Предыдущие посты блога «перекупа» читайте здесь
Оговорюсь сразу, не буду перечислять методы и способы проверки автомобиля «на вшивость». На какой сайт зайти, куда посмотреть, открыв капот. Подобной информации полно в интернете. По маркам, моделям, модификациям. Она полезна или как минимум не лишняя. Зайду с другой стороны. Очень часто при покупке автомобиля мы становимся… мягко говоря, слишком доверчивыми. В русском языке есть определение подобной мягкотелости — лох.
А еще есть такое понятие, как раж, означающее сильное возбуждение. Или современный аналог этому — запал. Когда автомобиль нравится, хочется его купить. Знакомо? Поддавшись эмоциям, мы впадаем в транс, переставая замечать косяки на кузове и нестыковки в документах. А это не что иное, как подсказки, оставленные мошенниками. Кривой сварной шов, напыл краски там, где его быть не должно, асимметрия деталей, неродной крепеж…
Подсказки, или, как я их еще называю — звоночки, есть почти всегда. Ведь мошенники тоже люди, у них тоже есть слабости: недостаток опыта или времени, банальная лень. Наконец, случайность, которая сыграет в твою пользу. В моем случае ключевую роль сыграла копеечная деталь размером с десятирублевую монету — металлическая закладная, крепящая переднюю панель газовской «полуторки». Вообще-то история случилась детективная. Сейчас расскажу…
Как-то раз я долго искал какой-нибудь ретроавтомобиль под восстановление. С год, наверное, или даже больше. Пока не наткнулся на Peugeot 505 1984 года, простоявший в гараже около 20 лет. Капсула времени? За ржавыми воротами скрывался пыльный раритет в благородном окрасе «темно-синий металлик». Мой любимый цвет! Я сразу поплыл.
Сразу понял, что буду брать «Пыжа» при любых обстоятельствах. Такому горе-покупателю сколько ни «звони», все мимо. Вот и я был глух. Меня не смутило, что автомобиль был крашеным, да и осмотреть-то его в тесном гараже толком не получилось. Но я, как говорилось выше, запал. Это возбуждающее чувство схоже с предварительными ласками перед бурным сексом… Ох и опасное состояние! Тут уже никакие знания и опыт не помогут. Мозг отказывает и превращается в цветочно-конфетную пудру. Узнали себя? Узнали. Мы все, неравнодушные к автомобилям, такие.
Первый звоночек — красную изнутри заднюю правую дверь — я благополучно пропустил мимо ушей. Глухоту усилили кристально чистые документы. «Пятьсот пятый» пригнали из Франции, растаможили в Калининграде, поставили и сняли с учета одним днем — классическая для тех времен схема. Даже таможенные документы сохранились. Затем один-единственный владелец в России на долгие годы. Из которых почти 20 лет «француз» простоял в гараже. Как в сказках про гаражные сокровища.
После мойки автомобиля поступил звонок № 2 — кузов перекрашен на скорую руку. На троечку по пятибалльной шкале. Его я тоже проигнорировал, но перед этим успел задать вопрос: с чего бы это? Назовем это профессиональным рефлексом. Мастерство, как известно, не пропьешь. Ну или в данном случае, не прое…шь.
И я начал «копать», дотошно осматривая автомобиль. И раскопал, что кузов «Пыжа» раньше был красным. Не только дверь, а почти весь. Почти… Казалось бы, такой набат услышит даже тот, у кого вместо ушей розочки. Я услышал, но продолжал артачиться, объясняя это «конструктором», собранным из двух машин. Это тоже не айс, но лучше, чем криминал.
Расшифровал номер кузова и выяснил, что буква года выпуска (1984) не соответствует внешности автомобиля, этот «Пыж» рестайлинговый, годом выпуска ближе к девяностым. В принципе, я уже все понял, просто не сознавался себе. Полную же ясность в факт того, что я вляпался, внесла та самая закладная скобка от ГАЗели. Ее прикрутили саморезом к внутренней поверхности капота как замену сломавшейся пластиковой клипсе для «кочерги».
Ну и что? Это мог сделать и владелец машины. Мог, но сделали те, кто шаманил криминальную тачку к продаже. Потому что закладная тоже была темно-синяя — окрашенная заодно с кузовом. Совершенно очевидно уже после пересечения границы, видимо, в Калининграде. И вот в кристально чистой истории автомобиля оказалась дыра размером с колесо обозрения. Парень, ты попал!
Впрочем, беда даже не в этом, а в том, что схема решения этой проблемы законным путем будто специально выстроена таким образом, чтобы довести лоха-покупателя до белого каления. Для начала нужно приехать в МРЭО и запустить процедуру постановки на учет, чтобы добраться до площадки технического контроля. Далее осмотр, и если инспектор зафиксировал подвох — отказ в регистрации и направление на криминальную экспертизу. Которая резюмирует, был ли VIN поврежден естественным путем, например, коррозией, или налицо состав преступления — перебитый номер на кузове или, как в моем случае, инородная номерная деталь.
