Для начала — немного «матчасти». Зачем вообще нужны блокировки дифференциалов? Ответ простой: для равномерного распределения крутящего момента по осям и колесам и, как следствие, улучшения проходимости и зацепа. Электронная межосевая муфта (самый распространенный вариант в последнее время) устроена так, чтобы при пробуксовке одной из осей перебрасывать момент на другую. В случае же ее блокировки (или наличии системы Part Time) тяга распределяется между осями поровну — 50 на 50. Существует огромное количество современных межколесных свободных дифференциалов — с электронным управлением и так называемыми «имитациями блокировок», позволяющими варьировать величину момента на каждом колесе при помощи тормозных механизмов. У большинства наших сегодняшних героев есть еще и жесткие блокировки, которые принудительно «замыкают» дифференциал и распределяют тягу поровну между колесами одной оси. Но есть и такие, у которых установлены механические дифференциалы с определенным коэффициентом (иногда говорят — «процентом»), иначе говоря, без возможности жесткой блокировки.
Перед тем, как ознакомить вас с представителями этого немногочисленного класса, стоит оговориться: мы принимали во внимание только легковые автомобили или их серийные ограниченные версии, которые можно купить в любом автосалоне России или мира. Мы не брали в расчет военную и грузовую технику, а также тюнинговые проекты, не имеющие конвейерного воплощения. Так что все представленные в этой статье машины вы сможете без труда найти на сайтах соответствующих компаний.
Первым номером в нашем списке идет американская легенда — Jeep Wrangler в своей самой внедорожной спецификации Rubicon. Производство модели 4-го поколения с индексом JL началось в 2017 году, традиционно доступны двух- и четырехдверная версии с частично легкоразборным кузовом: сняв крышу и двери, вы можете превратить свой Wrangler в подобие багги. Но нам интереснее внедорожный арсенал: рама, усиленные «мосты» Dana 44, 32-дюймовые колеса, клиренс 252 мм, передаточное отношение «понижайки» 4:1, размыкаемый передний стабилизатор и те самые жесткие электрические межосевые блокировки Tru-Loc. В Штатах для «Рубика» доступен «старый» V6 3.6 Pentastar, в Европе — подзаряжаемый гибрид PHEV, а у нас в России — только 2,0-литровый турбомотор в сочетании с новым 8-ступенчатым «автоматом».
Перемещаемся из Америки в Европу и Россию, где Mercedes-Benz Geländewagen — не менее легендарная фигура, чем Wrangler за океаном. Новый G-klasse появился совсем недавно, в 2018 году. Внедорожник сохранил рамную конструкцию, но «мост» теперь только сзади, а спереди — независимая подвеска. Вместо архаичного механизма «червяк — ролик» установили современную рейку с электроусилителем, расширили колею, увеличили глубину брода до 100 мм и, конечно же, оставили понижающий ряд и блокировки всех трех дифференциалов. Несмотря на вовсе немалую стоимость (в России цены только стартуют с отметки 12 миллионов рублей!), популярность «Гелика» постоянно растет: если в конце 90-х годов продавали всего около 4000 таких внедорожников, то с 2016 года эта планка не снижается ниже 20 000 экземпляров!
«Крузак» — предел мечтаний многих россиян и настоящая автомобильная икона всех времен и народов. Он не только недавно начал продаваться в новом 300-м кузове (сохранив рамную конструкцию с неразрезным задним «мостом»), так еще и получил две комплектации — «Комфорт+» и GR Sport, в которых доступны заветные три блокировки — межосевого Torsen и жесткие электронные межколесные. Данные версии доступны как с бензиновым турбомотором (415 л.с.), так и с турбодизелем (299 л.с.). Дополнительным бонусом в этих спецификациях станет наличие системы KDSS+, позволяющей регулировать жесткость или вовсе размыкать стабилизаторы поперечной устойчивости для увеличения ходов подвески (у таких Land Cruiser — 715 мм). В России за новыми «Крузаками» выстроилась многомесячная очередь, а переплата за обладание желанным символом успеха доходит до 3-4 миллионов рублей.
