История моего знакомства с автомобилем Toyota Prius началась весной 2007 года. История эта необычна, носит, я бы сказал, романтический характер, поэтому немного на ней остановлюсь.
Итак, в конце апреля 2008 года мы с женой оказались в Вечном городе Риме. Италия вообще божественна, Рим впечатляет особенно, но речь сейчас не об этом.
На Площади Испании нас застал проливной дождь, пришлось брать такси. После многочисленных попыток, промокшим насквозь, нам удалось остановить такси, которым впоследствии оказалась Toyota Prius.
Я не могу назвать себя начитанным человеком в области автомобилей. Не покупаю и не читаю автомобильные журналы, но в целом, будучи человеком, интересующимся новыми технологиями, конечно же, слышал о гибридных автомобилях и имел четкое мнение, что Prius, по крайней мере, в 10-м кузове, машина хоть и прогрессивная, но уж больно неприятная внешне. А для меня внешний вид машины имеет значение.
Не обратив внимания на внешний вид подъехавшего такси, я уселся внутрь и был поражен в самое сердце. Торжество технологий было во всей красе.
Пока мы ехали до отеля, я на своем не очень хорошем английском интересовался «а это что, а это зачем, а это как», а водитель, опять же, на английском, отвечал. Из машины я вышел пораженный. Причем не только тем, что водитель такси знает английский.
Все было необычно. Панель приборов, бортовой компьютер с загадочными графиками, селектор переключения скоростей. Но больше всего меня, конечно же, потрясла бесшумность движения и абсолютная тишина во время стояния в пробках (а в Риме они тоже есть), когда кажется, что у машины выключен двигатель, а она вдруг раз – и едет. Потом опять стоит и тишина…
Одним словом, я долго еще не мог забыть своих ощущений.
А самое интересное во всей этой истории было то, что я в тот момент находился в процессе покупки автомобиля, то есть располагал суммой для приобретения, в том числе, и Приуса. Правда, конечно же, не этого конкретно и даже не в Италии.
Но тогда мои стопы были направлены в сторону покупки машины размером побольше и даже был отдан залог в 10 тысяч за Ford Escape, который вот-вот должен был приплыть из США. Этого автомобиля я так и не дождался, залог был безвозвратно утерян и был приобретен Ford Maverick, 3-х литровый 203-лошадный паркетник со средним расходом бензина 17 литров на 100 километров и штампом ДУБЛИКАТ в ПТС, который я позорным образом при покупке прощелкал.
Прошло полтора года. Маверик меня, в целом, устраивал, если закрыть глаза на ненужные в городской черте лишние 3 лошади, условную всепроходимость и неслабый расход бензина. Но все это время Prius не выходил из головы, периодически я появлялся на priusforum.ru, черпал информацию про машину, интересовался «болячками», смотрел фотографии. Однако, всерьез вопрос замены Мавра на Приус не рассматривал.
Может, так бы все и продолжалось, но в конце 2009 года коррективу внесло наше правительство, которое запустило, как впоследствии оказалось, утку о возможном повышении налогов чуть ли не в два раза. Было принято решение Маверика продать. В качестве альтернативы рассматривался, конечно же, Prius. Но правда жизни оказалась в том, что Маверик за полтора года очень сильно потерял в цене (с 570 до 450 тысяч). Потенциальных покупателей за бОльшие деньги не было, равно как и возможности взять недостающую для покупки Приуса сумму в долг. Собственно, в ценовом диапазоне 470-500 тысяч оказались либо праворульные приусы, которые я отмел сразу же, либо американцы сплошь битые или с сильно скрученным пробегом. При этом варианты на auto.ru таяли и отметались прямо на глазах. С грустью осознав, что Приус за эти деньги мне не светит, я обменял Ford Maverick на Toyota Avensis, утешая себя мыслью, что годика через три кризис закончится, с финансами будет получше, а на вторичном рынке появятся дилерские Приусы в тридцатом кузове.
