Количество нетрезвых водителей в России традиционно велико. По данным ГИБДД, в 2019 году они стали виновниками более 15 тысяч аварий, в которых пострадали 19 133 человека и еще 3894 погибли. При этом ущерб от действий пьяных водителей исчисляется сотнями миллионов рублей. Опыт европейских стран показывает, что ни огромные штрафы, ни лишение прав на длительные сроки не дают такого эффекта, как исключение самой возможности вождения в нетрезвом виде. Неудивительно, что алкозамки начали свое распространение по миру именно из Европы. Впервые их применили в Швеции в 90-е, и сегодня во многих странах, например, во Франции, алкозамки устанавливают на рейсовые городские автобусы. Более того, транспортные компании, занимающиеся доставкой людей или грузов, начали использовать алкозамки на своих автомобилях по собственной инициативе.
Давайте в общих чертах вспомним принцип действия алкозамков, тем более что это пригодится нам в дальнейшем. Алкозамок, или алкоблокиратор — стационарное устройство, установленное на автомобиле и интегрированное в систему зажигания. Оно позволяет запустить двигатель только в том случае, если посчитает водителя трезвым. Если в воздухе, выдыхаемом водителем через мундштук и попадающем в дальнейшем в измерительную камеру, имеется этанол, он окисляется на наружном слое измерительного электрода. В результате электрохимической реакции возникает ток, по величине которого и можно судить о количестве выпитого.
С недавних пор в странах Евросоюза алкозамок стал неотъемлемой частью автомобиля, водитель которого был отстранен от езды из-за нетрезвого состояния. Интересно, что с похожей инициативой российские законодатели выходили еще в 2012 году, чему предшествовало многолетнее обсуждение вопроса. Тогда фракция «Справедливая Россия» внесла в Госдуму законопроект, по которому предлагалось заменять лишение прав установкой алкозамка. При этом вместо «настоящих» водительских прав предлагалось выдавать временные, с указанием возможности вождения транспорта лишь с алкозамком. Установку устройства на автомобиль планировали возлагать на нарушителя, а поимку его при вождении обычного автомобиля сопровождать отсидкой 15 суток. По тому законопроекту решение суда о вождении машины с установленным алкотестером не могли применить к большой группе «льготников»: беременным женщинам, матерям, имеющим детей до трех лет, инвалидам, военнослужащим, пожарным, а также — сотрудникам полиции!
Этот примечательный законопроект растворился в других инициативах, однако в 2019 году об алкозамках вспомнили уже депутаты Московской городской думы, и причиной тому стало… агрессивное развитие каршеринга. Какое-то время московские власти и прогосударственные СМИ на каждом углу рапортовали о лидерстве столицы в распространении краткосрочной аренды машин. При этом почему-то умалчивалось, что связано это с двумя факторами: массовым привлечением иностранной рабочей силы (в основном из Средней Азии) и допуском иностранных граждан к вождению каршеринговых машин, начавшемуся в 2018 году в преддверии чемпионата мира по футболу. Короче говоря, гастарбайтеры массово оседлали каршеринг и резко ухудшили аварийную обстановку на дорогах столицы — в том числе и потому, что они частенько пользуются машинами под хмельком. Попутно расцвел и бизнес по перепродаже аккаунтов, клиентами которого как раз и становятся лица, отключенные операторами каршеринга за нарушения, или водители, лишенные прав.
По этой причине обсуждение принудительной установки алкозамков московские депутаты начали с автомобилей каршеринга. Блокировать возможность запуска двигателя предполагается в том случае, если алкотестер зафиксирует критический уровень этилового спирта. Напомним, что установленное сейчас законом пороговое значение, позволяющее признать водителя пьяным, составляет 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха. Не следует путать этот показатель с содержанием алкоголя в крови, по которому пороговое значение, отделяющее пьяного от трезвого, составляет сегодня не менее 0,3 грамма на литр крови.
Летняя инициатива Мосгордумы получила развитие осенью: в октябре при участии общественных объединений и представителей бизнеса состоялся круглый стол. Согласно данным комиссии Мосгордумы по безопасности, спорту и молодежной политике, каждое десятое ДТП с участием нетрезвых водителей организовали именно пользователи каршеринга. В общем, все это больше похоже на наезд по адресу каршеринга, однако что делать с остальными девятью пьяными, которые сели за руль? Ими решили заняться на федеральном уровне — в Министерстве промышленности и торговли РФ, которое в том числе регулирует и автомобильную отрасль в России.
Прошедшим летом Минпромторг взялся за разработку концепции внедрения алкозамков, причем не обошлось и без ссылок на Европу, где все новые автомобили, поступающие в продажу, с 1 января 2022 года в обязательном порядке должны быть оборудованы интерфейсом под установку алкоблокираторов. Интересно, что в Минпромторге признают возможность некорректного срабатывания алкотестеров, входящих в состав алкозамков, по причине широкого круга факторов — от курения до использования омывающих жидкостей, содержащих этанол.
