Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Я уже немного рассказывал о ситуациях, когда покупка недорогого авто-секонд-хенда оказывается выгодна и хозяину, и механику. Тем интереснее посмотреть еще раз на некоторых «героев» того выпуска, которые под моим наблюдением продолжают наматывать свои тысячи километров.
А начну я с вот этого Форда Мондео. За время, прошедшее после его появления в прошлых эпизодах блога, Форд в уличных боях безвозвратно потерял задний бампер. К счастью, на его скорость это никак не повлияло 😊
Купленный за 50 000 рублей, он уже три года и 80 000 км служит своему владельцу изо всех оставшихся сил. С такими мелочами, как замена масла, свечей и фильтров, хозяин справляется сам, но для более сложных ремонтов приезжает в мастерскую. Происходит это регулярно, но не очень часто — раз в несколько месяцев. Надо сказать, что порой даже мелкий ремонт этой машины зачастую означает беготню хозяина по всем авторазборкам, рынкам и магазинам. Что же касается серьезных проблем, то сразу после покупки эта машина потребовала замены сцепления и рулевой рейки. Была установлена «бэушная» рейка, а когда и она основательно протекла, я ее опять поменял на такую же, с разборки, в конце прошлого года.
Все агрегаты этого Форда постоянно в масле, и я уже привык, что после любого его обслуживания робу надо менять. Но сколько тогда на меня неожиданно вылилось жидкости для ГУРа, вспоминаю с содроганием до сих пор.
Ну а сейчас Форд снова оказался на подъемнике из-за изношенного сцепления. Заодно хозяин решил поменять задний сальник коленвала, передние рычаги, рулевые наконечники и еще кое-что по мелочи. Вот только когда он заезжал в бокс, я заметил сизый дымок за машиной. А ведь еще полгода назад его не было…. На вопрос о расходе масла хозяин пожал плечами: «Особо внимания не обращаю, доливаю понемногу». Может, пришла пора не чинить машину, а избавляться от нее, отложив сэкономленные на ремонте деньги на покупку следующей? Задаю этот вопрос уже не в первый раз, но хозяин непреклонен — только ремонт. Не одобряю, но, как говорится, любой каприз клиента за его деньги.
На этом Мондео подрамник не дает снять или сдвинуть КПП. Когда-то я видел, как на такой машине меняли сцепление, только частично отсоединив подрамник, и еще тогда решил, что лучше уж снять его целиком, чем так мучиться.
Из-за струящихся отовсюду разнообразных технических жидкостей резина передней опоры двигателя разложилась, и мотор почти лег на подрамник. Подушка, конечно, под замену.
Забавный штрих, очень хорошо характеризующий подход конструкторов Форда: болт крепления переднего сайлент-блока левого переднего рычага изначально вставлен в подрамник сверху, извлечь его при замене рычага мешает корпус КПП. Поэтому в гаражных условиях, меняя рычаг первый раз, шляпку болта срезают, а новый устанавливают уже снизу. Но у «подопытной» машины этот этап остался в давно прошедшей юности.
Множество упаковок с запчастями поначалу радуют глаз, но не все так просто. Из припасенных двух вариантов сцеплений не подошел ни один!
Причина совершенно прозаична: знакомый продавец из «фордовского» магазина предложил хозяину попробовать поставить залежавшиеся с давних времен непонятные комплекты сцепления, которые магазин был готов отдать по совершенно бросовым ценам — всего лишь за 1000 рублей! Но чуда не произошло, и «фордоводу» пришлось отправиться на поиски по-настоящему подходящих запчастей.
Пока он этим занимался, мне скучать было некогда.
Гайки, которыми контрятся рулевые наконечники на тягах, совершенно закисли от ржавчины, хотя сами наконечники открутились легко. Одну я «взбодрил» газовой горелкой, другую для разнообразия разрезал «болгаркой».
Приобретенный хозяином подвесной подшипник правого привода, так называемый «аналог», был очень похож на настоящий. Вот только крепежные отверстия не совпали и выглядели так, как будто их размечали при помощи кривого зеркала. Не беда, дрель и хорошее сверло все исправят.
На приводе кромки сальника прочертили заметные борозды. Замена сальника вряд ли надолго устранит течь масла из КПП.
