Начнем с констатации факта: общефедерального штрафа именно за выброс мусора из автомобиля в России нет. Соответствующая санкция в КоАП РФ отсутствует, хотя теоретически водителей можно наказать по другим статьям. В первую очередь по.1 ст. 11.21 КоАП «Нарушение правил пользования полосы отвода и придорожных полос», который говорит, что их загрязнение «влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до 300 рублей». Также в список попадает статья 8.2. КоАП — «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления». Первая ее часть предусматривает штраф 1000–2000 рублей для граждан, 10 000–30 000 рублей для должностных лиц, 30 000–50 000 рублей для ИП и 100 000–250 000 рублей для юридических лиц, причем для последних двух категорий санкция может быть заменена на административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Однако в действительности обе статьи не применяются, по крайней мере — в отношении водителей, «стреляющих» из окна «бычками» или вытряхивающими пепельницу на парковке.
В местных законах субъектов РФ ситуация слегка отличается. «В административном законодательстве разных регионов имеются отдельные составы нарушений по “мусорной теме”, — пояснил Дрому юрист, ведущий редактор радио «Автодор» Сергей Смирнов. — Так, например, в Московской области в административном кодексе имеется статья 6.1 часть 2, где предусмотрен штраф 4000 рублей за выброс мусора из автомобиля. Причем за подобные нарушения можно привлекать и собственника, если это было зафиксировано камерой, работающей в автоматическом режиме. Другое дело, что зафиксировать это сложно. Разве что в местах постоянного притяжения тех, кто выбрасывает бытовые отходы. И да, за “бычок" никто и не сможет наказать, так как зафиксировать это фактически невозможно», — добавляет С. Смирнов.
Вывод: что по федеральному, что по региональному законодательству сейчас за выброшенный из автомобиля мусор водителей к ответственности действительно никто не привлекает.
А теперь вернемся к тому самому предложению депутатов из Москвы и Подмосковья, где речь шла о поправках в статью 8.2 общефедерального КоАП. Депутаты предлагают увеличить наказания по данной статье и разрешить фиксировать нарушения на камеру. Например, для граждан при первом нарушении штраф составит 10 000 рублей, за мусор, выброшенный из грузовика или прицепа, заплатить придется до 100 000 рублей, а если машина принадлежит ИП и юрлицу — до 200 000 рублей с возможной конфискацией транспортного средства. При этом сами законодатели отмечают, что в первую очередь законопроект направлен против фирм, которые недобросовестно складируют твердые бытовые отходы (ТБО), а не против «частников».
Но и таких нарушителей сейчас тяжело привлечь к ответственности, даже при наличии видеозаписи, — поясняет Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «В действительности никто этим не занимается, и такие дела закрываются по сроку давности. Сейчас хотят в подобных местах ставить камеры, затем — отправлять видеоматериалы инспектору, а он будет выносить постановление в отношении собственника автомобиля, не вдаваясь в подробности, кто именно занимался сбросом мусора», — пояснил активист. При этом Шкуматов отметил, что бояться «писем счастья» из-за выброшенного «бычка» водителям не стоит даже в случае, если новый законопроект примут. «До такого уровня технологии еще не дошли. Поймать в движении момент выброса окурка просто невозможно», — добавил Шкуматов.
Мы ни в коем случае не призываем никого к аморальным действиям, но выходит именно так. Судите сами: федерального штрафа нет, региональные штрафы существуют далеко не везде, а те, что есть — фактически не работают. Говоря проще, никому вообще нет дела, выкидывает кто-то мусор из окна машины или нет. В этом смысле новый законопроект хотя бы позволяет фиксировать на камеру тех, кто свинячит по-крупному, опустошая контейнеры на пустырях вместо полигонов, и привлекать их к ответственности.
