К дебюту пятого поколения в компании прекратили эксперименты с компоновкой. Несмотря на то, что полукапотные Granvia, Grand Hiace, Hiace Regius и Touring Hiace еще продавались в ряде стран (до 2012 года), минивэн с индексом H200 отныне имел только cab over engine. Впрочем, ему сохранили варианты по колесной базе — три, от 2570 до 3110 мм. По длине — четыре, от 4695 до 5380 мм. И по высоте — также четыре, от 1980 до 2285 мм. Что важно, теперь Hiace предлагался в двух версиях по ширине — 1690 и 1880 мм. Внешне они отличались передним бампером.
Само собой, H200 существовал в виде грузового цельнометаллического фургона. И как грузопассажирский Combi с разными исполнениями дивана позади передних сидений.
А чисто пассажирские модификации имели массу вариантов расстановки сидений под 7–15 человек, не считая водителя.
Правда, в Россию Hiace поставлялся в единственной модификации — с самой большой колесной базой/длиной и 12-местный.
За 15 лет минивэн трижды обновляли — в 2007, 2010 и 2013 годах.
Опять же, для нашего рынка оставили лишь одну фиксированную комплектацию с простенькой магнитолой, электроприводами зеркал и стеклоподъемников передних дверей, центральным замком, кондиционером с управлением из салона. На сиденьях — простенькая обивка, на полу — дерматин.
Впрочем, в Японии грузовые версии или Combi могли быть еще проще. Например, не иметь «музыки», только аудиоподготовку. В то же время предлагалась и навигация с камерой заднего вида, и доводчики дверей, в лимитированных версиях — даже кожаная обивка. В 2010 году изменился дизайн руля, и тогда же с него стало доступно управление аудиосистемой. А с 2013-го в богатых комплектациях — блок «климата» с кнопками и экранчиком.
Hiace, кроме Японии (там он еще назывался RegiusAce), выпускался в Китае, Пакистане, Малайзии, Таиланде, Вьетнаме, Южной Африке, где носил имена, неизвестные на нашем рынке и на родине — Ventury, Quantum, Pitbull и т. д. Помимо этого в Поднебесной производили многочисленных клонов микроавтобуса. Не оставались в стороне и островные тюнинговые фирмы, строившие варианты от умеренных и где-то даже классических до экстремального стэнса.
Как минимум известен один пример создания на базе Hiace дрифт-кара.
Но у нас «Хайс» всегда ценили не за возможность построить что-то футуристическое или гоночное — так сказать, за базовые качества. И продолжают ценить! Какие-нибудь Cayenne и Range Rover начала 2000-х давно утратили лоск и продаются по цене бэушных «бюджетников». А микроавтобус Toyota первых лет выпуска практически не приобрести дешевле 600 000 рублей. Актуальное предложение начинается после 700 000, однако чтобы расширить выбор, нужно иметь около миллиона. Немало 10–12-летних Hiace стоят в районе 1 000 000–1 250 000 рублей, а максимум здесь — полтора миллиона.
Самые недорогие машины 2010–12 гг. оценены в 850 000-950 000 рублей. В реальности, чтобы выбирать, нужно иметь от миллиона с четвертью. Причем полтора — далеко не предел. Наконец, автомобили с последним рестайлингом трудно будет найти дешевле этой суммы. Продаются они и за два миллиона, и за два с половиной, и под три, и даже более. Их еще активно везут из Японии под полную пошлину (напомним, что недавно представленный Hiace шестого поколения будет продаваться везде, кроме Японии). Хотя хватает в продаже экземпляров, когда-то купленных у российских дилеров.
Технические характеристики и комплектации Toyota Hiace (третий рестайлинг, Япония, широкий кузов, 12.2013 — н.в.)
Технические характеристики и комплектации Toyota Hiace (третий рестайлинг, Япония, узкий кузов, 12.2013 — н.в.)
