Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация

Таинственная неисправность

Прежде чем перейти к сути дополнения, необходимо сделать несколько растянутое вступление, чтобы лучше прочувствовать всю досадную комичность произошедшего.

Так вот, события эти произошли в первой половине 80-х; летом или в 1983-м, или в 1984–м году. Опишу их так, как запомнились они мне, тогда 9…10-ти летнему мальчишке.

Как я упоминал ранее, в посёлке, где проживали мои деды и откуда родом мои родители, имелся завод – градообразующее предприятие. Завод являлся флагманом в индустрии обработки цветных металлов. И, если верить Интернету, в СССР таких предприятий было два.

Строить завод начали (после закрытия шахты и горнообогатительной фабрики) в конце 70-х. И строила его вся наша огромная страна.

Завод оснащался современнейшим (на тот момент, естественно) оборудованием и комплектовался квалифицированным персоналом, как ИТР, так и рабочим.

Мощности вводились в эксплуатацию поэтапно, цех за цехом. И был на огромной заводской территории один объект, без которого работа гиганта цветной металлургии была невозможна - компрессорная станция. И эта самая станция постоянно доставляла кучу проблем: ну никак не хотели, установленные в ней компрессоры нормально работать! Размеры заводские компрессоры имели исполинские. Мне же они казались вообще нереально гигантскими (это так, к слову).

И для решения проблемы руководство завода пригласило моего деда, уже как 10 лет пенсионера. Дед был уникальным человеком: имея шесть классов образования, он являлся главным механиком и главным энергетиком на шахте (и об этом факте я уже ранее упоминал), а когда мой отец писал кандидатскую диссертацию по химии и не мог решить проблему, связанную с электромеханикой, дед за ОДНУ ночь нашёл решение, начертил чертежи, написал пояснительную записку и на утро всё отослал в Томск.

Естественно, что я не знаю всего того, что дед сделал на компрессорной (он осуществлял инженерное руководство). Помню лишь, что все фундаменты под компрессорами были демонтированы, а вместо них, по уровню, проверяясь-перепроверяясь залиты новые. И после проведенной работы, что заняла около пары месяцев, всё заработало, как надо и бесперебойно работало до самой кончины завода. Но это совсем другая, трагическая и печальная история.

Прочитав столь размытое вступление, я уж было хотел его изрядно «подрезать», но передумал. Вдруг это кому-нибудь интересно? Поэтому, пусть всё остаётся, как есть.

Продолжаю свой рассказ.

От нашего дома завод находился в паре километров. И ездил дед на работу, естественно, на Чебурашке. Ну и я вместе с ним (иногда). Очень мне нравилось на компрессорной: запахи бетона, свежей краски и горячего компрессорного масла; рабочие, показывавшие таинственные механизмы, а иногда и угощавшие меня какой-нибудь вкусностью; стоявший на улице «Запорожец», в который можно забраться порулить и помечтать о том, как мчю я по бескрайним степным просторам. Не место, а мечта!

Но вот однажды, по дороге на завод у Чебурашки появился доселе неслыханный звук: двигатель зашипел! Зашипел как воздух, под давлением выходящий из ресивера. С увеличением оборотов шипение усиливалось, с уменьшением – уменьшалось. Ни дать ни взять – младший брат заводских компрессоров. На поведении ЗАЗика данный факт никак не отразился. Загадка, ядрёный коловорт!

Проездив так какое-то время, наш «змей» стал шипеть меньше. Вскоре более-менее определился источник таинственного звука - левая сторона двигателя в районе цилиндров. А чуть позже звук исчез сам собой. И, как вы понимаете, было это «ж-жжж» неспроста!

Вскоре стала постепенно пропадать тяга, но в остальном всё было, как обычно.

