Визуально в дилерских центрах как будто и нет кризиса: автомобили стоят кучно и разнообразно, только теперь зачастую вместе с подержанными, а дефицит наблюдается на самих покупателей. «Продаж нет ни по новым, ни по бэушным», — резюмируют в салонах. Притом склады пока «ломятся» за счет автомобильных запасов, в том числе из поставок до конфликта на Украине, а также имеются машины еще 2021 года выпуска, на которые продавцы сегодня могут предложить скидки. Кстати, официальные прайсы все еще существуют, но дилеры сами устанавливают конечные рыночные цены, так сказать, «нащупывают» баланс спроса и предложения на свое усмотрение.
Другое характерное наблюдение времени: часть дилеров гибко перестраивает бизнес под насущные потребности — где еще недавно эгоистично стояли японские и европейские бренды, теперь фигурируют китайские. Однако другие дилеры продолжают отстаивать интересы только «своей» марки, в том числе из тех, кто уже свернул деятельность в РФ. «Успели запастись, сотни полторы машин имеется в наличии, так что есть чем торговать». Даже утверждают, что наладили новые каналы поставок «расходников» и запчастей, проблем с гарантийным и постгарантийным обслуживанием нет.
Начнем с традиционных легковых моделей. Очевидно, что представители старшего сословия — такие как Hyundai Sonata, Kia K5, Mazda6, Toyota Camry — по означенной ценовой планке недоступны. Даже если официальный прайс указывает за начальные версии меньше трех миллионов рублей, в реальности таких цен не бывает.
Остается рассматривать модели С-сегмента, которые выпускались в России (а некоторые импортировались). Таковых и раньше-то было раз-два и обчелся, а теперь и вовсе с их выбором беда. Скажем, лифтбек Skoda Octavia — на его остатках продавцы, видимо, исходя из каких-то сакральных соображений делают «заградительную» цену, чтобы никто не смог посягнуть.
Вот реальный пример в одном из официальных ДЦ. Экземпляр с турбомотором 1,4 литра (150 л.с.), 8-ступенчатым «автоматом», в оснащении Style (цифровая приборная панель 10,2 дюйма, кожаный «мультируль» с подогревом, комбинированная обивка сидений, светодиодная подсветка салона, система контроля «слепых» зон) и с заводским пакетом опций. Развернутого прайс-листа в свободном доступе на сегодня нет, только базовая стоимость, а у дилера, соответственно — рыночная цена 3 798 100 рублей.
Насчет Volkswagen Golf или Jetta тоже можно забыть, так что остаются корейские модели С-сегмента, которые успели собрать на «Автоторе». Главным образом это седан Kia Cerato, который еще недавно делил успех с упомянутой Skoda Octavia.
Так, до трех миллионов можно приобрести Kia Cerato, например, со старшим «атмосферником» 2,0 литра (150 л.с.), 6-ступенчатым «автоматом» и в топ-оснащении GT Line+. Наряду с раздельным климат-контролем, мультимедиа с дисплеем 8 дюймов и камерой заднего вида здесь имеются светодиодные фары и задние фонари, электромеханический «ручник», комбинированная обивка сидений, электрорегулировка кресла водителя с «памятью», передний парктроник, телематические сервисы, система контроля «слепых» зон и предотвращения фронтального столкновения, интеллектуальный круиз-контроль, литые диски 17 дюймов.
Предложение на такой вариант может быть в сумме 2 779 900 рублей, что от РРЦ составит сравнительно немного — 260 000 рублей сверху, но по дилерской сети это не предел. Есть и другие модели из числа некогда востребованных и перспективных — универсал Kia Ceed SW. Так, версия с базовым двигателем, но в оснащении Luxe, кроме шести подушек безопасности, ESP, датчика света, медиасистемы с дисплеем 8 дюймов, камеры заднего вида и рейлингов включает в себя передние «противотуманки», раздельный климат-контроль, задний подлокотник с подстаканниками, литые диски 16 дюймов. То есть в целом комплектация беднее, чем вышеозвученный «топ» для седана, однако цена лишь на «сотку» ниже.
