Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Прежде всего хочу сказать, что все мои клиентки очень и очень разные — по автомобильным предпочтениям и вкусам, по отношению к своим машинам, по возрасту, семейному положению и роду занятий. Но есть у них одна очень важная общая черта, которая их объединяет. Какая? Они очень самостоятельны и в основном сами зарабатывают себе на машину, ее обслуживание и ремонт, да и на жизнь вообще. Не помню случая, чтобы та или иная клиентка, обсуждая со мной стоимость ремонта, стала бы звонить мужу или иному «домашнему кошельку», чтобы определиться с необходимыми расходами. А вот клиенты, кстати, в таких ситуациях, бывает, женам-то и позванивают :) Важный момент: мои клиентки очень хорошо знают цену деньгам. Собственно, именно это — основная причина того, что они обслуживают свои машины у меня. И поэтому среди них нет классических автоблондинок из анекдотов про клубничный воздух в шинах, хотя просто блондинки имеются.
Возраст — от 25 до 70 лет, но основной контингент — 30–50. У большинства дети, кто-то счастлив в браке, но многие разведены. Интересно, что есть дамы, у которых мужья вообще не водят машины! При этом у двух клиенток они имеют самое прямое отношение к автомобилям: один работал развальщиком, второй занимался автозапчастями, но при этом ездить за рулем им совершенно не интересно. На этом, правда, совпадения у этих мужей заканчиваются, в остальном у них только различия: бывший развальщик постоянно полупьян (да, автосервис — это группа риска :) ), зато второй, успешный спортсмен-многоборец, ведет исключительно активный и здоровый образ жизни.
Работа у моих клиенток самая разная, перечень может составить значительную часть стандартного классификатора профессий и должностей: фасовщица рыбы из соседней коптильни, торговые представители, поставляющие товары в небольшие супермаркеты, разнообразные офисные и банковские работники — от рядовых айтишниц и сотрудниц колл-центров до главбухов больших компаний. Кто-то занимается организацией ремонтов квартир, кто-то — риэлторской деятельностью, ну а кто-то из дам просто работает отделочницей. Есть медики, их довольно много, разного профиля и квалификации, а вот врач-ветеринар — только одна. Есть предприниматели: кто-то держит магазинчик, кто-то торгует на соседнем рынке, а совсем юная спортсменка-гимнастка организовала свою спортивную студию. Есть пенсионерки, среди них и обычные, и отставной подполковник милиции. В общем, почти как у Ильфа и Петрова: «Его любили домашние хозяйки, домашние работницы, вдовы и даже одна женщина — зубной техник». А вот кого совсем нет, так это представителей администраций любых уровней. Им ведь по должности «макарошки», ну то есть гаражный сервис, никак не подходят — я ведь обслуживаю популярные, недорогие и самые наибюджетнейшие авто, российским чиновницам такие не годятся :)
Каков он, типичный женский автомобиль, попадающий к простому гаражному мастеру?
А вот и нет такого женского автомобиля, они все такие же разные, как и сами дамы, и при этом не отличаются от «мужских» в этой ценовой категории. Да, у клиенток есть небольшие машины...
...но есть и полноразмерные.
Конечно же, есть красные...
…но у моих клиентов-мужчин тоже хватает красных машин :)
Одна из популярных машин у моих клиенток — это Матиз.
Лет десять-пятнадцать назад на его месте по распространенности была «Ока», но сейчас на «Оке» ко мне приезжают только несколько пенсионеров. Да, времена меняются — в те годы на «Оке» ко мне ездила одна из бухгалтерш только что тогда открывшегося местного салона «Лексус» :) Но должен сказать, что количество клиенток на Матизах примерно равно и количеству клиентов, использующих этот автомобиль. Я даже когда-то знал одного таксиста, который работал исключительно на Матизах. Он периодически покупал новый, а на пробеге около 100 тыс. км продавал его (подозреваю, впополам скрутив пробег), чтобы тут же приобрести такой же новый. Был у меня и клиент-полицейский, которого я еле убедил отказаться от его Матиза. Машина с огромным пробегом пережила у меня два ремонта головки блока, но все равно ему нравилась.
Кстати, несмотря на «няшную» внешность, этот автомобильчик в ремонте совсем не прост. Во-первых, моторный отсек скомпонован довольно-таки плотно, особенно на 4-цилиндровых моделях. Там даже клапанную крышку снять куда сложнее, чем на большинстве «бюджетников».
А во-вторых, в машине много самобытных технических решений, таких как, к примеру, своеобразная конструкция передних ступиц.
Хотя некоторые дамы с Матиза только начинали, чтобы, накопив опыт и деньги, пересесть на что-то помощнее и поновее, тем не менее многих он вполне устраивает до сих пор. Конечно, у моих клиенток также очень популярны переднеприводные ВАЗы разных моделей.