Однако, Avensis буквально с первых дней принялся меня огорчать и к этому автомобилю я так и не привык, о чем уже здесь
Отзыв о Toyota Avensis лил слезы, утирал сопли, скулил, жаловался, ныл, в общем, всячески пытался вызвать среди присутствующих толику сочувствия. Одни прониклись, вторые потребовали не разводить сырость
Спустя полгода, взвесив все за и против, а также проанализировав свое материальное состояния, я принял решение продать Avensis в пользу, конечно же, Приуса. В этот раз другие варианты даже не рассматривались, ибо я был уверен, что обладание любым другим автомобилем не избавит меня от заглядывания на японское чудо гибридостроения.
Вновь вернувшись к бюджету, который был при покупке Форда, а именно к 550-570 тысячам рублей, я не стал ориентироваться на cars.auto.ru (цены там при первом рассмотрении ниже, но во-первых в памяти был неудачный опыт двухлетней давности, а во-вторых если ты приехал из региона, за день посмотришь в лучшем случае пару машин), а обратился к одному из уважаемых продавцов priusforum.ru, Алексею Волянину ака Алексей Volya у которого и подобрал автомобиль, не побоюсь этого слова, своей мечты.
Впрочем, как подобрал…изначально хотелось взять рестайлинг в комплектации Business, это было как раз по деньгам, тем более что в нашем городке навигация не нужна, а Bluetooth hands-free у меня уже была. Но приуса в таком виде на момент покупки не оказалось, пришлось брать дорестайл 05 года, правда, в комплектации Executive. Можно было бы, конечно, ловить машину с аукционов, но процесс ожидания для меня всегда утомителен, да и без машины в городе я обходиться не могу.
Итак, процесс выбора и покупки остался позади, теперь, собственно, о самих ощущениях.
Внешне Toyota Prius не привлекает внимания. Для кого-то это плюс, кому-то, напротив, хотелось бы автомобиль более вызывающий. Если сзади 20-й кузов выглядит осовремененным за счет больших фонарей, то спереди клюв капота явно показывает японскую принадлежность. Глаз незнающего человека примется искать руль в бардачке и в некоторых случаях таки найдет
Немного остановлюсь на конкретных недостатках моего автомобиля. Скорее для того, чтобы потенциальный покупатель, прочитав мой отзыв, имел представление о состоянии приуса такого возраста и за такие деньги. Речь идет о европейце. Сколами на капоте и облезлой ручкой бардачка, наверное, «похвастаться» могут многие. Кроме того, в наследство мне достались следующие неприятные моменты:
- два ожога от сигареты – на кнопке опускания стекла с водительской стороны и ручке задней двери;
- неравномерные зазоры между капотом и крыльями (говорить может о многом)
- замененное водительское (или пассажирское – кто теперь разберет) сиденье. По словам продавца, оно также было «отмечено» пеплом от сигареты. При первом рассмотрении сиденья одинаковые, но если приглядеться – видно другой оттенок велюра на боковинах.
- какая-то странная и выпирающая с разных углов крышка бензобака (тоже может о многом свидетельствовать).
- многочисленные царапины пластика бардачка.
- многочисленные царапины консоли с водительской стороны.
- многочисленные царапины внутренней облицовки пятой двери.
- треснутые ПТФ.
- скрученный пробег, о чем, впрочем, честно предупредил продавец, равно как и сообщил пробег настоящий, что впоследствии подтвердилось (об этом ниже).
Вроде бы все.
Теперь общественность может сказать: «Фигасе пятилетний автомобиль в весьма посредственном состоянии, с пробегом за 100 тысяч за 560 тысяч рублей! Взял бы лучше вон Auris чуть ли не 08 года. Или новый Logan, в который три года даже лазить не придется. Или Focus. Или…или…» Но так говорит только тот, кто не ездил на Приусе, не сидел внутри и не проникся, так сказать, его философией. Для меня альтернативы не было, и нет ее сейчас, спустя полтора месяца после совершения покупки.
Я отвлекся, продолжаем говорить о недостатках. Теперь об общих, а не только присущих конкретно моему экземпляру.
