Все началось с «сигнала» из одного южного российского города, где закрылся дилерский центр Renault–Nissan. И судя по всему, это закрытие — действительно следствие тех процессов, что происходят в нашем обществе и экономике с последних дней февраля. Однако официально об уходе из России объявили только Renault и GM. Американцы, к слову, уходить начали еще после 2014 года, «закрыв» в России Opel и «корейскую ветвь» Chevrolet, а сейчас сделали беспрецедентный в мировой практике ход с полным прекращением техподдержки. Остальные пребывают в той или иной степени «приостановки» деятельности. К примеру, Mercedes все еще не закрыл окончательно свое представительство (хотя и объявлял о таких планах). Схожая ситуация в представительствах Jaguar Land Rover и Volvo (причем у последней фактически закончились запасы машин).
Но последствия «приостановок» и «отмен» дилеры уже начинают ощущать. В ДЦ «Автопассаж» на Варшавском шоссе шоурум Jaguar Land Rover уже занимают модели Changan…
…а с ДЦ Inchcape этих же брендов (29-й км МКАДа) даже вывески и информацию на входных дверях сняли (хотя через тонированные витрины можно рассмотреть все еще стоящие в шоуруме автомобили и два «Юнион Джека» в тамбуре).
Однако ни тот, ни другой ДЦ официально не закрыты: в первом предлагают «британцев» с пробегом, а второй «работает» через шоурум Mitsubishi.
Вcе еще работают и дилеры GM, у которых не распродан запас автомобилей: в частности, есть и Кадиллаки, есть и кроссоверы Chevrolet. Но понятно, что рано или поздно машины закончатся и дилерский центр придется…
Нет, не закрыть — бизнес будет держаться до последнего. В Москве закрыться может разве что ДЦ, расположенный в совсем уж непроходном месте. Например — автосалоны Nissan и Audi на Добролюбова (сейчас там функционирует только сервисный центр). Однако здесь закрытие не связано с текущей экономической повесткой дня, поскольку случилось все еще года два назад — когда возникли сложности у компании Genser.
Еще один закрытый ДЦ мы обнаружили на задворках Таганского района. Раньше здесь был ДЦ Skoda. Однако шоурум закрыли еще в 2020 году, что также объясняется не политикой (формально — реконструкция).
При этом расположенный по соседству ДЦ Porsche также стоит без вывесок по причине ремонта фасада, хотя внутри все без изменений. Надолго ли?
В то же время крупные дилерские сети вместо закрытия проводят перепрофилирование (точнее — переориентацию) своих шоурумов под более перспективные бренды: китайские и корейские. Например, в ДЦ «Авилон» на Волгоградском проспекте под вывесками премиальных брендов уже не первый месяц стоят китайские автомобили (премиум здесь пока еще остается — только отнесен в обособленные помещения, подальше от машин для «простолюдинов»).
В «дилерской деревне» «Мэйджора» на Новорижском шоссе также взят курс на переориентацию. К примеру, там, где еще недавно был шоурум Honda, теперь висит баннер об открытии салона Dongfeng. Китайские машины уже заняли торговую площадку, хотя пара кроссоверов CR-V еще стоят у дальней стенки.
А в помещении, где не так давно размещалась коммерческая техника Fiat Professional, сегодня стоят кроссоверы FAW. При этом менеджеров практически не видно: теперь один-два человека обслуживают и этот, и соседний шоурум (в котором еще осталось несколько фургонов Ducato).
В других шоурумах также немноголюдно: рабочие места менеджеров пустуют и в салоне Nissan, и в салоне Renault (в последнем также стали появляться «китайцы», но пока Geely Atlas Pro здесь скорее исключение, чем правило).
Кстати, о Renault. Поскольку французский бренд официально объявил об уходе, вопрос завершения продаж «ромбиков» — дело времени. В частности, к переориентации готовится даже «призаводской» дилер «Авантайм», где собственно Рено осталось меньше половины, а новый автомобиль в шоуруме и вовсе единственный — белый Logan Stepway.
По-своему характерная ситуация наблюдается в ДЦ «Автолайт», где мы три года назад покупали наш Haval F7. В то время именно китайский бренд являлся новым для этого дилера — основными были Jeep и Fiat. Теперь уже Haval выступает в роли «старожила», а новыми соседями для него стали Chery и GAC. Причем последний — скорее формально: в шоуруме этого бренда пара моделей GAC есть, но в виде «неофициальных» электромобилей. А в компании с ними — два не менее «неофициальных» электрических Фольксвагена. Все потому, что эти машины здесь как бы на «аутсорсинге» от «параллельного поставщика».
По данным агентства «Автостат», на начало июля текущего года в России насчитывалось 3102 официальных дилерских центра по продаже и обслуживанию легковых автомобилей. Тремя месяцами ранее их было 3203 — на 101 больше. При этом случаев расторжения дилерских контрактов еще больше — 160. Но есть 59 новых — отсюда и общее число уменьшения количества официальных дилеров. Это данные за второе полугодие. А если брать с начала года, то здесь потерь еще больше — 118 закрытых ДЦ (расторгнуто 228 дилерских контрактов, а заключено новых 110).