А что делать, если вдруг постановка на учет криминального автомобиля прошла в штатном режиме? Уж точно не прыгать от счастья. С вероятностью 90% данная проблема всплывет позже, при продаже машины и последующей постановке на учет другим человеком. И тогда основным подозреваемым автоматически становится прежний собственник — вы! И вот это уже «попадалово» в квадрате.
И тут дилемма: сообщать ли невнимательному инспектору МРЭО ту информацию об истории купленной машины, которую знаете вы? Я сообщил. Однако сделал это еще до заполнения заявления на регистрацию (предварительно «забыв» документы и сам автомобиль в гараже). Просто подошел к окошку № 1 и рассказал сотруднику о своих подозрениях. Тот глянул так, будто на мне была смирительная рубашка. Затем протянул бланк заявления на регистрацию ТС и доверительно, словно бабушка из сказки, протягивающая Иван-царевичу путеводный клубок, сказал: заполняйте заявление, езжайте на осмотр. Круг замкнулся. Твою ж мать!
Само собой, ни заполнять заявление, ни даже брать его в руки не стал. Поблагодарил доброго инспектора за «дельный совет» и, помахав ему ручкой, умчался подальше от данного госучреждения на всех парах… к прежнему владельцу. Точнее, к дочери владельца, вступившей в наследство после кончины отца. Благо у меня был и ее номер телефона, и адрес фактического проживания. А та и слушать не стала: машину купили — дальше ваши проблемы. На звонки с моего номера не отвечала, с других — вешала трубку.
Подумав, решил судиться. Но сначала написал ей текстовое сообщение примерно следующего содержания: «прошу забрать автомобиль обратно, вернуть мне уплаченные за него деньги. В случае отказа на ваше имя будет отправлено заказное письмо с просьбой решить данную проблему в досудебном порядке. В случае отказа или игнорирования письма обращаюсь в суд по месту вашей регистрации». И надо же — сработало! Владелица пошла на контакт, хоть и смотрела на меня, как на врага народа и отказывалась разговаривать. Машину в итоге вернул, деньги забрал. Победил!
Однако многое осталось недосказанным, хотелось поговорить по душам. Окликнул почти скрывшуюся за дверью подъезда владелицу «ретро-Пыжика».
— Чем больше углублялся в эту историю, тем больше понимал, что ваш отец был очень порядочным человеком. Будучи технически подкованным, он, несомненно, понял, что купил автомобиль с криминальном прошлым. Он мог продать его, и продал бы. Но не стал этого делать. Он мог разобрать его на запчасти. Но не стал этого делать, видимо, из уважения к автомобилю. В итоге он предпочел проиграть, закрыв машину в гараже на долгих 20 лет, но при этом остаться честным человеком. Снимаю перед ним шляпу. А вам есть чему у него поучиться…
Через две недели этот темно-синий Peugeot 505 вновь оказался в продаже.
Мораль сей басни такова… Блин, я ж не Крылов, морали читать не буду, лучше дам несколько советов.
Первый: покупка криминального автомобиля — это всегда большие, а в подавляющем большинстве случаев неразрешимые проблемы. Поэтому всегда, ВСЕГДА сверяйте номера кузова/двигателя и пробивайте машину по базе данных ГИБДД. А также ищите подсказки, оставленные злоумышленниками. Они, как написано выше, есть почти всегда. И не только ищите, но и анализируйте увиденное.
Второй: Чтобы анализировать, необходимо не поддаваться эмоциям — мыслить трезво. Это не так-то просто, когда ты в шаге от осуществления своей автомобильной мечты. Поэтому зачастую перед осмотром автомобиля я настраиваю себя на правильный порядок действий: что проверить, куда посмотреть. И отдельным пунктом — не теряй голову!
А еще берите с собой помощника: одна голова хорошо, а две лучше. Но не более! Компания из двух-трех друзей только навредит, за стадными инстинктами вы не увидите и половины косяков, а те, что найдете, можете трактовать в неверной интерпретации. Более того, когда со мной на осмотр едет кто-то из друзей, я четко информирую, что для него это не просто возможность интересно провести вечер. Дело важное — машину выбираем. Жду от тебя помощи и объективизма. Иногда помогает.
Третий: Вот уж не думал, что буду рекламировать автоподборщиков, но, похоже, на данный момент их услуги — наиболее надежный способ избежать покупки автомобиля с криминалом. Причем рекомендую обращаться не к экспертам-одиночкам, хотя и среди них есть подкованные ребята, а в компании, специализирующиеся на подборе машин. И обязательно заключать письменный договор на оказание услуг с ответственностями сторон. Да, выйдет дороже, но и гарантия выше. А в случае чего будет кому предъявить претензии.
Впрочем, ни то, ни другое, ни третье не дает 100% гарантии. Это тоже нужно понимать.