Седан Hyundai Elantra седьмого поколения, который с момента появления в РФ в конце 2020 года успел сменить названия комплектаций, хотя это и не повлияло на реальное позиционирование. Так, версии с базовым двигателем 1,6 литра (128 л.с.), «автоматом» и в оптимальном оснащении Comfort могут стоить 2 700 000 рублей, а в средней комплектации Style или предтоповой Elegance как раз около трех миллионов или даже выше.
Кроме того, еще присутствует «французский след» в виде седанов Peugeot 408 и Citroen C4, и, может, напоследок они составят условную конкуренцию. С учетом базовых «атмосферников» 1,6 литра (115 л.с.) и 6-ступенчатого «автомата» эти автомобили дилеры распродают по ценам 2 285 000–2 355 000 рублей за Peugeot и по 2 325 000–2 430 000 рублей — за Citroen. Накрутки к прайсу сравнительно умеренные — не более 120 000 рублей.
Собственно, кроме корейских и французских легковушек данный сегмент другими моделями до указанной ценовой планки не представлен (китайский лифтбек JAC J7 все же заметно дешевле).
Теперь перейдем к автомобилям сегмента SUV. И первым делом пробежимся по знаковым для нашего рынка моделям. К действующим, то есть официально не дезертировавшим, по-прежнему относится кроссовер Hyundai Creta. Но с ним тоже не все в порядке, поскольку есть «престижные» и выставленные дилерами в разряд дефицитных версии.
Речь о моделях со старшим двигателем 2,0 литра (150 л.с.), «автоматом», полным приводом и в упитанной комплектации, такой как предтоповая Lifestyle (шесть подушек безопасности, светодиодные фары, датчик дождя, круиз-контроль, электрорегулировка кресла водителя, беспроводная зарядка телефона, литые диски 17 дюймов). Плюс заводские и дилерские опции. Цена такого варианта, как видим, может переваливать за три миллиона рублей, а это, на всякий случай — больше 700 000 рублей от нынешнего прайса.
Комплектации попроще, с мотором 1,6 литра (123 л.с.) и передним приводом, предлагаются все же дешевле, но в порядке вещей цены в районе 2,5–2,7 миллиона рублей в зависимости от оснащения и маркетинга продавца. Например, в сопроводительных бейджах можно увидеть такой беззастенчивый комментарий: «В стоимость автомобиля включено допоборудование дилера на сумму 650 000 рублей».
В то же время компактный (длина 4370 мм) кроссовер Kia Seltos в своих дорогих версиях может оказаться доступнее. Так, со старшим атмосферным двигателем 2,0 литра (149 л.с.) этот SUV предлагается только с вариатором, а в сочетании с передним приводом (есть и 4WD) минимум с комплектации Luxe: шесть подушек безопасности, передние «противотуманки», датчик света, климат-контроль, мультимедиа с дисплеем 8 дюймов, камера заднего вида, рейлинги, литые диски 16 дюймов.
Цена у дилеров колеблется на уровне 2 570 000–2 665 000 рублей, а в предтоповой комплектации Prestige (светодиодные фары, бесключевой доступ, электрообогрев лобового стекла, навигация, аудиосистема Bose, подогрев задних сидений, литые диски 17 дюймов) просят до 2 850 000 рублей. В этих случаях накрутки составляют 315 000–425 000 рублей. А вот редкие по наличию версии с топовым турбомотором 1,6 литра (177 л.с.) в составе с 7-ступенчатым «роботом» и полным приводом вряд ли найдутся по искомой стоимости.
Кроссоверы Renault в полном составе еще имеются у дилеров, причем в большинстве случаев цены на них не выходят за рамки трех миллионов рублей. А с учетом конъюнктуры заострим внимание на самом востребованном SUV.
Судя по ряду данных, выпуск Renault Duster под брендом Lada все же не состоится, во всяком случае в скором будущем. Поэтому нынешние экземпляры, в сущности, последние из этой серии. Товарный запас у дилеров еще достаточный, некоторые рассчитывают дотянуть до 2023 года и даже частично захватить его, и цены удерживаются с этим расчетом.
