Сервисы подписки на автомобили впервые появились в нашей стране год назад. В 2020-м количество предложений заметно выросло, несмотря на все коронавирусные сложности. Этой осенью подобные варианты появились у Kia и УАЗа, ранее такие услуги запустили марки Hyundai, Genesis и Volvo, а также компании, занимающиеся каршерингом и лизингом. Начиналось все с Москвы, но к сегодняшнему дню подписка на автомобили доступна как минимум в 20 российских городах. Дром выяснил, какие плюсы и минусы есть у предложенных сейчас вариантов.
Если каршеринг ориентирован в основном на краткосрочную аренду (от минуты до суток), то подписка — на долгосрочную: этот вариант становится наиболее интересным при аренде от нескольких недель до года. Классическая аренда — где-то посередине. Она у нас не стала таким массовым явлением, как на Западе, а вот новые сервисы активно развиваются. По сути, каршеринг является заменой такси, а подписка способна заменить собственный автомобиль. Из этого вытекает множество отличий — по выбору автомобилей, их техническому состоянию, а также по регионам, где подобные услуги доступны.
Плюсы подписки в том, что у нее нет минусов каршеринга. Последний предполагает, что автомобиль постоянно переходит из рук в руки несколько раз в день, и после предыдущего клиента никто не проверяет машину на чистоту и техническую исправность. Эксплуатируют такие автомобили, не жалея. Часто каршеринговые машины в царапинах, с оторванными шильдиками, с неопрятным салоном. Для таких сервисов обычно закупают самые простенькие модификации и комплектации. И зачастую машина — в фирменной расклейке. Воспринимать ее как свою невозможно: это действительно полный аналог такси, только вы сами за рулем. И наконец, главная проблема: каршеринг может эффективно существовать только в густонаселенных мегаполисах и на курортах. В городах поменьше и для жителей пригорода это не вариант: сервис не сможет стать массовым, а значит, при необходимости не найдешь машину поблизости и не сможешь прекратить аренду где угодно.
На этом фоне у подписки много плюсов: как правило, получаешь машину у дилера, при долгосрочной подписке вам предложат новый автомобиль без пробега и в богатой комплектации, при менее длинных сроках аренды вы также получите машину в очень хорошем состоянии. С такой, действительно, можно сродниться, и можно воспринимать ее своей, как, скажем, арендную квартиру можно считать своим домом. И эта услуга развивается в самых разных городах независимо от размера: фактически на базе любой дилерской сети может заработать услуга подписки.
Если речь про более-менее долгосрочную эксплуатацию (от месяца), подписка получается по всем статьям интереснее классической аренды и каршеринга, но хитрость, конечно, в том, что тебя пытаются подсадить на довольно внушительные ежемесячные платежи, которые придется платить продолжительное время. И тут уже каждому следует прикинуть, какой режим использования ожидается: при интенсивной эксплуатации собственный автомобиль будет гораздо дешевле, а если нет задачи сэкономить, то, возможно, за стоимость подписки можно купить собственный автомобиль классом выше.
Увидев, что можно взять новый компактный кроссовер с полным приводом и максимальной комплектацией примерно за 40 000 рублей в месяц, любой нормальный скептик сразу открывает калькулятор, быстро прикидывает, что придется отдавать в год 480 000 рублей, и решительно говорит: «Не пойдет!».
Какой в этом смысл, если за три с половиной года ты отдашь полную стоимость машины, но она при этом не станет твоей? Перестал платить — остался без колес. А при аренде на день или неделю тарифы становятся только менее выгодными (в расчете на день пользования). Для тех, кто ездит ежедневно и помногу, самый экономный вариант по-прежнему — собственный автомобиль. Это ясно и без расчетов.
А вот для тех, кто ездит в основном по выходным или во время отпуска, невыгодным вариантом становится уже собственная машина, а подписка может рассматриваться как альтернатива каршерингу или аренде.