Как и у клиентов-мужчин, разумеется. Ну вот найдите хоть пару отличий машины айтишника…
…от машины отделочницы :)
А впрочем, одно отличие точно имеется — у машины айтишика пробег под 300 тыс. км, а у отделочницы — пока только 150 :)
Несколько клиенток о-о-очень пенсионного возраста используют недорогие иномарки, такие как вот этот Лансер.
Как это ни странно, две дамы очень уважительно отзываются об изруганной всем «прогрессивным» Интернетом «Шеви-Ниве».
Вообще говоря, в моих провинциальных краях эта машина достаточно популярна, многие соседи по гаражу на них пересаживаются с легковушек или заводят в хозяйстве в качестве второго авто. Но автомобилисткам «Шнива» нравится не столько своими способностями вне асфальта, сколько возможностью не обращать внимания на бордюры, ямы, рельсы и прочую дорожную «мелочь». А вялый мотор, слабая динамика — да какая им разница, на чем в пробках стоять?
Интересно, что у меня нет ни одной клиентки на Логане и Ларгусе, хотя клиентов-мужчин на них достаточно. Видимо, врожденное женское чувство прекрасного мешает им приобретать эти машины :) И примерно так же с вазовской «классикой» — только одна клиентка сейчас ее использует в качестве домашней «учебки», и то лишь потому, что ВАЗ достался по наследству.
Зато есть интеллигентнейшая дама средних лет, много лет с удовольствием катающаяся на почти раритете — БМВ-520 далекого 1985 года! В ее семье эта машина еще с конца 1990-х.
Ее приезд всегда вызывает у меня легкую ностальгию — БМВ той поры прослужили и моей семье почти 20 лет.
Тут тоже все по-разному, но одна общая черта есть: в случае покупки новой машины в салоне они будут исправно ездить на все дилерские ТО. Многие грамотные водители-мужчины могут еще задуматься, в чью пользу и как работает гарантия, могут сопоставить суммарные расходы на плановые ТО у официального дилера и свои возможные затраты на ремонты в этот же период, и даже в некоторых случаях могут разобраться в хитрых и обширных перечнях исключений из гарантийных случаев. В общем, многие мужчины могут анализировать, выгодна «гарантия» или нет.
Лично для меня вопрос давно ясен — у большинства автопроизводителей «гарантия» придумана так, чтобы возможные затраты на ремонты клиентских авто с лихвой перекрывались взимаемой с них суммарной стоимостью плановых ТО. К тому же при этих ТО нередки ситуации, когда возможный срок службы автомобиля сокращается дилером за счет использования не совсем подходящих расходников (да-да, якобы «оригинальных»). Это очевиднейшим образом проявляется в бюджетном классе, насмотрелся… Ну да ладно, про это можно еще долго рассуждать, но большинство моих клиенток-женщин об этом не думают вообще. Некоторые клиенты-мужчины тоже, особенно из тех, кто покупает заведомо проблемные автомобили и надеется в случае чего на волшебное слово «гарантия». А, кстати, зачем вообще покупать такое??? В качестве ответа годится только библейское «Тайна сия велика есть…» :)
В общем, если клиентка купила новую машину, то я обязательно ее теряю на весь срок гарантии.
Если хозяйка машины внимательно считает свои деньги, то после окончания гарантийного срока она часто возвращается ко мне. Но, конечно, бывает по-всякому. К примеру, бухгалтерша соседнего кооператива, катающаяся на Nissan Note, когда-то пожаловалась мне на дороговатое ТО у дилера (12–15 тыс. руб.) и поинтересовалась, могу ли я поменять на ее Ниссане масло-фильтры-свечи-жидкости. Да, говорю я ей, но тут же предупреждаю, что ей придется самой предварительно купить все расходники. Для ВАЗов я по желанию клиента покупаю все сам, с предоставлением товарных чеков на каждую мелочь, но с иномарками слишком уж велик разброс цен и качества, и чтобы не попадать в конфликтные ситуации, я за покупки не берусь. Дама сначала вяло расспрашивает меня про ближайшие магазины запчастей, но затем говорит, что ей куда проще все сделать у дилера. Разумеется, это проще, не поспоришь. Через некоторое время интересуюсь, во сколько обошлось ТО. Говорит — 19 (девятнадцать!) тысяч, и ведь это еще до последнего (последнего ли?) кризиса. Да, наши местные дилеры иногда такие дилеры… С другой стороны — если есть совершенно свободные деньги, то почему бы их кому-то и не отдать :)
Но если не брать в расчет веру в дилерское ТО, то в остальном отношение дам к машинам очень и очень разное.