«Мусор влияет еще и на состояние окружающей среды, причем не только тот, который разлагается долго, но и быстроразлагаемый. Здесь есть два аспекта: нравственный и чисто экологический. Даже засорение биоорганическими остатками, например, пищей, негативно влияет на мелкую фауну при попадании в природу: животные просто могут отравиться», — пояснил Дрому руководитель группы Центра общественного мониторинга по вопросам экологии Общероссийского народного фронта Антон Хлынов. Эксперт уверен, что видеофиксация могла бы помочь бороться с организаторами крупных незаконных свалок. «У нас часто проблема с тем, как определить нарушителя. Обычно собственник или правообладатель земельного участка отвечает за его состояние и складирование отходов. Поймать непосредственного нарушителя крайне тяжело. Видеофиксация могла бы быть неплохим подспорьем в борьбе с незаконными свалками мусора. Главное, чтобы в итоге отвечали сами нарушители, а не те, кто от них пострадал», — добавляет представитель ОНФ.
А вот что касается автомобилистов, кидающих фантики и бумажки на ходу или на парковке, вопрос остается открытым. В российский КоАП совершенно точно нужно добавлять санкцию за такое нарушение, возможно — с привлечением к ответственности при наличии видеозаписи от неравнодушных людей. Хотя сейчас эту проблему никто даже не обсуждает и не предлагает никаких решений. То есть фактически у нас в законодательстве огромный пробел, которого нет ни в одной развитой стране.
Разумеется, мы не хотим сказать, что проблему нужно решать только штрафами. Ведь выброс мусора — классический пример «Теории разбитых окон». Согласно ей вероятность, что автомобилисты будут мусорить, тем выше, чем грязнее вокруг. Поэтому важны не только штрафы, но возможности для цивилизованной утилизации отходов. Проще говоря — нужно, чтобы везде стояли урны. А с этим в России все тоже непросто.
Начнем с загородных дорог. Даже на федеральных трассах в местах отдыха и на остановках не всегда есть контейнеры для сбора ТБО. В лучшем случае водителю приходится хранить отходы до заезда на ближайшую заправку или заведение общепита, где их, как правило, примет совершенно обычная урна. Почему обычная? Просто превращать свою АЗС или ресторан в бесплатную помойку владелец бизнеса, понятное дело, не хочет. Именно поэтому и размер урн будет минимальным — чтобы можно было принять необходимый минимум, не более. И, к сожалению, сделать с владельцами придорожного бизнеса тут ничего нельзя: какого-либо закона, предписывающего форму, размер и количество урн для посетителей таких мест на загородных трассах, попросту нет.
За чистоту на придорожных объектах и точках притяжения должны отвечать те же самые органы, в ведении которых находятся дороги, считает эколог Антон Хлынов. «В части дорог нет неразрешимых проблем. АЗС, места отдыха и прочие объекты нужно соответствующим образом оборудовать [контейнерами для утилизации]. Собственники дорог должны заключать соответствующие договоры и вывозить этот мусор на утилизацию. Возможно, в каких-то придорожных местах для этого можно было сделать промежуточные пункты сортировки отходов», — отмечает представитель ОНФ, добавляя, что собственники должны обеспечивать мониторинг ситуации с мусором на своих объектах.
А что насчет городов? Там ситуация выглядит лишь немногим лучше. На федеральном уровне количество урн регулирует документ СанПиН 42-128-4690-88, принятый… аж в 1988 году в СССР! Он гласит, что в населенных пунктах «на всех площадях и улицах, в садах, парках, на вокзалах, в аэропортах, на пристанях, рынках, остановках городского транспорта и других местах должны быть выставлены в достаточном количестве урны», не уточняя, однако, какое количество может считаться «достаточным» и никак не упоминая их размещение на автомобильных парковках. Разумеется, есть в России и локальные правила: к примеру, в Москве урны должны устанавливаться у каждого подъезда. Однако приходится констатировать: урн хватает далеко не всегда. Фактически проблема «мусора от автомобилистов» в городских условиях сливается воедино с общей проблематикой ЖКХ. Более того, не всегда все зависит именно от урн. Вопреки известной пословице, чисто бывает как раз там, где метут, и зачастую чем ближе к центру города или зданию местной администрации — тем чище.
Фото: Вадим Аминов, «Вечерний Краснотурьинск».
