Тяжело иностранцам в России — дороги не те, климат не тот, с топливом «перебои», еще вот и кризисы часто случаются. С первыми двумя напастями бороться давно научились кроссоверами, продаются они на ура — это вторая крупная доля рынка. Но стоит обостриться экономической ситуации, быстро сдаются и многие удачливые SUV, позиции которых до этого казались непоколебимы. Например, Toyota RAV4 в первых месяцах 2015-го «сдулась» более чем в полтора раза. Но фактор зависимости от курса валют ударил и по нижнему ценовому сегменту: так, в начале года более чем в два раза сократились продажи Renault Duster. Зато прибавил UAZ Patriot, а Lada 4x4 на фоне падений других и вовсе выбилась на лидирующие позиции среди автомобилей с полным приводом.
В течение года динамика продаж востребованных внедорожников и кроссоверов несколько менялась, но принципиальных сдвигов не произошло. То есть картина буквально следующая: на сегодня из всех SUV одной из наиболее продаваемых остается модель сорокалетней давности разработки, а в начале года продажи Lada 4x4 даже увеличивались, и модель была лидером!
Десять самых продаваемых в России SUV за девять месяцев 2015 года (по данным АЕБ)
Марка/модель | Кол-во продаж | Показатель к 2014 году |
---|---|---|
Renault Duster | 30 108 | – 47% |
Lada 4x4 | 27 470 | – 7% |
Chevrolet Niva | 22 318 | – 23% |
Toyota RAV-4 | 20 749 | – 23% |
Hyundai ix35 | 15 013 | – 41% |
Kia Sportage | 14 443 | – 30% |
Nissan X-Trail | 14 264 | – 16% |
UAZ Patriot | 13 724 | +8% |
Mazda CX-5 | 13 608 | – 20% |
Mitsubishi Outlander | 12 057 | – 31% |
Получается, традиционная «Нива» вновь оправдывает свое существование, а новинка начала года Lada 4x4 Urban как будто была запрограммирована именно на сложный экономический период. За относительно невысокую доплату рынок получил чуть ли не переходную модель «Нивы»: с другим оформлением носовой и задней части за счет бамперов, с новыми литыми дисками на 16 дюймов, с расширенным базовым оборудованием (кондиционер, электропакет). Но и это не все: в июле представлена специальная версия Elbrus Edition (посвящена недавней экспедиции на Эльбрус), хотя за громким названием ничего особенного нет — новые расцветки, оригинальные диски и обивка сидений. Опять же, цена выросла несущественно — всего на 6000 рублей. Дальше для Lada 4x4 тоже ожидаются штатные обновления: план модернизации по ряду «мелочей» расписан до конца 2016 года, а потом, уже в 2017-м, возможен выход новой модели.
Наверное, для ветерана такое скромное омоложение в трудные экономические времена важнее, чем для современных игроков рынка, хотя и в целом говорить о застое в модельных рядах отнюдь не приходится. Ведь как бы там ни было с рейтингами, у ряда производителей на 2015 год для российского рынка были запланированы свои новшества, и, несмотря на сокращение спроса, все потенциальные покупатели были вправе на них рассчитывать.
Летний сезон всегда отличался свежими решениями, не стало исключением и трудное лето 2015-го. Так, на российский рынок вышел обновленный Renault Duster, который на сегодня не только вновь возглавляет список продаж среди SUV, но и увеличивает отрыв от ближайшего преследователя — старой «Нивы». Вполне возможно, что заметный отход с позиций в начале года в том числе обусловлен и ожиданием рестайлинга. Но насколько оправданы эти ожидания? Слегка видоизменилась облицовка (бампер, фары, решетка радиатора), задние фонари, в салоне другая передняя панель с приборами и рулем от нового Logan, с сигнальной кнопкой «как у всех нормальных автомобилей», то есть на ступице. Также появилась новая электропроводка на основе CAN-шины, улучшена шумоизоляция моторного отсека, усилен кузов, появились новые литые диски и новые цвета.
