УАЗ Патриот всегда был осознанным выбором смелых духом людей. Тех, кто понимал — для утоления жажды приключений лучше напарника не найти. Более проходимого, вместительного, крепкого и ремонтопригодного внедорожника среди новой техники по цене до миллиона рублей в России попросту нет. Но и нюансов в эксплуатации у «Патрика» полно. Рассказываем на живом примере Патриота 2016 года выпуска с пробегом в 100 000 км.
Коррозия — неотъемлемая часть имиджа Патриота, что, кстати, роднит его с Мерседесом G-класса предыдущего поколения. УАЗы ржавеют независимо от года выпуска — коррозия преследует и старые 15-летние Патриоты, и более свежие машины. В 2014 году УАЗ перешел на катафорезное грунтование, и коррозионная стойкость кузова, по заявлениям производителя, выросла в восемь раз, но проблема никуда не делась. Дверные петли, колесные арки, пороги, рамка лобового стекла (притом что уже несколько лет используются вклеенные стекла), стыки кузовных панелей с точками, где задерживается влага (в том числе под пластиковыми накладками) — мест, где можно найти следы ржавчины, полно. Если не озаботиться регулярным антикором, то ее можно будет найти и на днище с рамой. С учетом этих фактов выпускной тракт, который начинает ржаветь уже в салоне дилера, — мелочи.
Одно из проблемных мест — углы передних дверей в районе зеркал: малейшее вспучивание ЛКП, и там уже область поражения в 2–3 см. На фото — ситуация с Патриотом четырех лет от роду, и это он еще долго держался. Известны случаи, когда эти места сгнивали за полтора-два года, что, с другой стороны, можно считать даже везением — в таких случаях двери завод менял по гарантии.
В общем, с коррозией на Патриоте нужно бороться беспощадно. Помимо регулярной антикоррозийной обработки днища с защитой скрытых полостей желательно проводить обработку обратной стороны крыльев. На заводе этого не делают. После снятия крылья необходимо зачистить, загрунтовать и покрыть консервантом. Заодно стоит обработать стойки кузова, к которым крепятся крылья. Внутри они не обработаны ничем, грунт в ванне катафореза туда не попадает. Заложить в это место консервант удобнее всего на снятом крыле, через отверстия, в которые вставляются скобы под саморезы.
В идеале эту операцию, как и другие по тотальной антикоррозийной обработке, стоит провести сразу на новом внедорожнике, пока он совершенно чистый. Заодно можно защитить и проводку, обернув ее в гофру, а кузову Патриота не повредит оклейка в антигравийную пленку.
Прогресс есть, УАЗ постоянно дорабатывает свой флагман и часть дефектов удалось устранить. В 2016 году Патриот получил более эргономичный интерьер с фронтальными подушками безопасности, руль с регулировкой по вылету, в рамках дверей появились уплотнители с антиобледенительным покрытием. В ходе модернизации 2018 года уплотнители еще раз доработали, а у пятой двери появился даже двойной контур. Все они предотвращают попадание воды и пыли в салон плюс улучшают шумоизоляцию. Ради последней также увеличили площадь звукоизолирующих материалов на моторном щите, а вытяжную вентиляцию перенесли с потолка багажника в зону заднего бампера. Но до идеала далеко, качество сборки и контроль поставщиков по-прежнему не отличаются стабильностью. Некоторые поломки блуждающие, и похоже, что связаны они только с тем, насколько удачным выдался у сборщиков день.
Любая более или менее серьезная внедорожная вылазка приводит к забиванию сливных отверстий в порогах. Чтобы продлить им жизнь, нужно снимать пластиковые накладки и промывать до тех пор, пока со всех сливов не перестанет вытекать грязь. Скапливается грязь и внутри нижней части расширителей крыльев. А резиновый уплотнитель между ними и кузовом на пару с песком и вибрацией неплохо протирает в этих местах краску.
Бамперы Патриота комплиментов не заслуживают. Они окрашенные (некрашеная пластмасса настоящему внедорожнику больше к лицу) и хлипкие, легко трескаются на морозе после незначительного контакта с сугробом. Но самое главное — пластиковые детали просто прикручены к кузову на несколько саморезов. Усилителей бамперов на рестайлинговых УАЗах нет, хотя на автомобилях до 2014 года выпуска они были. Помочь беде уазоводов в этом вопросе готовы тюнинговые фирмы.
Кузовные мелочи тоже выполнены кое-как. Крепления «брызговиков» не выдерживают никакой критики — каждый выезд в лес грозит как минимум одним оторванным. Заводской лак, которым покрыта оптика, быстро начинает мутнеть, покрываться трещинами и шелушиться. Без оклейки защитной пленкой никак не обойтись.
Шиномонтаж Патриота может преподнести немало неприятных сюрпризов. Штампованные колесные диски прямо с завода идут кривые через один. Неважно, под чьим присмотром они изготовлены — немецким (Mefro Wheels) или американским, когда производитель влился в корпорацию Accuride. Качество не улучшилось, известны случаи, когда все четыре диска с завода были «восьмеркой». А ведь это разбитые шкворни, рулевое и ступицы, да и просто опасно. Трескающиеся на холоде колпаки колес на этом фоне кажутся сущей мелочью.
