Каждый город России неповторим и своеобразен. И несмотря на единые для всей страны ГОСТы, техтребования и ПДД, имеет свою специфику дорожного движения: от обустройства дорог до эмоциональности и уровня культуры водителей. Сегодня мы расскажем об особенностях организации движения и менталитете водителей Краснодара, нынешней осенью официально ставшего шестнадцатым миллионником России. Хотя бы потому, что для миллионов россиян кубанская столица летом становится транзитом при движении к черноморским пляжам. А для многих десятков (или даже сотен) тысяч — мечтой о своем южном уютном счастье (подробнее об этом мы недавно писали в материале «Переезд из Сибири и ДВ в Краснодар: все минусы и плюсы»).
Краснодар растет невиданными для России темпами: за десять лет его население за счет миграции выросло вдвое — с 750 тысяч до полутора миллионов человек. Исторически уровень автомобилизации здесь был выше, чем в среднем по РСФСР, стремительно рос в постперестроечные годы, а сейчас каждая новоприбывшая семья привозит с собой минимум один автомобиль. Город стремительно разросся, а по числу авто на 1000 жителей — в пятерке лидеров страны. В отличие от испытывающей те же проблемы столицы, новых дорог, развязок и эстакад не строится, а заложенный советский «запас прочности» прямо на глазах трещит по всем швам.
В штатном режиме Краснодар хоть тихо, но «едет»: на четыре-пять-шесть баллов. Но в случае любых отклонений (череда ДТП, ливень, перманентный ремонт на магистралях и мостах, полицейские спецоперации), которые случаются с периодичностью восхода и захода солнца, становится в тотальную пробку. Как правило, без альтернативы быстрого перемещения. Нет (и не предвидится) не то что метро — просто выделенных полос для автобусов и троллейбусов. А для автомобилей — из-за мостов и эстакад через железнодорожные пути, связывающих разные части города, — нет и альтернативных маршрутов. Путь с окраины в центр, который обычно занимает 40 минут, может растянуться на полтора-два, а то все три часа.
Развита трамвайная сеть, причем по выделенным полосам, но она охватывает в основном исторически сложившуюся часть города и не идет в районы новостроек.
Новообразованные районы, в которых живут преимущественно переселенцы, трамвайным движением не охвачены. Современных (с кондиционером) пока совсем немного, а поездка в «советских» вагонах в жару (а это добрая половина года) под силу только сильным духом и здоровьем людям.
Краснодар достаточно компактен для города-миллионника. От двух знаковых городских торговых центров, расположенных на противоположных окраинах, — OZ Moll на юге (район аэропорта) до ТЦ «Красная площадь» на севере (недалеко от развязки из города на Ростовское шоссе) — 25 км. И это один из самых длинных маршрутов по городу. При благоприятном раскладе на этот путь потратишь чуть больше часа, но запросто (то есть часто) — три и более. Здесь же — на южной окраине (Пашковский и прилегающие микрорайоны) и северной (Музыкальный микрорайон и соседние Энка, Ипподром, Северный и новые жилые комплексы) — расположены быстрорастущие (со всеми вытекающими отсюда инфраструктурными нюансами) районы с самой неудобной транспортной доступностью, выбираться из которых в случае постоянных дорожных коллапсов можно часами.
Реки обычно разделяют российские города на районы, как, например, в Новосибирске или Красноярске, либо промышленную и парковую зоны, как в Ростове-на-Дону или Самаре. Краснодар — единственный пример в России, когда по факту город расположен в двух регионах. Мутные воды реки Кубани делят краснодарскую агломерацию на два региона: тот, что за рекой — Тахтамукайский район республики Адыгеи.
Всего лишь десять лет назад здесь шла размеренная сельская жизнь. Все изменило открытие в 2008 году огромного ТЦ «МЕГА Адыгея-Кубань» (всего в 5 км от центра Краснодара) — к слову, место, где Drom.ru ежегодно проводит ЮгМоторШоу. Закрутились, завертелись людские потоки (более миллиона посетителей в месяц!). И вот уже на трехкилометровом участке шоссе от Тургеневского моста к «Меге» вырастает с десяток торговых центров поменьше, автосалоны, бизнес-центры и прочие составляющие продающей всё и вся инфраструктуры.