Одним из самых ярких противников введения алкозамков в нашей стране стал координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов, с которым мы и побеседовали на эту тему. Именно конструктивное несовершенство алкозамков представляется активисту ключевым фактором, не просто препятствующим их распространению, а делающим широкое использование невозможным. Петр утверждает, что как и всякий прибор, алкотестер требует периодической поверки — только в том случае его показания будут иметь законную силу по блокировке пуска двигателя. Мы сверились с данными реестра Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, который ведет Росстандарт. В настоящее время к использованию допущены несколько «Комплексов измерительных автоматизированного учета алкоголя», равно как и «Систем измерительных автоматизированного учета алкоголя» от производителей России, Белоруссии и Великобритании. Для всех из этих устройств установлен межповерочный интервал: прибор инженерного центра «Фларс» (г. Минск) нужно поверять раз в полгода, а все остальные из допущенных устройств — раз в год.
Таким образом, в случае принудительной установки алкозамков на частные легковые машины всю ответственность за своевременное проведение поверки легко возложить на владельца транспортного средства, привязав поверку, например, к прохождению технического осмотра.
Вместе с тем Петр Шкуматов утверждает, что любой алкозамок легко обмануть: на рынке широко представлены такие «обманки» по весьма умеренным ценам — около двух тысяч рублей. Однако в самом ли деле наше государство повсеместным введением алкоблокираторов преследует такую благую цель, как сокращение аварийности на дорогах?
Один из руководителей крупного автомобильного бренда, с которым мы побеседовали, считает, что вероятное введение алкозамков рассматривается правительством как новый инструмент регулирования рынка. При этом инициировано оно не самим правительством, а лоббистами из числа топ-менеджеров российских компаний. В качестве выгодоприобретателей наш собеседник даже назвал КАМАЗ и «Соллерс», предположив, что загодя, то есть до оглашения Минпромторгом правил установки и использования алкозамков, они обязательно подготовят соответствующие технические решения, получив таким образом конкурентное преимущество перед другими компаниями как минимум на полгода. Кроме того, повсеместное внедрение алкозамков — это еще и способ организовать искусственный спрос на алкозамки, а, стало быть, и гарантированный сбыт продукции фирмам, интересы которых представлены в правительстве.
Но какими способами государство будет воздействовать на автомобильные компании? Наш собеседник считает, что набор средств тут самый широкий — от отказа в выдаче Одобрения типа транспортного средства, то есть сертификата, позволяющего продавать машину на рынке, до штрафных санкций. Если же говорить о тех автопроизводителях, кто уже наладил сборку автомобилей в России, здесь речь может идти о неполной компенсации утильсбора, что будет очень болезненным. Топ-менеджер другой компании уточнил, что наиболее вероятным рычагом воздействия на бизнес станет ограничение доступа фирмы-нарушителя к программам господдержки и госзакупок. В этом случае правительство не станет жестко требовать установки алкозамков, а будет лишь рекомендовать их установку.
Один из технических директоров крупной китайской компании считает, что правительство РФ не станет торопиться с инициативой по установке алкозамков, и у автомобильных компаний есть в запасе еще как минимум два года. По его мнению, самое трудное заключается в формировании технических требований на новые устройства, равно как и требований на их эксплуатацию. При этом вне зависимости от места сборки машины — локального или заграничного, никаких технических трудностей по установке алкозамков на новые модели наш собеседник не видит.
Чем грозит установка алкозамка рядовому автомобилисту? Здесь все опрошенные нами эксперты единодушны: по самым скромным подсчетам цена легкового автомобиля возрастет минимум на 100-120 тысяч рублей. Эта сумма будет складываться из цены самого алкозамка и цены его установки, стоимости сертификации алкозамка, притом что сертификат будет иметь ограниченный срок действия. К тому же увеличится стоимость процедуры сертификации автомобиля (то же самое было и после принудительной установки модуля Эра-ГЛОНАСС). Напомним, что и сам Минпромторг прогнозирует увеличение цены автомобиля на 25-120 тысяч рублей.
Вероятно, поначалу алкозамки начнут внедрять на коммерческий транспорт, в каршеринг и автомобили такси, из-за чего цена поездки или аренды машины только возрастет. Вместе с тем есть и другой, не менее действенный способ — вернуться к проверенной практике советского времени, когда на каждом автокомбинате, в автобусном или таксомоторном парке всех водителей перед выходом на линию освидетельствовал медработник. К сожалению, такой подход не несет никаких финансовых выгод ни лоббистам внедрения алкозамков, ни государству, а значит, и рассчитывать на него вряд ли приходится…