Не все доработки Патриота одинаково полезны и однозначно одобряются пользователями. Скажем, замена сидений, что произошла в 2014 году, была встречена негативно. Ранее УАЗики комплектовались сиденьями от SsangYong Rexton. У заднего дивана была регулировка угла наклона спинки и возможность при помощи специальной конструкции соорудить три удобных спальных места, благодаря чему Патриот становился домом на колесах для рыболовов, охотников и туристов. У новых сидений снизилось не только качество исполнения, но и ухудшилась эргономика, регулировки исчезли. Очень многих это не устроило и они возвращают сиденья старого образца, не стесняясь ради этого резать «болгаркой» новые Патриоты. В защиту рестайлингового салона стоит упомянуть удачный профиль передних сидений и качественную обивку — у четырехлетнего Патриота ни разу не видавшие чехлов тканевые кресла выглядят как новые.
Ситуация с отказом от второго топливного бака также неоднозначная. Это изменение 2016 года было продиктовано скорым появлением автоматической трансмиссии. Одна заправочная горловина — это, конечно, удобно, но вместимость при этом снизилась до скромных 68 л (было 87 л). Это откровенно мало для тяжелого, маломощного и прожорливого внедорожника. В среднем бака хватает на 360–380 км пути. Mitsubishi Pajero Sport уедет на одной заправке в два раза дальше. Новая конструкция тоже вызывает вопросы. Пластиковый резервуар получил шестислойную оболочку и стальную защиту, но все это висит ниже «раздатки» и выпускной системы, хотя и выше картеров мостов. В глубоком снегу передний край бака имеет все шансы «толкать снег». Зато в освободившееся места от двух баков отлично встают баллоны ГБО, часто встречающиеся на Патриотах.
Изменений к лучшему все равно больше. В 2016 году кузов получил дополнительные крепления к раме, пару поперечин над топливным баком, более прочную заднюю панель пола с ребрами жесткости. В подвеске появились новые амортизаторы, задние двухлистовые рессоры стали на шесть процентов мягче прежних трехлистовых, диаметр заднего стабилизатора поперечной устойчивости сократился с 21 мм до 18 мм. После проделанной работы на ходу Патриот обрел невиданную доселе целостность и упругость.
Неразрезные мосты Патриота устроены грамотно. У них одинаковые редукторы и колесные подшипники, причем внутренние совпадают с наружными. Неоценимый плюс в экспедициях — для подстраховки достаточно взять всего пару подшипников про запас. Аналогично и по редуктору. Шаровые ШОПКи переднего моста у Патриота съемные, а не единые с мостом, как на G-классе или Land Cruiser 80. Заржавела — заменил. Хотя на нашем Патриоте они до сих пор как с завода. Ресурс шкворневого узла при условии своевременного устранения люфтов — целых 200 000 км. После нужна замена копеечных пластиковых вкладышей — и Патриот готов к покорению следующих двух сотен тысяч.
Минусы на этом фоне несущественны. Основные: посредственная окраска и встречающиеся случаи брака литья картеров, запрессовки чулков. Зато цена запчастей приятно удивляет.
Переход на раздаточную коробку Hyundai Dymos (почти такой же агрегат ставился на Kia Sorento первого поколения) вроде бы плюс. Карданный вал стал цельным, без подвесной опоры, а не составным, как раньше. Благодаря этому значительно уменьшились вибрации при движении. Увеличение передаточного отношения понижающей передачи с 1,94 до 2,56 повысило проходимость. Самое главное — не нужно, как встарь, мучиться с рычагами включения полного привода и демультипликатора, их место заняла аккуратная шайба. К сожалению, системе недостает герметичности. Разъемы с электромотора на раздаточную коробку быстро окисляются, а если пролить на шайбу какую-нибудь жидкость, то можно остаться без полного привода. В лучшем случае придется все разбирать и сушить.
Конструкция карданов неоднозначная. Они необслуживаемые, заявленный ресурс 120 000 км, но на практике не хватает и на сотню. У этого УАЗа карданы продержались всего 70 000 км. Умерли и крестовины, и шлицевые соединения. Из плюсов — дешевизна запчастей. Новый вал в сборе стоит около 6000 рублей.
Ремонтопригодность новой системы ниже, чем у предшественницы. Маленькие крестовины кардана от Chevrolet Niva меняются неудобно, и качественных аналогов практически нет. У оригинальной уазовской «раздатки» все сальники менялись легко и быстро: открутил гайку, вынул фланец, поменял сальник и вернул все на место. С обслуживанием корейской придется повозиться. Если потек сальник фланца переднего кардана на раздаточную коробку, то чтобы до него добраться, придется снимать и разбирать всю конструкцию. Хорошо, что сальник выхода «раздатки» на задний кардан по-прежнему меняется за десять минут.
