Sauvana смотрится достойно: весомо, как положено серьезному внедорожнику, но достаточно утилитарно, чтобы не вызывать подозрений в «паркетности». Мощный профиль с высокой подоконной линией, консервативная задняя часть без украшательств, однако со светодиодной оптикой в «базе». Да и спереди нет серьезных претензий, но зачем столько фальшивого хрома на «гриле» — внушать уважение в потоке можно и без «блестяшек».
Китайцы утверждают, что Sauvana — самый большой внедорожник в своем классе. Но в каком? Помнится, на одной из презентаций в Mitsubishi придумали класс «внедорожников, построенных на базе пикапов». Здесь Sauvana, ведущая свою родословную от Foton Tunland, и правда чемпион: ее длина составляет 4830 мм. Это на 45 мм больше, чем у Mitsubishi Pajero Sport (4785 мм) и на 35 мм длиннее современного Toyota Fortuner (4795 мм) второго поколения. Однако список конкурентов ими не ограничивается. Причем кроме Toyota Land Cruiser Prado (4780 мм, минус 50 мм от Саванны), в нем есть и Haval H9 (4856 мм) — рамный, с неразрезным задним мостом, передней независимой подвеской, демультипликатором в трансмиссии. Этот «китаец» на 26 мм длиннее своего соперника из Поднебесной. А вот УАЗ Патриот (4785 мм) — главный, но из-за полностью мостовой конструкции не совсем идейный конкурент — на 45 мм короче.
Очень аккуратный, приятный салон Саванны, несмотря на твердый пластик торпедо, выглядит намного лучше, чем в Патриоте. В «верхних» комплектациях Comfort+ и Premium+ вместо простой, не радующей хорошим звуком стереосистемы установлен медиацентр с 7-дюймовым интерактивным экраном, правда, навигации пока нет, но слот для флешки с картами имеется и над этой проблемой уже работают. Кондиционер, электроприводы всех стеклоподъемников, магнитола, две подушки безопасности — в базовой версии. В Comfort и Premium — задняя видеокамера со статичной разметкой, бесключевой доступ. У комплектаций с «плюсом» — перфорированная кожа на сиденьях, хотя тканевые кресла показались мне более комфортными. Обогрев руля, лобового стекла или хотя бы зоны покоя «дворников»? Об этом нечего и думать, ведь даже подогрева передних сидений пока нет ни в одной версии, хотя это упущение обещали очень скоро исправить. Регулировка руля по вылету отсутствует, но и без нее вполне комфортно — компоновка водительского места позволяет не придвигаться слишком близко к баранке. Залезать в Саванну высоко, но благодаря дополнительным рукояткам на передних и средних стойках довольно удобно, причем такая рукоятка есть и с водительской стороны.
Сзади без излишеств. Из удобств лишь подстаканники с подлокотником, зато троим седокам среднего ряда очень просторно, хотя и низковато. Большинство комплектаций оснащаются третьим рядом сидений, причем в багажнике «выживет» и пара взрослых пассажиров. К тому же для них предусмотрен отдельный отопитель с регулировкой силы обдува и подстаканники в колесных арках. Минимальный объем багажника в семиместной версии — 290 литров. «Подиум» с органайзером, благодаря которому третий ряд складывается в ровный пол, сокращает полезное пространство, зато в пятиместной «Саване» грузовой минимум — целых 1510 литров. Запаска в любом случае находится под днищем.
Ну а теперь давайте «солянку» разбирать! Начнем с мотора. Под капотом у Саванны 2,0-литровый турбированный бензиновый двигатель мощностью 217 л.с. в комплекте с «автоматом» или 201-сильный в паре с «механикой». В Фотоне утверждают, что в основе этого силового агрегата — 2,0-литровый фольксвагеновский TSI, который ставили в VW Transporter T5. Навесное оборудование именитое — турбина BorgWarner, топливная система Bosch, управляющая электроника Continental. Почему первым к нам попал не турбодизель — об этом китайцев можно уже не спрашивать: 2,8-литровый Cummins ISF мощностью около 170 л.с, как на Foton Tunland, вот-вот появится, о его долгожданном пришествии должны сообщить в сентябре.
Хотя надо отдать должное — китайцы предлагают на бензиновый агрегат расширенную семилетнюю (или на 120 000 км пробега) гарантию, да и едет бензиновая Саванна очень неплохо. Разгон до «сотни» занимает всего 10,5 секунды, лишним в левой полосе себя не чувствуешь, наоборот, приходится внимательно следить за тем, чтобы не превысить скорость. Sauvana намного мощнее 163-сильного Toyota Land Cruiser Prado с 2,7-литровым бензиновым «атмосферником», слегка превосходит 209 сильный 3,0-литровый Mitsubishi Pajero Sport, а у Haval H9 с 218-сильной вариацией того же 2,0-литрового бензинового турбомотора всего на одну «лошадь» больше. УАЗ Патриот с чахлым, ни на что не способным 135-сильным бензиновым недоразумением под капотом, как говорится, отдыхает в сторонке.
