Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Хочу предупредить сразу: автомобилей «под восстановление» здесь не будет. Цены на такие машины бывают удивительно заманчивы, но их покупатели рассчитывают в основном на свои силы, а не на автосервис даже в его гаражном виде. Обычные же клиенты стараются выбрать машину из категории «в хорошем состоянии, сел и поехал». Вот только с минимальным бюджетом «поехать» получается иногда непросто.
Порой кажется, что утверждение «классика вечна» относится не только к бессмертным творениям великих мастеров прошлого, но и к продукции АВТОВАЗа. В истории мирового автопрома было не так много машин, способных удерживать место на рынке в течение полувека. Вазовская «классика» в последнее время переживает в нашем городе уверенный ренессанс. Правда, утверждать, что причиной этого явления стали заслуги производителя, пожалуй, не стоит.
«Да кто же покупает такие машины в третьем тысячелетии?» — могут удивленно воскликнуть жители иных регионов, давно привыкшие исключительно к иномаркам. Среди моих клиентов устойчивый спрос на ВАЗ-2101–2107 обеспечивают отделочники, сантехники и прочие мастеровые, использующие их как грузовички. Кроме того, некоторые отрабатывают на «классике» первичные водительские навыки. Как ни удивительно, среди них присутствуют и дамы разного возраста, от совсем юного до вполне «бальзаковского». Причина бессмертия вазовской «классики» проста — на местной «вторичке» сейчас нет машин дешевле как в покупке, так и по расходам на поддержание в состоянии «на ходу». Ну на какой другой автомобиль можно в наши дни купить новый оригинальный амортизатор по цене пиццы среднего размера?
Стоимость агрегатов на разборках тоже потрясающе демократична. Вполне рабочий мотор стоит 8000–10 000 рублей, 5-ступенчатая коробка передач — в два-три раза дешевле, ну а непопулярную «четырехступку» могут просто подарить.
Кстати, двигатель на фото выше владелец ВАЗ-2105 купил после того, как на его «родном» в систему охлаждения стало попадать масло. Он сам заменил прокладку головки блока, а когда это не помогло, приобрел, не задумываясь, другой мотор.
В итоге довольны все: хозяин разборки получил свой бонус, исправный ВАЗ уехал в тот же день, а я легко заработал 6000 рублей.
Конечно, возраст оставляет на этих машинах неизгладимые следы. Вот клиент пригнал на осмотр ВАЗ-2107, который по случаю, практически не глядя, купил у пожилого пенсионера за 50 000 рублей. Гаражное хранение, один владелец, дедушка только на дачу летом ездил — все эти классические фразы из лексикона «автоперекупов» на этот раз истинная правда, как и едва начавшийся «второй круг» на одометре.
Автомобиль уже оснащен актуальным допоборудованием.
«Семерка» от пенсионера — отличный выбор? Но давайте присмотримся к машине получше. Зачастую характерной особенностью таких автомобилей является постоянная экономия на обслуживании, и небольшой по современным меркам пробег далеко не всегда означает идеальное состояние.
Действительно, пожилой владелец особой щепетильностью не отличался. Например, после небольшой аварии пенсионер починил «семерку» крайне простым способом, заменив кузовной ремонт переделкой петель капота. Как говорится, на скорость не влияет.
Неожиданно выяснилось, что на машине отсутствует левый передний амортизатор. Когда-то давно на нижнем рычаге сломалась одна из шпилек его крепления, и вопрос был решен очень просто, по-сталински: нет амортизатора — нет и проблемы. На фото ниже красная метка показывает, где он должен быть.
Небрежно проложенный и растрескавшийся бензопровод — мелочь, которая может стать причиной больших проблем.
Верхний шланг радиатора при замене установили неправильно, в результате он стал протираться, касаясь кронштейна бензопровода.
При замене резонатора особо мудрить не стали и поставили его, поджав трос «ручника» вверх (трос должен быть под резонатором). А, собственно, что его жалеть, ведь оболочка давно протерта.
Также машину сопровождал обычный «букет» типичных «жигулевских» болячек: заклиненный кран печки, изношенные сайлент-блоки и втулки реактивных штанг, «потеющий» задний мост.
Судя по почерневшему корпусу распредвала, прежний владелец использовал «минералку» и менял ее не часто. Однако из-за небольшого пробега это еще не успело сказаться на состоянии двигателя.
На этом фоне разношерстные покрышки из ближнего зарубежья, установленные наоборот, уже не удивляют.
Неужели новый владелец «семерки» совершил ошибку, купив автомобиль в таком, казалось бы, «ужасном» состоянии? Вряд ли, ведь ремонт будет совсем недорогим. Запчасти на эти машины даже сейчас стоят так дешево, что амортизаторы или шаровые опоры клиенты запросто покупают не поштучно, а комплектами. Набор деталей на фото ниже обошелся примерно в 8000 рублей, еще тысяч шесть-семь клиент оставит в мастерской.
