Drom.ru расскажет, как путешествовать на автомобиле по Байкалу летом (зимний туризм — другая обширная тема) — интересно и со вкусом. За удобство отсчета возьмем Иркутск как самый крупный город на озере. Тем, кто поедет с востока страны, легко будет пересчитать расстояния от Улан-Удэ через любой картографический сервис.
Поселок Листвянка (60 км прекрасной дороги от Иркутска) — наиболее раскрученное место на Байкале. Просто потому, что расположено рядом с самым крупным в Прибайкалье городом и международным аэропортом. Сами иркутяне скептически считают, что тот, кто побывал только в Листвянке, — озера не видел (согласимся, хотя варианты есть). Как правило, экспресс-туры сюда организуются для гостей Иркутска или по принципу «галопом по Европам», где Листвянка — одна из точек остановки по сложносочиненному маршруту.
Больше суток в Листвянке точно делать нечего. А вот день можно провести содержательно. По пути стоит сделать остановку в архитектурно-этнографическом комплексе Тальцы (47-й км трассы) — большой воссозданной сибирской деревне, в которой представлены разные направления деревянного зодчества XVII-XIX веков — с народными гуляниями, хороводами и мастерскими традиционных ремесел. Различных интересных программ и событий здесь множество, посещение лучше спланировать заранее.
Любителям эксклюзивных фото стоит добраться по воде до Шаман-камня — выступающей на 1,5 м над гладью озера вершины скалы, овеянной множеством легенд. Сама скала разделяет Байкал и вытекающую из него в этом месте (самый широкий исток реки в мире) Ангару.
Зимой здесь проходит граница льда и водной глади. Шаман-камень — один из главных символов Байкала. Хороший вид на него открывается от прогулочной набережной отеля «Легенда Байкала». Чтобы подплыть вплотную, можно купить обзорную экскурсию (1000-1500 руб., отправляются от причала в районе отеля «Маяк») или нанять частную лодку (300-500 руб.) — в последнем случае самые смелые могут даже на Шаман-камень взобраться.
Следующий по ходу движения поворот — на Горнолыжный центр «Истлэнд», откуда на подъемнике (200-250 руб. в одну сторону, лучше брать билет в один конец — обратно без труда найдете пешеходную тропу) стоит подняться на Камень Черского (720 метров) — одну из смотровых площадок, откуда открывается ошеломляющий вид на 270° вокруг.
Если повезет и видимость будет хорошей, — просматриваются и хребет Хамар-Дабан на противоположном берегу, и десятки километров вытекающей из Байкала Ангары, и, конечно, безграничная гладь озера.
Другая великолепная (но менее известная) обзорная площадка расположена на противоположном конце Листвянки — Байкальская астрофизическая обсерватория (ее видно издалека). Найти тропу будет непросто (нужно спрашивать у местных жителей), но небольшое приключение и эксклюзивные виды с экскурсионной башни (добираются сюда немногие) все компенсируют. Чтобы не возникло проблем с посещением (вообще-то это закрытая территория), лучше заказать экскурсию +7 (3952) 42-82-65, 8-950-1-254-254 (WhatsApp, Viber, Telegram), baikalproekt@mail.ru.
Байкальский музей ИНЦ СО РАН — расположен сразу при въезде в Листвянку. Несмотря на академическое название — интереснейшее место для погружения (в прямом смысле — есть виртуальный батискаф) на дно озера. В аквариумах можно увидеть многих обитателей Байкала, а на мониторах — трансляцию с лежбища нерп на заповедных Ушканьих островах. По соседству с музеем — приятный для отдыха небольшой Дендрологический парк.
Центральная часть Листвянки (район отеля «Маяк») — одно из самых неприглядных мест на Байкале: вакханалия архитектурной безвкусицы, бесцельная толчея, парковочный коллапс, кафе на невзыскательный вкус, а в летнюю жару еще и переполненный и загаженный пляж.
Однако, как часто бывает, и на подобном толковище есть свои места притяжения.
— Пристань, откуда можно отправиться на различные водные прогулки и экскурсии; расписания нет, билеты покупаются на месте или в расположенных здесь же киосках турфирм.
Из Иркутска рейсовый водный транспорт отправляется по разнообразным байкальским маршрутам с пристани «Ракета» в микрорайоне Солнечном. Расписание — на сайте Восточно-Сибирского речного пароходства. Здесь же есть предложения по круизам по озеру, подобные предлагают и другие компании.