Машин с 5-ступенчатой «механикой» Aisin на «официальном» тест-драйве в Новгородской области не было, а зря: очень любопытно было бы посмотреть, как ведет себя «механическая» Sauvana вне дорог. Но и связка 217-сильного мотора и 6-ступенчатого «автомата» ZF получилась гармоничной. Саванна резво стартует с места, «турбояма» почти не чувствуется, переключения в основном плавные, хотя иногда случаются толчки при резком нажатии на газ после долгого размеренного движения. В спортивном режиме реакция на нажатие педали газа становится острее, исчезает и небольшая «задумчивость» коробки передач при переключениях. Максимальная скорость — 165 км/ч, «аппетит» колеблется от 16–17 литров при очень динамичном вождении до 13 литров в «овощном» ритме.
На трассе у Саванны отличная курсовая устойчивость, на удивление приемлемые поперечные крены. Руль, оснащенный гидроусилителем, хоть и «пустой» в нулевом положении, но передает кое-какую информацию в поворотах. Мне приходилось ездить на Toyota Fortuner, могу сказать точно, что шасси китайцы не испортили. За изумительную подвеску Саванне можно простить очень многое, если не все. Она безразлична к мелким и крупным трещинам, выбоинам в асфальте, «лежачим полицейским». При этом идет Саванна не жестко, но упруго, не допуская излишней раскачки на серийных неровностях. По грейдеру, даже если кажется, что он недавно пережил ковровую бомбардировку, можно «валить» от всей души. 100 км/ч на разбитой грунтовке — оптимальная скорость, но не предел. Неразрезной задний мост, слишком сильно для почти пустого автомобиля накачанные колеса, да и грузовое происхождение подвески дает о себе знать — Foton Sauvana почти «летит» над ухабами, держит курс, не требуя подруливания, но на больших неровностях и крупной гребенке чувствуется, как слегка «погуливает» задняя ось.
Рассчитывать в опасных поворотах придется в основном на себя. Sauvana в любой комплектации оснащается системой динамической стабилизации, но работает она несколько странно — в заднеприводном режиме паникует на каждой кочке, а в режиме «авто», когда передняя ось подключается через многодисковую муфту BorgWarner, ESP «молчит» до последнего. Мне удалось вызвать ее активность только самой откровенной провокацией, зайдя в поворот с хорошей скоростью и резко вывернув руль, хотя и без этого у электроники было немало поводов поработать.
Возможности Саванны на бездорожье теоретически велики. Честный клиренс в 220 мм, мощная подвеска с задним мостом Dana 44, как у Jeep Wrangler Rubicon, хорошая, несмотря на довольно длинный передний свес, геометрическая проходимость (причем задеть бампером о грунт не страшно — по кругу пояс из некрашеного пластика). Крутящий момент в 320 Нм доступен в диапазоне от 1750 до 4500 об/мин, противобуксовочная система и помощь при спуске и подъеме на холм есть, как и кулачковый самоблокирующийся дифференциал задней оси уже в базовой версии.
Казалось бы, Foton Sauvana — отличная заготовка для строительства «экспедиционного» внедорожника. Однако с бензиновым турбомотором очень страшно отрываться от цивилизации, да и кроссоверный тип полного привода «по требованию» — не лучший вариант для путешествий по глинистым лесовозным колеям. Правда, полный привод Саванны не окончательно безнадежен — в трансмиссии есть демультипликатор, причем на пониженной передаче тяга поступает к передней оси через обходной вал, а не через муфту, таким образом, крутящий момент жестко распределяется пополам между ведущими осями как в традиционных схемах типа Part Time. Интересно, что в автоматическом режиме на «понижайке» Sauvana стартует со второй передачи. Чтобы тронуться с первой, нужно перейти на «ручное управление», но поскольку электроника не позволяет удерживать выбранную передачу «до отсечки», переключение может произойти в самый неподходящий момент. Впрочем, на пониженной передаче тяги для среднего бездорожья за глаза хватает и в автоматическом режиме. Проложенный по рыхлому галечнику на берегу озера Ильмень внедорожный участок я прошел без затруднений. Управление газом на пониженной передаче плавное, самоблок в заднем мосту работает неплохо. Серьезной внедорожной программы организаторы не предусмотрели и это, в принципе, правильно — с настоящим офф-роудом стоит повременить до появления дизеля.