Видно, что японцы в стремлении создать высокотехнологичный автомобиль сэкономили на всем, на чем можно сэкономить. Дешевый легко царапающийся пластик. Какие-то дурацкие передние двери, прямые, тонкие, хлипкие и пришедшие к нам с какого-то минивена конца 80-х годов. Если говорить о спорных технологических решениях, то и здесь они найдутся. Странный режим работы заднего дворника – при включении омывателя, дворник сам не включается. Нужно сначала брызнуть – потом включить. Неудобно. Конечно, есть отдельный режим, в котором при постоянно работающем дворнике можно брызнуть на стекло, но не наоборот. Сам дворник тоже вытирает заднее стекло как-то откровенно вяло и оставляет огромные неочищенные участки. Вполне возможно, если поменять щетку (на первое время я поставил обычную хорсовскую резинку), причем размером побольше, положение изменится. Ножник вместо ручника – тоже на любителя. При моем росте 180 см чтобы нажать на него, нужно коленку чуть не к подбородку подтягивать. Тем более постоянно грязная педаль (а как иначе) мозолит глаза и постоянно норовит испачкать одежду. Руль, который многие называют очень острым и информативным, мне показался чересчур тугим в городских условиях. Крутишь ладонью – чувствуешь усилие, а если ладонь вспотела – может и провернуться, особенно если машина стоит на месте. Электроруль на Avensis крутился намного легче, равно как и гидроруль на Maverick.
Не могу объяснить причину, но в Приусе совершенно дурацкое радио. По качеству сигнала и сочности звука оно явно проигрывает всем автомобилям, которые у меня были до этого. Да и хваленая JBL с девятью динамиками тоже не впечатлила. Чтобы добиться более-менее качественного звучания радио, нужно выкрутить все частоты чуть ли не до максимума. А если включать с этими настройками диск, то «срать» динамики начинают уже на половине громкости. Приходится опять подкручивать назад. При этом на том же Avensis я не чувствовал особой разницы в звуке с радио или CD. Эту неприятность пережить можно. Не будучи меломаном, я чаще всего слушаю «разговорные» радиостанции, да и на трассе предпочитаю слушать звук двигателя, оставляя музыку фоном.
В бортовом компьютере совершенно по-дурацки организована телефонная книга (машина со встроенным Bluetooth). Мало того, что она не воспринимает номера на +7 (необходимо чтобы начинались с 8), так еще и в телефонную книгу нельзя ввести номер с дисплея. Можно только передать через BT в виде визитной карточки. Владельцы Iphone, к которым отношусь и я, что называется, пролетели. Чтобы решить проблему, мне пришлось искать «напрокат» телефон с возможностью «оптового» трансфера абонентов через BT. Кроме того, не поддерживается кириллица, а номер определяется, только если он занесен в телефонную книгу и то не всегда. Никак не могу объяснить тот факт, что номер одного и того же абонента, занесенный в телефон и адресную книгу БК иногда определяется, иногда нет.
Первоначально я думал, что BT-профиль в компьютере вообще имеет какой-то глюк. То номер определяется, то нет. То на кнопках быстрого вызова отображается номер, то не отображается. И только потом понял глубокую мысль японских инженеров, которые просто ограничили бОльшую часть возможностей пользования телефонной книгой во время движения. Есть ли в этом здравое зерно или нет – не знаю. С одной стороны, это вопросы личной безопасности, с другой – не стоит делать из автолюбителя ребенка. Если мне нужно будет набрать номер, а телефонная книга БК будет недоступна во время движения, я наберу номер с телефона и отвлекусь на это куда больше.
Что касается качества BT-связи, то она традиционно посредственна, сопоставима по качеству с какой-нибудь Jabra SP200 и зависит от уймы условий. Если машина едет на трассе со скоростью 120-140 км/ч, то адекватно пообщаться с человеком не получится. Лучше или отложить разговор, или говорить в телефон.
По-прежнему, как и в случае с Avensis, для меня осталось загадкой предназначение ручки над водительской дверью (не держаться же за нее во время движения, право слово). Сомнительным оказалось решение сделать полноценную кнопку ODO TRIP, которой я практически не пользуюсь. Разочаровал своим объемом бачок омывателя стекла, при том что форсунки лобовика пользуют жидкость без особой экономии. В том же Avensis объем бачка – 9 литров. Залил и забыл.