— Рынок — самый большой (и самый дикий) на Байкале, где обязательно купить-попробовать местные эндемики: пелядь (или это все же запрещенный к отлову омуль? — с этим вопросом не могут толком разобраться даже местные эксперты), сиг и голомянку (средняя цена —150-250 руб. за «хвост»); здесь же стоит присмотреться к богатейшему выбору байкальских сувениров (значительная часть которых изготовлена в Китае); другой рынок — менее шумный и дикий, есть при въезде в Листвянку.
— Нерпинарий — получасовое шоу байкальских нерп смотреть обязательно, даже если вы без детей; интерьеры довольно скромные, но в целом эмоциональное впечатление от шоу морских животных ничуть не меньше чем, скажем, в знаменитых Sea World во Флориде или Калифорнии.
В советское время в Листвянке была только одна гостиница — «Интурист-Байкал», сейчас же — более пятидесяти, буквально на каждом шагу, и, тем не менее, во многих из них в сезон может не быть свободных номеров. Нашествие китайских туристов (они просто оккупировали эту местность) привело к резкому росту цен — к примеру, в сезон двухместный номер в отеле «Легенда Байкала» (с одним из лучших видов на озеро и собственной прогулочной набережной) — 5800 рублей, в отеле «Маяк» — 4500 рублей, «Байкале» (бывший «Интурист») — 3000 рублей. Недорогие варианты можно поискать через системы бронирования, но чуда, увы, не будет, Байкал — место дорогое.
В Листвянке много кафе самых разных ценовых категорий, но лучшее (многие иркутяне едут сюда просто пообедать или поужинать) — совсем небольшое «Прошлый век» (антураж придают исторические артефакты) с хорошим выбором блюд из байкальской рыбы (сагудай и расколотку пробовать обязательно!) и сибирской кухни, но столики, особенно с видом на Байкал, необходимо заказывать заранее. Цены — на уровне столичных, так что вряд ли чек на двоих выйдет менее 3000 рублей.
Дорога в Листвянке тупиковая, далее — только по воде или пешком. Популярный у туристов проект Большая Байкальская тропа — цепь пешеходных троп, самые массовые из которых Листвянка — Большие Коты (25 км, 5-8 часов) и далее Большие коты — Большое Голоустное (30 км, 8-14 часов). Пожалуй, это самый доступный способ познания Байкала — с запахами тайги, заповедными местами, приключенческими сюжетами, не засоренными цивилизацией величественными пейзажами и невероятной энергетикой этих мест. Предварительно необходимо взять разрешение на посещение Прибайкальского национального парка. Обратный путь логичнее проделать по воде, билеты лучше приобретать заранее.
Хороший способ увидеть настоящий Байкал, не уезжая далеко от Иркутска и с куда меньшими физическими затратами, — переправиться на пароме из Листвянки на противоположную сторону — в Порт Байкал. Место это совсем нетуристическое (даже многие иркутяне о нем только догадываются, что уж говорить о заезжих туристах), недооцененное, и в этом амплуа — просто идеальное для познания настоящего озера с минимальными затратами времени и денег. Паром ходит шесть раз в день с совсем неприметной пристани «Рогатка» (ориентир — автобусная остановка напротив Байкальского музея ИНЦ СО РАН). Переправляться на автомобиле никакого смысла не имеет (469 руб. в одну сторону): дорог на противоположной стороне нет, а вот на паром (особенно в обратном направлении) из-за очереди можно и не попасть (ближайшая платная парковка — у гостиницы «Легенды Байкала», 200 руб./сутки), да и, скорее всего, придется «покупать очередь» у предприимчивых местных жителей, которые заранее блокируют заезд своими автомобилями-развалюхами.
Переправа в Порт Байкал занимает всего 7 минут, но ты попадаешь в совсем иной (в отличие от многолюдной Листвянки), тихий и безмолвный мир, да еще и как будто на машине времени — местные жители разъезжают на советских мотоциклах «Урал», автомобилей почти нет, а отходящий поезд по Кругобайкальской железной дороге возглавляет самый настоящий паровоз с колоритным на фоне воды дымом из трубы. С полуразрушенного деревянного причала можно умиротворенно наблюдать за людской суетой на противоположной стороне, тут же полюбоваться на прекрасно сохранившуюся старую железнодорожную станцию Байкалъ (внутри есть музей Кругобайкальской железной дороги).
