Перспектива блокировки YouTube и будущее автомобильных блогеров
18 марта вечером вновь пошла информация о возможной блокировке YouTube в России. Причем уже из самых высоких инстанций. Называются и даты: по одной из версий, Роскомнадзор заблокирует видеохостинг в срок до 27 марта, по другой — это произойдет уже в ближайшие часы (на момент написания заметки — 12.00 19 марта - YouTube в России работал). И хотя депутат Госдумы Александр Хинштейн надеется, что полной блокировки не будет, мнение Роскомнадзора — в пользу этого решения.
В связи с этим любопытно осмыслить перспективы модного в России автомобильного блогинга (его еще называют влогинг — морфологическое образование от слов «видео» и «блогинг») на площадке с российской аудиторией в 99 млн пользователей (данные за 2021 год).

Аудитория топовых автоблогеров сопоставима… нет, не с телепрограммами. Она количественно сопоставима с аудиторией некоторых телеканалов! Посмотрите на охваты и количество подписчиков у десятки самых популярных производителей ютьюбовского автоконтента (данные на 18 марта 2022 г.):

И сравните их с данными по телеканалам.
И все это великолепие делают в основном непрофессионалы. Каналы автомобильных СМИ тоже смотрят, но они не занимают высших позиций в рейтинге. Например, видеоверсия журнала «За рулем» находится на 62 месте, телеканал «АвтоПлюс» в YouTube стоит строкой ниже (63), а «Авторевю» довольствуется 80-м местом. Но какое бы место в общем списке канал ни занимал, его владелец получает деньги по партнерской программе монетизации Google AdSense: видеохостинг делится частью рекламных доходов. Если, конечно, на канале подключена сама функция монетизации.
Подсчитать рекламные доходы блогеров трудно, почти невозможно. Алгоритмы YouTube запутаны, на монетизацию влияют количество лайков, регион просмотра (наиболее дорогая реклама показывается обладателям американских IP), количество досмотров и много чего еще.
Так, оценки, основанные на средней стоимости рекламы в России, обещают самому популярному автоблогеру России Константину Заруцкому (AcademeG) ежедневный доход в…$140. Очевидно, что тут ошибка на порядок, даже, возможно, на несколько порядков. Особенно если учесть, что «партнерка» для топ-блогеров основным способом заработка не является, главные деньги они получают от так называемых «рекламных интеграций», то есть рекламы, вписанной в видеоповествование. Например, в отношении того же Заруцкого Forbes насчитал $660 000 годового рекламного заработка без учета монетизации и донатов, а другому популярному блогеру Диме Гордею — $850 000. Но в интернете легко найти и более высокие (но менее авторитетные) оценки дохода «АкадемеГа».
Мы поговорили с тремя видеоблогерами из, скажем так, третьего десятка. Абсолютные значения заработков каждый из них не раскрыл, обозначив лишь примерные диапазоны: монетизация 100 000–200 000 рублей в месяц, рекламные интеграции — 200 000–300 000 на один ролик. Вероятно, это можно считать ориентировочным заработком более-менее успешного русского ютьюбера с аудиторией в 300 000–500 000 подписчиков. Если совсем упростить подход, то в среднем один автоблогер получает 1 рубль с подписчика в месяц, при условии ежемесячного выпуска видео. Но, конечно, ролики делаются чаще, стандартная периодичность — раз в неделю (4 рубля с подписчика). Сделаем еще одно допущение: пусть среднее количество подписчиков у блогеров из списка первых 500 будет равно 200 000 (это показатель 250-го места рейтинга). Тогда следует уменьшить величину заработка до 2 рублей с подписчика — и вуаля. Весь автомобильный ютьюбовский пелотон зарабатывает в месяц (500 х 2 х 200 000) 200 000 000 рублей. Но не все авторы выпускают ролики еженедельно и даже не все привлекают рекламодателей. Уменьшим для верности сумму вдвое. Даже 100 млн рублей в месяц — неплохие деньги для небольшого участка медийной отрасли.
