Возможно, читатели уже забыли, но в моем автопарке есть недоделанный Volvo 240. Белый седан по имени «Спутник» ждал своей очереди на восстановление, пропуская вперед более срочные проекты. Вначале ремзона была занята покалеченным некачественной соляркой Ford Sierra. Инвалидов же нужно пропускать вне очереди. Затем постучалась внеплановая Subaru Outback от читателя блога. «Я на минуточку, мне только спросить». Ага, знаем мы ваши минуточки… В итоге, разобравшись со срочными делами, плотно заняться Volvo у меня получилось лишь к середине лета. Первый день в гараже прошел так, будто вернулся после длительного отпуска — работы навалом, ничего не понимаю, забыл, чем закончил и не знаю, с чего начать. Короче — «валенок».
Этот Volvo 240 с крепким, не гнилым кузовом и хорошим мотором был куплен позапрошлой зимой за 115 тысяч. На вид автомобиль вполне живой и где-то даже исправный. Едет уверенно, не стучит, не скрипит, не гремит. Но тарахтит из-за дырявого глушителя и немного переливает из-за отдавшего концы расходомера. Вентилятор печки воет, сиденье водителя просижено, по интерьеру не хватает некоторых деталей. А еще арки облезли и колеса на выброс. Как говорится, есть к чему приложить руки.
В процессе восстановления «Спутника» меня здорово выручает загашник, в котором пылятся оптика, радиаторная решетка, кое что из недостающих элементов салона и много чего еще. Не будь старых запасов, восстановление Volvo влетело бы в копеечку. Так, из четырех стареньких фар мне удалось собрать две почти новые.
Нашлись и неплохие подфарники. Сейчас две фары в сборе в таком состоянии потянут тысяч на двадцать. Еще пять экономлю на радиаторной решетке, собирая из двух одну. Все хромированные детальки прячу под черной матовой краской или пленкой.
Дырявый передний бампер и обшарпанный спойлер с помощью обрезков старого бампера привожу в надлежащий вид и крашу каждый своим цветом. Получилось неплохо. Надумай продать, такой бампер в сборе потянул бы тысяч на восемь–десять.
Бесплатно избавляю от ржавчины поперечную планку передка, которая из белой превратилась в рыжую. Повозился с ней изрядно, исключив механическую обработку, чтобы не повредить слой оцинковки. Травил ржу преобразователями. Для верности под слои краски положил несколько слоев белого антигравия.
Было/стало
Долго провозился с электрикой, в частности с задними фонарями, которые никак не хотели зажигать нужные лампы.
К слову, в передней панели половина ламп вообще не светила. Ночью ни черта не видно. Меняю лампочки где нужно, а заодно возвращаю подвижность пластиковому штырьку, отвечающему за обнуление одометра. Вроде мелочь, но приятно, когда все работает. Да и почему бы не починить, если исправная «приборка» тоже валяется в загашнике?
Передняя подвеска потребовала новых стоек стабилизатора (1800 руб. пара), кроме того пришлось купить пламегаситель (1500 руб.) и заплатить 3000 рублей сварщику за проварку выхлопной системы. Тогда же перебрали механизм кулисы (500 руб.), вернув «переключалке» былую четкость. Потратил не так уж и много, учитывая, сколько всего успел сделать до перерыва.
После перерыва долго вкатываюсь. Начинать пришлось, пожалуй, с самого беспокойного места на кузове — колесных арок. Они немного поржавели, но без гнили. Выглядят неопрятно и точно будут портить вид после полировки кузова. Нужно их зачистить, подшпатлевать при необходимости, загрунтовать и аккуратненько подкрасить. Начинаю снимать с кузова лишние детали, при попытке открутить «брызговик» ломается болт его крепления. Затем второй, третий и четвертый. Все сломались… Ох, как же тяжело начинать сначала!
Втянуться в работу мне помогли коралловые очистные насадки для «болгарки». Знали о таких? Ими можно быстро очистить кузов от краски и ржавчины без повреждений металла. Круги бывают черного цвета (мягкая насадка), голубого (средняя) и фиолетового (самая жесткая).