Некоторые волнуются из-за каждого скрипа или еле слышного постукивания, причем часто тревога оказывается ложной — или лед-грязь гремят на стальной защите картера, или вообще показалось. Бывает, что клиентки тщательно отслеживают по сервисным книжкам, что именно и на каком пробеге следует делать с машиной, и регулярно приезжают на плановые ТО, а перед дальней дорогой — еще и на внеочередную проверку. Но надо сказать, что таких дотошных не очень много.
Другие же могут совершенно не обращать внимания на полностью убитую подвеску или буксующее сцепление, а уж о всяких регулировках клапанов, заменах тормозной жидкости или ремня ГРМ даже не задумываются до тех пор, пока или машина не встанет, или кто-то из коллег-мужчин или сервисменов не подскажет.
Часто, если бюджет клиента ограничен, после диагностики машины мы с ним обсуждаем, что надо сделать в первую очередь, ну а с чем можно пока подождать. Дамы — не исключение, и многим я объясняю, почему какой-то определенный ремонт необходим, ну а с другим, вроде бы страшным дефектом, можно еще поездить. Они вникают, понимают, ну или делают вид :) Вот типичная ситуация: мать-одиночка с не очень большой зарплатой год проездила на Калине, у которой лопнула одна из передних пружин. На ней не хватало витка, но снаружи это было почти незаметно. Кстати, не всем так везет, иногда пружина продолжает лопаться дальше. И только она наконец-то собралась поменять передние пружины, как у нее забуксовало сцепление. Она звонит мне и спрашивает, что ей делать — денег на ремонт может выделить лишь 6–7 тысяч, на все не хватит. Что ж, объясняю: раз уже проездила год с лопнувшей пружиной, то есть шансы еще чуток покататься, но с буксующим сцеплением она может встать куда основательнее и быстрее. В итоге сцепление заменил, а вот пружины она поменяла только через месяц, когда к тому времени лопнула и вторая.
В общем, теперь я не считаю, что фраза в объявлении «ездила женщина» — это несомненный плюс для машины :)
К тому же многие дамы курят в своих авто, а уж разбросанные по всем закоулкам салона пустые упаковки от конфет и орешков, стаканчики из-под кофе и банановая кожура — норма жизни.
Надо сказать, что при таком, далеко не всегда аккуратном отношении к своим машинам, мои клиентки очень редко попадают в по-настоящему большие автонеприятности. За все годы моей работы, начиная с 1990-х, никто из них не угробил КПП, не вылетел на встречку в лоб грузовику, и всего лишь одна клиентка допустила заклинивание двигателя у своей Приоры. Правда, очень часто их машины слегка помяты или поцарапаны, так, совсем чуть-чуть :)
По-крупному они бьются крайне редко, разве что в них въедут, но по мелочи куда чаще большинства мужчин, в основном на парковке и при маневрировании в тесных закоулках. Ох уж эти женщины… Зато нет ни одной перевернувшейся! И я не удивляюсь, что они обычно сами просят меня загонять их машины в мой бокс. Исключения — клиентки, намотавшие на колеса своих машин больше 150–200 тыс. км. Да, есть и такие! Как там у классика: «Есть женщины в русских селеньях…».
Действительно, ну почему современная женщина обращается в гаражный «сервис», где не всякий нынешний мужчина-то выдержит, без вай-фая и барной стойки с кофе? :)
Ответ прост — это выгодно. Да, я далеко не все умею, не все машины обслуживаю, бывает, и ошибаюсь, но никогда не обманываю клиентов и не беру мной не заработанного.
Вот типичный случай: приезжает девушка на Ярисе, спрашивает, можно ли поменять масло. Конечно, говорю, замена масла 300 рублей плюс бонусом она получит бесплатную проверку подвески на подъемнике. Мне это выгодно — ведь все равно машину поднимать, и если найду что-то неисправное, то с большой вероятностью я же потом и починю. Если надо поменять воздушный и салонный фильтры — доплатить еще 200 рублей. Хозяйку это устраивает, но она достает из багажника только один литр масла! При этом искренне удивляется, узнав, что надо бы еще добавить и масляный фильтр. В общем, совсем начинающая автомобилистка первый раз в жизни сама купила расходники. Ничего, все мы когда-то что-то делали в первый раз, и я отправляю ее в ближайшие автомагазины. Их возле наших кооперативов много, и почти в каждом есть мелочи для популярных иномарок.
Купив нужное масло и фильтр, девушка возвращается в некотором недоумении. Оказывается, до сих пор она меняла масло в специализированном сервисе, где масло+фильтр+работа обходились ей в 5000 рублей. При этом сама она расходники не покупала, и поэтому не представляла, что и сколько стоит. Но сейчас она купила масло за 2500, фильтр за 300, замена масла у меня тоже 300… в общем, подсчеты ее удивили :) Ну а я зато совсем не удивлен, что теперь она ездит ко мне постоянно.
