В начале марта завод «Москвич» буквально взорвал рынок новых недорогих автомобилей, объявив о новой политике ценообразования на модельный ряд и предложив кроссовер «Москвич 3» по цене от 1 590 000 рублей, а седан «Москвич 6» — от 2 136 000. Да, это оказались цены на машины прошлого года выпуска, которые в немалом количестве застоялись на складах и дилеров, и самого завода. Но кого это смущает, если на кону экономия от 630 до 712 тысяч! В общем, за такие деньги недостатки «отечественного» кроссовера перестали быть принципиальными и народ ринулся в салоны официальных дилеров…
Сравнение цен на автомобили «Москвич»
Модель | Комплектация | Февраль 2024 | Март 2024 | % |
«Москвич 3» | 1.5 MT Standart | 2 200 000 | 1 590 000 | -28,4 |
«Москвич 3» | 1.5 CVT Standart | 2 285 000 | 1 655 000 | -27.6 |
«Москвич 3» | 1.5 MT Standart Plus | 2 231 000 | 1 601 000 | -28,2 |
«Москвич 3» | 1.5 CVT Standart Plus | 2 296 000 | 1 666 000 | -27,4 |
«Москвич 3» | 1.5 CVT Comfort | 2 478 000 | 1 766 000 | -28,7 |
«Москвич 6» | Comfort | 2 626 000 | 2 136 000 | -18,7 |
«Москвич 6» | Business/136 л.с. | 2 826 000 | 2 336 000 | -17,3 |
«Москвич 6» | Business/174 л.с. | 2 976 000 | 2 486 000 | -16,5 |
«Москвич 6» | Techno | 3 116 000 | 2 626 000 | -15,7 |
©️ Национальное агентство промышленной информации
Неудивительно, что уже к середине марта у дилеров стали заканчиваться наиболее востребованные исполнения кроссовера. Да еще и менеджеры усиленно подогревали спрос слухами о том, что уже в апреле акция невиданной щедрости закончится. Поэтому в первых числах апреля мы решили сделать большой объезд официальных дилеров и посмотреть, остались ли еще прошлогодние «Москвичи» и по каким ценам.
Сразу сделаем ремарку, что в нашем обзоре мы будем говорить в основном о модели «3» — потому как именно на нее возник ажиотажный спрос. Седан модели «6», который изначально позиционировался как более дорогой и продвинутый автомобиль, несмотря на снижение цен на него почти на полмиллиона, так и остался маловостребованным: его можно свободно купить практически у любого официального дилера.
Мы же традиционно начнем наш обзор с ситуации у дилеров Москвы.
Москва
Первым на нашем пути оказался ДЦ «Автомир» на улице Озерной. В шоуруме обнаружились пара седанов и единственный кроссовер с табличкой «Продано» на стекле. По словам менеджера, в наличии остались только машины в комплектации «Комфорт». Пара автомобилей в исполнении «Стандарт» с вариаторами ожидается в течение недели. А вот с машинами на «механике» ясности нет — это большой дефицит, их производят меньше остальных. Да и комплектации «Стандарт плюс», как сказал менеджер, больше не будет, ее выпуск на заводе прекращен (эта информация не соответствует действительности, что нам подтвердили в пресс-службе завода — прим. ред.). На акционные цены можно получить дополнительные скидки — за покупку машины в кредит и с трейд-ин. Однако надо понимать, что эти скидки — не от завода, и вы, скорее всего, «сэкономленное» недополучите при выкупе старого автомобиля и переплате по кредиту.
Но вернемся к поиску доступных «Москвичей». Может, в других ДЦ еще можно найти акционные кроссоверы в начальных комплектациях? К сожалению, на начало апреля эта миссия в Москве оказалась практически невыполнимой: машин либо не было вовсе, либо присутствовали дилерские накрутки. Так, в Автоцентре «Кунцево» озвученная цена на «Москвич 3» составляет от 1 800 000 до 1 950 000 рублей в зависимости от комплектации. Однако даже за 1,8 миллиона базовых «Стандарта» и «Стандарта плюс» нет. Да и с «Комфортом» не все просто: менеджер провел нас в техзону и показал «по секрету» одну машину, от которой «клиент откажется уже сегодня вечером, так как ему ни в одном банке не одобрили кредит». При этом автомобиль уже «подготовлен под клиента», в силу чего имеет некоторые «допы» в виде защитной сетки в бампер, антикоррозийной обработки, тонировки стекол и даже комплекта зимней резины в багажнике. Со скидкой салона этот автомобиль нам готовы отдать за 1 870 000 рублей. Да, дороже официальных цен, но с учетом установленных «допов» переплата не сильно высока. А главное — это стоимость без кредита и трейд-ин.