Практически во всех развитых странах мира выброс мусора из автомобиля — наказуемое деяние.
В Германии штрафы за выброшенный из окна автомобиля мусор зависят от региона и того, что именно выкинул водитель. К примеру, выброшенная сигаретная пачка в Берлине обойдется в 40–80 евро, в Гамбурге — в 35–150 евро, а в Штутгарте уже в 50–250 евро. Все дело в том, что эти города относятся к разным федеральным землям, соответственно, отличается и штраф. Кстати, расценки на выброшенную стеклянную бутылку выше: в Берлине за нее придется отдать 75–800 евро, в Гамбурге — 250–1000 евро, а в Штутгарте — 100–800 евро. И, повторимся, не надо думать, что немцы не мусорят и вообще «везде царит орднунг»: например, по данным ADAC, в одной только южной Баварии на автобанах ежегодно собирают 345 тонн нелегально выброшенного мусора.
В соседней Австрии штрафы за выброс мусора в среднем выше, чем в Германии: в зависимости от обстоятельств водитель заплатит от 25 до 3630 евро, к примеру, в Вене в случае выброшенной сигаретной пачки штраф составит 75 евро.
В Великобритании за выброс мусора из окна автомобиля раскошелиться придется на 75 фунтов стерлингов. Причем в отличие от некоторых других стран британцы охотно принимают в качестве доказательств показания свидетелей и видео. Любопытно, что штрафы в этом случае выписываются именно владельцу автомобиля, и неважно, был он в момент нарушения за рулем или нет. Ну а если собственник не оплатит вынесенное постановление в течение 28 дней, штраф увеличится уже до 150 фунтов стерлингов.
В США отношение к выбрасыванию мусора из автомобиля еще строже. Такое деяние часто рассматривается не только как административное, но и как уголовное правонарушение, хотя в тюрьму из-за мусора все же в большинстве случаев не сажают. К примеру, в Калифорнии первое подобное нарушение обойдется в $100 и восемь часов работ по уборке обочин. Как это часто бывает, в Америке небезосновательно полагают, что тот, кто хоть чуть-чуть поработал дворником, мусорить будет меньше. В случае повторного нарушения санкция вырастет уже до $500–1000 и минимум 16 часов работ. А на третий раз нарушителю придется заплатить уже $750–1000 и отработать 24 часа.
В Нью-Йорке аналогичные санкции несколько мягче, чем в Калифорнии. Нарушители заплатят $100–450, $250–450, $350–450 за первое, второе и третье нарушение соответственно. А вот, скажем, в Орегоне законы, наоборот, строже: преднамеренный выброс мусора из машины наказывается штрафом $1250 и/или 30-дневным тюремным заключением. Ну а если стражам порядка удастся доказать, что водитель выкинул непотушенный окурок, то наказание может составить до $2500 или пять лет тюрьмы.
Одними из самых строгих правил в отношении мусорящих граждан, в том числе — водителей, известен Сингапур. Так, в случае первого задержания нарушитель заплатит штраф $300 за мелкий мусор (окурки, обертки, бумажки и т. д.) и $1000 за более крупный (одноразовые стаканчики для кофе, целлофановые пакеты и т. д.), причем санкция может также дополнительно включать работы до 12 часов по очистке улиц. В случае повторного нарушения штраф составит уже $5000, а провинившемуся придется выполнять работы в ярком жилете с надписью, рассказывающей окружающим о его нарушении. В стране запрещена жевательная резинка, за ее ввоз можно получить реальный тюремный срок.
В Японии выброс мусора в неположенном месте может привести к штрафу до 10 млн иен (около $91 000) и тюремному заключению сроком до пяти лет. Любопытно, что общественных урн в стране не очень много, но при этом везде очень чисто, поскольку выбросить мусор в неположенном месте для японца означает потерять лицо и навлечь на себя позор.
Несколько лет назад в сети появился такой ролик. Хотя мы и не согласны с предложенными методами борьбы за чистоту, согласитесь, видео заставляет задуматься.