Мы проанализировали статистику продаж машин через Дром примерно за 12 месяцев. В нашу выборку вошло почти 770 000 случаев продажи автомобиля через наш сайт. В реальности продается значительно больше, но нам потребовалось отсечь данные, не подходящие для этого исследования. В расчет не брали редкие и непопулярные модели, объем продаж которых не достигает 200 штук в год. На маленьких объемах данных слишком вырастает роль разных случайностей и удачных совпадений, которые вносят погрешность в анализ. Также мы не учитывали дилерские предложения и всякие специфические случаи, содержащие в себе признаки обмана покупателя.
Для оценки мы использовали такой показатель, как медианное время продажи. Это время, за которое было продано более половины экземпляров той или иной модели. Именно такой срок можно считать реалистичным прогнозом относительно времени продажи. К тому же такая метрика позволяет отбрасывать случаи, когда автомобиль помечается проданным через большой промежуток времени после реальной продажи.
Для каждой модели, вошедшей в наш «Топ самых ликвидных», мы постарались дать свое объяснение: почему эта машина так востребована? Порой закономерность лежит на поверхности. Сейчас, вероятно, вы и сами ее угадаете на таком примере: совсем старые Лады продаются вдвое быстрее, чем относительно свежие. Есть догадки, почему так получается? Прааавильно, модели максимально доступной ценовой категории (порой откровенная рухлядь) априори могут заинтересовать большее число покупателей, поскольку граждан с низким доходом, к сожалению, больше, чем со средним или высоким.
В целом в наш рейтинг вошли в основном очень недорогие модели, но и среди них разница между 3-5-летками, 6-10-летками и 11-15-летками демонстрирует именно эту закономерность: чем автомобиль старше, тем ликвиднее, как это ни странно.
Также для каждой модели мы приводим «нормальную цену». Собственный алгоритм Дрома анализирует каждое размещенное объявление, учитывает поколение, комплектацию, пробег, число владельцев в ПТС, зарегистрированные ДТП и тому подобное, и присваивает объявлению рейтинг: завышенная, нормальная, хорошая или отличная цена (с точки зрения покупателя). Нас в данном случае интересует нормальная, ведь мы смотрим на ситуацию глазами продавца, который не хочет отдавать свою машину по «отличной» (читай — «низкой») цене.
В итоге мы видим некий диапазон цен, которые можно назвать «нормальными» для определенного возраста той или иной модели (для анализа брались только экземпляры, не требующие ремонта). В некоторых случаях может показаться, что разброс цен слишком уж велик, но тут надо понимать, что это обусловлено диапазоном годов выпуска и широким ассортиментом модификаций и комплектаций. Если это принимать во внимание, то цены абсолютно реалистичны.
Время продажи — 11,5 дня
Нормальная цена — от 445 000 до 850 000 рублей
Бестселлер первичного рынка автоматически стал самым ликвидным и на «вторичке». Не так давно (в 2017 году) корейская модель становилась абсолютным лидером продаж, обгоняя даже все Лады, ну а уж среди иномарок она много лет либо на первом, либо на втором месте. И на «вторичке» она идет на ура: в нашу годовую выборку попали порядка 3800 объявлений о продаже машин в возрасте трех–пяти лет. О причинах успеха Rio написано немало, и если сформулировать коротко: это современный и в целом надежный автомобиль, полностью оправдывающий свою относительно невысокую цену.
Время продажи — 12,1 дня
Нормальная цена — от 410 000 до 845 000 рублей
Все сказанное про Рио справедливо и для Соляриса. Он тоже бывал абсолютным лидером продаж, обгоняя все Лады (в 2016 году). И среди иномарок он на первом месте во все годы, кроме тех, когда его обгонял Рио. Причины успеха — те же. В наше исследование мы включили примерно 5400 Солярисов в выбранном возрастном диапазоне.
Время продажи — 13 дней
Нормальная цена — от 245 000 до 475 000 рублей
Надо отметить, что и в более старшей возрастной категории Granta входит в Топ-10 самых ликвидных. Поистине самый народный автомобиль «десятых» годов не может быть неликвидным. Вазовский бестселлер за последнее десятилетие становился самой продаваемой машиной в России чаще, чем любая другая модель. В наш анализ попали примерно 4500 таких автомобилей.
Время продажи — 13,1 дня
Нормальная цена — от 298 000 до 628 000 рублей
В выбранный нами возрастной диапазон попадают в основном Логаны второго поколения, и они намного ликвиднее машин первого поколения, в особенности более старых. Причины очевидны: прогресс между первым и вторым поколением огромен. Первую генерацию многие искренне презирают за ее отталкивающий дизайн. Мы проанализировали данные о продаже примерно 1300 трех-пятилетних Логанов.