Больше всего закрылось дилеров Chevrolet, причем тех, что ориентировались на продукцию UzAuto — 37 ДЦ с начала года. На втором месте по числу потерь идет… китайский бренд Brilliance (помните такой?) — 23 расторгнутых дилерских контракта. По 13 ДЦ потеряли британские бренды Jaguar и Land Rover. Минус восемь ДЦ у французского бренда Peugeot, минус семь — у премиальных Chevrolet и Cadillac. У Renault потери пока относительно невелики — шесть расторгнутых контрактов за второй квартал. Однако этот бренд, как уже говорилось, уходит из страны и вопрос закрытия (в лучшем случае переориентации) весьма многочисленной сети официальных дилеров Renault — дело времени.
Кто же приходит на место уходящих брендов? Естественно, китайцы. По данным «Автостата», во втором квартале больше всего новых дилерских контрактов — 13 — заключил бренд Exeed. У «материнской» Chery прибавилось семь новых ДЦ. А между ними расположился старейший китайский автопроизводитель FAW, у которого девять новых дилеров. У других «китайцев» успехи скромнее: Geely увеличил сбытовую сеть всего на пять новых ДЦ, а Haval и «перспективный» в свете ожидаемого сотрудничества с «Москвичом» JAC добавили в свой «портфель» только по два новых дилерских контракта. При этом, в отличие от Chery/Exeed и FAW, у этой троицы есть сборочные заводы на территории Таможенного союза (у Geely в Белоруссии, у Haval в России, а у JAC в Казахстане).
Что же говорят о складывающейся ситуации и перспективах дилерских центров сами дилеры и эксперты?
По словам руководителя пресс-службы агентства «Автостат» Азата Тимерханова, «рост числа дилеров китайских марок объясняется тем, что они не поддерживают антироссийские санкции и продолжают работу на нашем рынке, активно наращивая в нем свою долю. Уже отчетливо видно, что целый ряд дилеров переходит на “китайцев”. Причем среди них немало тех, кто прежде работал только с европейскими брендами. Вполне естественно, что российский авторитейл делает ставку на те компании, которые остаются на рынке. Соответственно, падает число дилеров тех марок, которые в угоду санкциям приостановили поставки автомобилей в Россию. Думаю, этот процесс трансформации продлится до конца года, а количество китайских дилеров будет расти».
Это же отмечает и заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей ГК «Авилон» Алексей Стариков: «На фоне крайне заметного дефицита авторынок продолжает падать, и можно ожидать, что эта тенденция сохранится в ближайшие месяцы. При этом отрасль постепенно адаптируется, дилеры переориентируют свою работу на те марки, которые остались на рынке РФ».
В пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр» сообщили об «официальном запуске сервисного обслуживания автомобилей самых популярных марок в России (Audi, Kia, Mitsubishi, Renault, Ford, Hyundai, Mazda). Данная инициатива появилась в ответ на запросы от клиентов непрофильных для нас марок». Также в июне ГК «АСЦ» открыла новый дилерский центр Exeed в Москве, а в июле — дилерский центр Changan. А в ГК «Автодом» помимо подписания дилерского соглашения с брендом Aurus рассказали об открытии сервисных центров Volkswagen, Skoda и Geely, которые также появились «в рамках оперативного реагирования на запросы клиентов, для которых сейчас особенно актуален качественный и своевременный сервис».
На этом фоне стали заметнее мотосалоны, часть из которых также занимает освобождающиеся от машин шоурумы. В частности, об открытии во Внуково дилерского центра, специализирующегося на квадроциклах и багги китайского бренда Hisun, сообщили в «АвтоСпецЦентре». А ГК «Автодом» открыла дилерские центры KTM в Казани, Новосибирске, Екатеринбурге и Уфе. Также по сообщению пресс-службы ГК «Автодом», «в июле 2022 года «АВТОДОМ BMW Motorrad» расширил парк техники с пробегом и теперь для клиентов доступны к покупке багги, квадроциклы и трициклы. Кроме того, с 1 августа 2022 года в АВТОДОМ BMW запустили новые направления клиентского обслуживания — выкуп, подбор и доставку автомобилей и мотоциклов». Ставку на мототехнику делают и немногочисленные оставшиеся дилеры Honda.
Есть и еще один фактор риска для дилеров, о котором в конце мая напомнил Mercedes Benz: сокращение числа официальных дилерских центров в связи с переходом на прямые продажи. Совсем без дилеров Мерседес своих клиентов, конечно, не оставит: надо же где-то проводить сервисное обслуживание проданных машин, да и тест-драйв перед покупкой для многих по-прежнему является определяющим аспектом при выборе нового автомобиля. Здесь же вспомним и страсти вокруг онлайн-шоурумов, против которых еще полтора года назад выступили дилеры Hyundai из Санкт-Петербурга. Это также подтверждает тезис о том, что уже в ближайшем будущем роль дилеров в продажах новых автомобилей может стать менее значимой.
Тем не менее процесс закрытия дилерских центров в России пока даже близко не носит массовый характер. Скорее так — идут активные процессы переориентации на другие бренды, расширения работы с подержанной техникой, а также предоставления сервисных услуг. Хотя с последним также возникают трудности: многие автопроизводители (в частности, GM и VAG) полностью или частично закрывают доступ к серверам с новыми версиями ПО, прошивками и технологиями ремонта. Поэтому дилерам, желающим остаться «на плаву», придется адаптироваться к происходящим переменам. Как отметил заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексей Стариков, «вероятно, часть дилеров не сможет продолжать работу в новых реалиях, рынок изменится, однако полного коллапса не произойдет». Будем надеяться…