Например, по расчетам маркетологов Kia, таким сервисом пользуются клиенты, которым, хочется провести длительный тест-драйв новой модели на привычных для семьи маршрутах. А также «подписной» автомобиль подходит для путешествий, когда требуется модель большей вместимости и проходимости. Подпиской будут пользоваться и клиенты автосервиса (на время ремонта собственной машины). Еще — командированные. Наконец — молодые родители, которым периодически требуется второй автомобиль в семье.
Подписка, конечно, не самый дешевый вариант пользования машиной, но следует учесть, что в стоимость уже входят каско, ОСАГО, зимняя резина и ее замена, ТО, транспортный налог и помощь на дорогах вроде эвакуатора. Взять автомобиль по подписке чаще всего можно без залога, предоплаты и финансовых обязательств. За доплату можно все организовать так, что машину пригонят и заберут по нужному адресу в удобное время. Даже заправлять и мыть могут без вашего участия.
Когда первые подписочные сервисы несколько лет назад стали появляться за рубежом, это казалось услугой для довольно состоятельных людей. Подобное не может стать распространенным в наших условиях. Однако на российском рынке предложения начинаются с самых доступных и массовых.
Самый недорогой вариант сейчас — Kia Rio, который можно получить у официальных дилеров по программе Kia Mobility. Из прямых конкурентов вроде Solaris, Polo, Rapid и Vesta ни один не предложен сейчас по подписке.
День пользования Rio обойдется в 1900 рублей, месяц — в 33 000 рублей, а при заключении годового контракта месяц будет стоить 27 000 рублей. Неприятность в том, что пока получить автомобиль можно всего в пяти городах: Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Брянске и Обнинске. Kia обещает быстрое развитие этой услуги в других регионах за счет самой большой дилерской сети в России. Сейчас независимо от того, в каком городе взят автомобиль, клиент может ездить по всей России, а после дополнительного согласования выезжать и за рубеж.
Уже активно двинулся в регионы сервис подписки Hyundai Mobility: в общей сложности он охватил 20 городов, включая некрупные и не самые развитые в смысле инфраструктуры: например, Воронеж, Омск, Волгоград и Барнаул.
Из модельного ряда Hyundai дешевле всего — кроссовер Creta. Один день стоит 3600 рублей, при этом действует гибкая тарифная сетка: при аренде от трех дней стоимость одного дня падает до 3250 рублей, от недели — 3100 рублей в день, от двух недель — 3000 рублей в день. Ограничение по дневному пробегу — 250 км.
Месяц аренды Креты обойдется в 47 250 рублей. При оформлении годового контракта стоимость месяца снижается до 34 900 рублей. Ограничение по пробегу — 2500 км/месяц, но неиспользованные километры переходят на следующий месяц. Если же вы укладываетесь в 1000 км в месяц, то можете переключиться на скидочный тариф, позволяющий экономить 5000 рублей в месяц.
Одноклассник Креты — Kia Seltos — обойдется дешевле, хотя эта модель свежее и во многом интереснее. День — 2400 рублей, месяц — 42 000 рублей, а при годовом контракте — 33 000 рублей.
Какие штрафы при досрочном расторжении годового контракта?
Годовые контракты предполагают более низкую помесячную оплату, поэтому в какой-то ситуации может показаться логичным взять машину на год, даже если планируется расторгнуть договор досрочно. Однако за это предусмотрены штрафы: если пользовался машиной меньше года, то фирма хочет, чтобы ты оплатил фактический срок аренды по обычному месячному тарифу. Конкретная процедура перерасчета может различаться, но по факту у всех картина одинаковая: вернул машину, взятую на год, досрочно — доплати. Например, у Kia штраф фиксированный — в размере стоимости одного месяца. То есть за досрочный возврат Kia Seltos надо доплатить 33 000 рублей. На первый взгляд — существенная сумма. Но если внимательно посчитать, то получается, что даже если брать автомобиль всего на четыре месяца, то все равно выгодно заключать годовой контракт: вы заплатите за каждый месяц по 33 000 рублей плюс штраф 33 000. Итого — 165 000 рублей. А при стандартном месячном тарифе четыре месяца обойдутся в 168 000 рублей.