Время продажи — 13,4 дня
Нормальная цена — от 848 000 до 1 190 000 рублей
Это самая дорогая машина в нашем исследовании, что совсем не мешает ей быть примерно такой же ликвидной, как модели, стоящие втрое дешевле. В выбранные нами возрастные рамки попадает «трешка» третьего поколения, которое ушло с рынка менее года назад. Оно все еще смотрится свежо и актуально, а потому — востребовано на «вторичке». Конечно, в этой ценовой категории спрос не так велик, как в случае с дешевыми моделями: за год на Дроме набралось около 370 экземпляров, но продаются они быстро. Поклонники марки Mazda их ценят.
Время продажи — 13,9 дня
Нормальная цена — от 429 000 до 799 000 рублей
Причины ликвидности Polo — те же, что у Рио и Соляриса. Эти три доступные иномарки фактически стали лицом российского автопарка последнего десятилетия. У Polo успехи поскромнее: за год через Дром прошло около 1900 штук, соответствующих критериям нашего исследования, но продавались они не намного медленнее «корейцев».
Время продажи — 14,2 дня
Нормальная цена — от 258 000 до 475 000 рублей
Та же Гранта, только в профиль. Улучшенная, украшенная, почти иномарка. Хотя объемы рынка несравнимы: мы исследовали объявления о продаже порядка 800 Датсунов и 4500 Granta.
Время продажи — 14,5 дня
Нормальная цена — от 308 000 до 475 000 рублей
Это единственная модель в нашем рейтинге, которая входит в Топ-10 независимо от возраста. И десятилетние, и даже 15-летние Приоры принадлежат к самым ликвидным моделям на рынке. Эта машина покинула конвейер два года назад, но, судя по всему, будет еще долго востребованной.
Время продажи — 14,6 дня
Нормальная цена — от 593 000 до 999 000 рублей
Соплатформенный Cerato тоже быстро продается — за 15 дней. У других бестселлеров гольф-класса — похожие результаты. Toyota Corolla уходит за 15 дней, Hyundai Elantra — за 17, Ford Focus — за 19, Skoda Octavia — за 20 дней. Если на первичном рынке модели гольф-класса в последние годы резко потеряли популярность, уступив место кроссоверам, то среди подержанных машин они еще вполне востребованы. За год через Дром проходит примерно 850 Kia Ceed в возрасте трех-пяти лет.
Время продажи — 14,7 дня
Нормальная цена — от 356 000 до 620 000 рублей
Немного неожиданно, что Almera вошла в Топ-10, а явно более распространенные Фокусы, Короллы и Октавии не вошли, но все из-за кучности результатов. Можно смело утверждать, что все эти модели — в числе самых ликвидных.
А как же кроссоверы?
В Топ-10 могли бы также попасть кроссоверы Hyundai Creta, Mitsubishi ASX, Honda CR-V, Kia Sportage, Mazda CX-5 и Toyota RAV4. Они лишь немногим уступили Сиду и Алмере. Все эти модели заслуживают звания «самых ликвидных» в возрасте до пяти лет.
Время продажи — девять дней
Нормальная цена — от 95 000 до 157 000 рублей
Шести-семилетние «семерки» можно не искать — их не существует. Вазовская «классика» была снята с производства в 2012 году, так что экземпляры бывают восьмилетними и старше. Но рынок ими наводнен. В настоящий момент в объявлениях Дрома — около 200 экземпляров, а за год через сайт проходит порядка 6000 штук. Это ли не показатель высочайшей ликвидности? Самые дешевые варианты в буквальном смысле продаются по цене айфона — за 60 000–70 000 рублей. А за 80 000–90 000 попадаются уже неплохие экземпляры. «Классика» остается самым дешевым «входным билетом» в автомобильный мир для огромного числа наших сограждан. Плюс в последние годы очень многие покупают заднеприводные Лады в качестве второй (третьей) машины, чтобы построить на ее базе доступный дрифт-кар и отжигать по выходным. Это тоже фактор, который делает эти машины все еще актуальными и ликвидными.