Традиционное для хэтчбека болтание груза в багажнике, конечно, может решиться путем покупки сетки, но пару крючков для фиксации пакета с продуктами, все-таки можно было бы продумать.
Шумновата работа двигателя (когда он работает) и немного напрягают в первое время подергивания планетарки в положении D во время нажатого тормоза. Многие грешат на плохую шумоизоляцию Приуса. Чего не заметил, того не заметил. Вполне сопоставима с шумкой Авенсиса или Маверика. Не лучше не хуже.
С недостатками, или правильнее сказать, придирками, будем считать, что покончено. Теперь поговорим о том, за что мы любим Приус «несмотря на…»
Садишься за руль – и забываешь обо всех недостатках. Центральная консоль, панель приборов, дисплей БК – все это и пять лет назад опередило время, да и сейчас смотрится мало того что современно, но даже и футуристично. Приус безусловно обладает неким «ВАУ-эффектом». Ничего особенного снаружи, но садишься внутрь – и ВАУ!!! Наверняка таким видели автомобиль будущего лет двадцать назад.
Панель приборов, вынесенная к лобовому стеклу, ничуть не напрягает и не заставляет привыкать. Наоборот, спидометр всегда виден боковым зрением лучше чем при его традиционном расположении. Также не «проспишь» включенные указатели поворота, они всегда на виду. На Авенсисе, опять же, звук щелчков был тихим, а световая индикация была видна плохо. Иногда со включенным поворотником не один квартал проедешь…
Про функциональность руля вообще молчу – на него вынесли все что было можно. С руля можно управлять аудио, телефоном, навигацией, климатом и даже обогревом лобового и заднего стекол. Поэтому когда к авенсисовскому рулю прибавляют приставку «мульти» - я лишь иронически хмыкаю. Кстати, очень грамотно сделана следующая мелочь. На руле Авенсиса если нажимать на кнопки перехода по радиочастотам кратким нажатием – происходит поиск станций. Если долгим – переход по занесенным в память станциям. Не совсем удобно, если учитывать то, что по станциям в памяти переходим гораздо чаще. В Приусе все по уму – нажал кратко – перешел на следующую радиостанцию в памяти. Нажал длительно – начался поиск.
Очень много места для всяких мелочей во всевозможных бардачках и отсеках. Специальный отсек для очков. Можно смеяться, но это то, чего явно после Маверика не хватало в Авенсисе. Из таких мелочей и складывается ощущение, что разработчики машины о нас позаботились.
Для передних пассажиров много места, гораздо больше чем может показаться если смотреть на Prius снаружи. Задним тоже не тесно. Багажное отделение вместительное, плюс можно убрать поддон, освободив место, в ящике, например, для собаки. А если убрать ящик и докатку – освободится и нижний этаж.
Очень понравилась работа омывателя лобового стекла. 8 форсунок брызгают не поверх машины, на соседние автомобили, а ровно до середины стекла, но четко и под хорошим давлением. И дабы оправдать малоемкостный бачок омывателя, скажу, что заливочная горловина сделана очень удобно – на виду и широкая. Мимо точно не плеснешь даже из пятилитровой баклажки, воронку возить с собой не нужно.
Prius – исключительно городской автомобиль. Подтверждением тому является тот факт, что по городу он расходует бензина чуть ли не столько сколько и на трассе. Особенно если в городе почаще использовать торможение двигателем, а на трассе ехать 120-140. Скорость в 120 км/ч я бы назвал для Приуса «комфортным потолком». Сердце кровью обливается слушать как он «рвет» свой 78-лошадный мотор на более высоких скоростях. При этом машина хоть и показывает, что ей тяжело, но затяжные подъемы преодолевает уверенно, а при обгонах достаточно динамична. Люди умудряются уложиться в загородный расход в 4-4,5 литра, но у меня меньше 5,5 пока не получалось. Я и езжу, справедливости ради, 130-140, а не 90-100. Круиз-контроль тоже, кстати, не спасает. Это вторая машина, на которой я пытаюсь привыкнуть к круизу, но и тут пока не получается. Больше использую, чтобы правой ноге дать отдых, а не для экономии. Ибо если на подъеме при выключенном круизе инстинктивно сбрасываешь скорость, как бы жалея машину, то с круизом движок начинает жутко реветь, только лишь бы держать 120 км/ч. Расход тоже возрастает.