Ремонт подвески или тормозной системы «классики» требует минимальных навыков и простейшего инструмента. С тем же отсутствующим амортизатором справились запросто после того, как сосед приварил нужную шпильку.
Засада поджидала лишь при замене крана печки: после замены оказалось, что еще и радиатор печки течет. Пенсионер-то действительно зимой не ездил, и ему было совершенно все равно, в каком состоянии отопитель. Поскольку машину уже ждала работа, печку пришлось просто заглушить, отсоединив подходящие к ней патрубки, и отложить ремонт до холодов.
Но у этой «семерки» есть и серьезная проблема, причем она «опасна и трудна, и на первый взгляд как будто не видна». Небольшая полоска ржавчины на фото ниже, отмеченная красным, означает трещину лонжерона вокруг болтов крепления передней балки.
Это тем более обидно, что все остальные силовые элементы кузова в идеальном состоянии.
Если не обращать на трещину внимания, рано или поздно балка оторвется на ходу вместе с болтами и куском лонжерона. Последствия такого происшествия я когда-то испытал на себе еще в 1980-х. Ремонт обойдется недешево, поскольку для сварочных работ балку придется снимать. Но пока что «семерка» старательно отрабатывает свою цену. Новый хозяин помимо рекламной надписи даже «побаловал» ее еще и завалявшейся в его гараже 5-ступенчатой коробкой, что добавило 3200 рублей в копилку мастерской.
Конечно, цена подержанной машины — это лишь вступительный взнос в клуб автомобилистов. С учетом расходов на неизбежные ремонты реальная стоимость этого ВАЗ-2107 вместо 50 000 рублей почти сразу приблизилась к 70 000–80 000. Многовато? По меркам недавнего прошлого — да, это дорого. Еще не так давно подобные машины стоили в два-три раза дешевле. Но сейчас даже на разборках старенький ВАЗ в состоянии «не на ходу» забирают за 20 000–25 000 рублей. Более того, теперь в нашей округе появились «перекупы», специализирующиеся на их восстановлении, и после «предпродажной подготовки» цены на «классику» стартуют уже от 100 000. С другой стороны, по данным Росстата, неуклонно растущий средний заработок в России к лету достиг 60 000 рублей. Почему бы и не приобщиться к автомобилизму всего лишь за полторы средних зарплаты? Тем более что любые другие предложения на авторынке существенно дороже.
За стоимость ухоженной вазовской «классики», конечно, можно попробовать поискать переднеприводную Ладу. Но за 120 000–130 000 рублей результат не обрадует.
Даже простая замена колеса на таком автомобиле может превратиться в неприятный квест. Поэтому для покупки «живой» Лады бюджет надо увеличить по крайней мере до 150 000 рублей. Хорошую Приору, Калину и тем более Гранту за эти «деньги», конечно, не найти, но «десятку» или «пятнашку» можно попытаться. Сыну давнишней хорошей клиентки эта попытка только что удалась. Хотя это и не совсем «десятка»…
Прежний владелец — типичный «беспечный ездок», беззаботно катавшийся до тех пор, пока машина не потребовала большого ТО. Характерная мелочь — состояние салонного фильтра. Неужели «родной»?
Давным-давно лопнувший пыльник рулевой рейки, растрескавшиеся приводные ремни, потеки масла на стойках на таких автомобилях — обычное дело.
Дополнительной антикоррозионной обработки машина не знала.
Однако несмотря на общую неухоженность, придать «Богдану» бодрости можно относительно недорого.
Во время ремонта без неожиданностей не обошлось. Нет, я не про использование «тепловых процедур» при разборке, это как раз для подобных случаев норма.
Один из рулевых наконечников при попытке отсоединить его от стойки просто развалился. Прежний хозяин ресурс деталей использовал полностью!
Почему-то в приводе ремня ГРМ трудился невиданный уже много лет ролик старого образца (на фото ниже отмечен красным). «Я его слепила из того, что было»?
И уже который раз оказалось, что придать правильный размер крепежным отверстиям надо не только в старых поворотных кулаках, но и в новых стойках. Нехорошая современная тенденция…
Весь ремонт обошелся тысяч в 16–18. Стойки поменял по 1200, помпу и ремень ГРМ за 2000, еще столько же взял за пыльник рейки и наконечники. Сейчас новоиспеченный владелец «Богданодесятки» обдумывает, как ему бороться с начавшейся коррозией. Но даже в случае полной перекраски окончательная стоимость машины лишь едва переползет через психологический барьер в 200 000 рублей.
Ну а если чуток добавить? Может, тогда удастся купить машину без проблем? Примерно так и рассуждал очередной клиент, выбравший ВАЗ-2111 за 220 000.
Но состояние этого автомобиля ничуть не лучше, чем у «Богдана». На кузове хватает следов как прошедшей, так и предстоящей борьбы с ржавчиной.
Внимательным обслуживанием и эту машину не баловали. Например, использован масляный фильтр такой длины, что при полном ходе подвески вверх до него может достать правый привод. Стандартный фильтр на пару сантиметров короче.