А лет пять назад здесь началось массовое жилищное строительство (как коттеджных поселков, так и высотных микрорайонов) — до центра Краснодара отсюда куда ближе, чем от пресловутых Пашковского или Музыкального. И вырасти бы здесь еще одному Краснодару, если бы не «бутылочные горлышки» в виде двух архаичных мостов, связывающих адыгейские микрорайоны с центром краевой столицы. Пробки здесь такие, что время преодоления двух-трех километрового расстояния через реку (с подходами) измеряется часами.
Конечно же, много лет идут разговоры о строительстве еще одного моста — прежде всего дублера архаичного Яблоновского (взорванного во время оккупации и восстановленного в 1953-м). Прежний губернатор Ткачев когда-то обещал закончить строительство нового моста еще в 2013 году, но реально на сегодня нет ни источников финансирования, ни определенной даты начала работ.
Полноценного кольца вокруг Краснодара нет и в ближайшее время не предвидится. Но во многих случаях транзитный проезд города обеспечивает Восточный обход (трасса М4 «Дон») и примыкающий к нему Южный обход — перемычка с другой стратегически важной дорогой А-146 Краснодар — Новороссийск.
Пуск Крымского моста дал старт масштабной реконструкции подъездных дорог к нему, и в 2020 году планируется запустить дальний Западный обход (от трассы М4 с северной стороны Краснодара), который окончательно освободит город от транзитного трафика.
Основные трассы, ведущие на море: Краснодар — Джубга (130 км, 1,5 часа), Краснодар — Анапа (160 км, 2,5 часа) и Краснодар — Тамань (220 км, 3 часа).
Лишь в первом случае можно говорить о современной и действительно скоростной магистрали (есть участок с разрешенной скоростью 110 км/ч), две другие — достаточно тягучие, с многочисленными ограничениями при проезде населенных пунктов. По обеим трассам есть проекты генеральной реконструкции, которые в ближайшие пару лет могут претворить в жизнь.
Что касается качества дорожного покрытия, то по российским меркам оно идеально — как в самом Краснодаре, так и на многочисленных соединяющих город с остальным миром магистралях.
Разветвленная сеть железнодорожных путей разделяет город на отдельные автономные сегменты — переездов через железнодорожные пути минимум.
Не то что автомобилям, даже пешеходам приходится наматывать многие километры, чтобы попасть в районы, расположенные в прямой видимости, но — за железнодорожными путями. В огромной центральной части города всего пять ж/д переездов: два последовательных моста на ул. Северной (безымянные Северные мосты), виадук на ул. Садовой (Садовый мост), проезд под железнодорожными путями в районе стадиона «Кубань» и Офицерский мост в районе вокзала Краснодар-2. Власти активно вынашивают идею выноса железнодорожных путей за пределы Краснодара (проект по объездной дороге для грузовых составов даже реализуется) и создания на этих направлениях скоростных современных магистралей (в том числе наземного метро), но что-то определенное по этому поводу говорить рано.
Знаковые для Краснодара Северные и Садовый мосты были построены в середине 80-х годов XX века — до этого пересечение автомобильных и железных дорог было в одном уровне, со шлагбаумом.
Существует легенда, что «столичной» шириной мостов (по восемь полос автомобилей на Северных и шесть полос автомобилей и две трамвайные линии на Садовом) Краснодар обязан дружбе тогдашнего первого секретаря обкома Медунова с генсеком Брежневым: ни по каким нормативам это было не положено. Когда же решение было принято, у проектировщиков появилась сложнейшая задача — как связать узкую улицу Северную с широченным (первым) Северным мостом. Решение этой задачи мы можем видеть и сейчас.
В 80-х годах казалось, что «столичная» ширина мостов — какой-то градостроительный шик. Сегодня все три моста — важнейшие транспортные магистрали мегаполиса — перегружены и с трудом справляются с огромным потоком.
Боюсь ошибиться, но из всех «миллионников» мира Краснодар — единственный, кто сохранил тотальное засилье малоэтажного частного сектора на всем городском пространстве, в том числе в центре.
Стоит отойти буквально 20 шагов от центральных магистральных улиц Красной и Северной, и мы увидим вот такие «станичные» переулки.