Меньше всего в наличии осталось популярных версий с 2,0-литровым «атмосферником»(143 л.с.), который сочетается только с 6-ступенчатой ручной коробкой и полным приводом. Соответственно, и цены на них кусачие. Кстати, на сайте Renault еще «висит» официальный прайс-лист, однако ценники у дилеров с учетом заводского и собственного опциона заметно выше.
Так, за базовую комплектацию Life (передние подушки безопасности, кондиционер, аудио с AUX, USB, Bluetooth, электропривод и обогрев зеркал, рейлинги) дилеры просят около 2 300 000 рублей. Следующая версия Drive привносит боковые подушки безопасности, ESP, передние «противотуманки», дистанционный запуск двигателя, подогрев кресел, электрообогрев форсунок омывателя и лобового стекла, улучшенную отделку, круиз-контроль, кожаный «мультируль», центральный бокс-подлокотник, литые диски 16 дюймов. В этом случае ценники в районе 2 500 000 рублей.
Верхняя комплектация Style добавляет датчики дождя и света, климат-контроль, подогрев руля, медиасистему с дисплеем 8 дюймов, камеру заднего вида, три задних подголовника, тонировку стекол, пластиковые накладки на крыльях, оригинальные литые диски 17 дюймов. А желаемые для продавцов суммы доходят до 2 700 000 рублей и выше. Примерно то же самое наблюдается относительно версий с турбомотором 1,3 литра (150 л.с.), вариатором и полным приводом.
Впрочем, с базовым бензиновым двигателем 1,6 литра (114 или 117 л.с.), а также с турбодизелем 1,5 литра (109 л.с.) и с учетом 4WD автомобиль тоже выставляется не слишком скромно.
Что с кроссоверами японских брендов? Ну, Toyota отметается сразу: даже компактный и не очень востребованный C-HR в отсутствие поставок предлагается далеко за три миллиона, что уж говорить о RAV4, который хоть и был по адресу выпуска прописан в РФ, но теперь в условиях производственной паузы стал очень дорогим. Это касается и Mazda CX-5, а также Nissan X-Trail и тем более импортируемого Subaru Forester, хотя запасы у дилеров по этим моделям еще есть.
До трех миллионов можно приобрести компактный (длина 4379 мм) кроссовер Nissan Qashqai. Но надо иметь в виду, что с востребованным «атмосферником» 2,0 литра (144 л.с.) даже за базовый вариант с ручной коробкой передач, передним приводом, в белом цвете (без доплаты) и в начальной комплектации XE могут попросить 2 800 000 рублей, что превышает РРЦ на 330 000 рублей. Да, базовое оснащение у машины неплохое: шесть подушек безопасности, ESP, помощь при старте в гору, двухзонный климат-контроль, кожаный руль, аудио с USB и Bluetooth, электрообогрев лобового стекла, литые диски 17 дюймов, но тем не менее. Что же касается упакованных версий с вариатором, полным приводом и в популярном оснащении SE или SE+, то цены могут заметно превосходить наш «лимит» с надбавками до полумиллиона рублей.
Не принципиально отличается ситуация по кроссоверам Mitsubishi. Компактный (длина 4365 мм) Mitsubishi ASX больше не импортируется в Россию, и что будет с ним дальше, неизвестно. Притом за старшие версии с двигателем 2,0 литра (150 л.с.), вариатором и полным приводом даже по текущему прайсу минимальная цена 3 039 000 рублей. Кто-то из дилеров на машину старой поставки может предложить цену «ниже прайса», но это исключение.
В этой связи стоит отметить, что Mitsubishi Outlander при некотором стечении обстоятельств тоже можно найти «ниже прайса», хотя все равно свыше трех миллионов рублей. Как пример: версия с базовым «атмосферником» 2,0 литра (146 л.с.), вариатором, передним приводом и в предтоповом оснащении Intense+ (шесть подушек безопасности, передние «противотуманки», бесключевой доступ, медиасистема с камерой заднего вида, электроскладывание зеркал, хром-отделка, задний спойлер, тонированные стекла, литые диски на 18 дюймов). Стоимость 3 179 000 рублей (со скидками ниже трех миллионов), тогда как цена прайса за машины 2021 года выпуска — 3 259 000 рублей.