Отсюда же отправляется лучшая и самая содержательная экскурсия на Байкале — однодневный тур по шедевру инженерного искусства начала XX века, а сейчас заповедной Кругобайкальской железной дороге (КБЖД) (84 км по тупиковой ветке вдоль Байкала с пятью большими остановками для прогулок, 3200-4000 руб.).
От железнодорожного вокзала начинается крутая тропа (по сути — кольцевой маршрут) к череде смотровых площадок (одна прекраснее другой) — у Камня желаний, Старого маяка и Преображенской церкви.
Вдоль КБЖД (железнодорожный путь — главный «проспект» поселка) можно прогуляться пешком — настолько, насколько хватит сил (на восток; на запад — в сторону Иркутска дороги нет: пути были затоплены подъемом воды в результате строительства Иркутской ГЭС). Популярностью пользуется пешеходный поход по КБЖД до Култука длиной в несколько суток (с ночевкой в палатках или турбазах).
Через 2,5 км от вокзала — незамерзающий ручей Тепленький: источник целительной воды и граница цивилизации (дальше — только пешком). Отсюда начинаются уединенные галечные пляжи.
А вскоре (через 2,5 км) появятся и первые тоннели КБЖД, до сих пор считающиеся произведением инженерного искусства.
В поселке практически нет никакой туристической инфраструктуры: несколько местных магазинов типа «сельпо» (крепче пива ничего не купишь, разве что подскажут где достать самогон). Кафе тоже нет (о пропитании надо позаботиться заранее), но если повезет (продают не всегда) — можно купить рыбу горячего копчения (ориентир — падь Баранчик, частный дом у платформы «74 км»). Цены на жилье куда гуманней, чем в Листвянке, хотя выбор ограничен (цены за двухместный номер): мини-гостиница «У старого маяка» на втором этаже вокзала (2400 руб.), база отдыха «Кругобайкальская» (2700 руб.). Лучшее, по мнению авторов, место для размещения — комплекс коттеджей «Форт Байкал» (2400 руб. за благоустроенный номер) семьи Фениных, расположенный в Прибайкальском национальном парке и одновременно являющийся прекрасным музеем сибирского быта под открытым небом (забронировать можно по телефону хозяйки Татьяны Алексеевны +79248324388).
Более подробно о достопримечательностях Порта Байкал.
Резюме: Листвянка — самое посещаемое место на Байкале. Совершенно обязательна экскурсия в Байкальский музей ИНЦ СО РАН и посещение нерпинария. Оставляйте в поселке автомобиль и переправляйтесь на пароме в Порт Байкал, чтобы отправиться в пешеходное путешествие по Кругобайкальской железной дороге — в поисках уникальных инженерных сооружений и уединенных пляжей.
Пост авторов в блог Nissan Almera о поездке в Большое Голоустное
Ближайший к Иркутску участок «дикого Байкала» находится в районе поселка Большое Голоустное. Вот только популярностью это место не пользуется, несмотря на то, что сюда ведет хорошая дорога (заключительные 40 км — гравийка, которая летом бывает излишне пыльной).
Изначально поселок, который ведет свою историю с XVII века, никогда не был туристическим местом, хотя в 2007 году рассматривался вопрос создания большого курорта «Ворота Байкала», но в итоге место было признано бесперспективным. Открытая местность славится сильными ветрами, поэтому комфортная погода здесь — редкость. Да, по большому счету, и делать здесь нечего, кроме как медитировать на Байкал (прогулявшись по Голоустненской косе или взобравшись на обзорную площадку на горе). В самом поселке есть возрожденный Свято-Никольский храм и пара десятков гостевых домов и кафе, некоторые — с прекрасным видом на озеро.
В трех километрах от поселка есть живописное Сухое озеро, которое то наполняется родниковой водой, то полностью пересыхает. По дороге находится относительно недавно открытая и интересная для познания большая пещера «Охотничья», но без проводника ее найти сложно. В 10 км не доезжая поселка есть турбаза «Шантуйский мост», где можно недорого пожить в настоящих бурятских юртах.
Резюме: если и отправляться в Большое Голоустное, то ради похода в пещеру Охотничья, но в этом случае без проводника не обойтись.
Пост авторов в блог Nissan Almera о поездке на Ольхон
Самый интересный и популярный маршрут на Байкале, привлекает сотни тысяч туристов своими заливами, песчаными пляжами, обилием солнца и завораживающими пейзажами.