С момента начала продаж в 2014 году китайский внедорожник Haval H9 уже дважды подвергался обновлениям. К сожалению, в России, как всегда, есть свои нюансы: внешне наш рамный «тульский» Н9 не изменился, но салон стал другим, и, что самое главное, появились жесткие блокировки «центра» и передней оси (от Eaton). Напомним, что задняя «блока» была у Н9 всегда. Правда, максимально вооруженный Haval доступен у нас только с бензиновым турбодвигателем, для дизеля переднюю блокировку не предлагают. Почему? Видимо, потому что Н9 с мотором на тяжелом топливе в Китае больше не производят, да и сама модель доживает в Поднебесной свои последние дни. Так что есть шанс, что именно россияне скоро станут обладателями уникальной возможности купить настоящий внедорожник с тремя блокировками по вполне адекватной цене в три миллиона рублей. Жаль только, что дорожного просвета у Haval H9 маловато — всего 206 мм.
Первый представитель этого обзора, который вы, к сожалению, не сможете официально приобрести в России — созданный в прошлом году в пику все тому же Jeep Wrangler еще один легендарный «американец» Ford Bronco. Впрочем, у него есть пара важных отличий: спереди — независимая подвеска, а самый крутой внедорожный пакет Sasquatch можно запихнуть хоть в базовую комплектацию. «Сасквоч» стоит всего около $7500, но предлагает огромный спектр апдейтов: 35-дюймовые колеса с возможностью установки «бедлоков», «лифт» подвески с 213 до 295 мм с длинноходными амортизаторами Bilstein ESCV, стальной бампер, «тряпочную» крышу, дополнительную защиту днища, расширенные крылья и… три жесткие блокировки с электронным управлением. Жаль, что Bronco в Россию точно не приедет, а взглянув на американские цены, и вовсе хочется плакать.
Если о недоступном в России Ford Bronco вы все же наверняка слышали, то вот об этом образце индийского народного творчества под названием Force Gurkha знают далеко не все. А между тем, этот внедорожник абсолютно удовлетворяет нашему основному условию — у него тоже есть три блокировки (межосевая реализована посредством системы Part Time). У самой проходимой версии Extreme — всегда три двери, два неразрезных «моста» на пружинах (у обычных модификаций спереди независимая подвеска), дорожный просвет 210 мм, углы въезда и съезда 44° и 40°, возможность преодолевать брод до 550 мм и штурмовать уклон в 40°. Под капотом — лицензионный турбодизель Mercedes-Benz ОМ611 (140 л.с.) и 5-ступенчатая «механика» от старого «Гелика». Эх, нам бы такую «Гурху» за такие деньги!
Самый бюджетный автомобиль этого обзора — наша родная «Нива», которая нынче называется Niva Legend и стоит меньше миллиона. Но, как известно, у обычной «Нивы» заблокировать можно только «центр», штатных межколесных «блок» с завода на ней нет. Поэтому нас интересует исключительно модификация Бронто, главная привилегия которой — винтовые «самоблоки» «Вал-Рэйсинг» с очень приличным коэффициентом 65%. Помимо них, у Бронто укороченные главные пары (4,1 вместо 3,9), усиленные пружины, передние амортизаторы от Chevrolet Niva, «грязевые» шины Bontyre Stalker (235/75 R15), более широкая колея, «резаные» колесные арки, новый интерьер и клиренс целых 240 мм! С одной стороны — отличный внедорожник с огромными возможностями, а с другой — очень жалко отдавать миллион рублей за «Ниву»!
Единственный автомобиль в этом списке, который оснащается тремя блокировками, но не является при этом не то что внедорожником, но даже и кроссовером. На сей раз настоящая японская легенда — седан Subaru WRX STI, которому все эти хитрости с полным приводом нужны вовсе не для улучшения проходимости, а для эффективной реализации крутящего момента в скольжениях на самых разных покрытиях. Еще не так давно центральный управляемый дифференциал DCCD (Driver’s Control Center Differential, который в стабильном положении распределяет момент в пропорции 41:59), сочетал в себе механическую и электронную блокировки дифференциала. Нынче механическая часть канула в Лету, но режим Lock с полной блокировкой «центра» остался. Передняя же и задняя «блоки» у WRX STI — полностью механические: сзади — Torsen, спереди — косозубая блокировка собственного производства Subaru, что-то наподобие Quaife.
Совсем скоро вы сможете прочитать на Дроме тест четырех внедорожников с тремя блокировками. Естественно, каждый из них продается в России. А чуть позже мы попытаемся сравнить Subaru WRX STI с одним очень способным и мощным седаном и рассказать о том, как это было…