Доступнее разве что машины от Suzuki, хотя там и формат несколько меньше. В модельной линейке бренда сейчас в свободной продаже в основном представлен компактный (длина 4175 мм) кроссовер Suzuki Vitara, в том числе выпуска 2021 года, а львиная доля приходится на варианты с базовым «атмосферником» 1,6 литра (117 л.с.), 6-ступенчатым «автоматом» и передним приводом.
В базовом уровне оснащения GL (семь подушек безопасности, ESP, кондиционер, подогрев кресел, аудио с CD, USB, Bluetooth) автомобиль можно приобрести за 2 560 000 рублей с учетом 2021 года выпуска. Более востребованная средняя комплектация GL+ добавляет передние «противотуманки», климат-контроль, кожаный «мультируль», центральный подлокотник, хром-пакет, тонированные стекла, литые диски на 16 дюймов, а в качестве опциона — мультимедиа с дисплеем 7 дюймов и камерой заднего вида (плюс 30 000 рублей). Такой вариант доступен примерно за 2 670 000 рублей, а если машина 2022 года выпуска, то цена вполне достигает 2 850 000 рублей. Итого не обойтись без переплат в 280 000–380 000 рублей. В топовых комплектациях с турбомотором и полным приводом цены, соответственно, выше трех миллионов.
Остатки компактных кроссоверов Volkswagen Taos и Skoda Karoq по ценам держатся выше трех миллионов рублей даже с учетом базовых атмосферных двигателей 1,6 литра (110 л.с.) и переднего привода. Правда, у некоторых дилеров немецкий автомобиль в базовой комплектации Respect (шесть подушек безопасности, ESP, светодиодные фары с автокорректором, датчики давления в шинах, бесключевой доступ, электромеханический «ручник», цифровой приборный щиток 8 дюймов, кондиционер, кожаный «мультируль», медиасистема с дисплеем 6,5 дюйма, круиз-контроль, подогрев кресел, центральный подлокотник, рейлинги) может предлагаться «ниже прайса».
То есть формальный нынче на этот автомобиль листок РРЦ с учетом «автомата» показывает сумму в 2 888 900 рублей, а добрый продавец на экземпляр с поставкой «до событий» может предложить цену в 3 000 000 рублей на условиях «без всяких “допов” и за наличку».
Тренд времени: представители китайских брендов берут ситуацию в свои руки, и это при полном отсутствии обычных «бюджетных» легковушек. Некоторые менеджеры так и заявляют: «Постепенно занимаем премиальную нишу». Как известно, цены в течение 2022 года на китайскую продукцию значительно выросли даже в официальных прайс-листах. «Допы» на местах тоже никуда не делись, но сейчас можно отметить, что дилеры стали придерживаться официальных прейскурантов и в то же время манипулируют бонусами. В случае приобретения машины на определенных условиях: трейд-ин, кредит, лизинг — скидки могут варьироваться от 300 000 до 600 000 рублей. Некоторые примеры дискаунтера приведены на иллюстрациях ниже.
Для импортируемой продукции Chery одним из локомотивов продаж выступал переднеприводный кроссовер Chery Tiggo 7 Pro. Здесь турбомотор 1,5 литра в 147 сил в сочетании с вариатором. В топовой комплектации Prestige имеются шесть подушек безопасности, датчик дождя, система кругового обзора, электрорегулировка передних кресел, беспроводная зарядка телефона, панорамная крыша, электропривод двери багажника, литые диски 18 дюймов.
Цена по прайсу — 2 779 900 рублей, что совсем недалеко от установленного нами «потолка». Но, как видим, есть варианты. В принципе, до означенной суммы еще попадает и 7-местный (длина 4700 мм) кроссовер Chery Tiggo 8, который предлагается в единственной комплектации: турбомотор 1,5 литра (147 л.с.), 6-ступенчатый «робот», передний привод и уровень оснащения Prestige. Цена по прайсу 2 879 900 рублей.
