Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Работа в мастерской предоставляет возможность рассмотреть «капсулы времени» как с точки зрения их первого хозяина, так и с позиции потенциального или уже состоявшегося покупателя. Можно оценить, как следил за своей «ласточкой» сосед-пенсионер, и затем узнать, что потом пришлось делать с ней следующему владельцу.
Некоторые клиенты десятилетиями крайне осторожно эксплуатируют… хотя нет, слово «эксплуатируют» здесь явно неприменимо. Пожалуй, скорее они не эксплуатируют, а бережно хранят машины, возраст которых составляет от 25 до 50 (да-да!) лет. Все эти «хранители» когда-то приобрели свои автосокровища новыми, причем некоторые покупки были совершены еще во времена СССР. Такие автомобили зиму обычно коротают в гаражах и лишь в теплый сезон изредка удаляются от кооператива не дальше пригородной дачи. На одометрах у них совсем небольшие цифры, и вовсе не потому, что сотни тысяч там конструктивно не предусмотрены.
Казалось бы, слово «авторемонт» их владельцам должно быть абсолютно незнакомо, ведь подобные машины за всю свою долгую жизнь едва успевают пройти обкатку. Но, как это на первый взгляд ни странно, они частенько оказываются в мастерской. Причин тому несколько, и у всех «капсул времени» они похожие. Сформулируем их мы чуть позже, а пока присмотримся повнимательнее к некоторым автораритетам.
Соседский ВАЗ-21099 из «лихих/святых 90-х» до сих пор кажется новым. На нем ни пятнышка ржавчины, заводская краска в идеальном состоянии. Днище выглядит так, будто эта машина не ездила по нашим направлениям, а парила над ними. Гнили нет даже вокруг саморезов подкрылков, традиционно безжалостно проткнувших кромки крыльев много лет назад.
Помнит ли кто-нибудь, что в те годы эти машины назывались «Спутником»?
У машины в целости сохранились и другие обязательные атрибуты 90-х. Кассетная магнитола и бейсбольная бита вполне работоспособны до сих пор.
Ну что может понадобиться в мастерской такому музейному экземпляру? Замена масла и воздушного фильтра? Если бы… Неумолимое время не щадит ни людей, ни технику, и на ремонт этот ВАЗ-21099 сейчас попадает ничуть не реже других машин.
К примеру, в прошлом году его хозяин неожиданно не смог включить передачу заднего хода. Как оказалось, его подстерегла типичная для коробок этого типа поломка пружин механизма выбора передач.
Когда это происходит, рычаг коробки в салоне начинает свободно болтаться в нейтральном положении от водительского сиденья до пассажирского. Некоторым везет, и это совершенно не мешает переключаться. Но при неудачном стечении обстоятельств обломки не позволяют сдвинуть рычаг в нужное положение. Эта беда обычно случается при пробегах 250 000–300 000 км и более. В группу риска попадают Лады, наматывавшие эти километры в городских пробках с частыми переключениями. Почему же щадящий летне-дачный режим не уберег коробку передач ВАЗ-21099 от поломки? Увы, но накопившаяся со временем усталость металла берет свое.
Еще быстрее, чем сталь, стареют резинотехнические изделия. Вот так, например, на этой машине выглядел пыльник рулевой рейки. Когда я его снял, то оказалось, что он давно уже разорвался на три части. Хозяин ВАЗ-21099 был очень удивлен, ведь он этого вообще не замечал.
Верхние опоры передних стоек растянулись и потрескались, но владельца «девяносто девятой» это устраивает. Ничуть не настораживает его и цвет тормозной жидкости, когда-то светло-желтый, а теперь благородный темно-янтарный. Не удивлюсь, если она сохранилась в бачке еще с прошлого тысячелетия.
Во время коротких неспешных заездов по гаражному кооперативу ВАЗ-21099 оглашает округу отчетливыми детонационными звонами. На вопросы о регулировке зажигания или проверке меток ГРМ владелец неуверенно сообщил, что некий специалист занимался только карбюратором. Кстати, карбюратор здесь с автоматической воздушной заслонкой, и для старой машины, несмотря на ее общую сохранность, это означает не удобство, а только лишние проблемы.
В верхней части карбюратора кто-то уже успел сорвать резьбу электромагнитного клапана, и карбюраторщик еле смог его закрутить. Причем почему-то он установил клапан без кольцевого уплотнения на стыке с крышкой, и теперь там возможен подсос воздуха.
Поставить уплотнение — секундное дело, но только если потом остатки резьбы позволят вернуть клапан на место. Ох уж это «если»! Найти новую верхнюю часть карбюратора этого образца сейчас непросто, и сосед подумывает о его замене в сборе. Вот только «автоматический» карбюратор стоит вдвое дороже своих простецких собратьев с тросовым приводом воздушной заслонки, и пока покупка отложена на будущее. Портить же «новую» машину чуждой ей конструкцией с тросом хозяин «девяносто девятой» принципиально не хочет.
Ну и самая неприятная проблема этого ВАЗ-21099 — подозрительный стук при работе мотора, пропадающий при нажатии на педаль сцепления.
