Судьба с частой сменой имен и «фамилий» досталась этому маленькому автомобильчику от предшественников. В разных странах Матизы знали как Daewoo Matiz, Chevrolet Matiz, Chevrolet Spark, Formosa Matiz, FSO Matiz, Baojun Lechi, Chevrolet Lechi, Ravon Matiz. Иногда это происходило вследствие местной специфики вывода автомобиля на рынок, а иногда, как в случае с Р2, по политическим экономическим мотивам. General Motors, уходя с нашего рынка в 2015 году, запретил продажу недорогих автомобилей под маркой Chevrolet, которые поставлялись с завода в Узбекистане. И узбеки, применив восточную хитрость, создали и вывели на российский рынок новую марку — Ravon, модельный ряд которой состоял из старых моделей Daewoo (Chevrolet). Lacetti стал Gentra, Aveo первого поколения преобразился в Nexia R3, Chevrolet Cobalt — в R4, а Spark — в R2.
В конце 2007 года такой же Daewoo Matiz Best, только вишневый, я купил полуторагодовалым — как первый автомобиль жене, и тогда он был вполне актуальным, гораздо лучше, чем ВАЗы восьмой-двенадцатой модели, которые мы смотрели как альтернативу. В семье Матиз выполнял не только функции автомобиля жены и подменного для меня, но и помогал возить стройматериалы для ремонта квартиры, тогда очень пригодились его рейлинги на крыше. Запомнился удобством парковки, а также невысокими эксплуатационными расходами.
Р2 был приобретен в октябре 2019 года (тоже полуторагодовалым) и используется как второй, в основном городской автомобиль для поездок: на работу; когда нужно на машине всей семьей; в места, где сложно найти парковочное место; в магазины; с детьми на секции; а этим летом еще и был главным дачным «носителем» сап-борда на крыше.
Освежив воспоминания, решил сравнить разные поколения Матиза, чтобы выяснить — как менялся корейский А-класс.
Понятно, что сравнение запоздало этак лет на 12–13, но, с другой стороны, оба автомобиля еще долго будут встречаться на наших дорогах, ибо последние Матизы первого поколения под маркой Равон были выпущены в 2016 году, а Р2 благополучно выпускается по сей день в ипостаси Шевроле Спарка и имеет некоторые шансы опять вернуться на наш рынок.
История
Изначально дизайн первого Matiz разрабатывался ItalDesign-Giugiaro S.p.A для Fiat, ему предназначалось стать очередным Cinquecento, но боссам Фиата что-то не понравилось и концепт-кар перехватили корейцы из Daewoo, как раз подумывавшие о наследнике угловатого Тicо. От Тicо на Matiz перекочевали немного модернизированные агрегаты (трехцилиндровый двигатель 0,8 л, 5-ступенчатая МКП и подвески), которые, в свою очередь, были лицензионными агрегатами Suzuki Alto 1988 модельного года. Самые первые Матизы (заводской индекс М100) увидели свет в 1997 году, в 2000-м был проведен мини-рестайлинг (М150), и именно в таком виде первый Матиз выпускался вплоть до 2016 года. Литровый четырехцилиндровый двигатель появился на Матизе в 2003 году. Агрегатировался Матиз и АКП фирмы Jatco, модели JF405E, но только с трехцилиндровым двигателем 0,8 л, так как с четырехцилиндровым 1,0 л АКП не помещалась в подкапотное пространство.
Второе поколение Matiz (М200), известное у нас как первый Chevrolet Spark, появилось в 2005 году. По сути, это был глубокий рестайлинг первого Матиза — расширено оснащение, в соответствии с требованиями безопасности доработан кузов, но габариты остались фактически прежними, агрегаты с небольшими доработками перекочевали с М150. В 2007 году был проведен небольшой рестайлинг и модели присвоили индекс М250.
Третье поколение Matiz (М300) увидело свет в 2007 году в виде концепт-кара Chevrolet Beat, который позже засветился в блокбастере «Трансформеры: Месть падших» (трансформер Skids). Серийная модель дебютировала на Нью-Йоркском автосалоне в 2009 году. Автомобиль вырос по всем измерениям и делит платформу с Suzuki Splash и Opel Agila. С 2010 года начались мировые продажи, а на нашем рынке М300 под названием Chevrolet Spark продавался с 2011 по 2014 год. Автомобиль комплектовался двигателями 1,0 л (67 л.с.) с МКП или АКП (все той же Jatco JF405E, устанавливавшийся еще на Матиз первого поколения) и 1,2 л (84 л.с.) с МКП.