Крепежные болты передних рычагов не столько отвинчивались, сколько отламывались. Бывает…
По мере борьбы с Фордом руки становились все чернее, а мастерская все больше напоминала поле боя, причем явно неравного 😊
Но вот появилось новое сцепление, и машина уже почти собрана. Установку подрамника облегчает подпорка-тренога и наш «великий и могучий» русский язык.
Неожиданно сайлент-блоки нового левого рычага сразу же покрываются сеткой трещин!
Разгадка этого печального события была так же элементарна, как и причина проблем с неподходящими сцеплениями. Оказалось, что левый рычаг много лет пылился на складе, пока его не отдали за бросовые 100 рублей, а вот правый обошелся уже в 1000. Тоже совсем дешево, надо сказать.
Новая передняя опора наконец-то подняла КПП над подрамником.
В итоге за 20 000 рублей (работа и запчасти) Форд снова оказался в состоянии «на ходу». Больше всего вытянуло сцепление — 6000 работа и 8000 запчасти. Для сравнения — за Гранту или Калину взял бы 2600 рублей плюс приличный комплект сцепления за 4000–4500.
Стоила ли «фордовская» овчинка выделки? Тут наши с хозяином Форда мнения расходятся. Я его уже год убеждаю поменять машину, он же оценивает периодические финансовые потери как вполне допустимые, хотя в сумме они давно превысили стоимость самого Форда. Но недавно добавившийся к сизому выхлопу отчетливый стук в головке блока может вскоре добавить мне аргументов.
А если выбрать более распространенную иномарку, да еще и чуть дороже? Тот давнишний выпуск блога о покупках очень дешевых машин заканчивался осмотром только что приобретенной клиентом за 87 000 рублей Шкоды Октавии конца 1990-х годов. За минувшие полгода машина прошла 20 000 км и оказалась на подъемнике для большого планового ТО. В выгружаемых из багажника коробках я вижу ремень ГРМ с роликами, пыльник ШРУСа, сайлент-блоки передних рычагов, шаровые опоры, тормозные диски и колодки.
Мое отношение к Шкодам очень неоднозначное. Кое-где в них просматривается Фольксваген, но местами это полный Лаурин Клемент. Вот как по-быстрому заменить свечи или замерить компрессию, когда под впускным коллектором свечи вообще не видны?
На немецком «исходнике» все было куда проще.
С другой стороны, ни на одной машине не встречал настолько удобного слива антифриза из радиатора.
Сейчас это для меня актуально — надо заменить помпу, которую на этом вроде бы таком привычном «фольксвагеновском» моторе перенесли под ремень ГРМ. За подобную работу на иномарочных 8-клапанниках я беру 3500 рублей, заодно меняя и ремни с роликами.
Не могу удержаться от каламбура: рутинная замена передних тормозных колодок заставила меня «притормозить». На штатных колодках фиксирующие пружины внутренних и внешних колодок разные, а в принесенном клиентом комплекте — одинаковые, в результате на двух колодках они не совпали. Но на этот раз нам с хозяином Шкоды повезло — нужные колодки оказались в наличии в соседнем магазине.
Хорошо хоть, что белорусские тормозные диски подошли.
Удивила изумительная по своей простоте схема их замены без снятия тормозного суппорта, надо лишь проделать все те же манипуляции, что и при замене колодок. Никогда раньше такого не видел!
Еще один приятный сюрприз — заботливо промасленные болты крепления передних рычагов. Спасибо безвестному прошлому механику! Я такие традиции тоже не нарушаю.
А вот недорогие новые «аналоги» сайлент-блоков не порадовали — они оказались овальными, с разницей по перпендикулярным диаметрам больше миллиметра. По итогам обсуждения проблемы с хозяином пришлось подправить ситуацию ударными методами.
Ну и напоследок — традиционное ворчание на конструкторов, которые оставили так мало места над пальцами шаровых опор. У Тойоты надо бы им поучиться! Далеко не все гайки можно открутить рожковым ключом, а накидным там не подлезть.
Несмотря на все возникающие вопросы, хозяин машины в целом своей покупкой очень доволен. Правда, устойчивый холостой ход на холодном двигателе ему так и не удалось наладить, но зато в процессе борьбы с ним он освоил самостоятельную замену свечей, что на этом моторе очень непросто. Также он сам заменил радиатор печки. Если бы все это делать даже в условиях «гаражной» мастерской, то с учетом сегодняшнего ТО работа и запчасти вместе составили бы как минимум треть от того, что он отдал за машину.
