Предыдущие записки таксиста читайте здесь.
Домашние заботы
В начале весны агрегаторы (напомню, мы их договорились называть «Яшка» и «Макс») пообещали поднять цены. Лично я ощутил, что в среднем заказы стали чуть дороже — на 30–50 рублей. Хотя повышенный спрос в часы пик ощущается в денежном эквиваленте намного сильнее, чем это «плановое повышение». Но после начала спецоперации все цены вокруг поднялись настолько, что это перекрыло все другое, происходящее на этом свете.
И это был шок! Пришло время менять масло на моем Саксиде. Я заливаю полусинтетику «Мобил». Стандартная процедура с заменой фильтра, масла, воздушного фильтра стала дороже на 50%! Причем крупнейший поставщик этого масла в России работает в моем городе. И автомастера центра аккуратно предупреждают, что сейчас распродают остатки с центрального склада — их хватит от силы на полтора месяца. А что потом? На местах на отмену санкций никто не надеется. Даже приверженцы импортной смазки уже переводят свои автомобили на масла российского происхождения.

В начале летнего сезона начал «переобуваться» — увидел, что как минимум две шины нужно менять. В прошлом году я их скатал под ноль. Думал, возьму, как всегда, какую-нибудь бэушную Йокогаму, а в крайнем случае — поеду за новой «Белшиной».
Поехал в шинные ряды — продавцы говорят: «А нет больше "Белки"! Белорусы закрыли представительство в нашем городе». И новые шины от «Камы» я могу взять по цене около 5000 рублей за штуку. Это нужно потратить 20 000, чтобы «переобуться»? Таксовать неделю, чтобы только иметь возможность работать летом? Ну и насколько тогда должны стать дороже услуги такси? Лично я считаю, что на те же 50%, на которые сейчас как минимум все подорожало.
И тут мне повезло — выхватил две шины от «Белшины»: мужик продал свою машину, а летнюю резину решил загнать на рынке отдельно. Два колеса купили передо мной, а мне как раз и нужны были два оставшихся. Сторговался по 3000 рублей за колесо. Чего? Да-да, отдал шесть «рублей» за бэушные белорусские шины, и еще «рубль» за «переобувку». Итого 7000. Таксовал потом на эту «переобувку» три дня!
Показал Саксид знакомому мастеру, чтобы прикинуть возможные траты на зиму и начать уже готовить свои сани. Стоимость работ выросла ровно на 100% — и это еще по знакомству. Поговорил с коллегами. Общий настрой: «Мы сами в шоке! Но жить все-таки можно...».
— С начала лета машин в такси стало намного больше, даже если сравнивать с весной, — говорит знакомый таксист Василий. — К агрегаторам подключилось много частников, продолжают открываться новые таксопарки. Я сам работаю в компании, которая зарегистрирована в другом сибирском городе. Но никуда переходить к другим «подключашкам» не хочу. Нас постоянно стимулируют работать в одном месте, повышать свой уровень. Я вот на спор за месяц сейчас сделал себе рейтинг в «пятерку». Достичь его намного сложнее, чем постоянно поддерживать активность: последнюю можно быстро вернуть на прежний высокий уровень. А вот с рейтингом пассажиры часто бывают необъективны. В одном нашем районе все как один ставят в оценке или единицу, или двойку. Уезжаешь в другой район — там у меня всегда пятерки. Я долго не мог понять, в чем дело, а потом дошло, что пассажиры из этого неблагополучного района так всегда выпрашивают себе у «Яшки» 100 рублей бонусов — дескать, в компенсацию за косяки водителя. Но так ведь нечестно? Система и придумана, чтобы мы могли объективно оценивать друг друга и делать перевозки в такси все лучше и совершеннее. Поэтому я перестал брать заявки в этот район вечно недовольных и депрессивных людей.
