Во второй половине января в Москве наконец распогодилось: дожди закончились, аномальное тепло растопило почти весь снег, а дороги стали полностью сухими. Пора измерять динамику!
Начать решили с проверки мощности мотора на диностенде. Наши постоянные читатели наверняка помнят, что именно Дром первым сделал независимый замер мощности Lada Vesta на диностенде кафедры АДиС (факультет наземного и воздушного транспорта) Казанского технического университета им. А. Н. Туполева. А через пару лет мы провели целый цикл таких замеров на диностенде Superflow 880E AWD в Зеленограде. Но с тех пор многое поменялось — вплоть до того, что пришлось искать новый диностенд (ребята из Зеленограда прекратили свою работу). Поэтому в этот раз замер мощности мы сделали в тюнинг-студии GunRace на диностенде V-tech.
Перед замерами у нас поинтересовались, есть ли на вариаторе Ауры «фиксированные» передачи — это требовалось для привязки к оборотам мотора и получения данных по крутящему моменту. К счастью, у Лады есть «ручной» режим с выбором псевдоступеней. Однако он, как и у многих, не совсем честный: коробка даже в нем «включает следующую передачу», когда обороты мотора становятся высокими. Но других нюансов и противопоказаний для замеров не было: машина чистая, шины без шипов… Погнали?
Скажем сразу: импортозамещенная версия 1,8-литрового мотора ВАЗ-21179 заявленных показаний не достигла: всего 114,4 лошадки вместо регламентированных 122. И крутящего момента тоже недостача — вместо положенных 170 «ньютонов» только 163,4. То есть меньше на 6,23% и 3,89% соответственно. АВТОВАЗ нас обманывает и недодает уплачиваемую в транспортном налоге мощность? Формально да. Но я бы не стал сгущать краски, поскольку наши замеры делались с использованием 92-го бензина. Да, он разрешен для Ауры, однако в инструкции русским по белому написано, что рекомендованное топливо — бензин с октановым числом 95, а 92-й допускается использовать при отсутствии 95-го. Так что в нашем случае двигатель Ауры физически не мог показать все свои силы. Но мы посчитали, что наши замеры будут актуальны в первую очередь владельцам седанов и универсалов Веста, на которые также ставят аналогичные силовые агрегаты. Как думаете, какой бензин чаще всего выбирает хозяин Лады: подороже или подешевле? 😊
Но помимо бензина есть еще один момент. Посмотрите внимательнее на график с результатами замера: видите, на каких оборотах достигнута максимальная мощность? А ведь по ТТХ ее максимум должен быть при 5900 об/мин! Учитывая уверенный рост показаний до самого пика на 5438 об/мин, нетрудно предположить, что если бы мотор докрутился до 5900 об/мин — пропавшие «лошадки» вполне могли бы вернуться под капот даже при 92-м бензине!
Но почему обороты не достигли необходимых значений? Все дело в вариаторе: он, как мы уже сказали, не держит выбранную «передачу», если обороты достигают 5,5 тысячи.
Однако отличия от заявленных показаний можно списать и на разницу в методике замеров. Чаще всего характеристики двигателя определяют на специальном стенде, получая показатели непосредственно с маховика. Но на диностендах мощность берется с колес, а значения для двигателя высчитываются путем измерения «выбега». Так что до колес в любом автомобиле доходит не вся мощность и не весь момент: в трансмиссии может потеряться до 30% заявленных «лошадей» и «ньютонов».
Поэтому после замера мощности мы поехали измерять динамику разгона. Именно разгон — то, что автовладелец может оценить и сравнить в реальности и без всяких стендов: можно просто вдавить акселератор на загоревшийся зеленый, а можно взять две машины и устроить нелегальный дрэг-рэйсинг — кто быстрее получит штраф.
Мы же нашли ровную дорогу с минимальным трафиком (чтобы никому не мешать и соблюдать безопасность в движении) и без камер контроля (в окрестностях Москвы найти такую не так просто, но в данной ситуации достаточно всего трех-пяти сотен метров) и приготовили наш старый добрый Racelogic. Погода — отличная: облачно, -1°С и при этом абсолютно сухой асфальт. Шины у нас, напомним, зимняя «липучка» модели Gislaved Soft Frost 200, в баке по-прежнему 92-й бензин (причем бак полон — горят все сегменты на указателе уровня топлива), в машине один водитель, кондиционер выключен… Стартуем как обычно — с переносом ноги с педали тормоза на педаль газа, и…
…с первой же попытки Аура укладывается в заявленные 12,5 секунды разгона до «сотни»: на экране беспристрастного прибора оптимистичные 12,2 секунды. Да ладно!? Может, ветер помог? Но наша дорога проходит почти поперек преобладающей розы ветров. В любом случае результат надо закрепить, поэтому разворачиваемся, снова газ в пол с переносом ноги, и…
…и снова на экране 12,2 секунды! Может, прибор не сбросил показания перед повторным заездом? Нет, разгон 0–60 немного отличается: было 5,6 секунды, стало 5,4. Да и максимальная скорость, показанная при замерах, тоже разная. Однако, Лада умеет удивлять! А что тогда будет, если стартовать с двух педалей? Делаем еще один заход, на этот раз тормоз жмем левой ногой, а правой начинаем добавлять оборотов…
В этот раз старт вышел заметно резче, да так, что от неожиданного рывка педаль газа не сразу прожалась до пола. Тем не менее 60 км/ч Аура достигла еще на три десятых быстрее (5,1 секунды), а «сотню» набрала за 11,8 секунды.
Сдается нам, что паспортные данные разгона АВТОВАЗ на всякий случай привел применительно к машине не только с одним водителем, но и с одним сытым чиновником внутри. 😊 А если вместо 92-го залить 95-й бензин? Напишите в комментариях, как много, на ваш взгляд, добавит к динамике машины более высокооктановый бензин?
При этом характер разгона у Лады не такой уж и скучный. Это наш «Москвич» разгонялся посредством изменения передаточного чисел в вариаторе — то есть на постоянных оборотах мотора. У Лады же явно слышится (и видится на тахометре) «смена передач».
Также отметим, что мы не почувствовали явного увода машины в сторону при интенсивном разгоне, что было характерно для старых переднеприводных моделей АВТОВАЗа. Не было и пробуксовки ведущих колес, даже при старте с двух педалей, даже короткой. Так что резвость машины, которую мы подметили в первый же день, не кажущаяся: Аура на самом деле способна резво (для обычного городского трафика, конечно, а не для заездов по автодрому!) стартовать, особенно в городском диапазоне 0–60 км/ч. Но вот на трассовых скоростях уже не все так хорошо: быстрые обгоны требуют мобилизации практически всех ресурсов мотора и коробки. Так что за городом на Ауре лучше ездить не торопясь, степенно, с достоинством. И даже относительно экономно: при скорости 105–110 км/ч можно получить неплохие для утяжеленной растянутым кузовом версии Весты 6,6 и даже 6,5 литра на 100 км.
На этом пока все. Наша Аура продолжает наматывать километры на ШРУСы, а мы — продолжаем изучать машину, выявлять ее особенности и оценивать с точки зрения не только водителя. Впрочем, об этом мы расскажем в следующем выпуске — не переключайтесь!