Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Для краткости назовем эти машины условно, скажем, «принц» и «нищий». Вот машина-«принц».
Интересно, что хозяин «принца» вел журнал учета всех своих автопроисшествий и сопутствующих им затрат на ремонты и ТО. Первоначальный рукописный вариант он со временем оформил в электронной форме.
Ну а владелец «нищего» не то что журнал ТО, он и само техобслуживание не очень-то жаловал.
Эти Лады — из самой последней серии ВАЗ-2110, с доработанным отопителем и моторами 21124 объемом 1,6 литра.
Не раз уже говорил и снова повторю: на мой взгляд — это лучший вазовский 16-клапанник. Да, по современным меркам он не отличается особой мощностью, но зато он «невтыковый», а его живучесть и ремонтопригодность настолько лучше нынешних моторов с облегченной поршневой, что… но это я забегаю вперед.
Обе машины попали ко мне, как только закончилась гарантия, с пробегами около 30 000–40 000 км.
Подробное жизнеописание «принца» вызывает ностальгию. В графе «2006 г. Пошлина за первичную регистрацию и номерные знаки» значится 530 рублей. А я сам вот только что заплатил за то же самое 1995 рублей, и это через Госуслуги с 30-процентной скидкой, иначе платеж составил бы 2850 рублей. Получается, что пошлина выросла как минимум вчетверо. Любопытно, а как же вырос за эти годы мой заработок, если вообще вырос? Журнал аккуратного хозяина позволяет это легко установить! Вот предкризисное лето 2008-го, и первые записи, уже относящиеся ко мне: «Пробег 40 000 км. Замена сцепления. За работу 1400 рублей». Сейчас замена сцепления на Ладе стоит у меня 2600, то есть выросла она чуть меньше, чем вдвое. С диагностикой ходовой на подъемнике дела получше — я уже и забыл, что в 2008 году брал за это 100 рублей. Сейчас беру 300, так что здесь у меня рост заработка втрое. Бегло просматриваю журнал и убеждаюсь, что примерно такая же картина и по другим моим расценкам — за 12 лет увеличение в два-три раза. Конечно, за темпами роста госпошлины мне не угнаться. И снова вспоминается Алиса в Зазеркалье:
— У нас, — сказала Алиса, с трудом переводя дух, — когда долго бежишь со всех ног, непременно попадаешь в другое место.
— Какая медлительная страна! — сказала Королева. — Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!
Листаю журнал «принца» дальше. 2010, 2011…ах, какие были годы!... 2012… индейцы майя ошиблись…2013, 2014…. семейный юбилей и Крымнаш…2015, 2016…
Постепенно проявляются любопытные закономерности. Получается, что между плановыми ТО машина оказывалась в ремонте через каждые 2000–3000 километров, но обычно по мелочам.
Типичные ремонты: шаровая опора застучала, шланг лопнул, отказала катушка или датчик скорости, треснул расширительный бачок. Этих бачков «принц» за свою жизнь сносил восемь штук, причем «родной» прослужил 50 000 км, еще один — 70 000, а вот все остальные в среднем тысяч по 20. По вазовским меркам не так уж и страшно — у меня был клиент с подобной машиной, «израсходовавший» шесть бачков всего лишь за год! Именно так я тогда ему и сказал: «У тебя слишком большой расход бачков!».
Поразительно часто на «принце» менялось сцепление — семь раз, плюс «бонусная» замена вилки сцепления. Хозяин экспериментировал с комплектами самых разных производителей. Рекордно долго продержался один из наборов Luk, 73 000 км, но некоторые его «однофамильцы» не прожили и 30 000 км. Видимо, дело в стиле езды конкретного водителя, поскольку даже на «нищей» Ладе сцепление менялось в полтора-два раза реже.
Хозяин «принца» — опытный рыбак, в его журнале указаны профилактические осмотры и ремонты, связанные с поездками на Волгу в окрестности Капустиного Яра. Некоторые записи очень характерны: «Пробег 113 000 км. После попадания в яму на трассе в Волгоградской обл. установлены задние стойки Kayaba и пружины Kilen». Всего на этой машине задние стойки менялись четыре раза.
При пробеге чуть за 100 000 км на «принце» появились трещины в задней балке, которые за пару сотен заварил сосед-сварщик.
Говорите, нельзя так, только замена? С той поры машины прошла еще 180 000 км, и балка до сих пор та же самая. На «нищей» машине балка тоже треснула, но при пробеге более 200 000 км. Разгильдяй-хозяин заварил ее не сразу, но тем не менее она до сих пор работает.
Некоторые записи в журнале «принца» подтверждают теории о судьбе и карме. На пробеге от 60 000 до 70 000 километров «принц» трижды попадал в аварии! После каждой машина восстанавливалась, но совсем не надолго. Может быть, поэтому владелец «нищего» на подобные «мелочи» вообще не обращает внимания.
На «принце» в общей сложности передние стойки менялись пять раз, в среднем через каждые 50 000 км. А вот верхние опоры передних стоек, этот пожизненный бич всего «десятого» семейства, всего лишь один раз, на 104 000 км. Установленные тогда дорогущие SS-20 (не реклама!) работают до сих пор. Пружины — как передние, так и задние, менялись на «принце» один раз. По сравнению с нынешними Ладами результат плохой — у меня под наблюдением есть Гранта с похожим пробегом, у которой до сих пор все стойки и пружины «родные».