ДЦ «Мэйджор» на Новорижском шоссе встретил «старыми» ценами. И только прямой вопрос менеджеру заставил того признать, что, мол, да, сейчас действует акция на машины 2023 года и автомобиль можно купить на 600–700 тысяч дешевле. Однако прошлогодние экземпляры почти все распроданы — остались только в комплектации «Комфорт» — а новые будут дороже, поэтому «надо брать то, что есть сейчас»… И все бы хорошо, да только менеджер «скромно» умолчал, что 1 апреля (и это не шутка!) на официальном сайте «Москвича» объявили о продлении новой ценовой политики — в том числе и в отношении машин 2024 года — не по таким, конечно, ценам, как за прошлогодние, но тоже заметно ниже прежнего. В частности, для комплектации «Стандарт» на «механике» рекомендуемая розничная цена составляет 1 655 000 рублей. С вариатором эта же комплектация стоит 1 725 000. Для исполнения «Стандарт плюс» добавка к озвученным ценам составит по 10 000 рублей. Ну а рекомендованная розничная цена за топ-версию «Комфорт» составляет 1 865 000 рублей.


Едем дальше. В ДЦ «Рольф» в подмосковных Химках в наличии 17 машин, но все — в исполнении «Комфорт» по ценам в пределах двух миллионов рублей. «Стандарты» ожидаются в лучшем случае в конце апреля и, по словам менеджера, «акционных цен уже не будет». И тут же он попытался убедить нас в преимуществах более дорогой комплектации, с упором на то, что эта машина отличается «технологической продвинутостью» и обязательно будет «более востребованной при последующей продаже». Честно говоря, получилось неубедительно…
Еще один ДЦ «Автомира» — на Ярославском шоссе — обнадежил наличием одного «свободного» автомобиля в исполнении «Стандарт плюс» за 1 950 000 рублей с «допами» в виде покрытия керамикой, сеткой в бампере, антикором, сигнализацией, защитой картера. Цену можно уменьшить за счет трейд-ин и кредита (в обоих случаях до 100 000 рублей максимум). Все остальные машины в наличии — в комплектации «Комфорт» (и тоже дороже рекомендуемой стоимости не менее чем на 200 тысяч, однако окончательная стоимость обсуждается, как и наличие «допов»). К слову, менеджер обмолвился, что под заявки клиентов ждут пару машин на «механике» уже почти месяц и до сих пор нет ясности, когда они появятся.
ДЦ «Автогермес» на шоссе Энтузиастов также предлагает машины только в комплектации «Комфорт». «Стандарты», по словам менеджера, расхватали еще в начале акции, и будут ли такие машины еще — неизвестно, так как для этого надо выбивать новые квоты у производителя. И, кстати, именно здесь обнаружились самые высокие цены у двух выставленных в шоуруме кроссоверов в топовой комплектации: их можно купить за 2 150 000 и 2 156 000 рублей с учетом установленных «допов». Это опять же меньше, чем до пересмотра цен, но заметно больше, чем даже за машины уже нового, 2024 года выпуска.
Один из двух московских дилерских центров «Москвича», компания «Авилон», встретила нас заполненными машинами шоурумом: на обозрении стояли два седана шестой модели и три кроссовера — третьей. Однако на поверку выяснилось, что бензиновый «Москвич 3» здесь только один, в начальной версии «Стандарт» и даже не забронированный — его можно было купить прямо сейчас всего за 1 799 000 рублей (переплата здесь за «допы»: коврики в салон и багажник, «брызговики», набор автомобилиста и антикор/антишум обработка арок и днища). Можно даже сказать, что не так и сильно завышена стоимость «допов», если бы не одно «но», не указанное на ценнике, но озвученное менеджером: за эту стоимость машину отдадут только с кредитом и трейд-ин. Без них — по сотне тысяч за каждую «услугу» свыше. Не напрасно на сайте стоимость машин указана с пометкой «от»…
И только ДЦ «Петровский» обескуражил полным отсутствием машин в свободной продаже — нет даже комплектации «Комфорт», а в шоуруме компанию одинокому седану составляет не менее одинокий электрический кроссовер. При этом когда будут следующие поставки, менеджер ответить не смог.