Не обошлось и без технических нововведений: улучшены характеристики имеющихся бензиновых двигателей (увеличилась мощность и крутящий момент) и предложен новый 1,5-литровый дизель. Расширился список доступного оборудования, такого как система дистанционного запуска, электрообогрев лобового стекла, камера заднего вида. Так что внешне обновы незначительны, но в целом Duster преобразился по многим параметрам. Вместе с тем повысились цены: топ-версии «перешагнули» за 900 000 рублей, а базовая цена предполагает совершенно «пустой» автомобиль.
Обращает на себя внимание отступление Chevrolet Niva. До 2015 года автомобиль шел впереди своего старшего российского «братишки», а теперь он заметно отстает. Чем подчеркивает напряженную ситуацию на рынке — разница в ценах на 100 тысяч и более уже сказывается на покупательской способности. Более того, в июле Chevrolet Niva по продажам даже пропустила вперед RAV-4, хотя потом все же стала немного отыгрывать и по результатам девяти месяцев смогла сократить падение. В сентябре производитель анонсировал выход ограниченной версии Winter Edition, приуроченную к 13-летию начала производства модели. В названии вся соль: версия появится к зиме, а ее особенностью станет расширенный список оборудования — электроподогрев всех сидений и лобового стекла, бескаркасные щетки стеклоочистителей, аккумулятор повышенной емкости и другое.
Впоследствии новые опции достанутся и обычным версиям Chevrolet Niva, однако основные ожидания рынка все же связаны с моделью нового поколения, где обещали оставить честный полный привод и дать новый мощный двигатель. Как известно, бодрое начало проекта было приостановлено в разгар кризиса и в связи с «бегством» из России основных сил GM. Однако есть вероятность, что в скором будущем дело все же доведут до ума — сейчас все зависит от согласованности действий руководства и инвесторов. Между тем опытные образцы существуют и даже проходят ходовые испытания.
А что происходит в сегменте кроссоверов, вносивших заметный вклад в развитие рынка современных SUV среднего класса? Рост цен неизбежно вызвал откат назад, хотя и уступок прямым конкурентам в этой среде особо не наблюдается. Так, несмотря на потерю третьей части своей покупательской ниши, в течение года Toyota RAV4 все же наращивал продажи и сохраняет лидерство среди своего плотного «окружения». Не последним фактором здесь выступала игра на ценах, с очевидным демпингом, но впереди ожидается еще более существенное вмешательство. Данное поколение в России продается с весны 2013 года, время подошло к рестайлингу, причем его ждут уже давненько, связывая с некоторыми недочетами нового поколения.
Наряду с измененным дизайном в рамках последних корпоративных веяний (опять же, не однозначного в оценках) обещаются более качественные материалы отделки интерьера, появление системы кругового обзора, расширенный комплекс систем активной безопасности и прочие дополнения в оснащении. С технической точки зрения особых перемен не будет, моторы те же, а появления у нас гибридной версии пока ждать не приходится. Производство кроссовера налаживается на российском заводе Toyota, причем если раньше озвучивались сроки на 2016 год, то последние данные говорят о начале сборки уже в текущем году, как и сами продажи, хотя поначалу к дилерам будут поступать машины из Японии.
С середины октября начался прием заказов на рестайл и объявлены цены, которые выросли: стоимость обновленного семейства от 1 099 000 рублей — и в таблице есть смысл уже привести цены именно на рестайлинговые модели. Это на 100 тысяч дороже прежнего с учетом специального предложения, хотя в нынешней конъюнктуре цен такие цифры пока выглядят вполне конкурентоспособными.
В том числе с учетом меньших в размере корейских одноклассников: речь о другой популярной у нас парочке — Hyundai ix35 и Kia Sportage. Им удается поддерживать место за японским лидером, причем в течение года ix35 только увеличивал «минус» продаж и отставание, тогда как Sportage терял примерно с одинаковым замедлением. Оба кроссовера в этом поколении уже пережили текущие обновления (причем не только пересмотром выбора комплектаций, но и в техническом аспекте), а впереди по плану выход новых моделей.
Смена для Kia Sportage уже анонсирована во всех подробностях — и по внешним данным, и по техническим: пропорции кузова в целом остались те же, однако выражение «лица» совсем другое (более «округлое»), и по длине есть небольшое увеличение. Остаются вопросы по точной дате появления машины на российском рынке (ясно только одно — это первая половина следующего года) и особенностях оснащения. Однако можно быть уверенным, что для нашего рынка оставят атмосферный двухлитровый бензиновый двигатель, тогда как в «мир» новый Sportage отправляется с логичным для нынешнего времени малообъемным турбомотором.