Ну а если резко увеличить бюджет покупки и перейти, скажем, к иномаркам тысяч за 150–200?
Вот этот Мицубиси Лансер IX, купленный года три назад за 180 000 рублей, уже не раз встречался на страницах блога. На одометре у него около 200 000 км, но верить этим цифрам нельзя.
По словам продавца, перед продажей был сделан капремонт двигателя. Но как показывает опыт моих клиентов, обычно до серьезных проблем с мотором такой Лансер проходит около 300 000 км.
Этот автомобиль трижды попадал ко мне на буксире или эвакуаторе. Первый раз вскоре после покупки, когда у него отвинтился болт шкива коленвала. Владельцам повезло — ремень ГРМ не соскочил, а шкив остался лежать на защите. Еще раз хозяйка, забуксовав в сугробе, сожгла сцепление. А третий случился только что — после не очень сильного удара в колесо согнулась и лопнула рулевая тяга.
Я ее менял во время прошлогоднего большого ремонта этого Лансера, того самого, у которого были обнаружены сайлент-блоки, приваренные к рычагам передней подвески.
Да, не все запчасти одинаково полезны. К сожалению, чем старше иномарка, тем больше в ней появляется посторонних узлов и деталей от непонятных производителей. Тем не менее своих владельцев Лансер полностью устраивает — «Не на Ладе же ездить?».
Кстати, о Ладах. А как там себя чувствуют чуть «живые» ВАЗы, о которых я рассказывал все в том же выпуске блога?
На сегодняшний день обе «восьмерки» проданы, но «семерка» квалифицированного отделочника, которую он использует как грузовик, недавно была у меня.
Напомню — машину купили четыре года назад за 25 000 рублей. Самый серьезный ремонт за это время — замена мотора через год после покупки. Двигатель, снятый с такой же «классики», приехавшей на утилизацию своим ходом, был куплен за 5000 рублей, за замену я взял 4000. Воспользовавшись тогда моментом, хозяин заодно добавил и новое сцепление за 2500 рублей.
Пробег у «семерки» небольшой, почти вся езда в городе и пригородах. Вот только каждый ее километр надо бы засчитывать за два-три. Машина, сберегая хозяйский кроссовер, регулярно возит стройматериалы и таскает прицеп. Мелкие проблемы с «семеркой» хозяин решает сам, причем иногда весьма радикально.
Ну а с серьезными вопросами он обращается ко мне. Случается это один-два раза в год. На этот раз комплект запчастей выглядел вот так:
Прогоревший резонатор оказался последней каплей, переполнившей чашу терпения хозяина машины, мирившегося с болтающимися задними реактивными тягами и течью сальников полуосей.
Подобные ремонты старых машин часто сопровождаются не всегда предсказуемыми дополнительными работами. Например, замена «заупрямившейся» тяги обошлась хозяину в 600 рублей, а ее более сговорчивых собратьев — по 300.
Весь ремонт потянул тысяч на 10. Но хозяина это устраивает — машина их отработает.
И будет зарабатывать деньги дальше, пока кузов окончательно не сдастся.
А вот заехал старый клиент, которому когда-то на его потрепанной Калине я ремонтировал головку блока цилиндров.
На этой Калине благополучно продолжает наматывать километры его супруга, а себе он только что за 80 000 рублей купил как следует поездившую «десятку».
Я хочу поправить болтающийся корпус воздушного фильтра, но клиент меня останавливает.
Оказывается, он специально сдернул его с креплений, чтобы под ним по-быстрому можно было замкнуть контакты стартера напрямую отверткой — машина не всегда заводится «с ключа». Проблема знакома: в отличие от ВАЗ-2108 — 2115, на «десятом» семействе сэкономили на копеечном реле стартера, и контактная группа порой не выдерживает. Обычно после ее замены рачительный хозяин ставит то самое реле, но визит к электрику откладывает на будущее.
Осмотр машины на подъемнике показал, что он прав — есть проблемы поважнее. Самая главная из них — трещина в задней балке, но это — к соседу-сварщику.