Мягкие коралловые насадки здорово облегчают жизнь, с их помощью я за пару минут очистил одну из колесных арок до голого металла, не повредив его поверхность. Немного поработал шпателем и наждачкой, и можно грунтовать. Проволочные и лепестковые насадки, менее деликатные, оставляют на металле бороздки, которые приходится выравнивать шпатлевкой. Тут же раз–два — и готово.
Было/стало
Следующие в очереди на обновление — металлопластиковые молдинги кузова. Их я надумал сделать черными. При снятии выяснилось, что вместо половины пистонов — дырки. Молдинги держались на честном слове. Недостающие Х-образные пистончики нашлись в магазине друга. Оказывается, они в точности как у боковых молдингов вазовской классики.
— Сколько с меня?
— Ой, да ладно, там копейки, дарю.
Мелочь, а вдвойне приятно, потому как найти дешевый аналог пистончикам и прочим проставкам для старых Volvo та еще везуха. Для примера: 35 штук пистонов со стальными зацепами, через которые крепятся подфарные молдинги и аналогам которым нет, обошлись мне в 4375 рублей, или по 125 рублей за каждый. Учитывая дефицитность деталек, это недорого.
Раз пошла такая пьянка, снимаем и накладки по нижнему периметру кузова. Они выглядят отстойно, потому что кто-то покрасил их кистью и закрепил саморезами. Все снятые детали очищаются от грязи, покрываются черной грунтовкой и затем черной же матовой краской. Грунт при окраске подобной мелочовки обязателен. На мягком пластике краска еще держится, а вот с металлических вставок начинает слезать уже через полгода. С грунтовой прослойкой краска держится долго.
Если кто не понял, я очищаю кузов от лишних деталей для полировки краски. По этой же причине пока не ставлю на машину оптику и радиаторную решетку в стиле Black Edition, хотя мне жуть как хочется на это посмотреть. Сначала нужно отполировать краску! Но есть одна проблемка, кто-то из прежних владельцев щедро обмазал ветровое стекло, уплотнительную резинку и весь кузов вокруг толстым слоем силиконового герметика. И эта штука очень неохотно оттирается.
— Ты чего силикон вокруг стекла не удаляешь? Весь вид портит — как-то попенял мне друг, придя в гараж.
— Жду, пока ногти отрастут… Зря смеешься. «Шестьсот сорок шестой» растворитель лишь размягчает эту субстанцию. Соскоблить скребком, даже пластиковым, не повредив краску, нереально. Это можно сделать только ногтями. Вот я и жду, пока они отрастут.
Но даже когда отрастил нормальный «маникюр», на очистку стекла и кузова по его периметру ушло почти два полных дня. Ох и муторная работенка.
Последний шаг перед полировкой — закраска всех сколов на кузове. Их тут много. Повреждения покрупнее подчищаю наждачкой, и сначала обрабатываю белой грунтовкой, используя ватные палочки. После высыхания кладу краску.
Было/стало
Саму полировку делаю в два захода. На первом этапе вручную снимаю верхний, мертвый слой краски полиролью с мелким абразивом. Она, к слову, недорогая, 690 рублей. А вот для финишной полировки покупаю дорогой состав за 2800. На этом этапе для восстановления краски использую машинку. Плюс планирую при ближайшем визите на мойку покрыть кузов горячим воском.
Установить на место молдинги несложно, особенно когда большая их часть крепится на новые пистоны. Куда сложнее найти недостающую деталь, которую едва видно из-под заднего бампера. Даже не знаю, как ее правильно назвать — «юбка» бампера, «фартук» кузова. Короче, такая малоприметная пластиковая полоска, без которой оконечную банку глушителя и заднюю подвеску можно увидеть, не пригибаясь. У «Спутника» будто штаны на заднице разошлись.
Поиски «фартука» ни к чему не привели. Нет таких даже в запасниках самых заядлых вольворазборщиков. Но и без него нельзя, как быть? Покопался в своих закромах, нашел задний бампер от универсала ВАЗ-2111. Отрезал нижнюю часть, примерил на Volvo… да вроде ничего.