Еще раньше должен появиться последователь ix35, который теперь у нас будет представлен под именем Hyundai Tucson — у дилеров демо-экземпляры ожидаются еще до конца года, следом начнутся продажи, но какими будут цены, неизвестно.
Если так уместно говорить в нынешней ситуации, к прорывам кризисного года можно отнести новый Nissan X-Trail. Выход на наш рынок этого кроссовера приходился в наиболее сложный период, о его рыночной судьбе были сомнения, но в течение года новичку удалось замедлить падение в своей нише, то есть вырасти в продажах и на сегодня «поджать» корейскую парочку. Надо также отметить, что новый X-Trail по продажам заметно обошел своего младшего коллегу Qashqai, вышедшего в новом обличии еще раньше. Очевидно, в новом поколении популярного кроссовера покупатели нашли более привлекательное соотношение цены и потребительских качеств, нежели у «слегка» переоцененного Qashqai. То же самое касается и компактного Juke.
Компания Honda оказалась в России одной из самых пострадавших от кризиса, ей пришлось приостановить поставки продукции. И даже хит продаж бренда — кроссовер Honda CR-V — заметно сдал. А ведь к лету 2015-го подоспело и обновление, причем на этот раз Honda даже поступилась своей традицией предлагать у нас только полный привод. Впрочем, часть владельцев и раньше были не прочь сэкономить на покупке, если бы предлагались версии 2WD.
Сначала были заявлены версии CR-V с двухлитровым двигателем в 150 сил, где в базе уже значился и «антикризисный» передний привод (и только с 6-МКП). Впрочем, по другим параметрам «база» не ущемлена: восемь подушек, ESP, система контроля давления в шинах, радиоключ, двухзонный климат-контроль, круиз-контроль, подогрев передних кресел. Доработке подверглись шумоизоляция, подвеска, рулевое, чуть увеличился клиренс (до 182 мм). Есть изменения и по интерьеру, в частности, появилась новая мультимедийная система.
Двухлитровые версии CR-V в конфигурации с полным приводом все так же идут с пятиступенчатой АКП, а минимальная цена с полным приводом на сегодня составляет уже 1 660 000 рублей. С августа появилась возможность приобретать обновленные варианты и с двигателем 2,4 литра — с непосредственным впрыском бензина мощностью 188 сил, причем только с 4WD и уже вариатором. Но в текущем году изменилась структура продаж Honda в России — дилеры теперь сами заказывают машины у производителя исходя из спроса, поэтому с наличным выбором могут быть проблемы, а в поставках задержки.
В текущем году обновлению также подвергся Mitsubishi Outlander, причем зримые изменения произошли именно в облицовке — ее «подогнали» под новый корпоративный стандарт, после чего кроссовер, по мнению многих, приобрел более выразительный и гармоничный вид. Об этом свидетельствуют и продажи — по данным за девять месяцев Outlander обошел младшего ASX, который в начале года был впереди.
Свое омоложение, но тоже без глубокого «вмешательства», прошел и кроссовер Mazda CX-5, причем результаты продаж говорят о вполне сбалансированных на данный момент параметрах.
А вот отставший в рейтинге спроса Volkswagen Tiguan, ведущий свое летоисчисление с 2006 года, на пороге смены поколения — новая модель уже анонсирована и в России появится в следующем году.
Из предложения кроссоверов размерами выше среднего неплохой спрос приходился на старшие корейские модели, поэтому есть смысл озвучить текущие изменения. Летом на российский рынок вышел новый Kia Sorento. Причем у нас он стал называться Sorento Prime, поскольку модель прежнего поколения в России остается и предлагается параллельно. В самой Корее «старый» Sorento уже не выпускают, но отсюда поступают машинокомплекты в Калининград, где еще с 2013 года организован полный сборочный цикл — со сваркой и окраской кузовов. Новый же Sorento Prime, не столько отличающийся внешне, сколько по внутренней структуре кузова (он стал легче, прочнее, безопаснее), поставляют с модернизированным бензиновым двигателем 2,4 литра в 185 сил и дизельным 2.2 CRDI в 200 сил.