Ступичные гайки были законтрены по одному разу (красная метка на фото ниже), несмотря на наличие двух пазов для этой процедуры.
Подвеска давно не видела новых деталей.
Покататься без ощутимых затрат сразу же после покупки и на этой машине не получилось. Помимо стандартного джентльменского набора из помпы и ремня ГРМ пришлось заменить резонатор, глушитель и кое-что по мелочи в ходовой.
А можно ли с такой же суммой замахнуться на иномарку? Конечно, попытаться можно. Вот только иномарка окажется примерно такой:
Эту свежепокрашенную Нексию постоянный клиент только что купил за 190 000 рублей. Следы грубоватого кузовного ремонта никто и не старался скрыть.
Радиатор кондиционера пал в неравной борьбе с дорожными препятствиями, на его месте — пустота. Подходившие когда-то к нему трубки просто болтаются в воздухе.
Приводного ремня кондиционера вообще нет. Ну а если бы он был, то шум от изношенного ролика мог бы вполне соперничать со звуком мотора.
Восстанавливать всю эту систему новый хозяин не собирается. «Шрамы» после аварии остались и на радиаторе двигателя, но пока ездить можно.
На вопрос, когда у Нексии меняли масло, фильтры, ремень ГРМ или помпу, продающий ее «перекуп» лишь разводит руками. Это означает, что новому владельцу сразу же надо провести большое ТО. К набору запчастей также добавились раскрошившиеся во время аварии пластиковые пыльники моторного отсека.
Весь набор потянул на 15 000 рублей. На этом фоне стоимость моей работы не очень заметна. 3500 возьму за замену помпы и ремня ГРМ, еще 500 — за масло, воздушный и масляный фильтры. За полдня неплохо!
Судя по надписям на упаковках, среди запчастей царит полный евро-азиатский интернационал. Санкции, говорите?
Присутствует и обязательное теперь импортозамещение. Относительное, конечно.
Неожиданно натяжитель ремня ГРМ, прибывший вроде бы из Японии, оказался заклиненным из-за того, что его подпружиненные подвижные части были собраны с заметным перекосом. Хорошо, что он куплен в соседнем магазине, специализирующемся на этих машинах, и выходец из солнечного Узбекистана запросто его поменял на другой. И еще лучше, что прилагавшийся к натяжителю спецключ позволил легко обнаружить дефект до установки, а не после!
На кузове Нексии видны потеки краски и остатки белых следов от растертой в пыль шпатлевки. Кое-где из-под слоя свежей краски бесстыже и нагло лезет коррозия.
Хорошо хоть, что лонжероны и днище пока целы, хотя и покрыты ржавчиной.
Судя по только начавшим «оживать» тормозам, машина простояла в ремонте немало.
Поначалу я не одобрил выбор клиента. На мой взгляд, основное отличие Нексии от Лады лишь в том, что обслуживать и приобретать запчасти на нее сложнее и дороже. Какие-либо преимущества подобных иномарок по сравнению с Ладой едва уловимы, если, конечно, они вообще существуют. Единственный плюс покупки был в том, что в прошлом у этой Нексии только один владелец, у которого «перекуп»-кузовщик и купил аварийный автомобиль. Причем во время проведения ТО выяснилось, что бывший хозяин за машиной следил. Привод ремня ГРМ вовремя обслуживался, мотор внутри был чистый, а в задних ступицах обнаружилась свежая смазка.
Поначалу не работавший «ручник» на правом заднем колесе удалось легко «реанимировать», всего лишь смазав и покрутив автоматический регулятор распорной планки колодок.
А какие приятные воспоминания о добрых старых временах вызвало место производства резины на этой Нексии!
Маркировка одной из покрышек на «пенсионерском» ВАЗ-2107 настраивала на совсем другой лад.
Уже забирая Нексию после ТО, клиент привел железный довод, окончательно склонивший его к покупке. Он продемонстрировал типичное объявление о продаже ВАЗ-2114 в нашем городе: два владельца, заявленный пробег 200 000 км, цена машины — 370 000 рублей. Убедительно!
В итоге получается, что сейчас 200 000 рублей — минимальная сумма, с которой можно рассчитывать на переднеприводную легковушку. Эту сумму удастся сократить вдвое, если вспомнить «вечную классику». Но в любом случае — чтобы найти подходящий вариант, придется как следует постараться, причем идеальным он наверняка не будет. Вспоминается, как еще не так давно в поиске машины за 150 000–200 000 рублей я пренебрежительно рассматривал Приоры и Калины. Помнится, даже Гранта там мелькнула… Сейчас такие машины были бы проданы мгновенно, еще на этапе подачи объявления. Воистину «те раки по пять рублей были очень большие»!
Некоторые автоэксперты утверждают, что на вторичном авторынке машины дешевеют. Возможно, в тех ценовых группах, где счет идет на многие десятки тысяч долларов, так оно и есть. Но по низу рынка никакого «обвала» рыночных цен нет, по крайней мере в нашем городе. Ну, или мои клиенты все как один оказались такими невезучими?