Он очень напоминает звуки, издававшиеся агрегатами той самой Калины, что вынудила дважды снимать коробку, а потом еще и лезть в мотор, чтобы заменить упорные полукольца коленвала. У этого ВАЗ-21099 тоже заметен осевой люфт коленвала. Наверное, через полгода-год владелец все же «дозреет» до ремонта. Но если у Калины дефект был вызван ошибками механика при капремонте отслужившего свое двигателя и скоростными дальними перегонами, то как объяснить болтающийся коленвал у проводящей все свое время в гараже «девяносто девятой»? Еще один привет из 90-х? Возможно, ведь в те годы качество сборки ВАЗов было отвратительным.
Судьба этой вроде бы почти новой, но все равно состарившейся «девяносто девятой» показывает сразу две проблемы, характерные для автомобилей, выезжающих на дороги только по большим праздникам. Во-первых, старость беспощадна не только к людям, но и к механизмам, даже если они и не работают. А во-вторых, владельцы «капсул времени» часто не осознают, что машина стареет вместе с ними. Они не замечают многие дефекты и пребывают в уверенности, что если автомобиль почти не ездит, то он все еще как новый. В результате покупателей такой техники могут поджидать неожиданные сюрпризы.
Так и получилось у новоиспеченной хозяйки вот этой Лады Калины.
Машину с таким смешным пробегом она купила сразу же, как только ее первый хозяин заикнулся о продаже. Осмотр у специалиста? Зачем, она же новая! Но вскоре автовладелицу стали настораживать странные звуки из-под машины, усиливающиеся при разгоне или торможении, и Калина все же заехала в мастерскую. Оказалось, что были отломлены все три болта крепления задней опоры силового агрегата к коробке.
Обломки прочно засели в глубине корпуса коробки, не задевавшей асфальт в основном благодаря заблаговременно поставленной стальной защите картера.
Что делать дальше? Конечно, надо извлечь обломки болтов. Два из них диаметром 12 мм, третий 10 мм. Если они заупрямятся, придется от души посверлить, но на яме или подъемнике это делать неудобно. Возможно, коробку передач понадобится снять. Корпус у нее алюминиевый, обломки болтов стальные, и поэтому шансы на успех очень сильно зависят от аккуратности и удачи. Если что-то пойдет не так, пострадавшая половинка корпуса коробки отправится на восстановление к аргонщику, а то и в пункт приема цветного металла. В этом случае о стоимости ремонта лучше сейчас не задумываться, чтобы не расстраиваться раньше времени.
Но это все рабочая рутина. Самый главный вопрос в другом: что же надо было проделывать с машиной, чтобы сломать все три болта? Как на ней ездил ее первый хозяин? Последний раз я видел такие повреждения после того, как один клиент, подражая киногероям боевиков, прыгнул на своей Гранте, используя этот мостик в историческом центре нашего города как трамплин.
Но скромный владелец Калины вряд ли занимался такими вещами. Наверное, он всего лишь неудачно переехал какой-нибудь бордюр, не обращая внимания на удары под машиной. Тем не менее эта Калина наглядно демонстрирует еще одну важную проблему некоторых автомобилей с мизерными пробегами: вполне возможную безграмотную эксплуатацию. Не зря говорят, что опыт — дело наживное. Если у владельца «капсулы времени» другой техники в хозяйстве не имеется, то водительский опыт у него просто не сможет накопиться. В итоге он так и не научится ни ездить, ни следить за состоянием машины. Вспоминается пожилой сосед, купивший когда-то новенькую Ладу и аккуратно придерживавшийся заводского интервала замены масла (15 000 км). Вот только ежегодный пробег у него не превышал 1000 км, и поэтому даже через шесть или семь лет после покупки машины масло в двигателе его Лады все еще было заводским!
Длительные простои, особенно в загородных условиях и на свежем воздухе, порой вызывают курьезные последствия. Бывает, что в таких машинах зарождается иная жизнь. До появления настоящих Чужих, к счастью, дело не доходит, но обосновавшиеся во вросших в землю автомобилях вполне земные представители флоры и даже фауны — обычное дело.
Еще одна общая беда всех машин, ведущих малоподвижный образ жизни — серьезные проблемы с тормозами, возникающие сразу после попытки наконец-то куда-нибудь поехать. На фото ниже типичный пример: «Жигули», которые можно назвать даже не капсулой, а настоящей машиной времени. Это подтверждает и «родной» черный регистрационный знак 1970-х годов.
Пожилого автолюбителя родственники с трудом убедили заехать в мастерскую на всякий случай, хотя бы на осмотр. Казалось бы, зачем он водителю, за многие десятилетия изучившему машину наизусть как свои пять пальцев? Но …
Полбеды, что передние тормозные колодки оторвались от металлической основы. Хуже, что владелец раритета этого не заметил и продолжал спокойно ездить. Судя по натертым до блеска соприкасающимся поверхностям, это произошло о-о-очень давно.