Самой неприятной историей, которая случилась с этим таксистом за полгода на линии, стал... сломанный нос. Забирал ночью подвыпившего пассажира из ресторана, тот заснул на заднем сиденье. А когда таксист его разбудил, он первым делом резко ударил по лицу. А самым приятным стало нарушение собственных таксистских правил. Утром пассажир слезно попросил заехать за пивом, а потом выпить его в салоне и покурить. Пассажира трясло с похмелья, но таксист согласился. Этот тот случай, когда человеческое борется с профессиональным. И как результат — чаевые в 5000 рублей за 10 километров такого «опохмела на колесах».

— Сейчас намного выгоднее работать на арендной машине, чем на своей — рассказывает мне другой коллега Артем. — Я за свой Фольксваген Поло 2021 года выпуска плачу в фирму 2200 рублей в день. Зато он подходит под категорию «Комфорт». Пусть это и дает всего по 30 рублей прибыли. Но пассажиры часто идут на эти небольшие траты сверху, чтобы быть уверенными, что приедет машина в хорошем состоянии. Был бы у меня кожаный салон, так я бы и «Комфорт Плюс» катал за счастье! Там ведь только подача машины идет от 300 рублей. Но все это дело наживное. Наш таксопарк сейчас разыгрывает такой же автомобиль, как у меня. У меня есть все шансы выиграть, тогда все сделаю по высшему разряду. Потому что лучше сразу же работать по самой высокой тарифной сетке. Хотя сколько денег нужно отдать, чтобы содержать сегодня свою машину! А так я аренду накатываю до обеда. Потом обязательно даю себе часовой отдых, хорошо обедаю, стараюсь прогуляться. И потом уже выхожу до вечера. Скажу по секрету, при перерыве «Яшка» на самом деле позволяет находиться на линии не 12 часов, как это у него определено, а больше — до 16 часов. Но так впахивают только новички, я и сам не отпускал руль из рук в первый месяц. Хотелось наработать и репутацию в компании, и рейтинг, и статус. У меня он сейчас «Золото», и останавливаться я не собираюсь. Катаюсь в смену не больше девяти часов. Чистыми у меня выходит около трех тысяч в день. В месяц получается около 80 000. Я считаю, что это неплохой заработок на сегодня. В автомобиль я не вкладываюсь. Но политика нашего таксопарка такая, что каждый водитель работает на одной конкретной машине. Привыкает к ней, заботится о ней. Я, например, каждый день езжу на автомойку, где машину мне моют за 250 рублей. Все эти «роботы-самомойки» не признаю. Каждый должен заниматься своим делом. Мойщик — мыть, а водитель — возить людей. Тогда можно неплохо жить.
«От Питера до Москвы...»
И даже отправиться в отпуск с семьей! Как в это сложное время получилось у меня. Да еще и проехаться по трем самым главным российским городам. И первым такси, которое повезло меня в Санкт-Петербурге, стал... шикарный Лэнд Ровер. Он довез мою семью от Петергофа до Дворцовой площади всего за 780 рублей — благодаря тарифам «Яшки»: «бомбила» на Ладе за этот же маршрут просил полторы тысячи рублей. На западе России «Яшка» — главный агрегатор, о «Максе» (очень популярном в провинции) многие и не слышали, а про все остальные службы такси даже забывают, как их звали.

Водитель Иван увлекается автомобилями: у него и Лэнд Ровер, и Вольво.
— Никаких проблем с запчастями для европейских автомобилей у нас нет, — рассказывает Иван. — На 60 000 рублей я при покупке обслужил Ленд Ровер, о чем нисколько не жалею, а тем более в сложившейся сегодня ситуации. Успел по старым ценам обслужить верного «коня».