Технические характеристики и комплектации Toyota Hiace (рестайлинг, Россия, 07.2010 — 12.2017)
Несомненно то, что в немалой степени такой популярностью Hiace обязан своим моторам. В начале 2000-х Toyota уже вовсю меняла старые агрегаты на «одноразовые». Но в отношении микроавтобуса (равно как и нескольких других моделей — Hilux Surf, LC Prado, Fortuner) компания исповедовала другой принцип — создавала новые двигатели на базе прежних, достаточно выносливых и сравнительно неприхотливых. Так из бензиновых RZ получили линейку TR, а из дизеля KZ — KD. Не все они появились сразу и на всех исполнениях. К примеру, на «широкий» Hiace до 2007 года устанавливалась только 2,7-литровая бензиновая «четверка» 2TR-FE (151 л.с.). Потом к ней добавили 3,0-литровый 136-сильный дизель 1KD-FTV.
«Узкий» Hiace изначально получал больший набор агрегатов. Это был указанный 2TR-FE, а помимо него 2,0-литровый 1TR-FE (133 л.с.) и 2,5-литровый дизель 2KD-FTV (109 л.с.). В 2007-м последний вывели из гаммы, заменив на 1KD-FTV. Целых десять лет эта силовая конфигурация у обеих версий оставалась неизменной, несколько росла лишь мощность. И только в конце 2017-го на смену заслуженному 1KD-FTV пришел 1GD-FTV (2,8 л., 151 л.с.).
Итак, серия TR. Не особо мощные, не слишком экономичные (в городе 12–15 л/100 км в зависимости от рабочего объема, что меньше, чем потребляли предшественники линейки RZ) «четверки». Зато надежные, не досаждающие мелкими пакостями и ресурсные — готовые отходить не менее полумиллиона км. У них почти настолько же долговечна цепь ГРМ, не горят катушки зажигания, не отказывают фазовращатели.
Дизели KD тоже хороши. При использовании common rail они перестали «кипеть» с продутием прокладок и трещинами в «головках», как их предшественники KZ. Вместе с тем сохранили ремонтопригодность ЦПГ и внушительный ресурс.
Последний может доходить до полумиллиона км и даже превышать этот предел. Топливная аппаратура в состоянии продержаться тысяч 250–300. Залогом отсутствия лишних проблем служит и привод балансирных валов шестернями. Разве что придется через 100 тысяч км менять ремень ГРМ. И на этом же сроке (либо в полтора раза большем) ставить новую турбину. У нее от закоксовавшихся лопаток системы изменения геометрии выходит из строя привод, который отдельно не продается (весь агрегат стоит порядка 80 000 руб.). Также при покупке и эксплуатации стоит обращать внимание на вискомуфту вентилятора и натяжной ролик ремня навесного оборудования. Кстати, с дизелями, во всяком случае с 3,0-литровым, Hiace и поживее, и поэкономичнее.
С 1GD-FTV микроавтобус должен быть еще отзывчивее и рачительнее в расходе топлива.
К сожалению, ничего конкретного по этому двигателю пока не скажем. Появляется осторожная информация о проблемах с EGR и ЦПГ, однако касается она Prado и Hilux, а у них 1GD на 26 сил мощнее и на 150 Нм моментнее. Да и нет еще в продаже нашего героя с этим двигателем — слишком свеж. Но, очевидно, в будущем появится. Так что будем вопрос изучать.
Несколько иная ситуация с автоматическими коробками передач. Тут в компании ничего не изобретали, нового не использовали, просто взяли проверенные агрегаты. А поскольку силовая установка на Hiace расположена продольно, ими оказались A44DE (с 1TR-FE) и A343F/E (с другими моторами). Иными словами, старые аисиновские «автоматы» 40-й и 340-й серий, известные с 80–90-х годов.