Самая свежая информация касается топовой версии — объявлено о начале продаж Sorento Prime с бензиновым V6 объемом 3,3 литра. Как и предполагалось, вместо 290 сил на других рынках, с учетом российского налогообложения для нас мощность скорректировали до 250 сил. Но много ли от этого радости, если базовый Sorento Prime более чем на 600 000 рублей дороже, нежели предыдущая модель, поэтому в таблицу мы включили именно «старый» Sorento, с более высоким показателем продаж.
Несмотря на свое удорожание, UAZ Patriot оказался в плюсе. В последнее время этот внедорожник не раз обновлялся, появлялись и новые варианты комплектации, и все же более серьезная модернизация ожидается в следующем году. Даже можно говорить о революционных свершениях: обещают установить бензиновый турбомотор, подушки безопасности, систему стабилизации и климат-контроль, а топливный бак станет единым.
Поскольку речь идет о более заметных игроках рынка в своих секторах, хотелось бы отметить и премиум-сегмент. В его, так сказать, нижних границах. Еще в сентябре 2014-го на российском рынке появился новый кроссовер Lexus NX. Поначалу он ничего особенного не предвещал, однако именно в кризисном 2015-м неожиданно выстрелил: еще по итогам первого полугодия продажи составили более 5000 экземпляров и превысили совокупный объем реализации таких моделей-одноклассников, как Audi Q5 и BMW X3. А заодно NX поднял рейтинг бренда в целом — пока другие подсчитывали ущерб, Lexus показал рост на 8%.
Теперь затронем еще недавно востребованную и многообещающую нишу, представители которой в нынешней структуре продаж оказалась в тени. В текущем году (с августа) рынок пополнился очередным компактным кроссовером — Suzuki Vitara. Этой новой моделью компания расширила присутствие в сегменте SUV, но дебют состоялся не в лучший для таких автомобилей период — соотношение новых цен и прежнего «набора качеств» оказалось не в их пользу. Мало отличающаяся от SX4 новая Vitara предлагается от 985 000 рублей, а с полным приводом — от 1 215 000, при этом речь во всех случаях идет только об одном двигателе 1,6 литра в 117 сил.
Поэтому более востребованным остается все же ветеран Grand Vitara, который пока еще находится в продаже. Сейчас в этом классе за моделью остается уникальная схема трансмиссии (постоянный полный привод, блокировка межосевого дифференциала, понижающая передача), и было бы печально потерять такую «реликвию». Но судя по последним данным, есть вероятность появления адекватной замены в не столь отдаленном будущем — планы у компании Suzuki существуют.
В июле был открыт предварительный прием заказов еще на один новый компактный SUV — Jeep Renegade, поставки которого должны начаться как раз с октября. Сам факт его появления у нас в нынешнем году, конечно, момент положительный, но что-то подсказывает — ажиотажа вокруг маленького «джипа» тоже не ожидается. Переднеприводные версии с учетом базового двигателя 1,6 литра в 110 сил стоят от 1 189 000 рублей, а полноприводные с учетом 1,4-литрового турбомотора в 170 сил — и вовсе от 1 799 000 рублей.
Еще раньше, в конце 2014 года, в России появился другой компактный кроссовер — Ford EcoSport, причем он чуть крупнее, чем Vitara, а полный привод идет со «взрослым» двухлитровым двигателем. Но, опять же, дебют состоялся в штормовое время, и ожидаемой реакции рынка не последовало — новинка «пошла» вяло.
Конкурентные преимущества «убивают» цены: переднеприводные варианты с двигателем 1,6 л мощностью 122 л.с. сегодня предлагаются от 971 000 рублей, а полноприводные версии с двухлитровым двигателем в 140 сил — от 1 200 000 рублей. Это выглядит, может, немного привлекательнее, чем расклад по Suzuki Vitara, и тем более на фоне Renegade. Но на рынке есть Skoda Yeti, которому из всех «малогабаритных» все же больше отдают предпочтение с учетом появления бензинового атмосферного двигателя 1,6 литра в качестве базового.
Да и у Ford пока больше привлекает внимание среднеразмерный Kuga.
