Отдавая дань уважения родоначальнику отечественного «каблукостроения», пробежимся по истории ИЖ-2715. Появившись в 1972 году, автомобиль был принят советским потребителем с распростертыми объятиями, ведь стране как воздух была нужна машина для перевозки мелких грузов. Она нашла свое применение как в городах, так и на селе. На заявленную по паспорту грузоподъемность в 400–450 кг нередко закрывали глаза, забивая грузовой отсек «каблучка» до упора. Через десять лет случился «рестайлинг» — заменили «москвичевские» прямоугольные фары круглой ижевской оптикой и произвели небольшие косметические изменения. В таком виде классический «каблучок» продержался на конвейере до девяностых, разойдясь более чем двухмиллионным тиражом. Подобный тип кузова — поле для творчества. Однако советский автопром не баловал потребителя модификациями, официально предложив разве что пикап и грузопассажирскую версию. Остальное умельцы на местах допиливали самостоятельно, приспосабливая «каблучок» к конкретным требованиям. Сегодня ИЖ-2715 — один из символов советского автопрома. Помимо «каблучка» за ним значилось еще одно забавное прозвище — «пирожок» (машину активно эксплуатировали при развозе хлебобулочных изделий). А вот этимология третьего народного названия — «шиньон» — так до конца и не познана.
На Дроме сейчас можно найти семь десятков предложений о продаже подобных автомобилей по ценам от 6 до 180 тысяч рублей.
Фургон и универсал — родственные кузова, и одна модель может предлагаться в двух исполнениях, как, например, Лада Ларгус. Однако в рамках данного обзора нас интересуют исключительно коммерческие легковые модификации, которые могут перевезти максимальный объем полезного груза. Сфера применения гораздо шире, чем дежурный утренний развоз хлеба. Итак, кому может пригодиться «каблучок»? Прежде всего — всевозможным службам доставки (особенно в свете последних событий). Некрупная мебель, автозапчасти, габаритная бытовая техника — все это может не влезть в универсал, но и снаряжать ГАЗель, чтобы перевезти одну стиральную машину, тоже неразумно. По старой традиции «каблучки» незаменимы для перевозки продуктов питания, компоновка кузова идеально подходит для размещения коробок с гречкой или ящиков с овощами. Нехитрые стеллажи позволят приспособить кузов под нужный профиль (например, доставка бутилированной воды), а изотермическая кабина — перевозить скоропорт. Обычный универсал здесь проигрывает, как и неповоротливые малотоннажные грузовички, которым вечно не хватает места на заднем дворе продуктового магазина. «Каблучок» может выполнять роль корпоративного перевозчика — тут простор для деятельности огромный: от классической развозки посылок до транспортировки оборудования на строительные объекты. Кстати, для стройки и ремонта этот автомобиль идеален. Бетономешалка, мешки с цементом, инструмент — все со свистом войдет в грузовой отсек, и не надо мучаться, закрепляя листы фанеры на крыше, или набивать рулонами утеплителя салон ВАЗ-2104. В сельском хозяйстве тоже найдется работа для нашего трудяги. Сплошная польза!
Тут бал правит АвтоВАЗ на пару с Ижевским заводом. Один из самых распространенных и доступных вариантов — ИЖ-2717, или «Ода-Версия». Прямой наследник «каблучка»: задний привод, улучшенная подвеска, «уфимский» или «шестерочный» двигатель. После кончины «Оды» завод продолжил штамповать модификацию 27175 с кабиной от «классики» до 2012 года. Стандартные «жигулевские» болячки этих моделей перекрываются низкой ценой и доступными копеечными запчастями. Именно за это ценят 27175, ведь гораздо проще найти запчасти на «классику», чем на «Москвич». Габариты грузового отсека: 1850 х 1600 х 1100 мм. Задняя дверь открывается вверх, нижний бортик откидывается вниз.
На Дроме в наличии пара сотен предложений, более-менее живые варианты «Оды» начинаются от 50 тысяч рублей, а бодренький ИЖ-27175 можно прикупить за 100–130 тысяч. Основная проблема большинства экземпляров — кузов, пороги, расхлябанный салон. Однако и механическая часть дает сбои в самый неожиданный момент. Случай из жизни: в прошлом году довелось нанять водителя с «Одой» для перевозки аттракциона для детских праздников. Первый заказ фургончик с горем пополам обслужил, но в финальной точке маршрута после разгрузки наотрез отказался заводиться и покидать парк. Аниматоры и сказочные герои дружно пытались завести его с толкача, катая туда-сюда по зеленой лужайке. Тщетно. «Железный конь» так и остался в парке до вечера, а бедолага-водитель поехал за запчастями. Нужны ли вам такие приключения?
