Как кандидат физико-химических наук и как автомобилист решил написать подробную инструкцию по восстановлению салонного угольного фильтра для автомобилей. Всем нам уже стало понятно, что цены на расходники для наших авто будут только расти вверх! И поэтому на повестку дня встаёт вопрос об экономии, так как есть научные знания и конкретные практические навыки по восстановлению некоторых расходных материалов для автомобилей. Сегодня я подробно опишу процесс восстановления салонного угольного фильтра для любого автомобиля. В следующих своих дополнениях я опишу весь процесс восстановления воздушного фильтра для ДВС.
Почему я выбрал угольный фильтр? Потому, что его стоимость намного выше обычного салонного фильтра, а угольный фильтр является самым лучшим фильтрующим материалом для салона автомобиля из-за его способностей поглощать выхлопы от близ едущего автомобильного транспорта на дороге и особенно невыносимую удушливую вонь и гарь от дизельных выхлопов грузовиков (особенно с неправильно настроенными форсунками в ДВС).
Что даёт мелкопористая фракция активированного угля расположенного между слоями особым способом прессованного бумажного материала?
Активированный уголь -- это определённая фракция древесного угля подверженного высокотемпературной обработки в специальных условиях без доступа кислорода (воздуха). По сути уголь, который мы покупаем для мангала и есть упрощённо этот продукт только цельный. Специальный сорбирующий активированный уголь готовят из берёзовой древесины в специальных жарочных шкафах подвергая высокотемпературному нагреву (пиролизу) без доступа воздуха. При этом все легкие органические фракции типа лигнина и другие сгорают образуя полости - пустоты (поры) в разветвлённой сети клетчатки превратившейся в углерод. Такой продукт пиролиза древесины - теплового разложения без доступа кислорода и является активированным углём. Именно за счёт своих пор образованных молекулами углерода активированный уголь и поглощает все вредные вещества из воздуха, из жидкостей и масел.
Когда все поры заполняются до предела, то активированный уголь теряет свои поглощающие способности, в какой бы среде он не поглощал и не находился бы. Повторная активация угля будет зависеть от того, что он поглощал, как использовался ( в какой среде) и какова была первичная его структура как сорбента (степень измельчённости, поглощающая способность на единицу площади). Есть много способов регенерировать поглощающую способность активированного угля, но следует отметить, что восстановленная активность угля будет уже меньшей по сравнению с нативной первоначальной структурой.
Так вот, как раз воздушные угольные фильтры легче всего восстанавливают свои способности к новому поглощению газов и дыма извне. Главное, чтобы оболочка бумажного фильтра, внутри которого расположен уголь была не повреждена. По классике активация угля происходит путем нового пиролиза, но мы не можем это сделать, так как при высокой температуре сгорит первичный бумажный фильтрующий материал и сама оснастка фильтра. Поэтому пойдем путём химического хлорирования органики, которая впиталась вместе с дорожными выхлопами в наш отработанный салонный фильтр.
Первое, замачиваем фильтр в концентрированном растворе хлорки, для этого лучше всего подойдёт бытовая "Белизна" концентрат из хлор-органики. Находим широкий поддон из пластика, металлический не подойдет и помещаем фильтр на дно, заливая Белизной, чтобы она скрыла всю поверхность фильтра. Закрываем от испарений чем-нибудь и оставляем так на пять - шесть часов. Регулярно переворачивая и омывая хлорным раствором полости между складками. Делать всё это нужно в фильтрующей дыхание маске и резиновых перчатках. Остерегайтесь попадания раствора в глаза и на кожу.
После процедуры обработки активным хлором в растворе, фильтр тщательно промываем обычной чистой, лучше всего кипяченой водой (горячей). Промывку нужно осуществлять несколько раз до того, как с поверхности фильтрующих полостей исчезнет вязкий жирноватый (на ощупь) налет белизны. Отработанную грязную хлорсодержащую жидкость можно использовать для чистки раковин или унитаза, чтобы не зря тратить деньги, и чтобы, такое "добро" с хлором, не пропадало.
Далее, если у вас есть дистиллированная вода, то положите фильтр в эту воду, чтобы она полностью его скрыла. Если нет дистиллированной воды, то положите фильтр в кипячёную и охлажденную воду, и тоже в пластмассовой емкости. Оставьте его так на сутки. Это нужно для того, чтобы все неорганические - минеральные оставшиеся примеси в виде солей и продукты хлорирования полностью перешли в раствор. Ну полностью они не перейдут из-за обратной диффузии, но фильтрующая поверхность очистится значительно. Можно это всё повторить еще раз на сутки.
Далее переходим к сушке и активации абсорбирующей поверхности фильтра. Вытаскиваем фильтр из воды и кладём на любую чистую поверхность для сушки. Если это происходит летом, то сушить фильтр лучше всего на прямых солнечных лучах чтобы солнечная радиация дополнительно активировала поверхность фильтрующих элементов за счет естественного ионизирующего излучения.
Если эту процедуру сушки вы затеяли зимой, то используйте 95% этиловый спирт (в качестве растворителя - очищающего и сушащего микропоры за счёт гидро-расклинивающего эффекта) и батарею отопления, предварительно обработав весь фильтр чистым этанолом (разбрызгав его при помощи пульверизатора или замочив его определенным количеством спирта в ванночке.
Как только фильтр высохнет , если вы не готовы его использовать в машине, то поместите его в плотный целлофановый мешочек и храните в сухом месте без доступа органических растворителей и запахов бытовой химии (стиральные порошки открытые, дезодоранты, и другие органические носители запахов). Активированный уголь очень быстро хватает близ находящуюся органику, поэтому все угольные фильтры продают строго в запаянным состоянии в целлофановом предохранительном пакетике.
Всем добра! И знаний!