Ближайший к моему дому дилер «Москвича» открыл свои двери на Варшавском шоссе — в бывшем шоуруме Jaguar Land Rover. С началом наших объездов мы несколько раз бывали здесь: сначала опустела половина Ягуара, затем новые Ленд Роверы заместили старые, а сейчас в обеих секциях — сплошь «Москвичи», причем как обычные, так и электрические. Впрочем, подержанных «британцев» еще можно осмотреть на втором этаже.
Впервые за многие месяцы, если не годы, отмечу, что ценник на машины в салоне — точно такой же, как и на сайте марки, то есть дилер строго соблюдает рекомендованный розничный прайс. Позже, посетив еще нескольких дилеров, я убедился, что цены на «Москвичи» повсюду одинаковые. Невероятно по нынешним временам! Вне всякого сомнения, на сегодня это можно считать главным преимуществом «Москвича» — и хорошо бы, чтобы оно не осталось единственным. Более того, по указанным на сайте ценам машину можно приобрести за наличный расчет, то есть безо всяких кредитов и трейд-ин, которые обычно стараются впарить посетителям. Между тем продавец предупредил меня, что история с единством цен вскоре закончится. Дело в том, что «ручную» версию «Москвича», которая стоит меньше двух миллионов, пока нельзя купить по госпрограмме поддержки. «Как только ее включат в программу и начнут продавать со скидкой, тут же образуются очереди и цены взлетят».
Поскольку из штатных «теплых» опций у «Москвича» только обогрев зеркал, я спросил, во сколько обойдется подогрев сидений — оказалось, в 35 000 рублей. Что удивительно, у покупателей он почти не востребован — «устанавливали всего два раза». А вот на защиту поддона картера пока цен нет, как и самой защиты: по прогнозам, она обойдется в 5000 рублей, при этом с каждой заменой масла, как обычно, потребуется еще доплачивать по 500 рублей за ее снятие и последующую установку. Нет цен и на другие аксессуары. Что касается самой сетки ТО — хотя цены на нее еще не утвердили официально, периодичность уже известна (но говорят об этом тоже неофициально): «нулевое» ТО нужно будет обязательно пройти на 3000 км пробега, ТО-1 — на 10 000, а дальше — каждые 10 000. В общем, тем покупателям, кто пересядет на «Москвич» с Toyota, это будет привычно. Поскольку машины в салоне стояли «прошлогодние», наудачу я поинтересовался скидкой. «Чтобы вы понимали — ответил продавец, — денег на этом “Москвиче” — 75 000 рублей, если хотите, отдадим половину». Я уточнил — оказалось, что для салона 75 000 — это и есть заработок на одном проданном «Москвиче». Интересная история, а где же бизнес? Получается, что таких машин нужно продавать хотя бы по два десятка в день, чтобы салон смог свести концы с концами? Понятно, что основная прибыль — от сервиса, но чтобы жить за счет сервиса, нужно опять же продавать много. Сотрудник объяснил, что они надеются на все ту же госпрограмму, которая позволит при тех же ценах повысить маржу. В общем, в который раз мы натыкаемся на то, что правительство РФ субсидирует китайский автопром… По обыкновению я дал менеджеру свой номер телефона, а на следующий день получил предложение, от которого трудно отказаться: подогрев сидений мне согласились установить за полцены и попутно, опять же «предварительно», сообщили, что «нулевое» ТО обойдется в 9000 рублей, а ТО-1 — в 10 000.
Я стал свидетелем разговора менеджера с одной парой, которая вообще-то приехала обслужить свой BMW и попутно решила ознакомиться с Омодами. После традиционного перечисления «всех самых технологичных опций» пошла «оцинковка в два слоя — как у всех европейских машин», «модные цвета кузова». Но самое главное — тут я напряг слух — самое главное — это «полноценный турбомотор». Девушка спросила: «а что, бывают неполноценные?» Продавец торжествующе посмотрел на нее и сказал: «А вы зайдите, тут рядом продаются Geely Coolray. Так вот, у них под капотом — трехцилиндровый мотор, а у нас — четырехцилиндровый!». Что называется, наповал…
В общем, я снова подумал, что ошибся адресом, и решил позвонить по номеру телефона, указанному на сайте. Бодрый голос поначалу внушил мне надежду: «Вас приветствует “Авилон” — официальный дилер марки “Москвич”». Увы! — перехвативший инициативу у автоответчика оператор подтвердил, что по адресу Автозаводская улица, дом 23, корпус 5 машинами отечественной марки пока не торгуют, а вот на Волгоградке уже начали, поэтому я отправился туда. Опять же, вывесок не обнаружил, однако два заснеженных экземпляра для тест-драйвов стояли перед входом, так что дверью не ошибешься.