У ижевского фургона есть брат ВИС-2345, который выпускало дочернее вазовское предприятие. К передней части от ВАЗ-2105 приварена полурама с платформой, на которой смонтирована грузовая будка из пластика или металла. Рессорная подвеска позволяет увеличить грузоподъемность. Полезный объем отсека зависит от модификации. Иногда попадаются кабины высотой с человеческий рост. А в случае с ВИС-23461, когда к «Ниве» приделали маленький фургон, говорить о коммерческой эксплуатации вообще не приходится. Скорее так, привезти с дачи пару мешков картошки.
ВИС выпускал и переднеприводные модели. Самой распространенной является ВИС-2347, построенный на базе «девяток» или «четырнадцатых». Объемы отсека иногда достигают солидной кубатуры. Наконец, совсем диковинка — ВИС-1706 «Челнок», построенный из «восьмерки». Ввиду малых тиражей моделей ВИС сложно вывести среднюю цену, но кое-какие варианты можно найти в этом разделе. Попадается еще редкая грузовая «Ока» с объемом полтора куба и грузоподъемностью 250 килограммов. «Малышка» подойдет для развозки посылок и доставки пиццы.
Обзор импортных вариантов начнем с популярных «каблучков» французских автопроизводителей, прежде всего Citroen Berlingo первого поколения в рестайлинге 2002 года. На вторичном рынке попадаются в основном экземпляры с двигателем объемом 1,4, реже — 1,6 литра. Передний привод, трансмиссия — неизменная 5-ступенчатая «механика». Владельцы сетуют на поломки задней балки и игольчатых подшипников в ней. Купить деталь — полдела, замена узла — это отдельная история. Машина городская, для постоянных пробегов по трассе надо искать вариант с двигателем 1,6 л или дизелем. Последний может изрядно потрепать нервы, если начнет умирать топливная система. Часто ломаются ручки задних дверей. Из плюсов модели — честная грузоподъемность (400–500 кг), прекрасный обзор, упругая подвеска и внятные тормоза.
Подобные характеристики и у модели-близнеца Peugeot Partner. Часто автомобиль используется для доставки крупногабаритных запчастей: в грузовой отсек (1250 х 1600 х 1150 мм) спокойно заходит европоддон с контрактным двигателем. За 200–300 тысяч рублей можно подобрать подходящий вариант в разных уголках страны, машина в основном используется на европейской территории России.
Другой известный французский грузовичок — Renault Kangoo. В нашу ценовую категорию попадает как первое поколение, так и некоторые экземпляры второй генерации. Палитра двигателей впечатляет: помимо основного бензинового объемом 1,4 л на рынке попадаются варианты с 1,6 и 1,2 литра, а также различные дизельные версии. Отзывы на модель в основном положительные, но хватает и ложек дегтя. Хвалят Kangoo за неприхотливость, простую подвеску, клиренс и объем салона. Из недостатков отмечают скрипучий пластик салона, низкое качество деталей подвески, постоянные мелкие проблемы с электрикой.
Volkswagen Caddy — бестселлер рынка. До 300 тысяч рублей можно рассмотреть «каблучок» второго поколения (1995–2003 гг.) и дорестайлинговые экземпляры третьей генерации. В линейке двигателей помимо классических бензиновых двигателей объемом 1,4 и 1,6 литра есть 2,0-литровый дизель. Модель ценят за немецкую практичность, качество и надежность. Правда, в нашем ценовом диапазоне выбор невелик. Многие охотятся на «каблучки» второго поколения. Еще бы: огромный грузовой отсек емкостью почти 3000 литров с распашными задними дверьми, немецкое качество 90-х, простая конструкция и ремонтопригодность. Можно найти экземпляр даже за 100 тысяч, но более-менее живые начинаются от 150 тысяч. Третье поколение построено на платформе VW Touran и унифицировано с Гольфом пятого поколения. Модель уже не столь утилитарна — скорее это семейный универсал, но грузовые версии также присутствуют. Главный минус модели — качество лакокрасочного покрытия и предрасположенность к коррозии. Дизельному двигателю может потребоваться ремонт.
В целом европейские «каблучки» — комфортные модели с хорошей эргономикой, приятным дизайном и обилием комплектаций. Однако дороговизна запчастей и слабая адаптация к российским условиям зачастую делают их эксплуатацию проблематичной.
В японских автомобильных рядах таких автомобилей подобной компоновки нет. «Каблучок» — чисто европейский тренд, как, скажем, «пикап» в Америке. Из заводских версий «японцев» в пример можно привести разве что этот автомобиль. Если говорить про вторичный рынок, то в объявлениях нет-нет, да и проскочит какой-нибудь Nissan AD с подобным кузовом. Вопрос этот уже поднимался, и за десять лет исследователям так и не удалось найти массовый японский «каблук».