Как долго еще будет горяча тема китайского происхождения новообретенной марки — сказать трудно. Это зависит от скорости, с которой «Москвич» начнет превращаться из китайской машины в российскую, и пока эта скорость фактически нулевая. То есть мы верим, что процесс идет и результаты будут, и «Москвич» хотя бы частично станет отечественным, но пока в сравнительном тесте с импортированным из Поднебесной Chery Tiggo 4 Pro он участвует как китайский автомобиль, собранный в России.
Мы много писали о спорной бизнес-модели «Москвича» на начальном этапе запуска, о важности скорейшего перехода к конвейерной сборке со сваркой кузова, и, по сути, первые же результаты продаж подтвердили все наши опасения: по итогам марта «Москвич 3» оказался в семь раз менее популярным, чем его соперник по сегодняшнему тесту Chery Tiggo 4 Pro, а уж если смотреть на продажи частникам — разница еще больше.
Понятно, что дилерская сеть «Москвича» пока не работает на полную мощность, что отсутствие экономических выгод от глубокой локализации не позволяет предлагать гибкую систему скидок, да и вообще, как мы знаем, нехватка финансирования остается самой главной проблемой московского завода. Более того, пока сбоит и сбыт. 10 января мэр Собянин заявил, что завод выпустил 2000 «Москвичей», в начале апреля шла речь уже о 7000 машин, однако в первом квартале на учет встал только 461 «Москвич».
Вопрос: а куда же делись все остальные? Конечно, можно предположить, что помощники Собянина ошиблись с цифрами, однако заводская площадка сейчас действительно забита новыми экземплярами, притом что у московских дилеров машину можно приобрести совершенно свободно как с ручной коробкой, так и с вариатором. Кстати говоря, именно благодаря «Москвичу» мы узнали, что в столице тьма-тьмущая ведомств, живущих за счет бюджета. Вот, к примеру, недавно 15 автомобилей поступили в гараж Мосгосстройнадзора. Таких «мос» и «гос» в столице — пруд пруди, но они не станут основой для формирования спроса, равно как и такси с каршерингом. Спрос всегда зиждется на широких слоях населения, у которых пока нет двух миллионов на «Москвич»…
У Chery нет проблем ни со сбытом, ни с логистикой: поток машин из Китая не иссякает. Другое дело, что представительство устроило жесткую конкуренцию между дилерами, и многие из них балансируют на грани рентабельности, продавая машины с минусовой маржой и выживая только за счет бонусов. Пока это дает свои плоды: по итогам первого квартала 2023 года Chery занимает второе место после Lada и продолжает расти по объему продаж. В среднем с января по март 2023 года дилеры Chery продавали ежемесячно чуть менее 6,8 тысячи машин, притом что во втором полугодии 2022 года в среднем в месяц свои машины получали по 4,4 тысячи человек, а в четвертом квартале 2022 года — 5681. Таким образом, мы видим, что и в новом году Chery не сбавляет обороты. Напомним, что, по данным нашей редакции, штаб-квартира ставила российскому представительству Chery вместе со всеми брендами, к которым в этом году уже добавился и Jetour, продать на российском рынке в 2023 году не менее 200 000 машин.
Увы, всем остальным, то есть ходовыми качествами, особенностями работы силового агрегата, управляемостью и свойствами подвески в целом «Москвич» уступает Чери. Начнем с силового агрегата. Еще на первом тесте я отмечал, что вкупе с ручной коробкой двигатель очень даже неплох — он прекрасно и в некотором роде даже чутко реагирует на газ, поведение его легко прогнозируемо, ну а уж тем, кто пересядет на «Москвич» после многолетней эксплуатации тольяттинских машин с дохловатыми моторами, он и вовсе покажется лучшим агрегатом на земле. К сожалению, вариатор не подчеркивает качества двигателя, а, наоборот, затушевывает. Начнем с характера набора оборотов: с ручной коробкой стрелка весьма резво достигает красной зоны, а вот в паре с вариатором набор идет не так резво, а после отметки в 4500 об/мин темп набора сильно падает. В свою очередь, сам мотор начинает как-то ватно реагировать на педаль. Видимо, дело в том, что именно после 4500 об/мин у мотора «Москвича» кончается «полка» графика момента.
Наш тест пришелся на дни, когда в подмосковных полях еще чернели остатки снега, а при езде по грунтовкам на колеса наматывались комья грязи. Мы уже писали, что на «Москвиче» категорически запрещается съезжать с асфальта — первая же наша попытка проползти через размякшее поле, не вызывавшая у опытного сотрудника Дрома никаких беспокойств, окончилась неудачей: со второй попытки «Москвич» выдернула «Нива».
