90-е — эпоха зарождения русского тюнинга. Речь не только о спойлерах, тонировке и броских колесах. Это было время смелых экспериментов, проб и ошибок. Мы собрали пять примеров, от которых идет кровь из глаз, и шесть проектов, за которые как минимум не стыдно. Разделение их на удачные и неудачные можно считать условным, субъективным и спорным. Ну что ж, давайте поспорим...
«НАМИ-Престиж» — «Былина»
Результат стилизации «Нивы» под автомобили 30-х годов прошлого века напоминает продукцию Mitsuoka. Новые кузовные панели выполнены из стеклопластика. Ширина из-за раздутых колесных арок выросла до 2200 мм, что тянет на рекорд среди российских машин. Передняя подвеска от стандартной «Нивы», а задний мост взяли от брянского фургона БАЗ. Полного привода исходника «Былина» лишилась. Ведущими оставили только задние колеса. Зато получила кожаный салон и 16-дюймовые колеса. В планах была установка мощного импортного двигателя, место позволяло, но не сложилось.
Несмотря на смелый дизайн, под капотом находился стандартный 4-цилиндровый двигатель ВАЗ-21213 мощностью 75 л.с. Проект был создан в 1994 году в единственном экземпляре по заказу одного неизвестного частного клиента. Дальнейшая судьба автомобиля неизвестна.
«Мастер-Дизайн» — «Амадео-500»
В 1993 году компания «Мастер-Дизайн» из Тольятти начала разработку удлиненного универсала на шасси «Самары». Позже проект видоизменился и в 1994 году превратился в лимузин «Амадео-500» на базе ВАЗ-21099. Цифры в названии модели — намек на 500-миллиметровую вставку по центру кузова. Двигатель — рядная вазовская «четверка» объемом 1,6 л, форсированная до 100 л.с., в паре с механической коробкой.
Салон — как в лучших западных образцах — был разделен на две части перегородкой с опускаемым стеклом. В базовой комплектации «Амадео-500» имел электропакет, кожаный салон и аудиосистему. По желанию клиента удлиненную 99-ю можно было укомплектовать чем угодно, вплоть до мини-бара. Количество выпущенных переднеприводных лимузинов неизвестно.
ЗАЗ-965 «Багира»
Единственная самоделка в данном обзоре. Спорный проект на базе ЗАЗ-965 1967 года, способный вызвать восхищение у любителей глубокого тюнинга и отвращение у ценителей стока.
Все началось с замены мотора, уж больно печальна была динамика «Запорожца» со стоковым «воздушником» МеМЗ-966. Выбор пал на двигатель от ВАЗ-2103. Переднюю подвеску усилили деталями от ЗАЗ-968, узлы тормозной системы взяли от «копейки».
Но установка принесла новые проблемы. Динамика перестала соответствовать скромной внешности, а из-за возросшей мощности участились поломки ходовой и трансмиссии. В итоге Александр Васильев, создатель авто, решился на глубокую модернизацию своего детища.
Кузов был разрезан, база увеличена на 170 мм. Для комфортного размещения водителя ниши передних колес сместили вперед. Двери, получив новые крепления, стали открываться традиционным образом, а не против хода. Передний и задний бамперы, подкрылки, передний и боковые воздухозаборники и задний спойлер выклеены из стеклоткани на эпоксидной смоле.
Внутри — передние сиденья от «восьмерки», руль Nardi и самодельная передняя панель из деталей от «шестерки», «Самары», BMW и Audi. Появились электростеклоподъемники, аудиосистема, кардинально улучшилась шумоизоляция.
Двигатель — форсированная до 92 л.с. «четверка» от ВАЗ-2108. Коробка передач от ЗАЗ-968. Подвеска полностью независимая. Но самое главное — «Горбатый» получил полный привод. Раздаточная коробка, понижающий редуктор, главные передачи (задняя и передняя) — от ЛуАЗа, совмещенные с дифференциалами от ВАЗ-2108.
На преображение ЗАЗ-965 в «Багиру» у Александра ушло более шести лет. Впоследствии автомобиль неоднократно модернизировали.
НАМИ — «Улан»
Еще один проект НАМИ на базе «Нивы». Снова в ход пошел стеклопластик, призванный замаскировать квадратный экстерьер ВАЗ-2121 под современный, по меркам 90-х, внедорожник. Но новые дутые крылья и массивные бамперы не очень вяжутся с плоскими дверьми, формой крыши и плоским остеклением. Капот измененной формы с «ноздрей» воздухозаборника и вычурная светотехника не спасают положение. К тому же вся эта стеклопластиковая красота ограничивала внедорожные способности.