Купил диски вкруг с колодками фирмы ATE, ремень ГРМ в сборе с роликами и помпой, все масла и жидкости, а также сервисный ремешок с роликами. При нынешних ценах только один ремень ГРМ вышел бы мне в 30 000 рублей, и это был бы не оригинал. Я люблю водить машины, и такси для меня — это больше увлечение автомобилями, чем заработок. На линию выхожу регулярно уже семь лет, но до сих пор не научился серьезно зарабатывать в такси. Работаю и по «Комфорту», и по «Эконому». Конечно, все тарифы нужно давно поднимать — они не соответствуют текущим затратам на автомобиль. Особенно если его любишь. Приведу пример из своего отпуска. Мы в Новороссийске отдыхали с друзьями и намеренно вызвали через «Яшку» 221-й Мерседес S-класса: хотели, чтобы на отдыхе все было красиво. Спросили у водителя, можно ли в их городе найти катер, чтобы погонять по морю. Так он на следующий день приехал уже на 222-м Мерсе и с катером на тележке! Оказалось, что нас возил руководитель компании по прокату дорогих автомобилей, есть у него и Гелендваген. Этому крутому мужику реально не было зазорно нас везде катать по своему городу — по тарифам обычного такси. Наоборот, ему было приятно принимать «высоких гостей» на крутых «Мерсах». И я его понимаю!
Иван также считает «Яшкины» цены «днищем». И не понимает, почему его второй автомобиль Вольво из-за своего преклонного возраста не может получить право работать в Санкт-Петербурге в такси. Хотя в нем «электрические передние сиденья, кожа, двойные стекла, мощный ДВС 2.5 турбо на 210 л.с. и полный привод».
— Вот Гранта из куска пластика может ездить по «Эконому» в Питере, а моя Вольво — нет, — удивляется Иван. — Я считаю, что хорошим, но не самым новым иномаркам все-таки нужно давать возможность работать в питерском такси.
Давно замечал, что постоянно живущие среди самой невероятной красоты люди просто перестают ее замечать. И воспринимают как должное. Я, например, всегда удивляюсь восторженным возгласам пассажиров о Байкале. Так и коренные петербуржцы с улыбкой воспринимали мою радость, когда я увидел «Аврору» и Исаакиевский собор. Опять же, таксистам некогда крутить головой, нужно смотреть прямо и в зеркала, а не оценивать архитектуру. Фирменная «фишка» Санкт-Петербурга — разводные мосты. Когда это происходит, агрегаторы повышают стоимость поездок. Но иногда это случается раньше, чем мосты разведут: и тогда удачливый таксист за 200 метров поездки на другой берег через мост может получить 1500 рублей. А это очень приятно!
Из неприятного: питерские водители рассказали, что среди местных сотрудников ДПС есть обычная практика подсадных пассажиров — они фиксируют нарушения, а потом передают их в органы. Есть и «стукачи», которые высматривают выпивших водителей в кафе и ресторанах. И как только такой водитель садится за руль, экипаж ДПС «вырастает из-под земли».
— Меня остановили с пассажиром прямо по дороге из аэропорта, — рассказывает Рахмет на старенькой Киа Рио без таксишной раскраски. — Гаишник сразу же спросил у пассажира, заказывал ли он такси. Он сказал «да», и меня стали проверять уже по полной. Пассажир прождал полчаса, а потом вызвал другую машину. Наверное, ДПС выполняли план: машину отправили на штрафстоянку, а меня в миграционную службу. Я — гражданин Узбекистана, но в Питере живу уже больше десяти лет. У меня нет проблем с разрешениями на работу: земляк сделал мне бесплатно регистрацию в своем доме. И девушка в ГИБДД потом удивилась, почему у меня забрали машину прямо на линии. Видать, на трассе работал очень вредный сотрудник. Но тут как попадешь! И зачем нас прессовать лишний раз? Я вот одно скажу: в каждый большой мусульманский праздник, когда мы отдыхаем, время ожидания такси в Санкт-Петербурге возрастает с привычных двух-пяти минут до 30. Местные таксисты никогда бы не справились с таким большим потоком пассажиров без приезжих водителей.
И как истинный житель культурной столицы России, Рахмет в конце нашей поездки удивляет меня. Оказывается, до пандемии он пять лет работал... в Эрмитаже: «Мне нравился там первый и второй этаж, а на третьем я уже не понимал такое искусство». Правда, был администратором кафе: «Поднимал по 150 000 в месяц, брат».

Его самая большая мечта — приобрести свой личный автомобиль и продолжить работу на линии. Сейчас он арендует его за 1500 рублей в сутки, но хозяин автопарка не дает выходных — требует, чтобы машина постоянно была на ходу.