Из китайских кроссоверов спросом пользуются Lifan X60 и Chery Tiggo. Причем новый и более дорогой Tiggo 5 (от 799 000 до 997 000 рублей) пока не смог даже близко подойти к результатам продаж обычного Tiggo FL. К тому же «пятерка» предлагается только с одним двухлитровым бензиновым двигателем (139 л.с.) и до сих пор не обзавелась полноприводными модификациями (есть только выбор между МКП и вариатором, с последним цены от 929 000 рублей). Из-за роста цен своих покупателей подрастерял внедорожник Great Wall Hover H3/H5, но все же это семейство остается востребованным.
Кроме радикального шага GM, влияние экономической ситуации 2015-го не могло не сказаться и на других производителях, деятельность которых если и не свернута, то заметно «ужата». Так, корейская марка Ssang Yong приостановила сборку машин в России, и с поставками к дилерам есть проблемы. И если кроссовер Actyon еще более-менее представлен (мощность бензинового и дизельного двигателей одинакова, модели 2015 года выпуска в вариантах с полным приводом предлагаются от 1 100 000 рублей), то внедорожник Kyron в наличии уже затруднительно найти.
Или вот другой пример — с освоением рынка новыми брендами. Так, продвижение кроссоверов марки Haval (люксовый бренд китайской компании Great Wall) не остановлено, однако в этот процесс внесены заметные коррективы. Изначально на два ближайших года планировалось открыть в России 50 дилерских центров, но сейчас о такой масштабной экспансии речи уже не идет — теперь планируется открыть только около десяти центров, а дальше будет видно. Соответственно, и объем продаж тоже скорректирован в меньшую сторону.
В целом по наличию машин у дилеров ситуация разная. С моделями, собираемыми в России, картина более благоприятная, однако характерная специфика тоже никуда не делась. В свободной продаже выбор модификаций невелик (о завлекательных базовых версиях речи и не идет) и зачастую изобилует лишними наценками. Если интересующая версия есть на центральных складах дистрибьюторов, то срок поставки не слишком большой, а вот индивидуальный заказ, с размещением в производство, ждать придется долго — до четырех и даже шести месяцев. Причем, несмотря на предоплату, итоговая цена в «этом море бушующем» может оказаться совсем другой, и платить придется по факту.
Сейчас дело идет к концу года, у дилеров начался период скидок и прочих стимулирующих факторов, на этом можно что-то выиграть. Только надо понимать, что спецпрограммы распространяются на ограниченный контингент автомобилей и действуют при определенных условиях покупки.
Автомобили категории SUV (c учетом версий 2WD и 4WD, ориентировочные цены по состоянию на октябрь 2015 года)
Марка, модель | Двигатель, л/л.с. | Клиренс, мм* | Багажник мин., л.* | Цены, тыс. руб.** |
---|---|---|---|---|
Chevrolet Niva | 1,7/80 | 200 | 320 | 539–645 |
Chery Tiggo | 1,6/126 | н.д. | 520 | 656–720 |
Chery Tiggo 4WD | 2,0/136 | н.д. | 520 | 770 |
Ford Kuga | 2,5/150 | 198 | 406 | 1289–1544 |
Ford Kuga | 1,6/150 | 198 | 406 | 1374–1644 |