Удивительно, но продавец обычных версий порекомендовал не спешить с покупкой, а подождать начала действия госпрограммы, ибо «продавать “Москвичи” по этим ценам за наличный расчет нашему салону совершенно невыгодно». Попутно он посоветовал не бояться российской сборки, но на всякий случай купить автомобиль до начала углубления локализации — «так спокойнее». Но затем обнадежил: «если вдруг сломается мотор — не беда, он всего-то 100 000 рублей стоит в запчастях». Экземпляры 2023 года до Волгоградки тоже не доехали, и, вероятнее всего, «цена на них вырастет».
Путь к комнатке с обычными «Москвичами» шел через проходной зал, где стояли Чанганы. Я посмотрел на ценники и обомлел: за UNI-K, который мы тестировали перед Новым годом и который оставил у нас очень хорошее впечатление, просят менее четырех миллионов рублей, притом что летом официальные дилеры предлагали машину за 5 500 000. Однако ларчик открылся просто: оказалось, что я смотрю не на обычный бензиновый полноприводный экземпляр, а на подключаемый переднеприводный гибрид! Продавец объяснил, что у представительства «проблемы с логистикой, и они не могут завезти больше тысячи экземпляров в год», поэтому наряду с официальными экземплярами линейки «CS» они сами — «с разрешения представительства» — завозят и Чанганы линейки UNI. Фирменной гарантии на них, конечно, нет, зато ее можно купить у привлеченной «Авилоном» страховой компании за 40 000 рублей в год. Максимальный срок страховки — до пяти лет.
Между тем на Волгоградку в «Авилон» мы заехали не только за «Москвичом». Дело в том, что несколько дней назад внешняя пресс-служба компании заподозрила редакцию Дрома в распространении недостоверных сведений, а точнее, в занижении продаж седанов VW Bora, которые «Авилон» начал завозить из Китая. В одной из наших недавних заметок мы написали, что в ноябре 2022 года своих покупателей нашел один автомобиль, а в декабре — еще 54. Так вот, пресс-служба сообщила, что на самом деле было реализовано пять машин в ноябре и еще 76 в декабре. Поскольку мы ориентируемся на учет автомобилей в ГИБДД, остается предположить, что разница вызвана задержкой между оплатой машины и непосредственно постановкой на учет, на что по закону дается десять дней.
Еще одним намеченным адресом стал автосалон «КлючАвто» в Люберцах — сюда мы приехали в поисках якобы «параллельной» Mazda CX-4. В шоуруме, где официально продаются Hyundai, я нашел одну машину, но на номере у нее было написано «с пробегом». Объяснили так: «других табличек не было, поэтому повесили ту, что была в наличии», но потом уточнили, что из-за того, что шоурум — для официальных продаж автомобилей Hyundai, продавать новые машины других марок здесь нельзя. При этом заверили, что я буду первым покупателем машины и что ввезена она не на физлицо.
Еще один дилер «Москвича», куда мы заехали, располагался на МКАД — еще недавно здесь торговали Renault. «Французская» символика осталась, как и несколько экземпляров, по вполне умеренным ценам. Именно здесь нежданно-негаданно мы нашли «Москвичи» уже 2023 года выпуска и по тем же ценам, что и машины 2022 года, причем по цветам есть выбор и для исполнений с ручной коробкой! Короче говоря, «Москвичи» к столичным дилерам уже завезены: бери — не хочу.
Закончим рассказ о нынешнем объезде московских автосалонов рубрикой «Неликвид». Здесь у нас сразу три лауреата…