В итоге мы сделали вывод, что момент для покупки наиболее ходовой комплектации «Стандарт плюс» в Москве на сегодня упущен. Надеяться можно только на дополнительные поставки. Или готовиться к несколько большей, но все еще привлекательной цене за машины 2024 года выпуска. Что касается машин в наличии (в основном это комплектация «Комфорт»), то здесь, скорее всего, придется смириться с переплатой за «допы» и дилерскими наценками.
Нижний Новгород
А что за пределами Москвы? Поездка по автосалонам Нижнего Новгорода — ближайшего к столице города-миллионника, только подтвердила заявленную картину — «тройки» купить еще можно, но без особого выбора и с возможным ожиданием и доплатами. По «шестеркам» скидочные «Москвичи» представлены в хорошем ассортименте. Вот только особого спроса на седаны нет: машины есть в разных цветах и комплектациях, по заявленным производителем распродажным ценам.
В салоне «Москвич Нижегородец» в будний день ажиотажа не наблюдается. Прямо здесь и сейчас можно купить только электрическую «тройку» (3 950 000) или «шестерку» в комплектации Comfort (2 375 000). Но через пару дней ожидается новое поступление, хотя большинство «троек» из поставки уже забронировано. Если сегодня сделать предоплату 50 000 рублей, еще можно заскочить в последний вагон, зафиксировав за собой один из двух свободных автомобилей («один белый, другой серый») — по заявленной распродажной цене: 1 680 000 рублей за «Стандарт» и 1 7800 000 за «Комфорт». «Допы»? Аукцион невиданной щедрости: коврики, защита двигателя и сигнализация с автозапуском в подарок! Менеджер заверяет, что это два последних автомобиля 2023 года выпуска, а выпущенные в текущем году будут продаваться уже по стандартной (2 300 000) цене, да и то при условии, что ее не повысят. Что, мягко говоря, противоречит той информации, что мы озвучили выше.
А вот в салоне «Луидор-Москвич» распродажные «тройки» есть в наличии: забирай хоть сейчас. Правда, цены чуть выше, чем в «Нижегородце»: «Стандарт» (одна машина в наличии) на вариаторе — за наличные — 1 850 000 рублей (по маркетинговым программам 1 700 000), «Комфорт» (две машины) — 2 000 000 рублей (1 800 000).
Урал и Сибирь
Для более полной картины с продажами «Москвича» по сниженным ценам мы обзвонили автосалоны в Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Иркутске. При разговоре вырисовывается весьма оптимистичный сценарий, когда уже на стадии телефонных переговоров сотрудник автосалона обнадеживающе заверяет: «Есть машины и скидки, комплектации на выбор». Но затем по отработанной схеме начинает окутывать своей замысловатой паутиной. Мол, давайте сразу определимся с вашей позицией, если есть машина для сдачи в трейд-ин, это одна цена, если в кредит или за наличку — это другая цена, у нас еще и подарочки имеются, прямо сейчас дистанционно составим индивидуальное предложение, обговорим предоплату. А на вопросы — это разовая акция или можно «подумать» неделю-другую, следуют расплывчатые ответы с одной подоплекой — нужно брать сейчас, через неделю все может измениться. Можно внести в разговор интригу: «Вот думаю, взять “праворульку” за полтора миллиона или новенький “Москвич”», и вас со всей мощью маркетингового таланта заверят, что «если берете машину на пять лет, то покупка “Москвича” на сегодня — наилучший вариант из всех возможных».
А можно попасть на более конкретную и уже не такую оптимистичную оценку. «Базовых “Москвичей 3” по цене прайса уже нет в наличии, разобрали, можем предложить с допоборудованием. Возможно, в апреле еще будут, но уже 2024 года выпуска и минимум на 70 тысяч дороже».
Комментарий от дилера
Ну а в одном из автосалонов мы откровенно пообщались со знакомым менеджером, который пожелал не афишировать себя и представил довольно пессимистичную картину. Вот как он прокомментировал положение дел.