— Земляки, которые купили свои машины, таксуют не больше восьми часов в день, — улыбается Рахмет. — А потом идут в фитнес-зал обычно. Работа у нас сидячая, нужно после поездки обязательно позаниматься. А как я смогу пойти сейчас в фитнес, если зарабатываю в день чистыми не больше 3000 рублей? Вот сейчас я катаюсь с 12 часов ночи до девяти утра: а «грязью» заработал всего 4758 рублей…
Москва меня встретила гигантской пробкой от аэропорта и молчаливым водителем из Киргизии. Я много катался на «Яшке» по столице, и каждая поездка — как под копирку. Машины все сплошь брендированные, только белого или желтого цвета, видно, что принадлежат таксопаркам. Водители — почти все из Средней Азии. Спокойные, сосредоточенные. Начинаешь задавать вопросы, в глазах — удивление: «Дескать, а ты почему не пялишься в свой смартфон и что-то у нас пытаешься выяснить».
— Так у нас строго все: не до разговоров, — пробурчал лишь Дмитрий на желтой Шкоде Рапид. — Да и клиенты редко разговаривают, даже приезжие. И это легко объяснить: плотный трафик. Каждый пассажир еще до моей поездки наверняка ехал откуда-нибудь полчаса на электричке, а потом понесется в метро. И мне о чем с ними разговаривать?.. В Москве везде полный контроль, долго нигде не припаркуешься. На трассе — не зевай! И подставы, и дураки на Бентли, и «членовозы» с мигалками.
Московские таксисты подтвердили, что прием на работу в столичные таксопарки ужесточился. Устроиться не так просто, требования серьезные. Наверное, это объясняется и тем, что за тобой постоянно следят камеры, пассажиры также все продвинутые и, как говорят, любят жаловаться.
В обеих столицах таксисты рассказали, что комиссия «Яшки» здесь куда выше, чем в провинции — от 20 до 23%. Но выгодно работать в часы повышенного спроса. И они могут случиться не только в стандартные утренние и вечерние разъезды, но и в связи с различными мероприятиями. А их здесь много. В Питере я постоял в пробке, пока собирались высокие гости экономического форума. А в Москве еле вызвал такси с рыбной ярмарки от стен Кремля. И что же попробовал сибиряк среди мидий, раков, устриц и прочих «том-ямов»? Конечно, байкальский омуль! Но была это, конечно же, пелядь. Откуда в столице омуль?

Столица таксистов России
И вот я в Сочи, уже пробую местную барабульку! Был здесь очень давно, и после Олимпиады у меня из моего далека сложилось впечатление, что Сочи стал пафосным, недружелюбным и жутко дорогим. Мы ведь все смеялись над шутками «Уральских пельменей» и «Камеди Клаба» про мультимиллионеров, которые не смогли себе позволить отдых в Сочи.
Но это все неправда! В Сочи, если включить мозги и трезво подходить к своим возможностям, можно отдыхать очень недорого. И это очень гостеприимный и удобный город, в котором просто нужно кайфовать!
И главное. Сочи — летний рай для таксистов со всей России! Я увидел на линии не только земляков из Сибири, но даже такси с Дальнего Востока. Водители из ближайших южных городов приезжают сюда на заработки целыми автопарками. Так, около 60 машин прибыли таксовать из Ставрополя, чуть меньше таксистов было из Ульяновска. Компании- «подключашки» со своими машинами арендуют хостелы на окраинах Сочи и завозят водителей, предлагая им повышенный заработок и какой-никакой, но все-таки отдых у моря.
— Я сам из Пятигорска, и у нас нет моря, — рассказывает Руслан на неокрашенном Солярисе. — Друг уговорил приехать сюда на заработки: и у него все получается, потому что машина — в собственности. Он ездит каждый день в Абхазию, иногда в день зарабатывает до 11 000 рублей, когда берет еще и другие дальние поездки. У меня — арендованная машина, за границу меня никто на ней не выпустит так просто. Поэтому обычный заработок 5300. «Яшка» забирает 24%. Работаю пять дней, один отдыхаю. Но мы хорошо тут отдыхаем! И с девушками знакомимся, и в море купаемся, и ресторанчик у нас всегда в программе! В Сочи еще и на линии отдыхаешь — от своих привычных маршрутов. А у пацанов, кто приезжает целыми таксопарками, и вовсе весело бывает. Думаю, им потом в своих городах после таких каникул легче вместе работать. Как это называется, тимбилдинг, да?
Местных таксистов я видел на выходах из аэропорта и Сочи-Парка: ненавязчивые, улыбчивые, и никто не обиделся, когда я тут же начал вызывать того же «Яшку».
— Говорят, что в Сочи и нет местных таксистов: все приезжие, — улыбается седовласый Самвел. — Но это неправда. Многие местные таксуют по дороге на работу. Или выбирают опцию «по делам» и зарабатывают хотя бы на бензин. Я нормально отношусь к приезжим. Поверьте, в сезон пассажиров хватает на всех! Самые глухие месяцы для такси у нас в межсезонье. Зимой все едут на горнолыжку в Красной Поляне, летом на море и в туры. Сочинцам хорошо, когда хорошо его гостям.
Конечно, без кавказского колорита здесь никуда. В Адлере прямо возле дороги увидел место отдыха таксистов — стол, стулья и нарды. Водители приезжают с заказа и отдыхают за неспешной игрой.

— Главная проблема здесь — узкие улицы, особенно в Старом Сочи, — рассказывает Павел, житель Краснодара, который переехал туда из Челябинска. — Но таких больших пробок, как в Краснодаре, здесь нет! И манера вождения в Сочи более спокойная.
И правда, таких вежливых водителей я еще не видел нигде. Любой пешеходный переход — таксисты начинают тормозить издалека. Пропустить на перекрестке другого таксиста — обязательно! Проезжай, дорогой! Еще и улыбнутся, и рукой помашут.

Сергей Кириллов родился в Сочи и теперь по родным местам устраивает джип-туры на своем 10-местном (!) Патриоте.
— Автомобилю уже десять лет, раньше он принадлежал фермеру, — рассказывает Сергей. — Но как только я увидел этого «Патрика», тут же понял, что он будет моим. Я вожу туристов по местам, которые знаю с детства — по дороге на Красную Поляну. Раньше возил и в Абхазию, но чтобы не стоять в пробках, нужно вставать в три часа ночи — и везде быть первым. Это важно для гостей — не очень отдыхается, когда вокруг 30 джипов с туристами. Все ведь хотят почувствовать себя наедине с нашей великолепной природой, и я знаю, когда это лучше сделать и как. Огромный импульс нашему городу дала Олимпиада. После нее многие россияне впервые приехали в Сочи и увидели, что у нас можно отдохнуть намного интереснее, чем в той же Турции.
Конечно, коллеги спрашивали меня, как там, в Сибири, таксуется. Все как один бесконечно удивлялись нашим правым рулям и живучести «Макса». В Сочи этот агрегатор также присутствует — и в первую очередь благодаря приезжим машинам с его брендом. Попробовал уехать, но ждать 20 минут для меня уже было слишком долго. «Яшка» приезжает максимум через пять минут.
А лично я больше всего за весь свой отпуск удивился, что все такси, на которых я передвигался, были «на механике». «Это же так неудобно!» — говорил я коллегам. «Неудобно, когда руль из бардачка», — парировали они мне с улыбкой.
Но вот оставлять машины на пешеходных тротуарах в Сочи — абсолютно в норме. Можно и улицу целиком перегородить! Зачем ругаться? Можно ведь объехать по другой!

И это правда очень дружелюбный и интернациональный город! А в работе таксиста общий настрой пассажиров очень важен.
Тогда хочется работать для людей: и днем, и ночью. Вызвать такси в Сочи можно даже в самых отдаленных местах. И оно приедет — всегда на позитиве!
А какие таксисты вам встретились в вашем отпуске? И как проходит летний сезон, коллеги? Удачи на дорогах!