На «нищем» стойки менялись вдвое реже, чем на «принце», а пружины — никогда. Причина — безразличие хозяина к дорожному просвету и поведению машины на трассовых скоростях.
Интересно, что подшипники ступиц на обеих машинах выходили из строя достаточно редко — в среднем один подшипник, передний или задний, на 70 000–80 000 километров. Иногда их приходилось менять вместе со ступицами.
Так же редко, но неизбежно менялись вакуумные усилители и радиаторы отопителя, в среднем через 100 000 километров.
После того как пробег «принца» перевалил через 150 000 километров, у него лопнул корпус катализаторов, он же — выпускной коллектор. Машина получила пустотелую «обманку» и пережила соответствующее вмешательство в «мозги». Как ни странно, но у «нищего» коллектор начал трескаться только после 250 000 км пробега.
Прискорбное событие, конечно, вот только многие владельцы нынешних «корейцев» делают сейчас подобную процедуру профилактически на совсем «свежих» машинах.
Глушители и на «принце», и на «нищем» служили в среднем по 70 000 км, а резонаторы — вдвое дольше.
Из необычных ремонтов была замена подшипника рулевого вала на «принце» при пробеге около 280 000 километров. У него лопнула пластиковая накладка внутренней обоймы подшипника, в которую вставляется рулевой вал. Подозреваю, что «нищему» такая процедура тоже бы не повредила, но его хозяин подобным вещам не придает значения.
Разумеется, периодически требовала вмешательства электрика. Так, на «принце» сейчас трудится уже третий генератор.
Внимательный читатель наверняка уже заметил, что быть аккуратистом не так уж и выгодно — на «нищего» хозяин тратит гораздо меньше, чем на «принца». А ведь это я еще не дошел до самого главного — двигателя, КПП и кузова!
На «принце» сразу после окончания заводской гарантии (так и хочется взять это слово в кавычки!) было установлено газовое оборудование. Его хозяин отлично сэкономил на топливе? Как сказать…
На своей старой BMW я проездил на газе 17 лет, и мне хорошо известна оборотная сторона этой «экономии». В журнале «принца» значатся один ремонт и две замены газовых редукторов, одна замена заправочного баллона (у меня было все то же самое!) и неисчислимое количество обращений к «газовикам» с мелкими проблемами наподобие самопроизвольного срабатывания переключателя «газ-бензин». Полагаю, что часть замен катушек и свечей «принца» тоже связаны с повышенными требованиями газового топлива к абсолютной исправности системы зажигания. По своему прошлому «газовому» опыту знаю, что бензин куда более терпимо относится к мелким проблемам высоковольтной части автоэлектрики.
Кроме того, считается, что более медленное, по сравнению с бензином, сгорание газа дает повышенные тепловые нагрузки в камере сгорания. Уж не скажу, что послужило причиной, но мотор «принца» пережил два «вскрытия». Сначала я на пробеге 200 000 км заменил прокладку головки блока, взяв за это 4500 рублей. Ну а при пробеге 260 000 км расход масла у «принца» резко вырос настолько, что мотору понадобился частичный ремонт: замена поршневых колец, притирка клапанов с заменой сальников и попутная замена шатунных вкладышей.
Было…
…и стало.
Интересно, что на стенках цилиндров очень неплохо сохранился заводской хон.
Моя работа тогда стоила 8500 рублей. После этого машина прошла больше 30 000 км, расхода масла нет.
Может, к этим ремонтам привели дважды залитые в масло заботливым хозяином «принца» очень недешевые присадки «Супротек»? Кто знает… Но факты упрямы — мотору «нищего» ничего подобного не понадобилось, несмотря на абсолютно безжалостную эксплуатацию. Причем я дважды предсказывал его хозяину, что из-за чудовищного отношения к машине двигатель или заклинит, или как минимум потребует шлифовки привалочной плоскости головки блока. Дело в том, что «нищий» ВАЗ-2110 два раза приезжал ко мне на ремонт почти без охлаждающей жидкости в системе! Подчеркиваю — не «попадал на ремонт», а именно добирался своим ходом. Как такое вообще могло получиться? Да запросто!
Хозяин «нищего» если и менял антифриз, то крайне редко, а порой частенько ездил и на воде. Результат — сгнившие заглушки блока цилиндров при пробеге около 240 000 км.
Слить тогда из системы мне удалось не больше пары литров мутной жижи, но мотор пережил это происшествие без видимых последствий.
В другой раз на «нищем» потекла помпа, да так, что весь антифриз очень быстро оказался на дороге. Оно и не мудрено — люфт развалившегося подшипника помпы можно было измерять сантиметрами!
Перед тем как дойти до такого состояния, помпа должна была несколько дней издавать сильнейший скрежет, но хозяин заволновался только тогда, когда стрелка температуры двигателя неумолимо поползла вверх. Как и в случае со сгнившими заглушками, машина прибыла на ремонт своим ходом, разве что на этот раз я вообще почти ничего не смог слить из системы охлаждения.