Время продажи — 9,9 дня
Нормальная цена — от 119 000 до 240 000 рублей
«Четырка» — это самый дешевый из автомобилей, на которых можно устроиться в службу такси, правда, только в небольших городах (лишь изредка — в миллионниках) и небогатых регионах («классика» уже, как правило, везде под запретом). Это делает ее одним из самых доступных инструментов заработка и сильно повышает ликвидность. В столицах и крупных городах она (а также «десятка», Приора, Нексия и подобные модели) уже не проходят по требованиям крупных сервисов такси, а, скажем, в Саратове или Воронеже ВАЗ-2114 — допустимый вариант, причем ограничение по возрасту машины очень вольное: допускаются машины от 2007 года выпуска! Торговля «четырнадцатыми» идет активно: за год на Дроме продается порядка 12 000 трех-пятилетних экземпляров, а машин постарше — еще больше.
Время продажи — 10 дней
Нормальная цена — от 288 000 до 615 000 рублей
В возрастную категорию шести–десяти лет попадают только Rio прошлого поколения, снятые с производства в 2015 году. Они не успели сильно устареть, зато подешевели и стали чуть более ликвидными. Объем рынка таких машин на Дроме — более 6000 штук в год.
Время продажи — 10,1 дня
Нормальная цена — от 165 000 до 380 000 рублей
Шести–десятилетняя Приора — это супербестселлер. За год через Дром проходит в районе 17 000 штук.
Время продажи — 10,2 дня
Нормальная цена — от 339 000 до 619 000 рублей
Как и в случае с Рио, тут речь идет уже про предыдущее поколение Соляриса. Торговля Hyundai идет даже бойчее: порядка 8500 штук в год.
Время продажи — 10,6 дня
Нормальная цена — от 330 000 до 645 000 рублей
Она же Mazda 2, только с правым рулем. Так сложилось, что праворульные Demio получили у нас гораздо большее распространение (разумеется, за Уралом), чем его леворульные варианты, хотя Mazda 2 поставлялась к нам официально. Симпатичная малолитражка третьего поколения — очень удачная модель, она была удостоена титула World Car of the Year-2008. Так что ее востребованность на вторичном рынке объяснима. К тому же Demio бывает полноприводным, в отличие от «двушки». За год через Дром проходит около 1000 штук.
Время продажи — 10,6 дня
Нормальная цена — от 119 000 до 210 000 рублей
Нексии выпускались до 2014 года, так что еще есть возможность найти относительно свежий экземпляр, который подобно Ладам можно недорого отремонтировать в любой гаражной мастерской, он будет не менее ликвидным, и при этом вы — обладатель какой-никакой иномарки. Это делает седаны Daewoo все еще ходовым товаром на вторичном рынке: 4800 штук в год на Дроме.
Время продажи — 10,6 дня
Нормальная цена — от 146 000 до 205 000 рублей
Кто-то, возможно, удивится — откуда берутся «десятки» 2010–2014 годов выпуска, встречающиеся в объявлениях, если АвтоВАЗ прекратил их производство в 2009 году? Дело в том, что следующие пять лет эту модель по лицензии собирали из машинокомплектов на украинском заводе «Богдан» в Черкассах. И такие машины на нашем рынке есть. Качество сборки может вызывать сомнения, да и их количество на нашем рынке невелико, но все тольяттинские «десятки» намного старше, поэтому украинский вариант продается быстро. В количестве несколько сот штук в год.
Время продажи — 11 дней
Нормальная цена — от 165 000 до 365 000 рублей
Гранты первых лет выпуска распространены на вторичном рынке даже шире, чем более свежие экземпляры. И их хорошо берут: около 5700 штук в год через Дром.
Время продажи — 11 дней
Нормальная цена — от 109 000 до 215 000 рублей
Возможно, это самый неожиданный автомобиль в нашем рейтинге. Своих (небольших) денег он, конечно, стоит, и не зря он хорошо продавался, пока его выпускали (до 2014 года). Но предположить, что сверхминиатюрная, непрактичная, неказистая и, конечно, давно устаревшая микролитражка в преклонном возрасте может быть высоколиквидной — это без статистики продаж в руках было сделать сложно. Все вышеперечисленные модели, сравнимые по цене, имеют более широкий спектр применения, а кто предпочтет им именно Matiz? Пожалуй, тот, кто хочет за минимальные деньги взять нечто с дизайнерской изюминкой. Как-никак тут дизайн Giugiaro. Наверное, поэтому одна моя юная знакомая приобрела именно Matiz в качестве первой машины. И счастлива. Кстати, Matiz — вполне надежная машина по меркам своей ценовой категории и возраста.