Ольхон (самый большой из 26 островов Байкала) и западный берег образуют пролив (76 км в длину и максимум 17 км в ширину), который и получил название Малое Море. В августе вода на мелководье заливов здесь прогревается до +22°С — для сибиряков это отличный повод для купания. Популярен как отдых на турбазах, так и дикий — палаточный (хотя на Ольхоне сейчас палатки можно ставить только в специально оборудованных местах). Асфальтовая дорога из Иркутска (последняя заправка будет в пос. Еланцы) идет до первого на побережье поселка Сахюрта, откуда и отправляются паромы на остров Ольхон (и для людей, и для автомобилей проезд бесплатный). В пик сезона — а в июле и августе здесь излишне многолюдно — автомобильная очередь на бесплатный паром может занять три, шесть и даже 12 часов (нередки конфликты!), поэтому надо очень сильно подумать, стоит ли переправляться на остров на авто (на противоположном берегу дежурят «уазики-маршрутки»).
От Сахюрты по берегу Малого Моря идет живописная лесная дорога (110 км) до поселка Онгурен, но полностью ее проехать можно только на внедорожнике. Для легковых автомобилей преодолимы только первые 29 км этого пути — до мыса Курминский за поселком Сарма. Этот участок летом — один из самых многолюдных и шумных на всем Байкале: добрая сотня гостевых дворов и туристических баз плюс тысячи туристов в палатках. Большой популярностью пользуется залив Мухор, считающийся самым теплым и живописным.
Дальше цивилизация заканчивается, лишь в местечке Зама есть большая и комфортная база отдыха, но добраться туда можно только на подготовленном внедорожнике или по воде.
Заповедный еще два десятилетия назад остров Ольхон (в начале 2000-х здесь еще и электричества не было) переживает туристический бум, в том числе и из-за массового нашествия китайских туристов. На острове живет всего 1500 человек (большинство — в поселке Хужир), которые в последние годы почти забросили свои традиционные занятия — скотоводство и рыболовство — и переключились на туризм.
Асфальтированных дорог здесь нет (ведутся дискуссии о необходимости такого строительства), как нет и некоторых привычных вещей — например, банкоматов (хотя в больших магазинах рассчитаться картой можно). Зато много кафе с традиционной бурятской кухней (попробовать позы обязательно, а вот традиционную байкальскую рыбу найти сложно), гостевых домов и даже вполне современных отелей — таких как Baikal View Hotel (8600 руб. за двухместный номер) или «Байкал Хан» (7800 руб). Впрочем, и бюджетных мест достаточно, только в пик сезона бронировать надо заранее — спрос превышает предложение.
Ольхон стал местом массового паломничества именно за счет своей уединенности и даже сакральности — многие места здесь овеяны бурятскими мифами и легендами.
Туристов уже у парома встречают многочисленные уазики-«буханки» — главный транспорт на острове, в том числе экскурсионный. Маршрутов множество — мысы Хобой и Шаган-Хушун, остров Огой и к новомодной скульптуре Даши Намдакова «Хранитель Байкала». Самый «открыточный» вид на Байкал и одна из главных бурятских святынь — скала Шаманка, расположенная в центре Хужира.
Отсюда же начинается и роскошный трехкилометровый Сарайский пляж.
Восточная часть острова из-за высоких скалистых берегов практически безлюдна.
Резюме: очаровательные байкальские пейзажи, сакральные места — это Малое Море и Ольхон. Местные заливы и песчаные пляжи — излюбленное место отдыха сибиряков (но при этом надо помнить, что вода прогревается максимум до +22°С). В пик сезона здесь излишне шумно и многолюдно.
Федеральная трасса Р-258 «Байкал» при движении с запада на восток впервые соприкасается с Байкалом через 100 км после Иркутска, после того как семь десятков километров будет петлять по Култукскому перевалу — участку, считающемуся одной из самых сложных (особенно зимой) магистралей России. Тут с высоты открывается, пожалуй, лучший вид на Байкал с дороги.
В Култуке — поворот на живописную Тункинскую долину и всего три часа езды до монгольского озера Хубсугул (об этом отдельное исследование «Альпы и Аляска в одном флаконе: путеводитель Drom.ru по монгольскому озеру Хубсугул»).