Гудящий подшипник задней ступицы тоже пока подождет, а вот КПП без масла — вряд ли. Защита картера обильно улита маслом, выливающимся из коробки через сальник штока выбора передач. Эта болезнь преследовала КПП переднеприводных ВАЗов вплоть до внедрения тросового привода. Я давно уже ставлю вместо одного два стандартных сальника друг за другом, в этом случае течь возобновится не так быстро.
Щуп КПП сухой, надо бы долить масло.
Но чтобы доливать, надо знать, что там налито, иначе — только замена. В итоге хозяин покупает бачок «трансмиссионки», я меняю масло и обнаруживаю, что в КПП не хватало около полутора литров.
На всякий случай проверяю уровень масла в моторе и вижу точно такой же, почти сухой щуп.
Поскольку опять же неизвестно, какое масло в двигателе, его тоже меняю. Сливается чуть больше литра, а должно быть хотя бы два с половиной. После этого пустой расширительный бачок уже совсем не удивляет. Интересно, сколько машина так проездила? Вспомнилась новость на Дроме о том, как автожурналисты выясняли, сколько проработают Форд, Хонда и Пежо без масла и антифриза.
Судя по этой «десятке», если бы на те испытания взяли еще и недорогой ВАЗ с нашего авторынка, можно было бы не сомневаться в победителе 😊
Бюджет клиента на сегодня исчерпан. А еще бы и ремень ГРМ с роликами поменять, да и по мелочам пробежаться… Но не в этот раз.
Кто-то может задать вопрос: зачем покупать две такие машины? Может, одну, но чуть получше? Ответ очень прост. Семья с двумя детьми перебралась в наши края из тех мест, где выжить еще тяжелее. Через два года они смогли взять в ипотеку недорогую квартиру в пригородном поселке, не так давно формально присоединенном к городу. Чтобы добраться до работы, моему клиенту надо проехать 40 километров. Есть служебный автобус, но его остановка — в спальном районе на противоположном конце города-миллионника. Жене чуть проще, до работы всего 15 километров, но в другую сторону. До ближайшего детского садика — 2 километра, до детской больницы — 18. Говорят, что «хорошо живем, вон машинами все дворы забиты»? Да уж…
А что будет с этой «десяткой» через несколько лет? Примерно то же самое, что и с Ладой, которую давний клиент-таксист купил за 100 000 рублей после того, как его рабочую машину ночью сожгли. Сейчас волна таких поджогов в городе почти затихла, но несколько лет назад эта была очень большая проблема. Некоторые «приключения» этой Лады уже упоминались в ранних выпусках блога.
За три года и 110 000 километров пробега было немало серьезных поломок. Одна из них — замена прокладки ГБЦ почти сразу после покупки из-за постоянных протечек антифриза.
«Вскрытие» тогда показало, что во время прошлых ремонтов один из болтов ГБЦ лопнул, но мотор так с ним и собрали.
После того, как надоела борьба с заклинивающим редукционным клапаном, был заменен масляный насос.
Пережила эта Лада два ремонта КПП, в основном из-за стиля езды ее хозяина.
Ну а всяких других несуразных поломок — и не сосчитать. Бывало и такое:
Сейчас эта машина, многократно окупившись, потихоньку гибнет от всесильной ржавчины, но все еще выполняет свои функции «кормилицы».
Так что же получается с этим «чудом за копейки», есть ли оно, или это фантастика? Несомненно, есть! Точно так же, как существуют многомиллионные наследства, ищущие своих хозяев, удачные выигрыши в лотерею и официантки, выходящие замуж за принцев. Но поскольку я вижу лишь теневую сторону эксплуатации дешевых машин, то моя личная вера в авточудеса сильно подорвана.
Конечно, такие автомобили покупают и будут покупать, потому что они доступны абсолютно всем и вполне могут оправдать «возложенное на них высокое доверие», то есть потраченные деньги. Но надо быть постоянно готовым к тому, что вроде бы простенькое ТО может вылиться в четверть, а то и треть стоимости всей машины. Если не повезет, то за два-три года активной езды на ремонты может уйти сумма куда большая, чем изначальная цена автомобиля. Ну а чтобы не очень много потерять при неизбежной продаже такого транспортного средства, надолго его в хозяйстве оставлять рискованно, ведь до очередного выезда на авторынок оно может и не дожить. С другой стороны, зачастую подобные машины настолько дешевы, что их даже утилизировать не очень жалко. Особенно после того, как они честно отработают каждый вложенный в них рубль.