Время продажи — 6,3 дня
Нормальная цена — от 55 000 до 85 000 рублей
Это самая старая модель в нашем рейтинге: ее начали производить в 1976 году, а сняли с производства в 2006-м. И при этом она — самая ликвидная! Половина объявлений обретают статус «продано» примерно за шесть дней. Нет никаких четких причин, почему в нашей статистике она показала чуть лучший результат, чем «семерка» сравнимого возраста. Конечно, у «шестерки» есть свой круг поклонников, которые любят ее ретростиль больше, но вряд ли это отражается на ликвидности. Тем не менее факт есть факт: старорежимный ВАЗ-2106 — самая ликвидная машина современной России.
Время продажи — 6,7 дня
Нормальная цена — от 75 000 до 160 000 рублей
В пожилом возрасте «четырнадцатые» по-прежнему остаются ходовым товаром. Время продажи сокращается, а число продаваемых машин поистине огромное — порядка 16 000 в год на Дроме.
Время продажи — 6,9 дня
Нормальная цена — от 380 000 до 460 000 рублей
Добротная праворульная Corolla-хэтчбек — так говорят о модели Allex. Это полный аналог «пятидверки» Corolla RunX, просто под другим именем. Как ни странно, RunX показывает чуть худшую ликвидность — 9,8 дня до продажи. Просто так совпало, в нашу конкретную выборку объявлений попало не очень много таких машин: Allex — менее 300 штук, Corolla RunX — менее 400. Таковы примерные годовые объемы продаж этих моделей.
Время продажи — 7 дней
Нормальная цена — от 45 000 до 100 000 рублей
На фоне Тойоты объемы продаж 11–15-летних вазовских «семерок» просто гигантские: в нашу выборку попали 13 000 объявлений за год. При таких огромных объемах данных для анализа можно однозначно утверждать, что ликвидность «классики» — это что-то невероятное. Закладывайте неделю на продажу — не ошибетесь.
Время продажи — 7,2 дня
Нормальная цена — от 120 000 до 220 000 рублей
Обратите внимание, как растет ликвидность Приоры с возрастом: в первой главе у нее был показатель 14 дней, во второй — 10, а тут — всего 7,2 дня. Опять же, данных для анализа очень много (мы взяли более 7000 объявлений в самой старшей возрастной категории), так что в этих расчетах погрешность минимальна.
Время продажи — 7,2 дня
Нормальная цена — от 80 000 до 145 000 рублей
Если в предыдущей главе мы говорили о более свежих «десятках» украинской сборки, то в категорию 11–15 лет уже попадают тольяттинские машины, и их очень много на рынке: в год продается порядка 10 000 штук.
Время продажи — 7,3 дня
Нормальная цена — от 95 000 до 160 000 рублей
Вновь примечательный рост ликвидности с возрастом: у более свежих Матизов результат — 11 дней, а у «пожилых» — 7,3 дня. Годовые объемы продаж превышают 3000 штук в обеих возрастных категориях.
Время продажи — 7,3 дня
Нормальная цена — от 88 000 до 165 000 рублей
Пятидверная «десятка» не производится уже 12 лет, но на вторичном рынке не сдает позиций: в нашу выборку попали почти 12 000 объявлений. Тут стоит упомянуть, что «двенашки», «десятки», Приоры и Калины допускаются в такси с 2007–2008 годов выпуска (в небогатых городах, например, в Воронеже). Отдал за машину около 100 000 рублей — и вот ты уже при заработке. А когда накопишь на что-то поприличнее, такой автомобиль можно очень быстро продать — спрос огромный.
Время продажи — 7,6 дня
Нормальная цена — от 100 000 до 200 000 рублей
Прародительница Гранты обладает теми же достоинствами и недостатками, что и Приора, если брать экземпляры одного возраста и состояния. В большинстве городов-миллионников их уже и за машины не считают, подобно «классике» и Самарам, но кое-где Калины еще не вышли за грань допустимого, и их берут в такси при возрасте 13 лет и младше. То есть возить на подобном транспорте пассажиров за деньги вроде как еще не совсем позор. Она держалась на вазовском конвейере до 2018 года. Правда, это уже было второе поколение, но тем не менее само имя «Калина» пока еще из вчерашнего дня, а не из позавчерашнего.
Время продажи — 7,6 дня
Нормальная цена — от 73 000 до 150 000 рублей
Моднейший по меркам 90-х аппарат продержался на конвейере до 2012 года. Экземпляры, произведенные в «нулевые», демонстрируют чуть лучшую ликвидность, чем машины последних лет выпуска. Мы проанализировали почти 10 000 объявлений, размещенных и снятых с продажи в течение года. Успех налицо! Дело опять же в цене: машины по цене одного-двух айфонов — вот самый ликвидный класс автомобилей в России.