Юг Байкала — Култук, Слюдянка, Байкальск (где расположен большой горнолыжный центр) — летом никак не востребован туристами. И места не слишком фотогеничные, да и вода плохая, в том числе и из-за загрязнений от уже закрытого Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Привлекательное место здесь — пасторальные Теплые озера на реке Снежной (182-й км Р-258, 5 км от трассы в районе поселка Выдрино) и окружающий их реликтовый лес с тополями в несколько обхватов и живописной пирамидальной горой Шапка Мономаха.
Первый эффектный пляж на этом участке — Посольский Сор (307-й км Р-258) — огромный (длина 10 км) мелководный залив, закрытый от Байкала большой песчаной косой. Здесь расположены две курортные зоны, шесть десятков различных туристических баз и большой гостиничный комплекс ВСЖД «Култушная» (2600 руб. за двухместный номер, есть номера эконом-класса).
Другой популярный туристический кластер на юго-востоке Байкала — поселки Энхалук и Сухая — расположен в районе залива Провал, который образовался в середине XIX века после десятибалльного землетрясения. Туристов сюда привлекают десятикилометровый песчаный пляж и целительные минеральные источники Загза.
Пост авторов в блог Nissan Almera о поездке на восточный берег Байкала
Восточный (бурятский) берег Байкала ревниво наблюдает за своим более раскрученным и туристически успешным западным братом. Казалось бы, все в порядке: аэропорт Улан-Удэ в 180 км от «столицы восточного побережья» Турки, 4-миллиардные инвестиции в проект «Байкальская Гавань» (общий запланированный объем 36 млрд руб.), статус особой экономической зоны, но туристов здесь пока значительно меньше, чем в Приангарье.
Большой плюс этого направления — скоростной участок дороги Р-438 (Улан-Удэ — Улюнхан), еще недавно асфальт заканчивался в поселке Максимиха, но теперь хорошая дорога вдоль берега озера идет до Усть-Баргузина.
Побережье от Гремячинска до Усть-Баргузина — это относительно недорогой (по сравнению с Листвянкой, Малым Морем и Ольхоном) и, как следствие, более «дикий отдых» — большинство номеров на турбазах не благоустроены, зачастую с удобствами на улице. Хотя есть и исключения, например, «Байкальская Ривьера» в Гремячинске предлагает 300-метровый «Президентский люкс» за каких-то 38 000 рублей за ночь. Далеко не все турбазы и гостевые дома имеют свои сайты или есть в глобальных системах бронирования, но информацию о большинстве из них можно найти на ресурсе Визитно-информационного центра Республики Бурятия (возможно бронирование без каких-либо сборов и переплат).
Восточный берег стоит посетить из-за его доступности и близости к цивилизации (от Улан-Удэ до Гремячинска 140 км), сочетания речной и озерной рыбалки, фантастической скалы Черепахи (Турка), целебных горячих источников (Горячинск), возможности водных путешествий к сакральным Ушканьим островам — лежбищу байкальских нерп и по знаменитому Чивыркуйскому заливу (Максимиха), а также повсеместных песчаных пляжей.
Масштабный (по планам) туристический кластер «Байкальская гавань», хоть и жив (причалы, к примеру, открыты с начала навигации), но выглядит апокалиптически безлюдным. Тем не менее это место must see на восточном берегу — хотя бы для того, чтобы сделать красивые фото на набережной, забраться на маяк (100 руб., телефон смотрителя просите на въезде, сам въезд бесплатный, на устрашающий забор внимания не обращайте) и пофантазировать, что когда-нибудь здесь будет настоящая Байкальская Ницца.
Из Иркутска путь сюда куда более извилистый, чем из Улан-Удэ: по Р-258 «Байкал», затем переправа на одном из двух паромов в Татаурово (вместимость до десяти авто) и далее по Р-438 «Баргузинский тракт». Переправа бесплатная, расписание (сезонное) в июне 2019-го было таким (отправление): правый берег — 7:00, 9:00, 11:00, 13:30, 15:30, 17:30; левый берег — 8:00, 10:00, 12:00, 14:30, 16:30, 18:30. По соседству в селе Ильинка действует еще один, но уже платный (380 руб.), круглосуточный паром, больше предназначенный для грузовых авто, так что при заезде откровенно низкопосаженных могут возникнуть проблемы.
В случае объезда через Улан-Удэ крюк составит 110 км, в плюсе — отсутствие ожидания парома и хорошая дорога.