10 марта YouTube полностью запретил авторам видео монетизацию для российской аудитории, что отрезало авторам примерно треть дохода. Теперь, в случае блокировки видеосервиса, отрежутся и оставшиеся две трети. Но даже если этого не произойдет, рынок товаров, которые можно рекламировать, сузится до микроскопических величин. Значит, ютьюберы вынуждены будут снижать стоимость интеграций — и заработок все равно упадет лавинообразно. Можно сказать, что как часть рекламной индустрии «автоблогинг в России» умер. И, вероятно, многие блогеры вообще откажутся от съемок нового контента или сильно урежут расходы и частоту выходов.
Даже у самого простого ролика есть своя себестоимость. Обычный тест-драйв с одним ведущим в кадре — это 15 000–30 000 рублей за съемочный день с монтажом. Без сложных эффектов, на 15–20 минут итогового материала. Топ-блогеры, работающие с несколькими операторами, дронами и визуальными эффектами могут тратить на часовой фильм до полумиллиона рублей. Очевидно, без рекламных доходов это невозможно.
Альтернативы YouTube как медийной площадке в рунете есть, но вот как способу заработка на медиа… Ближе всего «Дзен», который со времен объединения с «Я.Эфиром» делает серьезную ставку на видеоконтент. У «Дзена» есть своя партнерская программа (сложная и не такая эффективная, как на YouTube) и система рекомендаций через главную страницу сервиса. Но имидж у «Дзена» — местечковый, чтобы не сказать колхозный, там царят кликбейт, воровство контента и общий низкий уровень народной журналистики. Тем не менее, «Дзен» — единственная площадка, куда можно мигрировать с YouTube быстро и на понятных условиях. Аналог «Дзена» — «Пульс» от Mail.ru, там тоже есть какая-то монетизация, но общий рейтинг платформы сильно ниже. Есть еще ВК, там деньги совсем скромные: программа поддержки авторов только начала работать.
А российский аналог YouTube — RuTube, который перезапускали уже множество раз, выглядит пока жалкой пародией на гугловский видеосервис. Да, там тоже запущена монетизация, но аудиторные показатели даже у топовых рутьюбовцев совершенно комичны. К примеру, SmotraTV там имеет всего 8498 подписчиков против 4,37 млн у нее же на YouTube.
А в рекомендациях у «популярных» у RuTube — сплошь государственно-ориентированные ролики, дублирующие по контенту эфирное телевидение России.
Короче говоря, YouTube покидает рынок видеоконтента России с гордо поднятой головой монополиста. Все, что будет после него — вынужденные эрзацы. Кто-то уйдет на «Дзен» с потерей доходов и аудитории, но сохранившись концептуально. Иные попробуют себя в новых жанрах или даже в новом языке (англоязычные видео монетизируются гораздо лучше). Бизнеса на альтернативных площадках типа «Пульса» или RuTube вряд ли получится, на их раскрутку потребуются годы и очень, очень большие инвестиции. А ведь блогинг — штука сиюминутная, изменчивая, она не приемлет долгосрочных стратегий. Жизнь дается блогеру один раз, здесь и сейчас.
И, кажется, первый тайм они уже проиграли.
Ренессанс ДВС
Последние новости не понравятся адептам электромобилизации России. Хотя формально программы поддержки электромобилей не свернуты и даже недавно Михаил Мишустин выделил 1,37 млрд рублей на закупку и установку быстрых зарядных станций на федеральных трассах… Но в среднесрочной перспективе нас ожидает усиление позиций ДВС. Вчера по СМИ прошла информация, что грядущие поправки в Техрегламент, над которыми работает Минпромторг, позволят «откатить» экологический класс автомобилей до Евро-2. А чуть ранее было сообщение, что КАМАЗ уже производит такие грузовики, типа, по индивидуальному разрешению Минпрома (если это правда, то такое разрешение юридически несостоятельно).