Круиз также рекомендуют включать и в городе. Но, как мне кажется, толк от него есть только в мегаполисе. А в нашем 360-тысячном городишке светофор через каждые 100 метров, толку от круиза ноль. Понижения расхода в городском режиме можно добиться путем торможения двигателем, но и здесь цифру меньше 5,8л/100км я не видел. А если со светофора рвать – то и за 6,5 можно перепрыгнуть.
Кстати, по городу приус также не утрачивает динамики. Уверенно разгоняется, а если учесть отсутствие момента переключения передач, то можно оставить за спиной многих. Но уж тут нужно выбирать – либо за экономией рваться, либо самому «рвать»…Как по мне, так я выбираю средний вариант.
Я не побоюсь этого слова, но для города приус – оптимальная машина. Тихая, динамичная и компактная. Немного ограничивают обзор широкие передние стойки, но после Авенсиса разницы не чувствуешь. Зад помогает уверенно чувствовать пактроник.
Подводя итоги, обратимся к сухим цифрам. На сегодняшний день, Приус из расчета р/км обходится достаточно дорого. Тому причина – энная сумма денег, взятая в долг при покупке машины.
За 39 дней владения пройдено 3556 километров. Это нельзя назвать средним показателем, т.к. за это время у меня был перегон Приуса из Москвы в Саранск, поездки в Нижний Новгород и Саратов. Обычно я редко покидаю пределы города, поэтому в месяц наезжаю не более 1000-1200 км.
11838,55 рублей потрачено на ТО. Дважды заменено масло в двигателе, сделана раскоксовка и промывка ДМРВ (скорее для профилактики чем по показаниям), заменены фильтры, свечи. Подготовлены к замене передние и задние тормозные колодки.
По бензину машина обходится в 1,16р/км. Средний расход в условиях «трасс-город» составил 5,84л/км. Расходы на ремонт, к счастью (тьфу-тьфу) пока составляют 100 (!) рублей.
В общей сложности на машину потрачено 33 тысячи 343 рубля не считая взятых денег в долг. При этом около 40% этих расходов носят единовременный характер (пригон машины, постановка на учет и пр.).
Toyota Prius полностью оправдала мои ожидания. Это идеально подходящий для моего образа жизни автомобиль, имеющий свои недостатки, но с лихвой перекрывающий их своими достоинствами. Хотя, по отзыву может показаться, что недостатков больше, это иллюзия.
Кстати, миф о том, что нельзя пробить историю машины, пригнанной из Европы (в отличие от американца с отчетами carfax и autocheck) оказался не более чем мифом. Было бы желание. У меня оно имелось и я написал письмо в представительство Toyota в Германии. Откуда и получил отчет об обслуживании моего автомобиля. Отчет выглядит так:
Datum Typ Km-Stand Bezeichnung
31.03.2009 96611
29.01.2009 0
16.09.2008 83046 AUSSENSPIEGEL
06.08.2008 Garantie 57212 fernbedienung ersetzen + programieren
30.07.2008 79007
22.01.2008 0
12.11.2007 53444 VORDERSTOSSFAENGER ERSETZT
18.09.2007 50346 30000KM JAHRESSERVICEPKW(AT,RR DC)/NFZ(MT,RR DC)
26.03.2007 43402 HINTERSTOSSFAENGER ERSETZT
05.09.2006 Garantie 30861 Steering Intermediate Shaft/Prius/Avensis/Corolla
18.04.2006 19140 LUFTFILTERELEMENT
01.08.2005 0
Не будучи знаком с немецким (письмо писал через Google Translate), я тем не менее, понял, что машина исправно обслуживалась все время своего «проживания» в Германии. Потом, правда, знакомые ткнули пальцем и на замену бамперов и на что-то еще, но впечатления от автомобиля это не испортило.
Машиной доволен!!!