Под маркой Ravon к нам стали поступать модернизированные машины с новым, локализованным в Узбекистане «всемирным» двигателем GM объемом 1,25 л, мощностью 85 л.с. и безальтернативной 4-ступенчатой АКП фирмы Aisin модели 80-40LE Gen-II.
Итак, имеем Матиз Бест 1.0 2013 г. вып., МКП (далее — Best), в максималке (комплектация M30) и Равон Р2 2017 г. вып., АКП (далее — Р2) в максималке (комплектация Elegant). Битва титанов.
Габариты Best: 3497 х 1495 х 1485 мм. Колесная база — 2340 мм. Снаряженная масса — 770 кг.
Габариты Р2: 3640 х 1597 х 1522 мм. Колесная база — 2375 мм. Снаряженная масса — 950 кг.
Как видим, внучек раздался по всем фронтам, и это заметно в салоне (особенно по ширине), а вот багажник по размерам стал лишь чуть больше, что подтверждается заводскими данными объема — 170 л у Р2 против 155 у Best. Под багажным ковриком у обоих автомобилей прячется полноразмерная «запаска» на штампованном диске, правда, у Р2 она базовой 13-дюймовой размерности, а основные колеса — на 14” литых дисках.
Оценивать внешность — занятие неблагодарное, мне по-своему нравятся оба автомобиля, являющиеся достойными представителями своего времени: кругленький, сработанный в стиле биодизайна Best и расчерченный смелыми гранями «хищный» Р2. На первый взгляд кажется, что оба имеют «противотуманки», но у Р2 они задействованы как дневные ходовые огни и не загораются вместе с основными фарами. При детальном рассмотрении Р2 обращают на себя внимание ручки задних дверей, спрятанные около стекол.
Интерьеры стараются поддерживать настрой, заданный экстерьером, но материалы, конечно, самые бюджетные, пластик легко царапается и поскрипывает в мороз.
Салон Best встречает пестрыми, высоко установленными сиденьями, соседствующими с плавными обводами передней панели, и тонким двухспицевым рулем, не имеющим регулировок. Кресла, обтянутые приятным на ощупь велюром, имеют минимум регулировок, короткие подушки и больше подходят некрупным, невысоким людям. Мне при росте 183 см и весе в центнер хочется отодвинуть сиденье дальше, чем позволяет продольная регулировка, плечи не находят поддержки, а руль почти лежит на коленях — хотелось бы иметь возможность поднять его выше или опустить сиденье ниже. Небольшие овальные зеркала дают мало информации о происходящем сбоку/сзади, но это частично компенсируется «аквариумной» обзорностью. Интересно, что электрорегулировку имеет только правое зеркало. Обогрева зеркал, как и парктроника, даже в максимальной комплектации не предусмотрено. Штатная магнитола выглядит инородно, звук из четырех динамиков подойдет только непритязательному слушателю. «Погода в салоне» регулируется тремя вращающимися рукоятками. Печка на удивление быстро прогревает небольшой салон в мороз, в жару кондиционер худо-бедно, но справляется со своей задачей (скажем так — лучше иметь такой, чем не иметь никакого), а вот в сырую погоду без него вообще не обойтись — стекла мгновенно запотевают.
Пересаживаясь в Р2, понимаешь, что за 12 лет между выходом в свет первого и третьего поколения Матиза навыки корейских эргономистов заметно прокачались. Интерьер решен в черно-серой гамме с серебристыми вставками, сиденья стали заметно удобнее: подушки длиннее, водительское имеет регулировку по высоте, хотя и тут плечам бы не помешала более выраженная поддержка, а вот велюр зря заменили на скользкую синтетику. Несмотря на регулировку руля только по углу наклона, подобрать удобную посадку не составляет труда как мне, так и гораздо более миниатюрной жене. Интересно решена панель приборов — она находится на рулевой колонке и регулируется вместе с рулем. Зеркала дают хороший боковой обзор, имеют электрорегулировку и обогрев, но «аналоговая» обзорность страдает из-за зауженных в угоду дизайну окон, небольшого заднего стекла и толстых стоек. Спасает штатный парктроник, который несмотря на всего два сенсора имеет хорошую чувствительность и достаточно точно информирует водителя о происходящем сзади. Интегрированная в переднюю панель магнитола управляется с руля и подключается к телефону по Bluetooth, но даже с шестью динамиками звук выдает немногим лучше, чем у Best. Климат-контролем Р2 обделили (на Спарке такая опция была), поэтому температуру в салоне регулируют три вращающихся рукоятки, почти как у предка. В мороз тепло достаточно быстро начинает поступать в салон, помогает и подогрев передних сидений. Работу кондиционера можно оценить на три по пятибалльной шкале — в принципе справляется, но температура поступающего из дефлекторов воздуха зависит от режима движения: стоишь в пробке — приходится поворачивать регулятор на похолоднее, выехал на оперативный простор — крутишь в обратную сторону.