У коробок, по сути, нет слабых мест. 343-я работает с куда более мощными и моментными моторами, чем даже 3,0-литровый дизель, и используется для off road. То есть имеет колоссальный запас прочности. Да и 44-я со своими двумя литрами справляется на ура. В итоге ресурс обоих «автоматов» исчисляется сотнями тысяч км, а уничтожить можно, наверное, только забыв об их существовании. И то, скорее всего, будут «пинаться», но возить.
1GD-FTV сразу комплектовался новой коробкой — 6-ступенчатой A761E/F. И тогда же (с 2017 года) ее внедрили в связке с другими моторами. В принципе, она не сильно нагружена моментом от этой дефорсированной под Hiace версией дизеля. При своевременной замене масла может отходить более 200 тысяч км. Нужно лишь помнить, что гидротрансформатор у нее блокируется начиная с низших передач. Тем самым интенсивно изнашивается и загрязняет ATF продуктами своего износа.
Существовала на Hiace и механическая трансмиссия. В Японии — только на «узких» версиях. А для России МКПП вообще была безальтернативна. Сказать о ней особо нечего — работает, не ломается.
Hiace для внутреннего рынка мог быть не только заднеприводным (кроме «узкого» с 1TR и «широкого» с 1KD). Система представляла собой постоянный 4WD с симметричным межосевым дифференциалом, блокируемым вискомуфтой. Как опция предлагался задний LSD-дифференциал. Понятно, что не внедорожник, особенно с таким клиренсом, и все же возможность покупки полноприводного «автобуса» в России трудно переоценить.
С небольшими изменениями подвеску для H200 заимствовали у предшественника. Впереди это двухрычажная конструкция с упругим элементом в виде торсиона (22 000 руб. — оригинал, 5000 — аналог), приходящего в верхний рычаг.
Шаровая на последнем несъемная. Рычаг в сборе от Toyota предлагается за 18 000 рублей, китайские вдвое дешевле. Отдельно продаются оригинальные сайлент-блоки (1500). Есть даже пыльники шаровых (200–500). Ходят все эти детали у бережного владельца тысяч 200. Нижняя шаровая опора, не нагруженная пружиной, также служит хорошо за сотню. Она на болтах, под лейблом автопроизводителя стоит 4000 рублей, от поставщиков — вдвое-вчетверо дешевле. Относительно недороги амортизаторы (оригинал 3200), по которым также есть альтернатива (2400 — KYB, 5300 — Sachs).
Задние амортизаторы, как вы понимаете, тоже не работают в составе стойки. Там мост, причем на рессорах.
Поэтому демпфирующие элементы еще дешевле — 1700–2500 рублей. Пакеты рессор, конечно, способны подточить бюджет (каждый минимум по 35 000 руб.). Но если Hiace не превращать в маршрутку, где пассажиры перевозятся «сидя, стоя и вповалку», то листы прослужат сотни тысяч км. Не склонна быстро выходить из строя рулевая рейка, компоненты гидроусилителя и ступичные подшипники. Вообще у шасси микроавтобуса лишь один недостаток. Комфортное на относительно ровных покрытиях, оно не обеспечивает должной энергоемкости там, где кончается более-менее хороший асфальт.
Электрика-электроника? Да чему там в этих «трех жилах» глючить и окисляться? Hiace не гниет, не страдает сдвижными дверьми (если, конечно, не гонять его «по маршруту»). Задний бампер вот отбивается камнями и быстро идет трещинами, да ЛКП тоненькое. Но последнее — это современная тенденция. В остальном нашего героя словно законсервировали в том времени, когда любой узел-агрегат считался вечным и на протяжении сотен тысяч км не требовал ремонта. Потому-то, например, в отзывах владельцы рассказывают о чем угодно, только не о поломках. Результат — за цену Hiace можно приобрести седан бизнес-класса или крупный кроссовер возрастом помоложе, которые будут сосать средства. И оттого в продаже этих «вэнов» меньше, чем каких-нибудь Camry или Touareg. С такими охотно не расстаются!