Ангелы-хранители хозяина «Жигулей» и конструкция тормозного суппорта не позволили обломкам вывалиться на дорогу или заклинить колесо. Но так везет не всем:
Серьезные дефекты тормозной системы характерны для всех «капсул времени» независимо от страны-изготовителя. Вот на подъемнике оказался Kia Ceed из первых выпусков, поблескивающий заводской краской, но снизу густо покрытый паутиной.
Его новая хозяйка пожаловалась на скрежет в задних колесах. Ничуть не удивительно — колодки ручного тормоза давно оторваны.
Примерно то же самое было и с Kia Rio, едва преодолевшей 20 000 км за 11 лет.
Случается, что за время продолжительной стоянки колодки дисковых тормозов успевают намертво приржаветь к своим направляющим. В этом случае после того, как вместе с новым хозяином начинается нормальная езда, возможны два варианта. Если усилий тормозного цилиндра окажется достаточно для того, чтобы хоть как-то сдвинуть колодки, они могут заклинить колесо. Ну а если ржавчина окажется сильнее, то картина будет примерно такой же, как вот у этой Toyota Celica:
Также бывает, что вскоре после начала новой жизни у простоявшей долгое время машины неожиданно текут тормозные цилиндры. А иногда покупатель такой техники получает сразу целое «комбо» — и колодки оторвались, и цилиндры потекли (на фото ниже тормоза Renault Symbol и Daewoo Matiz).
Сочетание возрастных проблем машины и невнимательности ее владельца дает еще один возможный вариант поломки тормозов:
Коварная ржавчина может добраться в самые потаенные места автомобиля, который проводит долгие месяцы, а то и годы без движения. В самых тяжелых случаях сгнивают поршневые кольца и стенки цилиндров. Даже если такой мотор удается провернуть и завести, вскоре неизбежен его капремонт.
Ну и еще один большой минус при покупке четырехколесной «капсулы времени» — ее цена, не всегда соответствующая реальному техническому состоянию и возможным эксплуатационным расходам. Владелец, искренне полагая, что его автомобиль до сих пор как новый, может вспомнить классическое «Я думаю, что торг здесь неуместен!». Вдобавок чем старше машина, тем больше может оказаться в ее стоимости дополнительной коллекционной надбавки. Примерно так и получилось с ВАЗ-2103, который уже не раз мелькал на страницах блога.
Один владелец, пробег 80 000 км, то есть примерно по 1500 км в год, и черный госномер из 1970-х. Фото были сделаны лет пять назад, и с тех пор я эту машину не видел. Оказалось, что последние четыре года «тройка» из гаража вообще не выезжала. Минувшим летом хозяин наконец-то решил ее продать «всего лишь» за 300 000 рублей. Не берусь судить о справедливости такой цены, если оценивать этот ВАЗ-2103 как возможный музейный экспонат. Но если его рассматривать как автомобиль для жизни, то к цене покупки для начала надо добавить аккумулятор и два комплекта покрышек, летних и зимних. Затем в первые полгода-год настоящей езды наверняка придется устранять разнообразные течи, скрипы и стуки. Да и потом неплохо бы постоянно прислушиваться и присматриваться к вполне возможным дефектам, мало ли что. Старый автомобиль может быть очень коварным.
Таким образом, покупатели четырехколесных «капсул времени», заплатив завышенную цену, могут запросто столкнуться с проблемами, вызванными как неизбежными возрастными поломками, так и последствиями возможной неграмотной эксплуатации.
Ну а если старая, но хорошо сохранившаяся внешне машина все же нравится, как свести неизбежные риски к минимуму? Пожалуй, так, как это делает один из моих молодых соседей по гаражному кооперативу. Классический «дедушкин» автомобиль, 30-летний карбюраторный ВАЗ-2107 достался ему с пробегом 18 000 км от состарившегося первого хозяина. И хотя о сохранении заводской аутентичности автомобиля парень не задумывается, …
… его подход к эксплуатации «семерки» разумен и практичен. Например, обнаружив, что один из передних тормозных цилиндров заклинило, он решил поменять весь комплект.
Хотя в наследство от первого владельца парень получил новые цилиндры, использовать их он не стал. Мало того, что их производитель непонятен, так еще и неизвестно, сколько лет или даже десятилетий они провалялись на полке в гараже. Тормозные шланги, например, прошлый хозяин на всякий случай купил еще в 2013 году. Привычка делать всевозможные запасы у поколения эпохи всеобщего дефицита неистребима!
Кстати, тому счастливому соседу, который недавно купил за 150 000 рублей «Волгу» ГАЗ-21 времен развенчания культа личности, …
… еще предстоит вывезти оставшийся от прежнего владельца целый склад разнообразного автомобильного железа, из которого можно собрать чуть ли не еще одну такую же «Волгу». По крайней мере крылья, двери, пороги и даже днище там точно имеются. Машина со дня продажи «жила» в одной семье, и приданое у нее накопилось богатое. К сожалению, за прошедшие годы она превратилась в полную недвижимость. Конечно, у нового владельца она будет не «рабочей лошадкой», а любимой игрушкой для неспешных воскресных променадов. Предполагаемый бюджет реанимации? 1 000 000 рублей, но это очень и очень ориентировочно. Ведь от «капсулы времени» можно ждать любых сюрпризов!