Несмотря на небольшие внешние габариты обоих автомобилей, задние сиденья вполне подходят для двух взрослых (при не очень высоких передних седоках). Из благ цивилизации в распоряжении пассажиров заднего ряда обеих машин электростеклоподъемники. В Р2 места побольше во всех направлениях, шире дверной проем, есть три подголовника и два крепления ISOFIX для детских кресел. Задний диван складывается в пропорции 2/3 и 1/3. У Best задний диван складывается только целиком. Преемственность поколений прослеживается в экономии на карманах, которые у автомобилей только позади пассажирского сиденья. Дополнительно в Р2 имеется небольшой кармашек сбоку, подходящий, например, для мобильного телефона.
Что с безопасностью?
В 2000 году Euro NCAP провел независимый краш-тест Daewoo Matiz, оснащенного фронтальными подушками безопасности, результат — шесть баллов из 16 возможных. По итогам теста Daewoo заявляла о доработке машины, что подтвердилось краш-тестом журнала «Авторевю», проведенным в 2003 году. Матиз узбекской сборки заработал 11 баллов из 16 возможных, несмотря на отсутствие преднатяжителей ремней и подушек безопасности.
Независимых краш-тестов Ravon R2 не проводили, но Spark прошел как тест Euro NCAP (где выступил средне, удостоившись четырех звезд из пяти), так и тест Страхового института безопасности США IIHS — получил высшую награду Safety Pick, единственный в 2014 году. Неутешительное отличие R2 от Spark — отсутствие шторок безопасности — узбеки при мини-рестайлинге, изменившем передний бампер, их секвестировали. Хорошо хоть оставили преднатяжители ремней, фронтальные и боковые подушки безопасности.
Разгонная динамика автомобилей не поражает воображение, но оба позволяют уверенно себя чувствовать на городских улицах. Р2, несмотря на почти 200-килограммовый «гандикап» и архаичную АКП, динамичнее, чем Best, которому мешают слишком короткие передаточные числа — переключаться приходится часто, хотя при желании (а рев двигателя его отбивает) можно перескакивать через передачу и ехать 1–3–5. Педаль сцепления невесомая, позволяющая четко чувствовать момент сцепления дисков, кулиса КП немного разболтана, но передачи включаются безошибочно. Если активно не педалировать, то АКП Р2 любит рано переходить на повышенные передачи и при скорости около 60 км/ч уже переключается на четвертую, при этом на тахометре будет чуть более 1500 оборотов. Включение кондиционера сильно притупляет динамику обоих автомобилей.
Педали газа настроены по-разному. Чтобы ехать достаточно динамично, у Best ее нужно топтать, Р2 довольствуется половиной–тремя четвертями хода. Возможно, тут сказывается разница в управлении дроссельной заслонкой — у Best тросиком, у Р2 — электроникой.
И раз уж разогнались — нужно останавливаться. Несмотря на конструктивную схожесть: дисковые тормоза равного размера (236 мм) спереди (на Р2 вентилируемые) и барабанные механизмы сзади — безоговорочный лидер Р2. Педаль тормоза легкая, информативная, можно тормозить лишь изменением усилия, в экстренной ситуации на помощь придет АБС, но я ее работу ощущаю лишь изредка зимой (стрекот, правда, громкий). У Best АБС отсутствует и тормоза ощутимо слабее, педаль требует приложения заметных усилий, что не прибавляет уверенности — на дороге дистанцию хочется держать побольше.
Управляемость под стать тормозам — куда и на какой угол повернут руль у Best, одному ему известно, гидроусилитель напрочь убил обратную связь. Колеи, ямки, «лежачие полицейские», шершавый асфальт, поворот — ваш вестибулярный аппарат будет проинформирован через передаваемые в салон вибрации, тычки и крены. Не сказать, что все совсем плохо, но подвеска жесткая и короткоходная. На Р2 применен электроусилитель руля, который тоже частично недодает информацию, но когда привыкнешь к машине, начинаешь хорошо чувствовать, что происходит под колесами — она уверенно стоит на прямой, четко следует за рулем при перестроениях, надежно ведет себя в поворотах. И это при очень достойной плавности хода.
Схема подвесок обоих автомобилей идентична — спереди независимая McPherson, сзади — полузависимая (торсионная балка).