Если рассматривать локализованную в РФ китайскую продукцию марки Haval, то до трех миллионов возможно приобрести как младший Haval Jolion, так и старший Haval F7. Но в последнем случае это будут комплектации с базовым турбомотором 1,5 литра (150 л.с.), тогда как для Jolion такой двигатель предложен в качестве старшего варианта по мощности, и кроссовер возможно приобрести в полном «фарше», уложившись в 2,5–2,6 миллиона рублей даже при оплате наличными средствами.
Это с учетом 7-ступенчатого преселективного «робота» и 4WD. Притом в топе (уровень Premium) у этого SUV значатся шесть подушек безопасности, датчики давления в шинах, система кругового обзора и автопарковки, адаптивный круиз-контроль, электрорегулировка кресла водителя, обивка сидений экокожей, электроскладывание зеркал, двухзонный климат-контроль, беспроводная зарядка телефонов, дисплей медиасистемы 12,3 дюйма, цифровой приборный щиток 7 дюймов, проекционный дисплей, хром-пакет, тонированные стекла, литые диски 18 дюймов.
Поставляемые из Белоруссии и Китая кроссоверы Geely лишились некоторого модельного преимущества. Прежний Geely Atlas, то есть автомобиль с атмосферным двигателем — ушел в отставку, не выпускается с прошлого года и у дилеров по России где-то в «заначке» могут быть единичные экземпляры. Поэтому официальный прайс-лист на эту модель еще присутствует. Однако марка теперь в общей струе — модели с турбомоторами, и продвинутые менеджеры приведут 100 аргументов в пользу таких агрегатов по сравнению с «не едущими и прожорливыми “атмосферниками”».
В первую очередь это касается компактного (длина 4330 мм) Geely Coolray: без выбора трехцилиндровый турбомотор 1,5 литра (150 л.с.) с непосредственным впрыском, сочетающийся только с 7-ступенчатым «роботом» и передним приводом.
Кроссовер укладывается до трех миллионов с учетом топовых спецверсий Flagship Sport (2 710 000 рублей) и Nero (2 750 000 рублей), однако и «обычная» комплектация Flagship (третья в списке) упакована богато. Здесь шесть подушек безопасности, светодиодные фары, системы контроля «слепых» зон, кругового обзора и автопарковки, комбинированная обивка сидений с передними «спортивными» креслами, электрорегулировка кресла водителя, металлические накладки на педали, электроскладывание зеркал, цифровой приборный щиток 7 дюймов, видеорегистратор, литые диски 18 дюймов. Цена по прайсу 2 660 000 рублей.
Что касается текущего поколения Geely Atlas Pro, исходя из официального прайса до трех миллионов рублей попадают только переднеприводные версии кроссовера. Причем для этой модели тоже предусмотрен 3-цилиндровый турбомотор 1,5 литра, но мощностью в 177 сил.
Однако именно в переднеприводных вариантах данный двигатель сочетается с 6-ступенчатым гидромеханическим «автоматом». Предусмотрено два уровня оснащения, верхний из которых — Luxury, включает в себя шесть подушек безопасности, датчик дождя, бесключевой доступ, систему кругового обзора, салонное и боковые зеркала с автозатемнением, электрорегулировку кресла водителя, медиасистему с дисплеем 12,3 дюйма и 8 динамиками, цифровой приборный щиток 7 дюймов, задний центральный подлокотник, литые диски 18 дюймов. Цена 2 879 000 рублей.
С этого же уровня оснащения кроссовер предлагается в конфигурации «мягкого гибрида», где тот же турбомотор работает в составе с роботизированной 7-ступенчатой коробкой, полным приводом и системой 48V EMS, включающей в себя стартер-генератор с ременным приводом и компактную литий-ионную батарею. Но до трех миллионов рублей такой Atlas Pro доступен только со скидками на определенных условиях, а в «чистом» виде, особенно за топ-версии, цена заметно выше этой грани.
Итак, автомобили, подпирающие планку в три миллиона рублей, на сегодня в продаже имеются, и даже с определенным выбором. Только с очевидными оговорками — практически полное переформатирование по классам, скудный (однообразный) марочный и модельный ассортимент.