Ford Kuga | 1,6/182 | 198 | 406 | 1694–1899 |
Great Wall H3 | 2,0/116 | 240 | 420 | 1019–1049 |
Great Wall H3 | 2,0/150 | 240 | 420 | 1069–1109 |
Great Wall H5 | 2,4/136 | 200 | 420 | 969–1029 |
Great Wall H5 | 2,0/150 | 200 | 420 | 975–1050 |
Honda CR-V | 2,0/150 | 182 | 589 | 1400–1919 |
Honda CR-V | 2,4/150 | 182 | 589 | 1850–2220 |
Hyundai ix35 | 2,0/150 | 175 | 465 | 1200–1669 |
Hyundai ix35 | 2,0/136 | 175 | 465 | 1509 |
Hyundai ix35 | 2,0/184 | 175 | 465 | 1610–1679 |
Hyundai Santa Fe | 2,4/175 | 185 | 585 | 1674–1994 |
Hyundai Santa Fe | 2,2/197 | 185 | 585 | 1874–2065 |
Kia Sportage | 2,0/150 | 167/172 | 465 | 1100–1580 |
Kia Sportage | 2,0/184 | 172 | 465 | 1680 |
Kia Sorento | 2,4/175 | 185 | 660 | 1495–1910 |
Kia Sorento | 2,2/197 | 185 | 660 | 1695–1930 |
Lada 4x4 | 1,7/83 | 220 | 265 | 435–456 |
Lada 4x4 Urban | 1,7/83 | 220 | 265 | 479 |
Lifan X60 | 1,8/128 | 179 | 405 | 655–730 |
Lexus NX | 2,0/151 | 185 | 500 | от 1854 |
Lexus NX t | 2,0/238 | 190 | 500 | от 2287 |
Mazda CX-5 | 2,0/150 | 215/210 | 403 | 1214–1534 |
Mazda CX-5 | 2,5/192 | 210 | 403 | 1534–1624 |
Mazda CX-5 | 2,2/175 | 210 | 403 | 1671–1770 |
Mitsubishi ASX | 1,6/117 | 195 | 384 | 889–1030 |
Mitsubishi ASX | 1,8/140 | 195 | 384 | 1090–1290 |
Mitsubishi ASX | 2,0/150 | 195 | 384 | 1280–1550 |
Mitsubishi Outlander | 2,0/146 | 215 | 591 | 1154–1495 |
Mitsubishi Outlander | 2,4/167 | 215 | 477 | 1575–1715 |
Mitsubishi Outlander | 3,0/230 | 215 | 477 | 1875 |
Mitsubishi Pajero Sport | 2,5/178 | 215 | 714 | от 1399 |
Mitsubishi Pajero Sport | 3,0/220 | 215 | 714 | от 1490 |
Nissan Juke | 1,6/190 | 170 | 207 | 1072–1168 |
Nissan Qashqai | 1,2/115 | 200 | 430 | 979–1113 |
Nissan Qashqai | 2,0/144 | 200 | 430 | 1086–1539 |
Nissan X-Trail | 2,0/144 | 210 | 497 | 1299–1716 |
Nissan X-Trail | 2,5/171 | 210 | 497 | 1596-1796 |
Nissan X-Trail | 1,6/130 | 210 | 497 | 1546–1746 |
Renault Duster | 1,6/114 | 205 | 408 | 599–833 |
Renault Duster | 2,0/143 | 210 | 408 | 820–965 |
Renault Duster | 1,5/109 | 210 | 408 | 846–952 |
Ssang Yong Action | 2,0/149 | 180/190 | 486 | 999–1510 |
Skoda Yeti | 1,6/110 | 180 | 322 | 967–1166 |
Skoda Yeti | 1,4/122 | 180 | 322 | 1124–1196 |
Skoda Yeti | 1,8/152 | 180 | 322 | 1274–1346 |
Suzuki Grand Vitara | 2,0/140 | 200 | 398 | 1279–1499 |
Suzuki Grand Vitara | 2,4/169 | 200 | 398 | 1469–1639 |
Subaru Forester | 2,0/150 | 220 | 488 | 1630–1800 |
Subaru Forester | 2,5/171 | 220 | 488 | 1800–1875 |
Toyota RAV-4 New | 2,0/146 | 197 | 506 | 1099–1782 |
Toyota RAV-4 New | 2,5/180 | 165 | 506 | 1656–1890 |
Toyota RAV-4 New | 2,2/150 | 197 | 506 | 1666–1900 |
UAZ Patriot | 2,7/128 | 210 | 1150 | 729–930 |
UAZ Patriot | 2,2/114 | 210 | 1150 | 1000 |
VW Tiguan | 1,4/122 | 200 | 470 | 1159–1219 |
VW Tiguan | 1,4/150 | 200 | 470 | 1293–1544 |
VW Tiguan | 2,0/170 | 200 | 470 | 1439–1704 |
VW Tiguan | 2,0/200 | 200 | 470 | 1730 |
VW Tiguan | 2,0/140 | 200 | 470 | 1527–1738 |
* — Данные производителей ** — Цены могут быть указаны с учетом действующих спецпредложений |