Ожидать хорошей шумоизоляции от столь небольших бюджетных машин, конечно, наивно: тарахтение грузовика на соседней полосе отчетливо слышно, камешки стучат по днищу, дождь барабанит по крыше, а когда проезжаешь лужу, создается впечатление, что вода заливается куда-то в порог.
При езде по трассе со скоростью в пределах 110 км/ч шумовой фон в Р2 остается вполне комфортным, в Best такой комфорт сохраняется при скорости 80–90 км/ч, дальше начинает «давить» звук двигателя, работающего на высоких оборотах и перекрывающего все остальные шумы.
При этом оба автомобиля могут ехать гораздо быстрее, но если на Р2 на скоростях за 120 становится шумно, то на Best — еще и страшно, особенно пугает сильный боковой ветер, практически переставляющий машину на соседнюю полосу. Р2 такой ветер тоже недолюбливает, но его хотя бы не переставляет.
Интересной особенностью, подмеченной на трассе, является точность спидометра Р2 — он практически не имеет погрешности, что вкупе с не совсем удачной оцифровкой несколько раз приводило к получению штрафов. У Best спидометр завышает показания примерно на 10 км/ч.
Расход бензина сильно зависит от манеры езды, длительности поездок, частоты прогревов и количества пробок, но при прочих равных в Москве оба автомобиля потребляют примерно одинаково ~ 8–8,5 литра на 100 км, а вот на трассе Р2 укладывается в 5–5,5 литра, в то время как Best из-за очень короткой КП «ест» в лучшем случае на литр меньше, чем в городе. Р2 заправляю 95-м, Best — 92-м.
О расходе, средней скорости, пробеге на остатке бензина в баке и остаточном ресурсе масла на Р2 оповестит бортовой компьютер, Best такой роскоши лишен.
Про цены
Цены на Матизы начинаются с 60 000 рублей, за эти деньги можно рассчитывать на укатанные экземпляры с дырами в кузове. За машины последних годов выпуска в хорошем состоянии и с небольшим пробегом могут просить и до 400 000 рублей. Автомобилей с литровым двигателем мало, а с АКП они все не моложе 2007 года выпуска. В силу возраста, слабой коррозийной стойкости и популярности в службах доставки найти хорошую машину проблематично.
Стать владельцем Равона Р2 можно примерно с 450 000 рублей в кармане. По низу рынка продаются машины с большими пробегами, откатавшие большую часть своего ресурса в доставке. За 650 000–700 000 вполне по силам найти экземпляр в отличном состоянии с пробегом в пределах 50 000 км и с одним-двумя владельцами. 1 000 000–1 100 000 рублей просят за новые Р2 2019 года выпуска, которые еще остались в автосалонах.
По опыту эксплуатации нашего семейного Матиза и общения на форумах матизоводов вспоминается, что машина считалась достаточно надежной (если, конечно, не ушатана в доставке), особенно с литровым двигателем (нередки были случаи пробегов более 300 000 км). Литровый мотор был сделан из двигателя 1,2 л от Авео путем уменьшения хода поршня, и находились умельцы, возвращавшие этому двигателю изначальный объем, а путем небольшого дополнительного тюнинга получавшие с него мощность порядка 90 л.с.
Из типичных болезней, не обошедших стороной и наш вишневый Best, вспоминается повальный падеж диодных мостов генераторов фирмы Mando, не выхаживавших и 50 000 км. Внимательно стоит следить за состоянием ремня ГРМ и ни в коем случае не превышать рекомендуемый интервал замены. Но самая главная проблема Матизов — коррозионная стойкость, причем как кузова, так и системы глушения. У нашего семейного Best, который был продан пятилетним и после эксплуатации в очень щадящем режиме, уже начинали ржаветь двери по низу, глушитель неоднократно подваривался. Белому Best девять лет, и у него практически нет деталей в заводском окрасе, хотя в ДТП он не участвовал, систему глушения недавно меняли целиком.
Р2 — из другой лиги, он не требует к себе снисхождения, это взрослый автомобиль, просто небольшого размера. За пять лет на нем не появилось ни одного «жучка», единственная неисправность, с которой пришлось столкнуться, точнее, массовый заводской косяк — неправильно подключенная фишка обогрева заднего стекла, из-за чего он не работал. По сообщениям на форумах, к «болячкам» Р2 можно отнести попадание воды в рулевую рейку на некоторых экземплярах из-за неправильно проложенного при сборке уплотнителя моторного щита. Обслуживание сводится к плановым заменам «расходников» и технических жидкостей, привод ГРМ цепной, стоят гидрокомпенсаторы клапанов. В общем, это неприхотливый, и главное — недорогой автомобиль, которому вполне по силам роль единственного в семье.