«Час икс» наступил в день приезда моего отца. В тот год был он безлошадным (Крокодил Гена продан, а очередь на новый автомобиль не подошла) и приехал в родной посёлок на поезде. И вот, в день папиного приезда поехали мы на ж/д станцию, что в пяти километрах от дома. Поехал с нами и мой товарищ детства Пашка Б., который на лето приезжал к своим бабушке с дедом из тувинского посёлка Хову-Аксы (где ты сейчас, мой друг?). В то время каждая поездка на автомобиле была для нас, как маленькое приключение. А уж ночью (поезд приходил примерно в полночь), да на станцию – это вообще было высшим счастьем.

Чтобы доехать до вокзала (вокзал, конечно, громко сказано), надо перевалить через горку. И вот, начав восхождение, мы встали. Чебурашка совсем перестал тянуть. На холостых работает нормально, никаких посторонних звуков нет, но и тяги тоже нет. Кое-как забравшись наверх горки, дед, съехав с дороги, остановился и задумался. В наступивших сумерках пели кузнечики, лёгкий ветерок разносил по округе запах полыни и подгоревшего сцепления. Дед открыл капот и в свете переноски стал колдовать над мотором. Мы же с Пашкой радостно носились по горке и кидались битым кирпичом, который невесть кем был там вывален и лежит по сей день.

Но вот вдали показались огни приближающегося поезда. Мы загрузились в «Запорожец» и спустились к станции. Встретив папу, подняться назад на ЗАЗике в горку уже не вышло. И на подъём Чебурашка с дедом за рулём и сумками на заднем сиденье пополз, толкаемый тремя богатырями. Но до дома мы всё-таки добрались своим ходом.

На следующий день решено было снимать двигатель. В четыре руки дед и отец его лихо выдернули, разобрали и… ничего не нашли. Всё в моторе было в полном порядке. Собрали. Запустили. Работает, как и прежде. Но и по-прежнему не тянет. Чудеса!

Повторный демонтаж, разборка, дефектовка – никаких версий! Т.к. звук шёл слева от цилиндров, то было выдвинуто предположение, что причина, скорее всего в ЦПГ. Логично! Новой поршневой не имелось (тотальный дефицит!), поэтому Чебурашка остался зимовать с разобранным двигателем.

Папа по работе регулярно бывал в Ленинграде и оттуда попутно привозил запасные части и прочий дефицит. Новая поршневая была приобретена и отправлена деду. Дед не торопясь собрал двигатель, и, как только я приехал на летние каникулы, мы с горем пополам (я-то был тот ещё помощник!) воткнули его на место. Вы, наверное, уже догадались? Результат равнялся нулю! Тяги так и не было. Всё указывало на то, что нужно менять блок цилиндров. А это уже засада! Блок так просто купить было нельзя. Но кто-то из дедовых знакомых подарил ему б/у, но проверенный картер.

Мотор снят, разобран, собран, пробный запуск – работает. Тяги ноль! Опять демонтаж и разборка двигателя. Да, на бумаге всё это выглядит быстро и просто, а на деле данные манипуляции заняли целое лето. Дед, в силу возраста и по состоянию здоровья всё делал не спеша, а я… Ну какой с меня был спрос?

Так минул год, а «воз и ныне там».

Проанализировав сложившуюся ситуацию, дед решил, что дело всё-таки в блоке. Новый блок выписал на своё имя через Посылторг дедов друг, инвалид ВОВ. По другому достать блок было невозможно. В зиму Чебурашка остался опять с разобранным мотором.

До уже следующего лета (пошёл второй год!) блок цилиндров прибыл, и двигатель был снова собран.

Летние каникулы для меня начались, традиционно, с ремонта «Запорожца». Двигатель установили мы теперь гораздо резвее (опыт!), запустили и, уже не удивляясь и не расстраиваясь убедились, что не изменилось ничего. Тяги так и не было.

Каждый день дед шёл в гараж, чего-то крутил в моторе, заводил его, слушал и однажды снял глушитель. Завёл Чебурашку и долго газовал, оглашая посёлок диким треском (наш кобель со страху, оказывается, умеет по поленнице и забору лазать, как кот).