Многие из них даже не асфальтированы.
Об архитектурном облике центра города (за исключением начала улицы Красной с прилегающими переулками) говорить невозможно. Хаос такой, будто в городе никогда не было службы городского архитектора. Парадная витрина этого марша градостроительной безвкусицы — улица Северная.
Здесь есть всё, чем богат архитектурный облик Краснодара. Многочисленные станичные дома, пережившие и революции, и оккупацию.
По соседству — стрип-клуб с фасадом на главную городскую магистраль (Краснодар в целом удивляет обилием секс-шопов, мужских клубов, отелей на час и бань/саун, есть целая внешне тихая улочка, целиком состоящая из парнЫх увеселительных заведений).
Соблазнительные женщины в витринах (на всякий случай напомню — это центральная магистраль города).
Роскошные рестораны за коваными заборами.
Сочетание несочетаемого.
Торговые центры и кирпичные дворцы.
Буйство рекламы.
Недострой, «заброшка» и глухие заборы.
Старое и новое.
Помпезная архитектура с национальным колоритом.
И то, что немыслимо в других регионах России — яблоки под ногами и вишня над головой.
В самый первый приезд в Краснодар мы попали в щекотливую ситуацию: договариваемся на просмотр квартиры в жилом комплексе, а навигатор приводит по назначенному адресу к частному дому. Оказывается, в Краснодаре есть две, а то и три Садовых, Северных, Ленина, Кубанских, Пушкина, Киевских, Кирова, Горького, Гоголя, Карасунских. А улиц 1 мая и вовсе четыре! Лет 15 назад к городу присоединили два поселка — Пашковский и Калинино — со своими Ленина и Садовыми. Периодически поднимается вопрос о переименовании улиц-двойников, но пока «дублеры» остаются. Для местных это не проблема — все в курсе ситуации, но вот приезжим надо быть внимательней — при задании маршрута в навигаторе уточнять район города.
Парадная витрина города — ул. Красная, на которой расположены несколько исторических ансамблей, главные административные здания, центральная площадь, крупные гостиницы, множество ресторанов, большой торговый центр. В любое время Красная — приятное место для прогулок. Но лучше это делать с пятницы вечером до окончания выходных, когда значительная часть улицы перекрывается и она становится пешеходной. Ни к каким коллапсам в организации движения это не приводит.
Краснодарскому трамваю более 100 лет, в центре города он проложил паутину своих путей по частному сектору в то время, когда о безопасности дорожного движения никто особо не задумывался. Пересечение «слепых» трамвайных перекрестков в центре Краснодара во многих случаях — шок для заезжего водителя. Пути слева и справа просматриваются лишь когда высунешь «нос» на рельсы. Вопрос можно решить установкой панорамных зеркал (как, собственно, везде и делается), но пока, как и 100 лет назад, эти пересечения приходится преодолевать крадучись.
Специфичная краснодарская тема — магазин, парикмахерская, мойка или еще что-то из сферы услуг — как часть домовладения.
По меркам промышленных центров в Краснодаре можно не мыть автомобиль месяцами, тем не менее по количеству автомоек мегаполис «впереди планеты всей». На коротком участке одной улицы их может быть несколько. Зачастую мойка — составляющая «бизнес-» или «торгового центра».
В целом культура вождения намного хуже, чем в среднем по России: бесконечные перестроения, скоростная езда, объезд притормозившего потока по обочинам. Пешеходы на нерегулируемые переходы ступают с опаской (чего уже не увидишь в других крупных городах России): пропустят — не пропустят — лотерея. Сами краснодарцы объясняют это большой долей «станичников» — людей из края, приехавших по делам в Краснодар и в принципе не понимающих культуру городского вождения. Очень много «музыкальных» машин: когда долбит так, что непонятно, как там внутри молодые люди выживают. Как правило, в этом случае стоимость музыкальной установки выше, чем собственно автомобиля (потрепанной Приоры или чего-то подобного).
В Краснодаре многочисленные «серьезные» дома принято прятать за глухим неприступным забором — это накладывает какой-то крепостной отпечаток на облик центральной части города.
Хотя если дом по-настоящему красив — почему бы не показать его публике.
И в заключение пять моих любимых краснодарских фотографий: