В середине нулевых мы пережили бум продаж недорогих «американцев». На наших улицах появились тысячи Chrysler Sebring, Dodge Neon, Toyota Solara, Nissan Altima и прочие заокеанские гости. Были и те, что подороже. Именно «серые» дилеры первыми познакомили нас с Lexus и Infiniti. Но больше всего было «засланных казачков», автомобилей европейских люксовых марок в спецификации для американского рынка, которые легко распознавались по специфической светотехнике и местам крепления номерных знаков. В основном это были различные BMW, Mercedes, Porsche и Audi. Но с 2009 года поток «американцев» в Россию сильно сократился. Ввозные пошлины на иномарки, введенные тогда в качестве антикризисной меры, и рост курса доллара возвели покупку машины из-за океана в ранг дорогих удовольствий.
Но правила игры с тех пор уже успели несколько раз поменяться. На данный момент есть целый ряд моделей, которые интересно везти из-за океана. Если речь про массовый сегмент, то из-за особенностей отечественной растаможки спросом пользуются в первую очередь автомобили с малообъемными двигателями, лучше полтора литра. В США машины с «пакетом сока» под капотом вошли в моду примерно пять лет назад, поэтому выбор есть. Наиболее популярным «американцем» является Ford Fusion (от $24 500), брат-близнец производившегося у нас пятого Ford Mondeo. 1,5-литровый Ecoboost выдает целые 184 л.с. и 245 Нм. Пользуются спросом и прямые конкуренты Fusion — также 1,5-литровые Honda Accord (от $24 270, 192 л.с., 260 Нм) и Chevrolet Malibu (от $23 065, 160 л.с., 250 Нм). Любители кроссоверов предпочитают заказывать Honda CR-V (от $25 150). Кому не нужен большой автомобиль, могут немного сэкономить, выбрав, например, рестайлинговый третий Ford Focus последних лет выпуска или Honda Civic (от $23 950).
Автомобили с более объемными двигателями тоже в чести. В первую очередь Fusion с 2,0-литровым турбомотором мощностью 249 л.с. и полным приводом ($28 285). Хотя тут стоит всерьез задуматься о Lincoln MKZ ($37 890) — аналогичная техника, но в премиальной обертке, такую в соседнем дворе точно не встретишь.
Есть спрос и на гибриды. Тот же Fusion с 2,0-литровым двигателем мощностью 198 л.с. и вариатором (от $28 000) или Honda Accord (от $25 870). Есть интерес и к такой экзотике, как Chevrolet Volt. Те, кто жить не могут без маслкара, но принципиально игнорируют 2,0-литровый Chevrolet Camaro, выбирают базовые Ford Mustang с рядной «четверкой» 2.3 EcoBoost (от $26 670, 310 л.с.).
Относительно возраста чаще всего заказывают автомобили от трех до пяти лет, на которые действуют самые низкие таможенные пошлины. При условии 1,5-литрового двигателя — это 1,7 евро (150 руб.) за 1 куб. см. Машины с двигателем объемом более 2,3 л через российскую таможню везут редко, для этого есть другие способы. Ставка здесь уже 3 евро (265 руб.) за 1 куб. см. На автомобили до трех лет от роду, которые считаются новыми, действует повышенная ставка. Она зависит в том числе и от стоимости машины. Но если речь про автомобиль с 1,5-литровым двигателем, то на круг, естественно, при должном подходе к таможне, переплата составит около 100 000 рублей. Но и стоит такая машина в США, разумеется, дороже.
Американские автомобили очень часто продаются в возрасте от трех лет и чуть выше после одного владельца. Такова культура владения, которой способствуют лизинговые и кредитные программы. В Европе от хорошей машины, которая еще послужит, редко избавляются через три года. Плюс у американских автомобилей — честный пробег. Коррекция в США незаконна и наказуема — вплоть до уголовной ответственности. Правда, это не означает, что показания одометра не могут скрутить в России. Свежепригнанные автомобили, которые висят в продаже, подлежат такой же проверке, как и все остальные. И самое главное, если сравнивать с пригоном авто из Европы, который тоже процветает, пусть и не так как раньше, «американец» даже со всеми транспортными расходами все равно выйдет на 20–25% дешевле. Машины в Евросоюзе стоят дороже, чем в США, как новые, так и подержанные.
Кому-то возможность обладания реальным в наших условиях эксклюзивом — уже достаточный повод для покупки. У тех, кому нужен Mustang, Dodge Ram и прочие, официально не предлагающиеся, просто нет выбора. Других может привлечь богатая комплектация и качество сборки. Скажем, выпускавшийся во Всеволожске и продававшийся у нас Mondeo не имеет и десятой доли тех опций, что присутствовали у его заокеанского родственника. В нашей стране был доступен только дорестайлинговый вариант в сильно упрощенной комплектации. У Fusion шире цветовая гамма кузова и обивки салона, он лучше собран, качественнее отделан внутри и тише на ходу. В салоне есть поворотный переключатель передач а-ля Range Rover (основная примета рестайлинга 2017 года), а мультимедийная система поддерживает Apple CarPlay и Android Auto. «Фишка» модели — сенсорно-электронный замок на стойке двери: дальнейшее развитие идеи кнопочного «домофона» старых Линкольнов и топовых Фордов, о котором обладатели всеволожского Mondeo даже не догадываются.
«Американцы не умеют ухаживать за автомобилем, масло могут годами не менять», — гласит старая народная мудрость родом из конца 90-х. В 2020-м все несколько иначе.
Максим Егоров, руководитель компании по поставке автомобилей из США:
— У свежих машин, что мы привозим, все в порядке с обслуживанием. Об этом беспокоятся американские банки и лизинговые компании. Не секрет, что большинство автомобилей в США берется в лизинг. Чаще всего на три-пять лет. В этом случае банк заботится и присматривает за своей собственностью, заставляя своих клиентов регулярно проходить техобслуживание. Вот нарушение межсервисного интервала — обычная практика. Америка — страна больших расстояний. Например, если человек поехал из Нью-Йорка в Лас-Вегас (более 4000 км одну сторону), то в дороге он делать ТО не будет, заедет в сервис по возвращении. Но ничего страшного в этом нет. Это межтрассовый пробег с равномерной скоростью, который не так сильно влияет на износ двигателя и старение моторного масла, как при стоянии в пробке.
Где подборщики ищут автомобили? Все зависит от потребностей клиента. Иногда хорошие варианты всплывают на вторичном рынке. В первую очередь это дилерские площадки, но машины там в любом случае стоят дороже. Можно договориться о скидке, но такие вопросы решаются не по телефону, а на месте. Соответственно, нужен свой человек в США, который этим займется. У наших собеседников есть представители в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе. По желанию клиента есть возможность взглянуть на интересующий его автомобиль вживую, прислав затем фото/видеоотчет. Но это не бесплатно. Любое телодвижение американского представителя оплачивается отдельно.
Чаще всего автомобили покупаются на аукционах. Это многим известные Manheim, Copart и IAAI, получивший прозвище «Айайай». Первый специализируется на машинах в идеальном состоянии и дает по ним полную информацию, даже остаток протектора шин каждого колеса и толщину лакокрасочного покрытия каждого элемента. Однако покупка на Manheim в итоге обойдется примерно на 20−40% дороже покупки битого автомобиля, которыми занимаются два других аукциона. Опыт компании подсказывает, что большинству нужно хорошо и недорого, поэтому в основном машины ищутся на Copart и IAAI.
Битый автомобиль битому рознь. Тут важны нюансы и нужно внимательно читать описание аукционного лота. В нем есть информация по техническому состоянию. Это отметки «run & drive» (заводится и может проехать пару метров по парковке) и «engine starts» (двигатель работает, но своим ходом автомобиль передвигаться не может). Отметка «enhanced vehicle» означает, что машина прошла предпродажную подготовку, поэтому выглядит лучше, чем другие, но это может быть обманчиво. Прочитав пункты «primary damage» и «secondary damage», можно получить детальную информацию об основных и вторичных повреждениях.
На основании этих данных ряд вариантов можно сразу же отмести. Погорельцам («fire» в типе повреждений) и жертвам неизвестных субстанций («biohazard/chemical») — отказать. Утопленникам («water/flood») — тоже. Под целым внешне кузовом будет скрываться миллион трудноизлечимых электрических глюков. Жертвы мародеров («stripped»), которых после недавних событий будет немало, могут пригодиться разве что при восстановлении такой же, но сильно битой машины. Автомобили с механическими повреждениями («mechanical») в идеале требуют детального осмотра. Если нет пометки, что машина может передвигаться своим ходом, то есть риск нарваться на сломанный двигатель или коробку.
С жертвами угонов («theft») вопрос сложный. Это может быть как практически целый автомобиль, что есть реальная удача для покупателя, так и частично разграбленный. Если каких-то деталей явно не хватает, то лучше не рисковать. Жертвы вандализма («vandalism») — тоже лотерея. Не факт, что разрисованный баллончиком кузов, разбитые стекла и поврежденный салон — это весь перечень проблем. Фото могут попросту не передать масштаба трагедии. Например, у порезанных кресел может быть серьезно нарушена проводка.
Варианты «damage history» и «partial repair», что означает наличие прошлых повреждений и частичного ремонта, могут показаться привлекательными, но связываться с ними не стоит. В обоих случаях к автомобилю приложили руки местные механики. Скорее всего — не самые квалифицированные. Зато они могли замаскировать реальные повреждения.
Такие автомобили называются «куклами». За легкими повреждениями, которые, судя по фото, можно устранить заменой капота и бампера, скрывается путь к личному финансовому краху. Сломанные крепления фар, пробитые радиаторы, поврежденные «телевизор» и усилитель бампера — внутри «куклы» может быть много дорогих и неприятных сюрпризов. Выявить «куклу» можно при проверке VIN автомобиля с помощью сервисов Carfax или Autocheck. Выяснится, что еще пару месяцев назад искомый автомобиль выглядел иначе и был продан на этом же аукционе в два раза дешевле. Этим грешат машины, попавшие на аукцион от дилеров. Не только российские, но и американские автоцентры любят обманывать клиентов. А вот страховые компании продают битые автомобили в том виде, в каком они к ним попали.
Именно поэтому к фото с аукциона стоит относиться с подозрением. Они могут быть обманчивы, а иногда и вводить в заблуждение. Например, если на автомобиле стоит целый бампер, но над ним нет фары, то совсем не факт, что менять придется только ее. Возможно, продавцы по-быстрому прикрутили фару, скрыв повреждения под ней. Зато на фото все более-менее прилично. Бывает, что автомобиль был серьезно бит спереди и сзади. Ушлые дельцы и его приведут в приличный вид. Поставят капот, передние и задние крылья, слегка подкрасят кузов баллончиком — и вперед. Небольшие повреждения оставят. Вроде бы указано, что автомобиль пережил ДТП, но серьезность «травм» на фото не бросается в глаза, а когда все выяснится, будет уже поздно.
Стоит внимательно присмотреться к машинам с пометкой «hail damage» и «undercarriage». Первый вариант — побитые градом. Автомобили на ходу, а восстановление предполагает лишь замену нескольких кузовных деталей и максимум стекол. Вторая категория означает, что машина имеет различные повреждения подвески, что может быть не так страшно и дорого.
Самые беспроблемные категории — это «нормальная эксплуатация» («normal wear») и мелкие повреждения кузовщины («minor dents and scratches»). В последнем случае в описании будет указано, что именно повреждено (front end, side, rear end, roof). Пометка «all over» указывает, что повреждено больше трех деталей. Битые автомобили в США зачастую не ремонтируют. В отличие от запчастей, труд американца слишком дорого стоит. У нас другое дело, именно поэтому покупка автомобиля после ДТП, даже с учетом подводных камней, экономически выгодна.
К сожалению, проблем могут добавить и сами сотрудники аукциона. С битыми машинами американцы особо не церемонятся. Могут окно не закрыть, и тогда вся вода и грязь будут попадать в салон, пока автомобиль стоит на площадке аукциона под открытым небом. Или будут грузить погрузчиком, загоняя вилы под днище. И плевать, что так можно загнуть пороги, повредить выпускную систему или сломать защитный пластик. Если в комплекте к автомобилю идут какие-то запчасти, то их, скорее всего, просто бросят в салон, невзирая на то, что при этом могут пострадать кожа на сиденьях, обивка дверей или потолка.
Брать или не брать битый автомобиль — вопрос в каждом случае индивидуальный. Все зависит от стоимости запчастей на конкретную модель. Для некоторых, вроде Cadillac ATS, даже удар в «морду» не повод отказываться от покупки ввиду сравнительно недорогих кузовных деталей. В любом случае придется внимательно рассматривать фото и углубиться в изучение каталогов цен на запчасти. Поможет и осмотр выбранного автомобиля подборщиками. Они вживую оценят все повреждения, заведут, проедутся, сделают компьютерную диагностику двигателя и коробки, о чем потом предоставят детальный отчет.
Игра на аукционе требует терпения и трезвого расчета. С одной стороны, машин в продаже много, с другой — бывают такие ситуации, что именно сегодня идут нешуточные бои за конкретную модель, и лучше отступить. Бывают ситуации, когда до выигрыша заветного лота не хватает буквально пары сотен долларов. Поэтому менеджеры фирмы-поставщика, наученные опытом, специально оговаривают с клиентом некую сумму сверх бюджета — специально для таких случаев. Обычно около $500. Иногда выгоднее чуть доплатить, чем опять ждать, пока найдется подходящий вариант.
Местонахождение аукциона очень важно и напрямую влияет на время доставки и ее стоимость. Самое удобное место отправки из США в Россию — порт Нью-Йорка. Купленный автомобиль туда доставляется автовозом. В среднем это занимает от трех до 11 дней. Цена $1000–$2000.
Но уже на этом этапе могут возникнуть непредвиденные сложности. Бюрократию никто не отменял. Был случай, когда, выиграв аукцион на Charger, компания не стала дожидаться документов, потому что каждый день простоя на площадке аукциона обходится от $20. Погрузили Dodge на автовоз и повезли машину в порт, думая, что получат документы, пока она будет в пути. Title (аналог ПТС) от американской дорожной полиции пришел только через два месяца. Хорошо, что все это время автомобиль стоял на площадке друзей и это практически ничего не стоило.
В порту все тоже происходит совсем не быстро. Погрузка машин в контейнер может занимать от двух дней до недели. Параллельно оформляется вся необходимая документация. Один день, а может, и все семь занимает погрузка контейнера непосредственно на судно. Все зависит от наличия свободного места на корабле, графика отправки и форс-мажорных обстоятельств.
Повреждения в пути — отдельная статья расходов и проблем. Даже новые машины в контейнере могут закрепить абы как, что уж говорить о битых. Грузят их опять же погрузчиком, не заботясь о сохранности кузова.
Dodge Charger, о котором мы уже говорили, пришел со следами от вил погрузчика на бампере, но это мелочи. В декабре компания привозила Mercedes-Benz S55 AMG в кузове W220 и Buick Regal (двойник недоступной у нас Opel Insignia второго поколения). Открыв контейнер, увидели, что сломалась деревянная защита, разделявшая машины. В итоге Бьюик, купленный с помятым задним крылом, получил серьезные повреждения крыши. Мерседес отделался сломанным пластиком на днище. Извинялись перед клиентами и ремонтировали все за свой счет. Никаких страховок для данных случаев не предусмотрено. Писать гневные письма американцам, обвиняя их в некачественной погрузке, можно, но бесполезно. Компенсация вряд ли будет.
Процветает в порту и воровство. Под угрозой все ценное в автомобиле, особенно диски. Заказывать Lincoln Navigator на 24-х дисках DUB Suave — дело рискованное. Вместо красивых колес за 300 000 рублей можно получить невзрачные базовые диски. Прецеденты были. Разбираться бесполезно.
После прибытия корабля начинаются приключения автомобиля на российской таможне. Есть два порта, через которые в Россию попадают американские машины, — родной Новороссийск и финская Котка.
Максим Егоров:
— Недавно мы получали в Новороссийске четыре машины — Honda Accord, Ford Fusion и два Focus. Лето, жара, мы, естественно, в шортах и футболках, а на терминал в таком виде пускать запрещено. Дресс-код. Сидите и ждите выгрузки. Спорить можно хоть до... ну вы поняли. Дальше начинается занимательная таможенная математика. За то, чтобы просто открыть контейнер, просят 40 000 рублей с каждой машины, а их там четыре. Итого — 160 000 на ровном месте, просто за то, чтобы взглянуть на автомобиль. Также с опломбированного контейнера чудесным образом пропала пломба. За ее отсутствие полагается штраф плюс вызов эксперта с собакой и полная инспекция. А вдруг там наркотики или что похуже? Решить вопрос на месте — 30 000 рублей. Вот уже 190 тысяч. Дальше — интереснее. Так, Accord у вас какого года выпуска? 2019-го? Тогда у вас два варианта — либо мы его таможим по каталожной стоимости как новый (примерно $30 000, притом что куплен он за $11 000), либо делаем льготную растаможку. Согласны? Тогда пожалуйте еще 50 000. Для Фокуса, которому в сентябре будет три года, такой вариант почему-то не предложили. И все это наш убыток. Перекладывать эти расходы на клиента мы, естественно, не можем. На Северо-Западной акцизной таможне, в питерский филиал которой мы едем из Котки, поборы более гуманны. Но там в цену доставки закладывается стоимость эвакуатора до Санкт-Петербурга. Это само по себе недешево. В зависимости от сезона цена может доходить до 50 000 рублей. Плюс можно простоять в очереди на границе. Но сейчас, когда финская граница закрыта, выбора нет, приходится только осваивать Новороссийск.
Если ввозится битый автомобиль, то растаможка еще не конец квеста. Такие машины растаможиваются и получают все соответствующие документы, кроме ПТС. На битую его не дают, соответственно, эксплуатация запрещена и ездить на ней нельзя. Поэтому прямо с таможни такой автомобиль на эвакуаторе едет сразу в сервис. После ремонта покупатель присылает видео таможенному брокеру, который выдает ПТС — в соответствии с последними веяниями, скорее всего электронный. Плюс нужно не забыть озаботиться установкой или как минимум покупкой кнопки ЭРА-ГЛОНАСС: еще 40 000 рублей.
Где ремонтировать ввезенный автомобиль, вопрос крайне важный, о котором стоит подумать заранее.
Михаил Егоров:
— Обычно мы ввозим автомобили через Котку и отправляем в наш собственный сервис в Питере, где ремонтируем, приводим в порядок, получаем ПТС и передаем клиенту. Работа под ключ. Но при ввозе через Новороссийск мы были крайне удивлены уровнем работы краснодарских сервисов. У Фокуса, что мы привезли, был оторван рычаг подвески, замяты дверь и капот сбоку. В одном сервисе нам заявили, что это «тотал», и чинить отказались, хотя работы там реально на пару дней. В другом объявили стоимость в 100 000 только за работу. Пришлось подключать знакомых, чтобы найти адекватных мастеров.
Примеры из реальной практики наших собеседников. Битый Ford Focus с учетом переправки в порт обошелся в $3700. Доставка морем — $1250, а растаможка автомобиля старше трех лет с двигателем объемом 1,0 л (125 л.с.) — $1850. Итого почти полмиллиона (при курсе ЦБ — 73,43 руб.). Ремонт встал в 50 000 рублей плюс 40 000 за кнопку ЭРА-ГЛОНАСС. То есть седан 2017 года выпуска обошелся клиенту чуть дешевле 600 000 рублей. В России литровых турбо-Фокусов отродясь не было. Но 600 000 для продающихся у нас машин со 125-сильным «атмосферником» схожих годов с одним владельцем по ПТС — это самое дно рынка. Пробеги при этом будут далеко за сотню. Другой такой же Focus, купленный за сравнимую цену, пришлось таможить как автомобиль младше трех лет. В деньгах это $3400. В этом случае полностью отремонтированный автомобиль обошелся в пределах 750 000 рублей. Но даже эта сумма как минимум тысяч на 100 дешевле средней цены по рынку на сравнимые по годам Фокусы всеволожской сборки. На данный момент самые дорогие местные «трехлетки» продаются за миллион и выше.
В одном контейнере с этими Фокусами ехал и 1,5-литровый Ford Fusion 2017 года, приобретенный за $5000. С учетом доставки паромом и таможенной очистки цена составила около 700 000 рублей. Сейчас седан находится в ожидании запчастей, которых заказано на 250 000. Ввезенная ранее годовалая Honda Accord 1.5, купленная за $11 000 и приведенная в порядок (300 000 ушло только на запчасти), была продана в Москве за 2 700 000 рублей.
Что делать, если нужен автомобиль с настоящим американским мотором, а не «пакетом сока» под капотом? Можно, конечно, везти и через российскую таможню, но заплатить в казну государства придется сполна. Например, за растаможку Dodge Charger SRT с V8 6.4 мощностью 485 л.с. придется отдать почти 3 000 000 рублей, если речь про машину не старше трех лет. Притом, что в США такой седан с небольшими повреждениями можно купить за 25 000–30 000 долларов.
Вариант сэкономить есть. Как вам такая математика относительно Chrysler 300C 3.6 2013 года выпуска? Стоимость $7200, доставка морем $1700, растаможка $2450 плюс ремонт на 200 000 рублей. У нас такие автомобили будут младше на год и в среднем тысяч на 350 дороже. Или Dodge Challenger 2015 года с пробегом в 83 000 км: цена — $12 200, таможенные платежи — $4000. Естественно, речь про растаможку через одну из братских стран.
Максим Егоров:
— Подробности раскрывать не буду ввиду коммерческой тайны, но у нас есть абсолютно легальная и прозрачная схема льготной растаможки через Армению по старым ставкам. В этом случае автомобиль приплывает сначала в Грузию, в порт Поти, а затем отправляется на армянскую таможню. Таким способом интересно импортировать именно крупнолитражные машины. В Армении растаможка того же Dodge Charger SRT возрастом не старше трех лет обойдется в полтора миллиона. В этом году мы уже завезли таким образом несколько Dodge Ram и Toyota Tundra.
Увы, недавний скандал с машинами на армянском учете (об этом Дром рассказывал самым подробным образом) коснулся и таких автомобилей. По идее, машины, ввезенные и растаможенные по тарифам ЕАЭС в 2020 году, полностью законны и никто к ним никаких претензий предъявить не может. После уплаты «утильсбора» такой автомобиль без проблем можно переоформить на российские номера. Но в реальности все не так. Оказывается, при проверке ГИБДД никто не смотрит, когда именно машина прибыла в Россию. В итоге претензия к ним такая же, как и к остальным из Армении. В регионах инспекторы как под копирку выписывают протоколы по 12.3, ч.1 КоАП РФ. В Москве и Санкт-Петербурге этого нет. Вот и получается, что пока владельцы находятся в подвешенном состоянии. Ехать переоформлять машину, естественно, никто не решается. Все ждут судебных решений. Впрочем, братских республик много и только Арменией льготная растаможка не исчерпывается.