Резюме: Восточный берег — перспективная территория, в том числе и из-за хорошей доступности на автомобиле из восточной части России и большей протяженности красивых песчаных пляжей. Однако в целом инфраструктура здесь развита куда меньше, чем в Приангарье. Зато здесь самые длинные песчаные пляжи.
Пост авторов в блог Лады Весты о поездке на север Байкала
Север Байкала — самая труднодоступная и заповедная часть озера. Добраться на автомобиле до Северобайкальска можно двумя путями: через Братск, Усть-Кут и далее вдоль легендарного БАМа (Звездная, Ния, Улькан, Магистральный, Кунерма — любовь, комсомол и весна!) — 1320 км после Иркутска по хорошей дороге с присутствием инфраструктуры. Или через Жигалово — 820 км из Иркутска, из которых 300 км пролегают по безлюдной тайге и грунтовой дороге, во время дождей превращающейся в бездорожье. От Жигалово до Улькана (290 км) заправок нет, если что случится, рассчитывать можно только на помощь редких газовиков-вахтовиков. Заправка на въезде в Улькан перенесет как минимум на три десятка лет назад — настоящая «капсула времени». На большей части этого пути не будет и связи. Бонусы дороги через Жигалово: величественные виды красных скал в верховьях Лены, мировой археологический памятник — знаменитые Шишкинские писаницы (древние наскальные рисунки в 20 км ниже по течению Лены от Качуга).
Далее дорога на Байкал лежит вдоль участка БАМа, самой интересной для познания точкой будет поселок Улькан, построенный 45 лет назад азербайджанскими комсомольцами. Сюда стоит заехать, чтобы полюбоваться привокзальной площадью и возведенными из привезенных из Азербайджана традиционных материалов зданиями вокзала и соседнего с ним ТЦ (спроектированный в стиле атриум, он задумывался как культурно-досуговый центр для жителей поселка), в архитектуре которых легко заметить национальные азербайджанские мотивы.
Почти перед самым Северобайкальском дорога упирается в Байкальский хребет — начинается перевал Даван (990 м), под седловиной которого пробит один из самых грандиозных тоннелей БАМа (почти 7 км). Здесь проходит граница между Иркутской областью и Республикой Бурятия. Качество дороги на перевале зависит от прилежности работы грейдеров и сильно ухудшается после дождей и снегопадов.
Главная достопримечательность перед Северобайкальском — горячий источник Гоуджекит (другое название Солнечный). Минеральная вода, содержащая кремний, натрий и радон, с температурой 50°C полезна как для питья, так и для купания (разовый абонемент — 200 руб.). Вокруг источника расположено несколько турбаз с традиционным для этих краев суровым сочетанием цена-качество. Нами (удачно!) протестирован «Солнечный двор» — от 2750 рублей за двухместный номер.
Северобайкальск — самый крупный город на побережье Байкала. Проектировался как промышленный центр с несколькими автомобильными заводами, но… не сложилось.
В самом городе достопримечательностей, пожалуй, и нет, а вот окрестности интересны.
В 25 км южнее находятся Слюдянские озера — Большое и Малое, остатки измельчавшего залива Байкала. Неглубокие, неплохо прогревающиеся летом (до +24°С) пляжи Большого (берег Малого заболочен) — единственная возможность для жителей и гостей этого, приравненного к районам Крайнего Севера, края искупаться в открытой воде. Пляжи благоустроены, организован прокат инвентаря и катамаранов. Есть несколько турбаз («Эхо», тел. +7 30130 20 3 23, «Позитив», тел. +7 929 470 82 60).
Недалеко от озера, у села Байкальское расположен мыс Лударь (55.365300, 109.213175), одно из самых живописных мест Байкала — уступами спускающаяся к озеру гора, на вершине которой находятся руины древнего городища. На мысе есть несколько пещер, а скалы украшают древние петроглифы.
Самая заповедная и самая благоустроенная турбаза «Мыс Котельниковский» у самого горячего (при подаче в бассейн разбавляется байкальской водой) и близкого к Байкалу (30 м от берега) целебного источника расположена еще южнее (80 км от Северобайкальска), но добраться туда можно только по воде или воздуху. Двухместные номера с полным пансионом и купанием от 7600 рублей.
Резюме: самый дальний и экзотический маршрут для любителей безлюдных мест, дикой тайги и первозданной природы. Вероятность невелика, но на дороге можно встретить даже медведей!