Другое дело, если уж вас занесла нелегкая на бескрайние просторы, то обязательно и непременно отключите ESP (кнопкой слева от руля) и двигайтесь по возможности медленно. Дело в том, что скоростная езда с включенной ESP по грязи может закончиться плачевно: машина просто выйдет из-под управления. Очевидно, все неприятные особенности грязевой езды у «Москвича» — из-за конструкции силового агрегата: напомним, что между двигателем и вариатором здесь не гидротрансформатор, как на Chery Tiggo 4 Pro или рестайлинговом Renault Duster с 1,3-литровым турбомотором, а с двумя пакетами сцеплений, одно из которых включается при переднем ходе, второе дает реверс. При езде на бездорожье это уже само по себе плохо, а в грязи и вовсе: причина не только в том, что сцепления могут в самый неудачный момент перегреться и быть временно отключенными, а в том, что они могут разомкнуться и без всякого перегрева — при попадании на скользкую поверхность и с буксованием одного из колес. Короче говоря, с асфальта на «Москвиче» не съезжаем, и к этой мысли сразу нужно привыкнуть потенциальным покупателям, которые — тут нет сомнений — невзирая на клиренс (даже по официальным данным он составляет 170 мм) не откажут себе в удовольствии «проверить» «Москвич» в грязи.
Интересно, что конструкторы оставили «Москвичу» некоторые вполне осязаемые возможности по замедлению виртуальными ступенями вариатора (их шесть), однако при десятке попыток кряду диапазоны ручного выбора начинают здорово плавать. Если честно, я прекратил эти упражнения, разумно рассудив, что поломать наш редакционный «Москвич» мы еще успеем.
У вариатора Чери такой разбалансировки при регулярных ручных замедлениях нет, однако все время на протяжении теста ее вариатор очень часто дергал при резких сбросах газа или при интенсивном наборе скорости, но не всегда с полностью открытым дросселем. Не исключаем, что у него подходит срок ремонта, ибо несколько месяцев службы в журналистском пресс-парке может выдержать далеко не каждая машина. Добавим к тому, что на бездорожье Chery Tiggo 4 Pro не так безнадежен, как «Москвич» — как в силу чуть большего дорожного просвета, так и за счет наличия «бублика» в трансмиссии.
Притом что «Москвичу» лучше не съезжать с асфальта, и к асфальту он приспособлен слабо, а точнее, к «лежачим полицейским» и крупным выбоинам в нем. Дело в том, что передняя подвеска очень короткоходная, особенно на отбой, поэтому даже переезд через иной стык на скоростной эстакаде сопровождается сильным грохотом. Свою долю в акустическое сопровождение поездки вносит очень слабая шумоизоляция, что делает очень утомительным вождение как в городе, так и на трассе. У Чери с «шумкой» дела обстоят существенно лучше, хотя и она тоже — не идеал, однако существенно комфортнее. То же можно сказать и о подвеске, хотя понятно, и она в свою очередь уступает таким представителям европейского автопрома, как Peugeot 2008 второго поколения.
Впрочем, не все у «Москвича» плохо. К примеру, с расходом горючего. Если на Чери при смешанном цикле мы так и не смогли выйти из десяти литров, то «Москвич» с этим справился — вероятно, здесь уже сказывается отсутствие гидротрансформатора, который мотору не нужно проворачивать при простоях в пробках. В свою очередь и Чери — не без греха: двери закрываются не с первого раза, при повороте руля в нейтральном положении возникает то ли шум, то ли едва заметный скрежет, доносящийся откуда-то из подкапотных недр, но, в принципе, с этим можно жить…
Другое дело, что Китай, положа руку на сердце, никак нельзя называть ориентиром для встающей с колен российской автоиндустрии, ведь нужной нам машины в этом классе в Китае просто не выпускают. А о том, что нам нужно, лучше прочих знают читатели Дрома, которые просят 2,0-литровый «атмосферник», гидромеханический «автомат» и полный привод. А проще говоря — Hyundai Creta…
«Москвич 3» | Chery Tiggo 4 PRO | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип | Хэтчбек (SUV) | Хэтчбек (SUV) |
Количество мест/дверей | 5/5 | 5/5 |
Двигатель | ||
Тип | Бензиновый, с распределенным впрыском и турбонаддувом | Бензиновый, с распределенным впрыском и турбонаддувом |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1499 | 1498 |
Мощность, л.с. при об/мин | 150/5500 | 147/5500 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 210/2000-4500 | 210/1750–4000 |
Трансмиссия | ||
Привод | Передний | Передний |
Коробка передач | Вариатор (CVT) | Вариатор (CVT) |
Тормоза | ||
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые | Дисковые |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, пружинная (McPherson) | Независимая, пружинная (McPherson) |
Задняя | Полузависимая, пружинная (торсионная балка) | Полузависимая, пружинная (торсионная балка) |
Размеры, объем, вес | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4410/1800/1660 | 4318/1831/1662 |
Колесная база, мм | 2620 | 2610 |
Клиренс, мм | 170 | 190 |
Снаряженная масса, кг | 1440 | 1439 |
Объем топливного бака, л | 50 | 51 |
Объем багажника (min), л | 520 | 351 |
Шины | 215/50 R17 | 215/60 R17 |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 170 | 190 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | Н. д. | 9,7 |
Расход топлива, л/100 км | ||
Комбинированный цикл | Н. д. | 7,1 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | Н. д./Евро-5 | Н. д./Евро-5 |
Стоимость автомобиля, руб. (РРЦ) | ||
Базовая комплектация | 1 970 000 | 2 049 900 |
Тестовый автомобиль | 2 035 000 | 2 399 900 |