Признаюсь, Foton Sauvana настолько понравился мне даже в его нынешнем виде, что если бы я рассматривал покупку нового внедорожника, то Sauvana был бы одним из основных вариантов хотя бы потому, что выбирать почти не из чего. Качество изготовления Патриота стремится к нулю, Mitsubishi Pajero Sport третьего поколения бросился в погоню за Toyota Land Cruiser Prado и вышел из «зоны доступа», «голый» бензиновый TLC Prado за 1 997 000 рублей — не более чем «завлекалочка», в наличии их не бывает. За Haval H9 «ломят» 2 299 900 рублей, забыв о том, что даже для хорошего «китайца» это пока еще неприличный ценник. Восставший из пепла ИРИТО Great Wall Hover H3 намного меньше, да и его связь с «Дервейсом» пугает. Если грядущий Toyota Fortuner окажется дешевле двух миллионов — эта бомба взорвет остатки рынка классических внедорожников, но надеяться на такое чудо бесполезно. Остается ждать Саванну с дизельным Cummins ISF 2.8 — этот мотор знают в каждом «газельном» сервисе: даже если уйти от «официалов», проблем с запчастями и обслуживанием наверняка не будет, да и налоговая планка с ним значительно снизится. Учитывая, что на «понижайке» передняя ось приводится через обходной вал, «кроссоверную» муфту можно и потерпеть, главное, не забывать переходить в режим 4L, съехав с асфальта. К тому же Саванну совсем скоро начнут собирать в России, что позволяет надеяться на появление в будущем версий с «нормальным» полным приводом типа Part Time, как у Foton Tunland. А вот надеяться повторить успех Great Wall «Фотону» не стоит — отрыв в цене от Патриота слишком велик, поэтому основных конкурентов Foton Sauvana следует искать на вторичном рынке иномарок. За те же полтора миллиона можно найти очень свежий Mitsubishi Pajero Sport прошлого поколения и не создавать себе потенциальных проблем ни с эксплуатацией, ни с перепродажей.
Для того, чтобы успешно зайти на российский рынок с новой моделью внедорожника, существует единственный рецепт: рама, неразрезной задний мост с жесткой межколесной блокировкой, честный полный привод Part Time или Full Time с понижающей передачей, дизель объемом не меньше 2,5 литра, выбор между «механикой» и АКПП. Жаль, что никому не удалось вдолбить в головы китайцев из Foton такую простую истину. Остается верить в то, что когда-нибудь они дойдут до нее своим умом. А пока хочется дать отечественным продавцам Foton Sauvana один дельный совет: найдите самый разбитый грейдер в шаговой доступности от шоу-рума и с порога тащите покупателя на тест-драйв прямо туда, ничего не объясняя. Это точно сработает, вернувшись, вам останется лишь «добить» восторженного клиента громкими именами производителей агрегатов и семилетней гарантией на двигатель.
Кузов | |
---|---|
Тип | Универсал |
Количество мест/дверей | 7/5 |
Двигатель | |
Тип | Бензиновый, с турбонаддувом |
Расположение двигателя | Спереди продольно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1981 |
Мощность, л.с. при об/мин | 217/5500 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 320/1750-4500 |
Трансмиссия | |
Привод | Полный, с многодисковой муфтой в приводе передних колес |
Коробка передач | 6-АКПП |
Тормоза | |
Передние | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые |
Подвеска | |
Передняя | Независимая, пружинная, двухрычажная |
Задняя | Зависимая, пружинная |
Размеры, объем, вес | |
Длина/ширина/высота, мм | 4830/1910/1885 |
Колесная база, мм | 2790 |
Клиренс, мм | 220 |
Снаряженная/полная масса, кг | 2035/2530 |
Объем топливного бака, л | 75 |
Объем багажника, л | н.д. |
Шины | 265/65 R17 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | н.д. |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 10,5 |
Расход топлива, л/100 км | |
Комбинированный цикл | н.д. |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 204, Euro-5 |
Стоимость автомобиля, руб. | |
Базовая комплектация тестируемой версии | 1 454 990 |
Оснащение системами безопасности | |
---|---|
Фронтальные подушки безопасности (водитель/пассажир) | + |
Боковые подушки безопасности | – |
Шторки безопасности | – |
Коленная подушка безопасности водителя/пассажира | – |
Надувные ремни безопасности для задних пассажиров | – |
Система стабилизации ESP | + |
Антипробуксовочная система TCS | + |
Антиблокировочная система тормозов ABS | + |
Brake Assist | + |
Камера заднего вида | + |
Парктроник | + |
Система помощи при парковке | – |
Светодиодные фары | – |
Ксеноновые фары | – |
Адаптивные фары | – |
Система помощи при перестроении | – |
Система слежения за разметкой | – |
Система предотвращения попутных столкновений | – |
Система распознавания дорожных знаков | – |
Система контроля усталости водителя | – |
Включение аварийной сигнализации при экстренном торможении | + |