— Да, цены именно такие, какие рекламируют, но! Скидки сделали, народ пошел, стали брать — и все, буквально за месяц раскупили. Это именно по кроссоверу «Москвич 3», то есть когда он был два миллиона двести в базовой комплектации, покупатели ходили и нос воротили, мол, плохая машина. А когда цена стала миллион шестьсот, то все, сразу машина хорошая стала, даже шикарная. То есть все дело именно в цене. А проблема в том, что сам «Москвич», его дистрибьютор, и сами не ожидали, что за скидками последует такой всплеск интереса. И они затормозили отгрузки всех автомобилей. Не отгружали их до конца марта, и на самом деле до сих пор, то есть на 3 апреля, не отгрузили, и до конца недели не отгрузят. И что теперь делать, пока непонятно. Такое впечатление, что нам какую-то подлянку готовят. Ну, скажем, лифтбек «Москвич 6» ведь и сейчас плохо идет, так вот, могут предложить известную схему типа если хотите получить «Москвич-тройку», то возьмите к нему «Москвич-шестерку» в нагрузку. Не знаем, к чему это приведет.
— А скидки были на автомобили 2023 года выпуска?
— Да, вот эти все скидки были на машины 2023 года, завод свой склад с застоявшимися автомобилями решил освободить, они сделали скидки, продажи пошли, эффект превзошел все ожидания, но несмотря на то, что склад еще затоварен, они притормозили с отгрузками. И вот у нас на данный момент осталась парочка автомобилей, это буквально сегодня-завтра, и их не будет. Мы уже получили цены на машины 2024 года выпуска, они подороже, но все равно еще с хорошей скидкой от прежней цены. Но продавать-то мы их не можем, потому что машины сейчас еще не грузят, а когда отгрузят, сколько еще будут идти до нас по железной дороге — месяц, а то, бывает, и полтора идут. Им по «железке» дешевле получается, чем на автовозах, так экономят.
По наличию у нас есть «Москвич 6», и на него цены тоже хорошо так снизили, но даже со всеми скидками базовая цена все равно свыше двух миллионов, и его за эти деньги не спешат брать. Покупатели ходят, облизываются, но вот бы, говорят, еще скинули. А куда, спрашивается, мы и так, получается, производителя финансируем этими скидками. Скажем, отгрузили машину нам по два с половиной миллиона рублей, а продавать надо за два, компенсацию обещают, но когда она будет? С китайскими марками сейчас вообще весело, им конкуренции на рынке нет, они и творят, что хотят. В общем, если говорить именно о «Москвиче 3», на сегодня покупателям не можем предложить вариант даже с будущей поставки, потому что не знаем, когда машины отгрузятся — и вообще отгрузятся ли. И пока этого не произойдет, предложить нечего, вот в чем беда. Мы даже свою рекламу в местных средствах массовой информации отменили, деньги заплатили, реклама пошла, а когда спрос стал опережать предложение, мы эту рекламу сняли с проката. Так что, получается, сначала дело было в цене, а теперь все дело в отгрузках, покупатели за эти цены есть, а машин нет.
Вот как бывает!
Очевидно, что в нынешней рыночной конъюнктуре маневр с розничными ценами на «Москвичи» пока остается уникальным явлением. Подобного нет ни у китайских брендов, ни тем более у АВТОВАЗа, продукция которого, наоборот, только дорожает. Да, были какие-то уступки в цене на ряд комплектаций, но все это мелочи. Впрочем, в феврале на автомобили 2023 года выпуска отмечались заметные скидки, например, кроссовер Omoda C5 в базовой комплектации «полегчал» в цене сразу на 240 000 рублей (остальные комплектации на меньшую сумму), а седан Kaiyi E5 в начальной комплектации — даже на 270 000 рублей, но продлилось это недолго.
В условиях определенного затоваривания рынка «подчистить» склады не отказывались и другие китайские бренды, у которых наряду со свежим прейскурантом действовали прайсы 2023 года с ценами поменьше. Стала популярной такая фишка, как «прямая скидка», или «прямая выгода», которая на некоторые модели у малораспространенных марок доходит и до 300 000 рублей. Но такие скидки от прайса дают не всегда или не во всех случаях — как повезет. Опять же, на обновленные модели, вышедшие уже в 2024 году, например, рестайлинговый Haval Jolion, подобные дисконты еще не распространяются, тогда как на предыдущий вариант он составляет 100 000 рублей. Ну и традиционные меры стимулирования покупателей никуда не делись: скидки по системе трейд-ин и при покупке автомобиля на заемные денежные средства. И тут уж могут быть разные варианты «выгоды».