В планах НАМИ значилось несколько программ подобного тюнинга. От установки обвесов до доработки подвески, установки гидроусилителя руля, АБС и даже турбонаддува, о чем намекает воздухозаборник на капоте прототипа. Судя по минимально доступной информации о проекте, рыночная жизнь у «Улана» не задалась.
НАМИ — «Гренадер»
«Гренадер» — попытка НАМИ создать комфортабельный пикап по типу Mitsubishi L200. Здравая мысль, но в итоге получился гибрид УАЗа и АЗЛК. Под внешностью «Москвича»-2335 (пикап на базе 2141) скрыто удлиненное шасси от УАЗа-452 (по другой версии, использовалась рама от УАЗа-469). Пикап получил увеличенный клиренс, новый передний бампер, иную решетку радиатора, подножки, а также литые диски и резину большей размерности.
Новое шасси благоприятно повлияло на проходимость, но фамильная уазовская управляемость плохо вязалась с образом комфортного авто. Гидроусилитель руля отсутствовал. С карбюраторной «четверкой» УМЗ 2.4 мощностью 91 л.с. динамика была вялой. При этом грузоподъемность равнялась 750 кг, что всего на 90 кг больше, чем у исходного москвичевского пикапа.
Помимо двухместного пикапа разрабатывался также четырехдверный вариант «Гренадер Фермер». Но в целом проект требовал серьезных доработок, которые неизбежно привели бы к росту конечной цены. Чуда от объединения двух не самых лучших и не самых современных уже на тот момент автомобилей в один не случилось.
«Автосоюз» — лимузин ГАЗ-3102
Лимузин на базе ГАЗ-3102 от нижегородской компании «Автосоюз». Проект изначально разрабатывался в УКЭР ГАЗа. Стретч с удлиненным на 493 мм кузовом приводится в движение 16-клапанным 150-сильным ЗМЗ-406.10 с системой впрыска топлива. В салоне, обитом кожей, установлена центральная перегородка, отделяющая пассажирский отсек от водителя. Стандартный трехместный задний диван уступил место паре комфортабельных кресел с мини-баром посередине. В списке оснащения числятся кондиционер, телевизор, видеомагнитофон, люк с электроприводом. Лимузин, продемонстрированный на выставке «Автотехсервис-95», был куплен в первый же день. Дальше история авто теряется, но несколько лет назад он был найден в Ростове-на-Дону у одного из ценителей аутентичных «Волг». Недавно лимузин полностью отреставрировали в КБ Смирнова.
«Лада Инжиниринг» — ВАЗ-2108/09 «Спортлайн»
Тюнинг от официального дилера АвтоВАЗа. «Самара» от «Лада Инжиниринг» — удачный пример того, как удается перенести опыт подготовки гоночных автомобилей на товарные, пусть и мелкосерийные авто. Хэтчбек получал двигатель с увеличенным до 1657 см3 рабочим объемом, два горизонтальных карбюратора Weber, 6-ступенчатую коробку передач и сцепление Sachs. Клиренс ниже, подвеска жестче благодаря установке спортивных амортизаторов и пружин Sachs. На переднюю ось ставили вентилируемые тормозные диски увеличенного диаметра с четырехпоршневой скобой Lockheed, сзади — стандартные барабаны. Колеса — диски «Артек» с шинами размером 195/50 R15. Внешне — сама скромность.
«Металлик-Кватро» — ВАЗ-21099 4х4 «Виктория» (Lada Victory)
Полноприводный ВАЗ-21099 с трансмиссией от Volkswagen Golf Syncro, подготовленный в Тольятти компанией «Металлик-Кватро». Полный привод был реализован через вискомуфту и подключался автоматически при пробуксовке передних колес. В процессе трансформации 99-я получала от Гольфа угловой и задний редукторы, вискомуфту и заднюю подвеску на косых рычагах. Правая передняя полуось немного укорачивалась, левая оставалась стандартной, сзади для передачи момента на колеса использовались полуоси от «Нивы».
Из-за применения оригинального подрамника, на который ставились задняя подвеска, стабилизатор и редуктор, топливный бак пришлось сместить назад. Поэтому багажник лишился ниши под запасное колесо, зато сам бензобак был увеличен до 60 литров.