Бывает и по-другому. Еще в 90-е появился у меня клиент, заезжает и до сих пор. Когда его дочь-студентка в начале 2000-х села за руль подержанной «восьмерки», то тоже стала обслуживать машину у меня. Девчонка была не по годам самостоятельная, не только училась в мединституте на отлично, но и работала, при этом часто по делам ездила в Москву. Она регулярно приезжала на профилактические проверки машины, особенно перед загородными поездками. И вот однажды раздался телефонный звонок, в трубке ее раздраженный голос: «Я сейчас в Москве, по совету знакомых москвичей на всякий случай заехала здесь в один автосервис. Мою машину посмотрели, она вся неисправна! Как вы могли меня отпустить в Москву на сломанной машине?!». Я, ошарашенный, спрашиваю, что же с машиной случилось, что стучит-гремит-скрипит, и что там нашли московские «профи». Оказывается, на ходу все хорошо, как и обычно, но тамошние сервисмены «приговорили» рулевую рейку, наконечники, шаровые опоры и стойки. Ситуация стала понятной — увидели провинциалку-транзитницу с деньгами… В общем, я порекомендовал не волноваться и не обращать внимания на все эти страсти-мордасти, но по возвращении на всякий случай заехать на осмотр. Конечно, кое-что из перечисленного я со временем все же поменял, но по мере реального износа, в течение лет этак трех-четырех. В итоге прошло уже лет пятнадцать, девушка давно выучилась на пульмонолога и защитила кандидатскую, но свою Мазду обслуживает только у меня.
Интересно, что пока эта Мазда была новой, хозяйка тоже ездила на дилерские ТО, но перед этим заезжала ко мне для проверки ходовой. И бывало, что затем она удивляла мастеров дилерского техцентра, когда уверенно заявляла им, какой именно сайлентблок в задней «многорычажке» надо бы поменять :)
Конечно, с клиентками всегда есть своя специфика. Часто очень сложно понять, что требуется сделать, особенно если диалог идет по телефону и автомобиля рядом нет. Типичная ситуация: звонит пожилая клиентка и жалуется, что машина «совсем не едет». Сразу ведь и не поймешь, что случилось: может, что-то с мотором, топливным насосом или форсунками, а может — со сцеплением.
Если же дама жалуется, что «что-то стучит», я всегда очень дотошно выясняю, какой именно звук вызывает ее беспокойство. А то как-то был случай, когда, прокатившись на машине одной клиентки, я предложил было перебрать полностью «убитую» подвеску, но оказалось, что больше всего ее волновал стук плохо закрывающейся двери.
Бывает, что клиентки ставят диагноз самостоятельно, и часто их выручает только то, что на их диагнозы я не очень обращаю внимание :) Типичный случай — немолодая дама с большим водительским стажем сообщает, что у ее ВАЗ-2114, «возможно, подклинивает выжимной». Спрашиваю, почему она так полагает, и в ответ слышу: «А когда останавливаюсь и выжимаю сцепление, то мотор глохнет. Значит — выжимной клинит?». Что ж, проверил на всякий случай, не подсасывается ли воздух в цилиндры через неисправный вакуумный усилитель, ну а затем поменял… выжимной подшипник? Нет, конечно — регулятор холостого хода :)
А ведь в ином сервисе могли бы сразу этот самый «выжимной» поменять, и лишь потом разбираться, что же происходит с машиной на самом деле. Лишний раз напоминаю: не надо в автосервисах самим ставить диагнозы, даже если вы разбираетесь в машинах не хуже автомехаников. Пусть лучше мастер сам решает, что там сломалось и что надо делать, и потом полностью сам отвечает за результат.
Иногда дамы ставят очень нестандартные задачки. Например, как-то раз клиентка, пригнавшая на очередное ТО свой Опель Корса, попросила заодно заменить чехлы на сиденьях.
Ну, казалось бы, что тут вообще делать, разве это работа? Но, занимаясь этим первый раз в жизни (ну не ставлю я чехлы, да еще и на иномарки!), я потратил полдня. Ведь, как оказалось, для установки этих ее чехлов все сиденья пришлось снять и частично разобрать, отсоединив от них все рукоятки разнообразных регулировок. А тут еще соседи-мужики подходят и недоуменно спрашивают: «Да неужели она сама не могла чехлы поставить? Да тут делов-то, небось, всего ничего!». Хотел бы я посмотреть, как они сами с этим справились бы :)
Ну конечно же, ведь иногда женщины бывают так ветрены :) Тут все, как и в обычной жизни — иногда я занят и не могу уделить им достаточно внимания, а иногда рядом с ними в силу разных обстоятельств оказывается другой механик. Бывает, что они встречают кого-то лучше меня, ну а иногда измена вообще необъяснима :) Но самое главное, что эти измены редки, большинство из клиенток все-таки возвращаются ко мне, и мы продолжаем наши отношения. До каких пор? Как и в обычной жизни — до тех пор, пока нам это нравится :)