Но самое удивительное в этих двух происшествиях вовсе не безалаберность владельца машины. Гораздо больше меня поразило то, что после замены помпы мотор «нищего» заработал как ни в чем не бывало! Да, к пробегу в 260 000–270 000 км у него тоже вырос расход масла, но не настолько, чтобы задумываться о ремонте. Характерно, что хозяин «нищего» узнал об этом, когда при замене масла вместо обычных 2,5 литра я слил в два раза меньше.
Что же касается работы КПП, то «принц» на пробеге 200 «с хвостиком» пережил замену механизма выбора передач и синхронизатора второй передачи.
Чтобы немного сэкономить хозяйских денег, я предложил владельцу «принца» дотерпеть с устранением этих дефектов до очередной замены сцепления, чтобы не платить дважды за снятие-установку КПП.
Как ни удивительно, но на «нищем» КПП ни разу не ремонтировалась, да и сцепление менялось гораздо реже. Необъяснимо, но факт!
Ну и теперь о самом главном и самом грустном. Да, речь пойдет о кузове. Ведь не зря говорят: жив кузов — жива машина.
Что думает об антикоре и кузовном ремонте хозяин «нищего», видно по его автомобилю.
Единственный вид ремонта кузова, который признает владелец этой машины, — периодическое прикручивание постоянно отваливающегося переднего бампера.
Хозяин «принца» совсем не таков. Судя по записям в его журнале ремонтов и ТО, он как минимум трижды за время эксплуатации машины проводил хоть какую-то дополнительную антикоррозионную обработку и один раз перекрашивал машину полностью. Не считая частичной подкраски после аварий, конечно же. И каков же результат?
Конечно, «принц» выглядит презентабельнее «нищего», но беспощадное время и на нем оставило свои неизгладимые следы. Да, на «принце» приятнее ездить, а его днище куда целее, чем на «нищем». Но если требовать от машины не эстетики, а голого функционала, то надо признать, что даже на «нищем» ВАЗе вся силовая часть кузова до сих пор цела, несмотря на абсолютную безответственность хозяина машины.
И в качестве этакой вишенки на торте — показатели затрат на ремонт и ТО в перерасчете на километр пробега, подсчитанные аккуратным хозяином «принца». Очень любопытные, но вполне предсказуемые цифры!
Оказывается, что даже с учетом восстановления машины после мелких аварий до пробега в 200 000 км средние затраты на все ремонты и ТО «принца» составляли около 1,5 рубля на один километр. Эта цифра отражает как стоимость запчастей, так и работы. А вот при пробеге от 200 000 до 290 000 километров расходы существенно выросли и стали колебаться в диапазоне от 2,8 до 4-х с лишним рублей на километр. Много это или мало? Сложно сказать, особенно с учетом того, что рубль образца 2007 года, мягко говоря, отличается от рубля модели 2020 года, как… ладно, не будем о грустном. Но не так давно я рассказывал, что обычный ремонт как следует поездившей недорогой машины может составить от трети до половины и более от ее стоимости. Это вполне подтверждают сухие цифры, аккуратно сохраненные хозяином «принца». Если бы он продал свою машину, как только ее пробег перевалил за 200 000 км, то новый владелец был бы немало удивлен будущими расходами на поддержание ее в работоспособном состоянии. Но после ремонта подвески, КПП и двигателя, пришедшихся на период от 230 000 до 270 000 км пробега, «принц» снова относительно бодр. Сейчас его история продолжается в одном из районов области уже у нового хозяина. И, видимо, будет длиться, пока кузов не сдастся окончательно.
Что же касается «нищего», то «коронакризис» заставил его хозяина ездить на нем еще как минимум год. Продержится ли машина столько? Скорее всего, да. Особенно если владелец будет хоть иногда обращать внимание на уровни разных техжидкостей. А когда автомобиль вдруг развалится посреди дороги, как та самая «Антилопа-Гну», то хозяина утешит весомая сумма, сэкономленная на его обслуживании и ремонте. Навскидку — как минимум вдвое относительно затрат на содержание «принца».
Что же в итоге получается? Сравнивая такую разную автожизнь «принца» и «нищего», можно сделать несколько любопытных выводов.
1. Самый очевидный: как говорится, машина любит ласку, чистоту и смазку, причем с возрастом — все больше. Кстати, это верно не только для машин.
2. Самый спорный: хотите сэкономить на ремонте машины — просто ее не ремонтируйте! Вдруг и вам удача улыбнется так же широко, как невероятно везучему владельцу «нищего».
3. Самый неожиданный: нещадно ругаемые всем «прогрессивным» интернетом Лады способны проехать сотни тысяч километров с минимальнейшим обслуживанием или даже вовсе без него.
P. S. А что же купил бывший владелец «принца»? Для знатока волжской рыбалки наиболее подходящей машиной по соотношению цена — качество оказалась Лада Веста СВ Кросс на «механике» с мотором 1,6 литра. Правильный ли он сделал выбор, покажет время. Но я полагаю, что за эти деньги он не ошибся.