На следующий день с утра ЗАЗик опять трещал на всю округу. И тут дед решил проехаться на Чебурашке без глушителя. Случилось чудо: силы вернулись к немощному! Глушитель был немедленно вскрыт, а в нём обнаружена причина несчастий: отвалилась перегородка и закрыла выход выхлопным газам. Причём, заслонка эта отвалилась с правой стороны выпуска, но, видимо, из-за какого-то хитрого акустического эффекта казалось, что шипенье шло слева. А потом этот кусок жестянки так удачно встал, что выхлоп, будучи перекрытый практически полностью, обрёл своё обычное звучание.

Для деда это стало ударом. Почти два года ремонта из-за такой ерунды. Но самое досадное для него было то, что он не додумался сразу снять глушитель и прокатиться без него.

- Как же так? Я, второй в посёлке специалист по «Запорожцам»… - однажды начал говорить он, но я, не веря своим ушам, перебил его:

- Деда, а кто же первый?!

- Так Генка Сав-ий, - ответил он и больше тему эту не поднимал.

Дядя Гена работал машинистом тепловоза в ж/д цехе завода. Он, насколько я знаю, и поныне живёт в родном посёлке, правда «Запорожца» у него уже нет.

История же с заменой блока цилиндров впоследствии имела самое неожиданное продолжение. Когда деды переезжали в Томск и потребовалось Чебурашку снять с учёта, то выяснилось, что номер установленного двигателя не соответствует (что вполне естественно) номеру в техпаспорте. Кто и когда их в посёлке смотрел и сверял? Инспектору на сверке были предоставлены справка из Посылторга вместе с инвалидом ВОВ, который его выписал, описана вся эта комичная история с ремонтом двигателя, но это «не спасло отца русской демократии». И всё-таки милиционер оказался человеком хорошим и нашёл выход!

- Везите,- говорит,- ваш старый блок. И всегда возите его с собой и эту справку о приобретении нового.

Блин! Старые блоки, лежавшие в сарае несколько лет, при сборах вещей для переезда, вместе с ненужным хламом выкинули на свалку! Летим с отцом на поселковую помойку и (с трудом, правда) находим родной блок нашего ЗАЗика! Автомобиль удачно проходит сверку и снимается с учёта. Какое счастье, что в то время никого не интересовал ни цветмет, ни чермет.

А Чебурашка на следующие пару лет, пока в документы не были внесены необходимые изменения, стал трёхместным: сзади, под чехлом из половика, важно катался со мной старый блок цилиндров.

оз. Иткуль. Ныне здесь заповедник.
Опубликовано

Другие дополнения из этого отзыва

Похожие отзывы и дополнения

Продажа ЗАЗ Запорожец 1967 в России

Комментарии

   
Томск
Сообщений: 819
Красиво пишешь!
Авто: Томск-Испания: http://travel.drom.ru/18249/, Мото: Томск-KZ http://travel.drom.ru/13338/
4
 
Ответить
16626849
Ангарск
В 90х также ездил на 965. Согласен с вами во всем. С ремонтом поступал проще. Двигатель снимал всегда без коробки. В те годы проще было купить машину , чем запчасти. У меня было три . Зарегистрирован один. Гаишники дотошные конечно попадались, но договаривался. Самое дальнее путешествие было Ангарск- Черногорск - Ангарск .
 
 
Ответить
     
автор
Томск
Сообщений: 105
16626849
В 90х также ездил на 965. Согласен с вами во всем. С ремонтом поступал проще. Двигатель снимал всегда без коробки. В те годы проще было купить машину , чем запчасти. У меня было три . Зарегистрирован один....
Спасибо за комментарий!
И как прошло самое дальнее путешествие?:) Приключения были?:))
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Отзывы о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.

Подробные отзывы автовладельцев с фотографиями, недостатки и все минусы!
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром