В этом материале Дром разбирается — есть ли шанс купить относительно доступную модель, чтобы через пару десятков лет получить коллекционный автомобиль, который будет только расти в цене. Или же эта идея обречена на провал? Чтобы ответить на эти вопросы, мы изучили российские и иностранные источники, а также пообщались с несколькими автомобильным энтузиастами России.
В мире не существует единого стандарта классификации олдтаймеров. В некоторых странах историческая ценность автомобиля регламентируется законодательно, но часто государственные законы не отражают реальную ценность автомобиля, поэтому наряду с ними существуют клубные классификации исторических автомобилей. В таблице ниже показаны некоторые из них. Впрочем, главный фактор признания ценности автомобильной классики это не принадлежность к какой-то из категорий, а растущая стоимость и ликвидность машины.
Как классифицируют классические автомобили разные сообщества
FIVA (Франция)
FIVA классифицирует автомобили прежде всего по возрасту.
Класс А — до 31.12.1904 г.
Класс В — 01.01.1905 — 31.12.1918 гг.
Класс С — 01.01.1919 — 31.12.1930 гг.
Класс D — 01.01.1931 — 31.12.1945 гг.
Класс Е — 01.01.1946 — 31.12.1960 гг.
Класс F — 01.01.1961 — 31.12.1970 гг.
Класс G — 01.01.1971 — 31.12.1980 гг.
Впрочем, кроме возраста FIVA обращает внимание на степень сохранности и соответствие техническим характеристикам.
Antique Automobile Club of America
Сообщество решило, что будут называть классическим любой автомобиль, достигший 25-летнего возраста.
Classic Car Club of America
Признают классикой автомобили высшей ценовой категории, выпущенные в период между 1925 и 1948 гг. ограниченным тиражом.
Германия
В Германии определение классического автомобиля закреплено на законодательном уровне. Олдтаймером считается любая машина возрастом старше 30 лет. Это норма признается не только энтузиастами, но и профессиональным сообществом, например, страховыми компаниями.
Британия
«Historic vehicle» — официальный статус исторического транспортного средства. Его получают машины, выпущенные не позднее 1 января 1973 года. Кроме того, статус классических имеют автомобили старше 15 лет, но при этом стоимостью от 15 000 фунтов стерлингов.
То, что инвестиции в янгтаймеры работают, показывает статистика прироста стоимости. Вот несколько моделей, которые за прошедшее десятилетие подорожали в несколько раз. Однако составить полный список примеров невозможно. Если не ограничивать бюджеты, годы выпуска и модификации, то он получится слишком обширным.
BMW M3 (E36)
Десять лет назад BMW 3-й серии в кузове E36 в России можно было найти в нормальном состоянии примерно за 500 000 рублей, а редкие экземпляры M3 — примерно за 700 000 рублей.
Сегодня хорошо сохранившиеся BMW M3 E36 оцениваются в полтора-два миллиона рублей и почти не продаются на российском рынке. Обычные купе и седаны в кузове E36 поголовно мертвы, а те, что живы, вряд ли обладают потенциалом серьезного прироста в цене. Прежде всего потому, что большая часть машин, продаваемых в России, — маломощные модификации в самых простых комплектациях.
Отчасти похожий расклад в Европе — мощные и дорогие комплектации E36 и тем более M3 сильно подорожали. Разница только в том, что в Европе еще осталось много хороших и аутентичных экземпляров, в том числе в дорогих комплектациях.
2010 год | 2020 год |
7500 евро | 17 000 евро |
BMW M5 (E34)
Как и в случае с 3-й, сама по себе 5-я серия BMW в кузове E34 представляет определенную культурную ценность при условии хорошего состояния, но истинный коллекционный автомобиль в этом кузове — заряженная модификация M5.
Первые M5 E34 выпустили на заводе в Гархинге в 1988 году. Поначалу отдача установленного в заряженный седан двигателя 3,6 литра составляла 315 сил и 360 Нм. Такая версия стыковалась с 5-ступенчатой «механикой». В 1991-м после модернизации место под капотом занял 340-сильный мотор объемом 3,8 литра с 400 Нм крутящего момента.
За семь лет производства немцы выпустили 12 000 M5 серии E34, в число которых вошли даже предельно редкие универсалы M5. В живых из этих 12 000 штук осталось в лучшем случае половина, а машин в свободной в продаже — еще меньше. А потому стоимость хорошо сохранившегося BMW M5 E34 всегда будет только расти.
2010 год | 2020 год |
5000 евро | 25 000 евро |
Mercedes-Benz 190E 2.5-16 Evo II
Выпущенный тиражом в 502 экземпляра Mercedes-Benz 190E 2.5-16 Evo II бесспорно был обречен стать коллекционным автомобилем. За десять лет его цена выросла с примерно 40 000 евро до 300 000, что эквивалентно росту в 7,5 раза. Ликвидность машины подтверждает недавно проведенная сделка по цене около 300 000 евро.
Впрочем, похожая судьба ждала и его прямого конкурента — BMW M3 Sport Evolution. Обе машины были сделаны для омологации гоночных модификаций для участия в DTM и кроме микроскопического тиража имеют еще и красивую легенду.
Тем удивительнее, что несмотря на столь громкую биографию отдача мотора у 190E 2.5-16 Evo II всего 205 или 235 сил (с пакетом PowerPack).
2010 год | 2020 год |
40 000 евро | 300 000 евро |
Porsche 911 Carrera (964)
Любой Порше 911, сохранившийся в приличном техническом состоянии, через 10-30 лет после схода с конвейера будет только расти в цене. Но, пожалуй, самый показательный прирост в уходящем десятилетии продемонстрировал 911-й третьего поколения с индексом 964.
Во-первых, более ранние поколения и так стоили дорого, а более поздние как бы еще не настоялись. Во-вторых, машина серии 964, вышедшая в свет в 1989-м, стала своеобразным прорывом для Porsche. У спорткара выросла колесная база, а торсионы в задней подвеске сменила независимая подвеска с треугольными рычагами. Вдобавок в этом поколении у 911-го впервые появился полный привод, «автомат», усилитель руля, ABS, подушки безопасности и климат-контроль. Не менее важный вклад в востребованность 964-го внесли органолептические ощущения. Закрывающиеся с лязгом легкие двери и тонкие стойки в XXI веке воспринимаются чем-то натуральным и забытым, что добавляет ценности.
В итоге за прошедшие десять лет хорошо сохранившиеся 964-е выросли в цене на 100%, а ограниченные юбилейные версии вроде Porsche 911 30 years (выпущено 911 штук) — еще больше.
2010 год | 2020 год |
20 000 евро | 60 000 евро |
Если олдтаймеры — уже состоявшаяся классика с высокой ценой, то янгтаймеры — потенциальные олдтаймеры в будущем. Таким образом, входной билет в клуб автомобильных коллекционеров при покупке янгтаймеров обычно ниже, а потенциальный прирост цены — больше. Однако чтобы ощутить взлет цены, придется не только ждать, но и правильно выбрать автомобиль для покупки, ибо не каждая машина в возрасте нескольких десятков лет — классика, за которой охотятся коллекционеры.
Александр, компания «Антикварные Автомобили»:
— Реальный рынок интересных олдтаймеров в РФ исчисляется несколькими сотнями сделок в год. Все остальное — массовые советские машины за небольшие деньги, безусловно, имеющие историческую и культурную ценность, но не коллекционную. Исключение — правительственные лимузины и кабриолеты, выпущенные ограниченной серией заводами ЗИС и ЗИЛ (Завод им. Сталина, позже переименован в Завод им. Лихачева).
Если ищете вариант с потенциально высокой доходностью, то обращайте внимание на редкие модели и модификации премиальных марок. Десять лет назад можно было купить кабриолет Mercedes R129 с V12 за 200 000–300 000 рублей. Сейчас они стоят не меньше миллиона рублей. Другой пример — седан W124 с мотором 5.0 (модель Е500, которая получила прозвище «Волк», или «Волчок»). В конце нулевых ухоженный автомобиль с минимальным пробегом можно было найти за 300 000–400 000 рублей, а сейчас он стоит не меньше двух миллионов рублей.
Из советских автомобилей — «Чайка» ГАЗ 13, представительский легковой автомобиль, выпускавшийся малой серией. Стоимость машины выросла в несколько раз, цены на отреставрированные экземпляры на популярных ресурсах превышают 10 млн рублей.
Основные критерии выбора янгтаймера с прицелом на рост цены и культурной ценности — соотношение «востребованность/состояние/дефицитность».
В идеале машина должна сохраниться максимально близко к оригиналу и быть выпущена как можно более мелким тиражом. Причем тиражность работает не только в рамках модели, но и на уровне модификаций и комплектаций. Теоретически сама модель может быть произведена миллионными тиражом, но при этом отдельная спецверсия — насчитывать несколько сотен или тысяч штук, а потому представлять исключительную культурную ценность.
Отстраненный пример для понимания: можно купить любой Porsche 911, можно остановиться на определенном поколении, можно искать конкретную модификацию этого поколения, а можно — ограниченную спецверсию, например, speedster.
Но кроме решающего соотношения «состояние/дефицитность» на список потенциальных моделей сильное влияет горизонт инвестирования, личные предпочтения инвестора (если он фанат конкретной марки, то список сужается) и, конечно, бюджет.
Как правило, с бюджетной точки зрения выгоднее всего покупать автомобили возрастом 10–15 лет. Они уже достаточно сильно подешевели из-за возраста, но по «верху рынка» обычно еще есть шанс найти хороший экземпляр. Впрочем, покупке хорошей машине за дорого есть и альтернатива. Можно потратиться на недорогого донора, а потом вкладывать деньги в реставрацию. Хотя если говорить об относительно массовых версиях янгтаймеров, есть и обратная точка зрения — выгоднее всего покупать уже отреставрированный автомобиль. Если модель не из группы спецверсий, то цены на такие растут медленнее и скромнее. Поэтому если их решаются продавать, то часто закрывают сделку с дисконтом в 30–50% от вложенных в проект средств.
— Купив шесть янг- и олдтаймеров, я убедился, что гораздо проще и выгоднее искать максимально живые или уже отреставрированные варианты. Потому что если вы думаете, что вам понравится восстанавливать старые автомобили, то вы ошибаетесь. Во-первых, реставрировать машину строго в оригинал невероятно дорого. Во-вторых, даже если у вас есть деньги или вы решились отступить от стопроцентной оригинальности, то, скорее всего, столкнетесь с бесконечными сроками и постоянным поиском адекватных подрядчиков.
Реставрируя свой BMW 5-й серии в поколении E28, я поменял четыре сервиса и три мотора, потому что первые два двигателя убили кривые руки механиков.
Конечно, кому-то везет больше, кому-то меньше. Но однажды гаражная романтика превращается в бытовуху и начинает утомлять. Это напоминает ремонт квартиры, который можно только прекратить, но не закончить.
А если вы все же решились на восстановление олдтаймера, то перед покупкой найдите сервис, который специализируется именно на этой марке. И это должен быть не автодилер, который ремонтирует современные машины по инструкции.
Потом отвезите этим парням выбранный экземпляр и попросите оценить стоимость работ. Потом умножьте эту сумму на два (а лучше на три) и еще раз подумайте.
Нельзя недооценивать и горизонт инвестирования. Одно дело планировать продажу машины через десять лет, другое — опираться на расчетную стоимость через 20–30 лет. Ну а если же решиться прицелиться на 30–40 лет вперед, вообще можно покупать пяти-, семилетние модели любого признанного (чаще премиального) бренда с приоритетом в пользу спецверсии или редкой комплектации. В таком возрасте еще много предложений в хорошем состоянии. Покупай и просто следи за машиной. Хотя относительно молодые премиальные модели в ограниченных версиях точно будут стоить недешево.
— Культура коллекционирования автомобилей в России только формируется, поэтому большинство автомобилей из частных гаражей не увидеть на публичных мероприятиях вроде выставок или автопробегов. Коллекции в основном закрытые, среди открытых мастерских, которые занимаются реставрацией, продажей и хранением редких автомобилей, можно отметить «Камышмаш».
Некоторые коллекционеры вкладываются не только в олдтаймеры и янгтаймеры, но и в редкие суперкары, а также лимитированные спецверсии массовых машин. Например, квоты на Porsche 911 Speedster или Mercedes-AMG GT Black Series мгновенно выбираются, и подчас купить такой автомобиль нелегко даже при наличии средств. Определенно, спустя десятилетия эти автомобили станут young- и old-таймерами.
В реальности соблюсти все условия сложно. Самое распространенное ограничение — бюджет, поэтому в этой части статьи мы попытаемся составить список потенциальных янгтаймеров, которые можно купить до полутора миллионов рублей. Если повысить бюджет, вариантов может быть больше.
Цена в 2020 году до полутора миллионов рублей (до реставрации):
Если решились купить янгтаймер с потенциалом для роста в цене, первое, что нужно сделать — набраться терпения. Это справедливо даже если у вас безлимитное количество денег. А если деньги на покупку ограничены — справедливо вдвойне. На поиски подходящего автомобиля может уйти не один год. В мире даже существуют специальные агентства, которые ищут автомобили для коллекционеров. В России таких единицы, но в США и Европе — больше.