Из других изменений: форсированный двигатель, коробка с измененными передаточными числами, усиленная корзина сцепления и опциональная спортивная подвеска. При этом внешне такая 99-я ничем, кроме пары шильдиков, спойлера на крышке багажника и легкосплавных 14-дюймовых дисков, не выделялась. Зато стоила при этом почти вдвое дороже исходного ВАЗ-21099. Продажи, естественно, были штучными.
«Бронто» — ВАЗ-212180 «Фора»
Разработка дочерней компании АвтоВАЗа, фирмы «Бронто», занимающейся производством бронированных авто для инкассаторов. Представлена в 1997 году на автосалоне в Москве. «Фора» — это «Нива» с увеличенной на 300 мм колесной базой, что повлекло за собой расширение дверного проема и соответствующее удлинение салона. Задний диван смещен на 150 мм назад, дополнительные 150 мм получил багажник. Перенесенные назад дальше заднего сиденья колесные арки не стесняют пассажиров по бокам. Это позволило заменить стандартный двухместный диван «Нивы» на полноценный трехместный, заимствованный у ВАЗ-2108. От нее же взяты и передние сиденья. В процессе расширения кузов в задней части был увеличен по высоте, что дало дополнительный простор над головами пассажиров второго ряда. Процесс посадки-высадки был упрощен за счет более крупного дверного проема. Увеличение колесной базы положительно повлияло на плавность хода, устойчивость и управляемость «Нивы». Обратная сторона медали — возросший радиуса разворота и ухудшение проходимости. Снятая с производства «Фора» до сих пор пользуется популярностью у поклонников «Нивы».
НАМИ — «Волга-Кортеж»
Лимузин на базе ГАЗ-31029, разработанный НАМИ в 1995 году. Кузов был удлинен сразу в двух местах. В районе центральной стойки появилась глухая вставка, а увеличенная задняя стойка крыши получила небольшое овальное окно. При этом наклон заднего окна в лимузине стал «более вертикальным» по сравнению со стандартным седаном.
За передними сиденьями установили стеклянную перегородку с электроприводом, поделившую салон на две зоны. В пассажирской части — отдельный кондиционер плюс нашлось место для мини-бара и собственной мультимедийной системы. Техника доработке не подвергалась — двигатель ЗМЗ-402, 4-ступенчатая механическая коробка и барабанные тормоза взяты от стандартной «Волги». Лимузин создали в единственном экземпляре и после длительного простоя на задворках НАМИ в 2013 году продали в частные руки. Новый хозяин провел полную реставрацию. В 2018 году уникальный автомобиль был выставлен на продажу за 4 000 000 рублей. Дальнейшая его судьба неизвестна.
РИАТ — «Ока»
Тюнинговый вариант «Оки», от компании РИАТ (Разработка, Изготовление Автомобильной Техники) из Набережных Челнов, занимавшейся ранее спецмашинами на базе КАМАЗов. Под капотом желтой «малышки» мотор объемом 750 см3 с моновпрыском, разработанным на ДААЗе (Димитровградский автоагрегатный завод). Мощность — 40 л.с против 34 л.с. у исходника с карбюратором. При этом токсичность выхлопных газов, даже при отсутствии катализатора, соответствует нормам Евро-1. Кроме того, была доработана рулевая рейка.
Хэтчбек получил новый обвес из АБС-пластика в цвет кузова, включающий новые бамперы с «противотуманками», решетку радиатора и накладки на арки. Последние приютили колеса размером 13 дюймов, что на дюйм больше, чем у стандартной «Оки». На верхней кромке третьей двери появился аккуратный спойлер со стоп-сигналом. В крышу врезан прозрачный люк, установлены новые зеркала заднего вида с обогревом.
Интерьер получил новую переднюю панель из мягкого пластика и обшивку в сине-белых тонах. Появились деревянный руль, магнитола Kenwood, электрические стеклоподъемники и центральный замок. Улучшилась шумоизоляция. Передние сиденья — от ВАЗ-2108, задний диван оставили стандартным. Приборная панель — микс деталей от вазовских «пятерки» и «шестерки». В 1997 году такой тюнинг обходился в $2000–2500 при условии предоставления собственного авто или в $5000–5500 при заказе новой «Оки» от компании РИАТ.