По нашей информации, нормы Евро-2 будут введены только для коммерческого транспорта категорий N2 и тяжелее, для легковых автомобилей снижения экологического класса либо не будет вовсе, либо оно станет не таким резким.
Воды на мельницу ДВС подлил и заместитель министра промышленности и торговли Александр Морозов. Вот цитата из его выступления на одном из собраний:
Это означает, что похороненные было проекты двигателей, созданных для платформы ЕМП (а там их целая гамма, от 1 до 12 цилиндров), реанимируются. Четырехцилиндровые модификации для начала можно использовать в легких коммерческих автомобилях ГАЗа и УАЗа (вместо устаревших моторов от ЗМЗ и УМЗ), а потом предложить сильно локализованным иномаркам, например, московскому заводу Renault. В автопроме складывается ситуация, при которой оставшиеся иностранцы будут более сговорчивы, чем еще месяц назад.
Кроме этого, Минпромторг объявил о сборе заявок на субсидии по НИОКР на технологии, способные заменить иностранные. Ожидается, что заводы выйдут с предложениями по отечественному замещению электронных компонентов систем управления двигателем внутреннего сгорания, ABS, ESP и блоков телематики и навигации.
Страны ЕАЭС номинированы на посредничество
18 марта состоялось заседание Совета Евразийской экономической комиссии. По его итогам министр экономического развития Максим Решетников сказал:
— Нам очень важно, чтобы в этих непростых условиях у нас сохранялось единое, в первую очередь торговое пространство союза. Более того, на союзный уровень переданы все решения по импортным ставкам, по импортным пошлинам, по импортным льготам, по квотам и так далее. То есть весь товар, который попадает на нашу единую таможенную территорию, идет по единым правилам, по единым сертификатам и так далее.
Понимаете? Это ради обхода санкций.
На ближайшие полгода отменены пошлины на 458 импортных позиций. Особое значение придавалось (цитируем) «компонентам для машиностроительной продукции, в первую очередь для транспортной продукции». Специального разъяснения на этот счет еще не было, но в приведенной формулировке легко угадываются машинокомплекты для сборки автомобилей и просто отдельные компоненты. Облегчит ли это производство российских автомобилей в Казахстане (Lada, КАМАЗ, УАЗ, ГАЗ, «Урал», российские варианты Renault) и продажу в РК российских компонентов для сборки Hyundai — пока непонятно. Но в данном случае важнее унификация таможенных условий для ввоза в ЕАЭС иностранных комплектующих. По некоторым позициям российский автопром уже испытывает колоссальный дефицит. Возможно, обнуление пошлин заставит некоторых иностранных автопроизводителей «задуматься и развернуться». Но, может быть, Совет ЕАЭС имеет в виду новых игроков рынка, которые только собираются к нам зайти. Тогда это реверанс в сторону КНР.
Пытались убедить Казахстан, Киргизию и Армению на переход к расчетам в рублях — но, увы, не удалось, они остались в «долларовой» зоне. Хотя тот же Решетников этот облом прокомментировал дипломатично: «на сегодняшний момент договорились о поэтапном переходе в расчеты в национальных валютах».
И логичный ход: инициатива Федеральной антимонопольной службы о разрешении параллельного импорта. Над этой идеей ФАС работает бог знает как давно, сейчас, видимо, пришла пора сделать все быстро и эффектно.
Параллельный импорт — это возможность поставки оригинальных товаров без особого разрешения правообладателя. В нынешних условиях, когда ряд автоконцернов просто заблокировал продажу оригинальных запчастей для находящихся в российской эксплуатации автомобилей, параллельный импорт позволит это ограничение обойти. Проект постановления о параллельном импорте в правительство со стороны ФАС уже направлен. И нет ни одного аргумента для его непринятия.