Из настоящих вездеходов по подписке пока можно взять только УАЗ Патриот. Сам производитель позиционирует это предложение как хороший вариант для путешествий: на официальном сайте даже выложены варианты интересных маршрутов по России протяженностью от 1300 до 3300 км. Самый длинный — это Москва — Астрахань и обратно, но есть и короткие варианты, легко укладывающиеся в выходные.
Минимальная стоимость — 10 000 рублей за трехдневную аренду «УАЗ выходного дня». Забирать можно в пятницу уже с утра, а вернуть надо в понедельник до обеда. Максимальный по продолжительности вариант аренды на 28 дней обойдется в 55 000 рублей.
Выглядит интересно, если бы получить и сдать машину можно было у любого дилера УАЗа по стране, но пока эту услугу оказывает лишь один дилер в Москве. Производитель обещал уже в ноябре расширить географию, но этого пока не произошло.
Особенность уазовских условий — депозит в 15 000 рублей (остальные сервисы в нашем обзоре позволяют брать машину без депозита). Зато у УАЗа не ограничен пробег. А прочие условия вполне стандартные: возраст водителя — от 25 лет, стаж — не менее трех лет.
Во всех случаях подписка на модели Hyundai оказывается дороже, чем на Kia. Возможно, отчасти это объясняется тем, что Hyundai обещает только богатые комплектации, а у Kia это четко не сформулировано в условиях.
Взять на день Sportage можно за 2900 рублей, на месяц — за 51 000, а при годовом контракте месяц обойдется в 39 000 рублей. У Tucson день стоит 4050–5000 рублей в зависимости от количества дней, месяц — 61 900 рублей, а при годовом договоре — 41 900.
Подписка на седан K5 стоит ровно столько же, сколько на Sportage — 2900/51 000/39 000 рублей, а вот Sonata дороже, чем Tucson: 4700–5700/61 900/49 900 рублей.
Sorento, недавно сменивший поколение, стоит 3500/60 000/51 000 рублей. Уже немолодой Santa Fe — 5550–6800/75 500/53 900 рублей.
Восьмиместный корейский микроавтобус в богатой комплектации Business — в чем-то еще более интересный вариант для путешествий, чем УАЗ Патриот. Конечно, H-1 обойдется гораздо дороже, да и с асфальта на нем не стоит съезжать, но если речь идет не об экспедиции по офф-роуду, то минивэн выигрывает по всем статьям. Он и вместительнее, и комфортнее. Для большой семьи или компании «подписочных» альтернатив, по сути, нет.
При посуточной аренде Hyundai H-1 обойдется в 5050–6100 рублей в день. Месяц — 82 900 рублей. То есть если ввосьмером весь месячный отпуск провести с такой машиной, то расходы на транспорт составят всего 8363 рубля с человека (без учета бензина). Правда, ограничение по пробегу — 2500 км в месяц. За отпуск наездишь, вероятно, больше. Доплата за перепробег — 10 руб за км.
Среди престижных моделей выбор пока очень невелик. Интересно, что в каршеринге модели вроде Мерседеса Е-класса и «пятерки» BMW довольно распространены, и если хочется временами прокатиться на подобной машине, то цены вполне разумны — примерно от 15,5 рубля за минуту. Но вот в сервисах подписок тарифы таковы, что фактически имеет смысл рассматривать лишь варианты аренды от 12 месяцев. Более короткие предложения стоят неоправданно дорого.
В рамках программы Volvo Car Drive можно получить кроссоверы XC60 и XC90. Раньше в качестве альтернативы был предложен седан бизнес-класса S90, но сейчас все они распроданы. Если нужен именно премиум-седан, можно обратить внимание на предложение от Genesis Mobility — модель G70 (он, правда, по размерам не относится к бизнес-классу и стоит на ступень ниже).
Volvo XC60 стоит 65 000 рублей в месяц при заключении годового договора, но при трехмесячной подписке придется платить по 196 000 рублей в месяц (то есть 588 000 в общей сложности за три месяца). Если же автомобиль нужен лишь на один месяц, то — держитесь за что-нибудь… — 545 000 рублей в месяц. И это еще не предел! Старшая модель — XC90 — на месяц обойдется в 798 000 рублей. При годовом контракте — 95 000 рублей.