Второе, с чем нужно определиться — рынок поиска и продажи. К сожалению, выбор вариантов в России ничтожно мал. В Европе и США разнообразия гораздо больше, но серьезным барьером здесь выступает законодательство и таможенные пошлины.
В России старые автомобили можно ввозить без пошлин как культурную ценность, но ездить на них нельзя
В российском законе «О вывозе и ввозе культурных ценностей» названы предметы техники, созданные более 50 лет назад, в том числе и автомобили, выпущенные до соответствующей этому возрасту даты.
Этот закон сегодня позволяет ввозить автостарину без уплаты таможенного сбора, то есть в качестве культурной ценности. Правда, ездить на таком автомобиле нельзя.
Сразу после покупки янгтаймера у его нового владельца возникают обязательства. Нельзя просто купить янгтаймер, подождать 10–20 лет и продать его в плюс. Машину как минимум нужно где-то хранить и поддерживать в нормальном состоянии. И это при условии, что выбранный вариант хорошо сохранился. На практике же машина, скорее всего, потребует реставрации, поиска недокомплектных деталей и трат на все это.
Взамен — в период накопления добавленной стоимости — янгтаймер будет радовать эмоциональными автопрогулками выходного дня, участием в ретропробегах и знакомством с другими коллекционерами.
— Подходить с точки зрения одних финансов в этом направлении трудно. Покупка таких вещей — эмоциональный поступок. Если вы хотите обладать вещью, а не названием, придется тратиться на запчасти (часто дорогие), на обслуживание, налоги, страховку. А перед этим потратить полжизни на поиск приличного варианта, чтобы его купить.
К тому же надо понимать, что инвестиции — это удел профессионалов, погруженных в процесс и имеющих экспертизу. Из этого следует, что к покупке скорее надо относиться как к душевному порыву для личного удовольствия и не рассчитывать на какой-то сильный прирост в стоимости. При этом сам прирост возможен, и если он будет, то станет приятным бонусом. Но покупать янгтаймер ради перепродажи — во многом рисковая идея.
Предположим, в конце нулевых вы купили себе янгтаймер — один из тех автомобилей, что подорожали за десятилетие, и теперь хотите его продать. Ответ — банален. Разместить объявление о продаже. И здесь инвестора в коллекционный автомобиль ждут два потенциальных риска: первый — продавать машину долго, второй — обнаружить, что цена, по который покупатель готов на сделку, имеет нулевую или отрицательную доходность.
Первый риск связан не только с неудачным выбором модели, но и крайне низкой емкостью рынка коллекционных автомобилей в России. Поэтому искать покупателя даже на хороший young- или old-таймер можно долго. Во многом отсюда вытекает и второй риск — устав от долгого поиска, продавцы готовы снижать цену.
Впрочем, есть еще один экзотический вариант — продать на мировом рынке. Самый простой шаг — разместить объявление на публичных европейских сайтах о продаже автомобилей (mobile.de или autoscout24.de). Но надо быть готовым принимать звонки и отвечать на вопросы потенциальных покупателей на английском. Если покупатель найдется, можно оформлять договор купли-продажи, транзитные номера, другие надлежащие документы и заключать сделку. Иностранный клиент, скорее всего, захочет получить налоговые льготы, да и вообще чувствовать себя в безопасности, поэтому попросит указать в документах реальную стоимость сделки.
Но можно заморочиться и сильнее: оформить документы самому, вывезти машину за границу, а затем реализовать ее через автосалоны или аукционы.
Несмотря на потенциально высокую доходность, инвестиции в старые автомобили нельзя считать в полной мере финансовым инструментом. Это как инвестиции в предметы искусства. Хотя сами янгтаймеры и есть предметы искусства.
Любой покупатель ретроавтомобиля решается на такое приобретение в первую очередь потому, что любит автомобили в целом и конкретную марку или модель — в частности. Особенно если покупает старую машину в первый раз. Часто покупка янгтаймера — эмоциональное решение, связанное с ностальгией или детскими воспоминаниями.
В то же время кратный рост стоимости отдельных янгтаймеров доказывает состоятельность идеи вкладывать в них деньги. Но чтобы цена выросла сильно, изначально лучше покупать дорогой, редкий автомобиль в хорошем состоянии и тратить деньги на его обслуживание. Делать это без кайфа и на последние сбережения не получится. Пишите в комментариях, какой янгтаймер лучше купить в 2020-м, чтобы через десять лет быть владельцам машины, которую все хотят.