Что касается ситуации с интернет-мошенничеством, о котором я упомянул в начале этого материала. Схема развода такова: продавцу, выставившему что-либо на продажу (в моем случае автозапчасть) через интернет-барахолку, на телефон приходит сообщение от якобы покупателя, готового ее купить через услугу курьерской доставки. Возможен вариант с отправкой товара через транспортную компанию. В любом случае покупка не подразумевает личной встречи продавца и «покупателя».
После вашего согласия «покупатель» извещает об оплате товара и подтверждает это ссылкой, пройдя по которой вы попадаете на «клон» страницы той платформы, где размещен ваш лот. «Зеркало» в точности повторяет все пункты исходной страницы, вплоть до предупреждений о возможном мошенничестве со стороны третьих лиц, инструкции, как избежать контакта с ними, что делать, если те все же вошли с вами в контакт, и даже рабочей иконки горячей линии помощи с реальным человеком (тоже мошенником) на том конце, который вежливо отвечает на все вопросы в течение минуты. Не подкопаешься!
Для продолжения сделки на странице «зеркала» необходимо ввести данные своей банковской карты. Меня смутили эти требования, ведь моя карта уже привязана к моему аккаунту платформы. Зачем вводить данные повторно?! Это первая подсказка (звоночек), что тут не все чисто. Однако ранее я не совершал продаж через смартфон, соответствующего приложения не устанавливал (делал это на компьютере), поэтому решил, что повторный ввод данных все же возможен.
После заполнения граф на странице «зеркала» и нажатии соответствующей иконки с вашей карты списывается сумма в размере стоимости запчасти — в моем случае 2000 рублей. На вопрос, что за фигня происходит, онлайн-помощник пытается убедить вас, что произошел сбой. Для возврата средств вам рекомендуют провести операцию повторно, то есть вновь ввести данные карты и нажать иконку.
Тут уже не обязательно быть комиссаром Коломбо, чтобы понять, что вы на крючке у мошенников и все попытки вернуть профуканные рубли приведут лишь к удвоению, утроению потерь. Жмите на тормоз! Смиритесь с утратой и унижением и делайте выводы, чтобы в будущем не повторять своих ошибок. Я сделал:
- Если покупатель с ходу заявляет, что приобретет запчасть через доставку курьером — это первый звоночек того, что скорее всего вы общаетесь с мошенником. Отключил опцию курьерской доставки на всех лотах, дабы не создавать прецеденты.
- Если покупатель связывается с вами через телефонные мессенджеры — перезванивайте ему. Если не берет трубку, но при этом продолжает переписываться, ссылаясь на невозможность ответить — посылайте его на три буквы. Это 100% мошенник.
- Если покупатель общается с вами в мессенджерах и при этом под разными предлогами отказывается переводить диалог на платформу, где выставлен товар, — это на 100% обманщик.
- Для надежности проверьте переписку с покупателем на своей странице платформы, где выставлен лот. Прямого доступа к вашему аккаунту мошенники не имеют, все обманные действия проходят на поддельных страницах. Если не видите переписки в чате сайта, вы стали жертвой мошенников. Для большей уверенности можно обратиться в техподдержку сайта.
- Как правило, мошенники клюют на лоты с невысокой ценой, в этом случае облапошенному продавцу проще пережить потери без заявления в полицию. Хотя я все же сообщил куда следует. И вам советую делать то же самое — капля камень точит. Кроме того, поднял все цены на продаваемые запчасти выше 2000 рублей. Поток сомнительных сообщений прекратился.
- Если после ввода данных с банковской карты списались деньги (сумма, указанная в объявлении) якобы по ошибке — не совершайте повторных действий, прерывайте переписку, срочно блокируйте карту.
Я уже давно не оптимист. Но еще и не пессимист. Сегодня я — реалист. И поэтому благодарен этим хитрецам за дешевый развод. Всего за две тысячи рублей они преподали мне наглядный онлайн-урок, который в будущем скорее всего обошелся бы в разы дороже. Вглядываясь в нынешние реалии, все больше осознаю, что мошенничество набирает обороты с инерцией огромного маховика. Не только с автомобилями и запчастями — во всех сферах торговли. Лихие девяностые возвращаются. Будьте осторожны, внимательны и не теряйте голову!
P. S. Наверняка постоянных читателей блога интересует процесс восстановления Volvo 240? Докладываю: процесс идет, Многое уже сделано, но и осталось немало. Сейчас у меня накопилось достаточно материала для довольно объемной статьи, однако намеренно ее притормаживаю, желая сначала поставить «Спутник» на колеса и наконец-то выехать из гаража. Это будет некий промежуточный рубеж. Отчет скоро напишу. Тогда же опубликую новый музыкальный микс (очень необычный) и еще несколько полезных бонусов. Дождитесь...
Более того, не так давно я приобрел еще один автомобиль — Ford Sierra 1989 года с атмосферным дизелем 2.3 и «механикой». Для России — очень редкая модификация! В том-то и кроется проблема — мотор неисправен. Ищу варианты решения. Продолжение следует...