Утешает хотя бы то, что особо высоких требований к водителям тут не выдвигают: возраст — от 25 лет, стаж не имеет значения.
В случае с Volvo автомобиль можно получить у дилеров Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Казани. У Genesis — только в Москве.
У каршеринговых контор тоже стали появляться «подписочные» тарифы, позволяющие взять люксовый автомобиль на несколько недель или пару месяцев. И там тарифы выглядят привлекательнее: скажем, BMW 520i можно взять примерно за 100 000 рублей в месяц. Однако же тут важно понимать, что каршеринговые машины эксплуатируются в основном в краткосрочной аренде, состояние — так себе, модификации и комплектации — простенькие.
В последние десять лет, кажется, не существовало ни одного значительного СМИ, которое не опубликовало бы хотя бы один материал, посвященный тому, что новое поколение потребителей не стремится совершать дорогие покупки — большинство склонно пользоваться подпиской, арендой и разнообразным «шерингом». Модель sharing economy («совместное потребление») еще десять лет назад была названа журналом Time одной из десяти идей, которые изменят мир. И вот он меняется на наших глазах.
За первый год работы сервиса Hyundai Mobility в России им воспользовались 1600 клиентов, проехавших в сумме около 7 млн километров. По статистике Volvo, 68% клиентов после года пользования подпиской продлили контракт.
Те из нас, кому машина нужна ежедневно круглый год, сейчас скептически ухмыльнутся: без калькулятора ясно, что при интенсивной эксплуатации личный автомобиль будет гораздо дешевле любой подписки, аренды или шеринга. С этим не поспоришь. Но уже не одно десятилетие все крупные города приходят к тому состоянию, когда из-за пробок и платных парковок свой автомобиль становится ненужным: большинство пересаживается на общественный транспорт, каршеринг и такси. По крайней мере — в повседневных ситуациях. Ну а в выходные или в отпуске «подписочный» автомобиль — то что надо.
Массовый переход на дистанционную работу только подстегивает этот тренд.
И еще. В этом мире есть масса автомобилей, о которых вы, возможно, мечтаете, но вряд ли их купите. Для кого-то это — нарядный кабриолет, для кого-то — навороченный внедорожник, для кого-то — люксовый седан. В каршеринге такие варианты начинают появляться, но это ушатанные экземпляры с дорогущей поминутной тарификацией. А вот когда можно будет недорого взять на выходные нечто любопытное вроде спорткупе… А на следующие выходные — классный вездеход… А для поездки на свидание с возлюбленной — эффектный седан… Тогда подписка заиграет новыми красками. И это уже скоро должно произойти.
Какие автомобили предлагают по подписке в России
Модель | Стоимость подписки, руб. | Города | ||
День | Месяц | Месяц при годовом контракте | ||
Genesis G70 | – | – | 68 900 | Москва |
Hyundai Creta | 3000–3600 | 47 250 | 29 900–34 900 | Барнаул, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Калининград, Краснодар, Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Симферополь, Санкт-Петербург, Сочи, Уфа, Челябинск |
Hyundai Tucson | 4050–5000 | 61 900 | 36 900–41 900 | |
Hyundai Sonata | 4700–5700 | 61 900 | 49 900 | |
Hyundai Santa Fe | 5500–6800 | 75 500 | 48 900–53 900 | |
Hyundai H-1 | 5050–6100 | 82 900 | 52 900–56 900 | |
Kia Rio | 1900 | 33 000 | 27 000 | Брянск, Красноярск, Москва, Обнинск, Санкт-Петербург |
Kia Seltos | 2400 | 42 000 | 33 000 | |
Kia Sportage | 2900 | 51 000 | 39 000 | |
Kia K5 | 2900 | 51 000 | 39 000 | |
Kia Sorento | 3500 | 60 000 | 51 000 | |
Volvo XC60 | – | 545 000 | 65 000 | Казань, Москва, Московская область, Санкт-Петербург |
Volvo XC90 | – | 798 000 | 95 000 | |
УАЗ Патриот | 3333 (мин. три дня) | 55 000 (за 28 дней) | – | Москва |