Покрасил, временно закрепил саморезами… До сих пор не пойму, выглядит эта самодельная «юбка» как голимый «колхоз» или как деталь обвеса от какого-нибудь тюнингового ателье. То есть вполне гармонично. Особенно с катафотиками. Ладно, пока оставлю, а там посмотрим.
Наконец-то устанавливаю на машину переднюю оптику и прочий декор. И вот тут сюрприз, точнее сразу три: фары встают с капотом и крыльями с зазорами в два пальца. Капот при открывании тянет вверх поперечную планку замка, которая, в свою очередь, выворачивает радиаторную решетку. Капот при этом немного вздыбился в задней части. Исправить такое разногласие будет непросто.
Первым делом аккуратно переварил петлю, немного укоротив механизм, что позволило опустить капот, добившись нужных зазоров. Еще пришлось усилить поперечную планку замка — вертикальной перемычкой. Она здесь была, но кто-то ее демонтировал, из-за чего рамка передка стала хлипкой. Потому и капот плохо закрывался и еще хуже открывался. Усилив переднюю рамку и подогнув ее кое-где, все зазоры удалось собрать с нужными допусками. На это ушло еще пару дней.
Напоследок необходимо заглянуть под машину. С днищем тут все в порядке, оно покрыто антикоррозийным составом, что и позволило спасти кузов от коррозии. Но на порогах защиты почти не осталось, а в задних колесных арках та отпескоструилась почти полностью. Для обработки арок использую баллончик Tectyl, а для порогов — недорогую мастику, по 320 рублей за баллон.
Приятно наблюдать за тем, как Volvo 240 из разобранного конструктора понемногу превращается в полноценный автомобиль. Обрастая деталями, становится похожей на саму себя в юности. Но есть в этом образе слабое звено, точнее, даже четыре — это колеса. Целые тут только два передних диска, а те, что стоят сзади, с отсутствующими кусками обода, ездить на таких нельзя. Нужно искать другие «катки».
Была у меня задумка обуть «Спутник» в колеса с фирменными дисками Virgo. Такие ставили на турбоверсии. Мне они очень нравятся. Иногда такие диски появляются в продаже. Более того, один Virgo есть у меня в загашнике, значит, можно купить некомплект, который найти проще. На тот момент был выбор между двумя продавцами — один предлагал два диска за 7000, второй — три за 15 000. Как про раков из монолога Романа Карцева — те по пять были очень большие, а эти по три, но маленькие.
Пообщался в чате с каждым из продавцов. Первый уверял, что три его диска в отличном состоянии… надо лишь отпескоструить и покрасить. А вы уверены, что диски под пескоструй и покраску можно называть отличными?! По мне так средние. При этом продавец отказывается скидывать с первоначальной цены даже копейку — 15 «штук» за три диска. Моя же крайняя цена не более 12 000, и то лишь под гнетом обстоятельств. В ином случае пожалел бы и «десятку».
Второй продавец, тот, у которого два диска, тоже не готов торговаться, держа цену 3500 рублей за штуку. Этот тоже уверен, что его диски в хорошем состоянии, хотя их необходимо не только красить, но и прокатывать. До чего же жадные люди! При этом на простые вопросы продавец отвечает потоком бессвязных слов, выловить из которых суть дела сложно, если вообще возможно. Устав от бесполезных переписок, посылаю несговорчивых продавцов куда подальше, продолжая поиски новых колес для «Спутника».
Был соблазн поставить колеса от современных моделей Volvo, которые совпадают по ключевым параметрам. У старых Volvo редкая размерность колесных дисков, скрывающаяся за почти математической формулой 6Jx15 5/108 ET20 d65.1. Ширина обода, посадочный диаметр покрышки, ступичная розетка, вылет и диаметр центрального отверстия. У современных Volvo почти то же самое, разве что размер диска будет побольше. Но ЕТ, или вылет, сильно отличается, а это очень важный параметр.
