 000 рублей, он тут же согласился его продать. Но, отправившись с этой суммой на рынок, смог купить только…
Да, снова Ланос, только на этот раз не Шевроле, а более аутентичный Дэу. Сюда бы смайлик «рука-лицо»…
Неужели самую правильную в текущей ситуации покупку совершил клиент, заплативший в Подмосковье 280 000 рублей за бронированную «Ниву», переделанную до неузнаваемости?
Во вселенной Безумного Макса эта машина могла бы пригодиться. Если бы прошла техосмотр, конечно.
У счастливых обладателей машин посвежее теперь свои проблемы. Вот в боксе оказалась Шкода Фабия с мизерным пробегом.
Под ней растекается антифриз, капающий из почему-то протершегося нижнего шланга радиатора.
В наличии его, разумеется, нет. Более того, конструктивно верхний и нижний шланги радиатора представляют собой одно целое, поскольку в середине соединяются прочной перемычкой. Менять их по отдельности в принципе можно, но не нужно. Магазин, принявший заказ, обещал доставить товар оперативно, но в логистику вмешались известные события и полуразобранная машина зависла в боксе. Когда через несколько дней шланги все же прибывают, задержка становится понятной — они добирались к нам аж из Румынии.
Хозяйка машины, наблюдая за ситуацией вокруг, решает заодно провести ТО. Ведь неизвестно, какие завтра будут цены и сроки доставки. И, скорее всего, она права.
Ну а хоть кто-то из клиентов пересел этой зимой на совершенно новый автомобиль от дилера? Да, есть такой счастливчик! Вот и его обновка — универсал Лада Гранта с новейшим восьмиклапанным мотором, получившимся в результате симбиоза ВАЗа и Рено/Ниссан.
В конце прошлого года эта Гранта была куплена за 812 000 рублей. Сколько в этой сумме от заводской цены, а сколько от дилера, уже и неважно. Наверняка у покупателя были советчики, подсказывавшие «Да ты что… так дорого… ужас какой… надо подождать!». Но с той поры Лады пережили уже три подорожания, и последнее произошло совсем недавно. Эх, так и хочется сказать «Ну, по последней, и хватит!», но это вряд ли поможет.
Сейчас рабочие будни мастерской могут омрачить только вероятные перебои с поставкой запчастей и начавшийся резкий рост цен на весь импортный ассортимент автомагазинов. Когда, к примеру, владелец Субару Форестер забирал у поставщика масло «Идемитсу», его предупредили, что оно может вот-вот подорожать вдвое. Почему бы и нет, если даже выпускающийся в России «Шелл» за неделю прибавил в цене на треть? Из-за нарастающей с начала марта неопределенности с будущими ценами один из соседних магазинов запчастей просто закрылся на несколько дней, чтобы переждать «смутное время». Подозреваю, что он будет не одинок.
Некоторые автомагазины постоянно переписывают ценники. Типичная ситуация — торговля идет, но стоимость деталей узнаешь только на кассе от бездушного компьютера.
Вот одна из недавних покупок для 16-клапанной Лады. Ремень ГРМ, ролики и помпа обошлись в 7500 рублей.
Помпа из Тольятти пока что по старой цене, а ремень ГРМ и ролики уже подорожали на 1500 рублей. Надпись «Лада» на их упаковке обманчива — ремень и ролики импортные. Все это напоминает старую шутку «Представляем новый тариф Лох! Платишь, сколько скажут!». Однако паники особой почему-то нет. Привычка к кризисам? Конечно, да, подкрепленная к тому же уверенностью, что бизнес для себя лазейки найдет при любой блокаде. Как там у классика: «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличности достаточная прибыль, капитал становится смелым».
А вот свои цены поднять в ближайшее время у меня вряд ли получится, хотя постепенно они вырастут наверняка. Балансируя на грани спроса и предложения, постоянно приходится учитывать наличие, а теперь уже скорее возможное отсутствие денег в карманах у клиентов. Что ж, рецепт в такой привычной ситуации остается все тот же, проверенный десятилетиями: «Надо больше работать!». Ну или в более изящной формулировке: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!».
Однако, вспомнив мудрое «На Аллаха надейся, но верблюда привязывай», я тоже сделал «стратегический запас».
До конца года его хватит. По странному капризу торговли литровые баклажки с маслом оказались почти по старой цене, а четырехлитровые уже подорожали в полтора раза. Фильтры Mahle все еще стоили по 300 рублей, но если бы взял Mann, то заплатил бы по 500. Весь набор в дружественном магазине обошелся в 6000 рублей. Дороговато? Может быть, но лишь до тех пор, пока не посмотришь на актуальный курс обмена рубля на деньги.
Такая коробка всего лишь за 40 евро? Да это почти даром! Да уж… Но переживать не о чем. Кредитов нет, а рублевую заначку согревают только что повысившиеся банковские проценты. Ну а иноземная кубышка находится в гораздо более надежном месте, чем какие-то банки — она спрятана в чулке!
Ох, опять с фото ошибся. Нет, в этом вазовском чулке нет ничего ценного. А вот у жены в чулке все будет надежнее, чем в сейфе!