Обычно у дисков для современных моделей Volvo вылет редко бывает ниже ЕТ50. При желании можно найти с ЕТ43. Но даже такие диски будут глубоко утоплены в колесных арках. Чтобы выйти на рекомендованные заводом ЕТ20, придется ставить алюминиевые проставки толщиной 23 мм. Ну ладно, учитывая увеличившуюся ширину диска, пусть будет 18 мм. Но это все равно многовато. Увеличиваются неподрессоренные массы колеса, из-за чего ухудшается плавность хода. Также удлиняется плечо обкатки, что ухудшает поведение автомобиля на прямой и снижает ходимость деталей подвески. С учетом стоимости проставок (около 10 000 руб.) — сплошные минусы…
Пока умничал, блистая знанием матчасти, у меня перед носом увели отличный комплект колес R16 с 43-м вылетом и почти новыми шинами, всего за 20 000 рублей. Ушлые «перекупы», купившие этот комплект, помыли его… и выставили на продажу за 30 000. Понятно, что переплачивать «десятку» за те же самые, но чистые колеса, я не стал. Поругав себя за нерасторопность, продолжил изучать рынок.
После почти двухмесячных поисков натыкаюсь на объявление в Тольятти о продаже четырех колес с дисками Virgo и шинами Pirelli за 13 000. Диски неидеальные, есть мелкие сколы и подваренные места, но давление воздуха держат, геометрия вроде в порядке.
Шины почти новые, правда, чуть большей размерности — 205/65/15 против 195/65/15. В колесные арки «двести сороковой» более пухлые колеса помещаются без проблем, цепляться ни за что не будут даже при повороте руля в крайние положения. Однако как такие колеса будут смотреться на машине и не превратят ли они Volvo в подобие кроссовера? Пока не прикрутишь, не узнаешь.
Оплачиваю 13 000 рублей за колеса (на этот раз тоже не удалось поторговаться), плюс еще 1450 за услуги транспортной компании. Итого менее чем за 15 000 получаю четыре колеса, готовых к установке на машину. Мое терпение в поисках и общении со странноватыми продавцами вознаграждено в полной мере. Я доволен и удовлетворен, как сытый кот — и не только самим фактом покупки колес, но и тем, что получилось купить именно то, что искал.
До полной готовности Volvo 240 к продаже осталось сделать совсем немного. Без учета некоторых мелочей необходимо исправить просиженное водительское кресло, разобраться с одним из датчиков двигателя и решить, что делать с как будто изношенным сцеплением — менять его целиком или только растянутый трос. Надеюсь, что дело именно в нем.
А еще у меня никак не получается поставить на место передний бампер. Вставать-то он встает, и даже все крепления затягиваются, да только остается большой зазор до кузова, которого быть не должно. И дело-то нехитрое, прикрутить бампер с парой демпфирующих амортизаторов, но, видимо, второй раз подряд делаю что-то не так.
Однако всего в двух шагах от завершения всех работ над Volvo вынужден прервать сей увлекательный процесс и вновь поставить «Спутника» на паузу — в очередь. Причина более чем весомая — под восстановление куплен еще один автомобиль, который необходимо в ближайшее время поставить на ход.
Жена Мазду 929 забраковала. Говорит, что более побитых жизнью машин у нас еще не было. Друг и вовсе пошутил, что мне за этот хлам доплатили. Ну да, случай непростой, можно даже сказать тяжелый. Но я в эту Мазду почему-то верю. Она хоть и побитая, но вся родная. От многочисленных молдингов до выцветшей на солнце краски. Полностью комплектная и, судя по всему, с небольшим пробегом.
На самом деле «девятьсот двадцать девятых» у меня две. В придачу к Мазде с неисправной задней подвеской отдали донора, на котором нужные детали в отличном состоянии. Надо лишь как-то забрать его с места стоянки (своим ходом или эвакуатором), снять приржавевшие рычаги и переставить на другую Мазду. Делов-то…
Если все получится, в ближайшее время ждите подробный отчет о Мазде 929 1986 года, простоявшей пару лет на обочине дороги и купленной мной за 80 000 рублей для восстановления. Продолжение следует…