О тормозной системе Патриота действительно можно сказать много хорошего. У нее достаточная производительность и продуманная конструкция. К работе передних тормозов, системе ABS и ГТЦ — никаких вопросов. Задние же подкачали. Тормозные цилиндры (с завода стоит Fenox) могут закиснуть уже на 40 000 км.
Но главный недостаток тормозной системы — новая конструкция ручного тормоза, появившаяся из-за технических особенностей раздатки Dymos. Был трансмиссионный «ручник», а стал — тросовый. К сожалению, тормозная система Патриота плохо подготовлена для бездорожья. Самоподвод тормозных колодок реализован с помощью распорного клинышка. Во время внедорожных вылазок внутрь тормозных барабанов набивается грязь, в результате чего колодки перестают разводиться, падает эффективность ручного тормоза. Чтобы Патриот не остался совсем без «ручника», задним тормозам необходимо регулярное ТО со снятием колес и тормозных барабанов, чисткой и смазкой конструкции.
С 5-ступенчатой «механикой» Dymos Патриоту, считай, повезло. Передаточные числа подобраны оптимально, сцепление близко к идеалу. Огорчает непредсказуемый ресурс выжимного подшипника и пластикового рабочего цилиндра сцепления (у нас отработал 40 000 км и потек). Зато последний прост в замене. Жаль, что коробка не отличается бесшумностью — у Патриота на фото третья передача начала выть, не успел он выехать из салона, и продолжает голосить до сих пор.
Исправлять что-то сложнее, чем начинать с нуля, но УАЗ старается и лечит старые болячки своего любимца. После замены рулевого вала в 2016 году наконец-то перестал стучать верхний карданчик. В 2018 году на Патриот поставили более жесткую рулевую трапецию от УАЗа Профи. В результате такой замены люфт руля сократился, а точность управления повысилась. На ходу существенно снизились вибрации и трансмиссионный гул. Досталось и коробке: была повышена избирательность переключений, сократились ходы рычага и усилие на нем. Рычаг коробки больше не дребезжит при езде внатяг.
Обновленные Патриоты часто огорчают владельцев проблемой запотевания стекол — боковых и углов лобового. В ранних экземплярах даже при выключенном обдуве такого не наблюдалось. Все из-за измененной схемы вентиляции салона и неграмотно спроектированной системы обдува и отопления — владельцам приходится постоянно крутить регулятор, меняя направление воздушных потоков c лобового, на дефлектор и обратно. Идеального варианта нет.
ЗМЗ-409 есть за что любить. У него чугунный блок, он компактен и легок в обслуживании. У него большой воздушный фильтр с хорошим ресурсом, который меняется за 10 минут. Температурный режим щадящий — термостат открывается при +82°C. При хорошем обслуживании ЗМЗ-409 способен без капремонта пройти более 200 000, а то и 300 000 километров.
В минусы 409-го можно записать нестабильное качество комплектующих, например, гидронатяжителей (часто их клинило и рвались цепи ГРМ), приводных ремней или системы охлаждения. На конкретном УАЗе использован уже третий расширительный бачок и второй комплект патрубков. Родные задубели на морозе и дали течь. Был заменен и радиатор. При замене выяснилось — в том, что он дал течь, нет вины производителя (Шадринский автоагрегатный завод). Все из-за некачественной сборки. Кузов был настолько криво сварен, что радиатор стоял винтом. Пришлось переносить заводские крепления: правое на 2 см, левое — на 1,5. Новый оригинальный радиатор прошел уже 60 000 км и абсолютно сух. Оригинальные приводные ремни не прошли и 10 000 и превратились в лохмотья. Сейчас стоят ремни Continental, и вопросов нет. Клапанная крышка лишь слегка потеет.
Подвеска Патриота — образец простоты: два неразрезных моста, причем передний подвешен на пружинах, а задний на рессорах. С одной стороны, чему тут ломаться? С другой — нестабильное качество комплектующих и все та же коррозия могут подкинуть немало проблем.
И снова испытуемый Патриот — везунчик. Он колесил по дорогам Турции, изъездил почти всю Европу, включая Грецию, видел Альпы, уж не говоря про Крым и Карелию. Родные рулевые тяги с наконечниками и амортизаторы все выдержали и сдаваться не собираются.
Но если что, ремонт дорогим не будет. Цены на амортизаторы начинаются от 1500 рублей за штуку (хотя можно разориться и на дорогие варианты типа Kayaba). Различные втулки и сайлент-блоки стоят копейки. Треснувшие пружины можно заменить на оригинал или взять усиленные. Доступность обслуживания любому, кто дружит с руками и инструментом, прилагается.
Всем известная шутка «Если из вашего Land Rover не капает масло, значит, оно все уже вытекло» актуальна и для Патриота. Хороший хозяин раз в две недели осматривает свой «Патрик» — вдруг опи́сался. Но не всегда этого достаточно, чтобы увидеть проблему. Например, у этого УАЗа при обслуживании «раздатки» вместо положенных 1,8 л масла из нее вытекло в два с половиной раза больше. Дал течь сальник между КП и раздаткой (перетекло из КП в «раздатку») и снаружи это было незаметно. К чести коробки, она без проблем выдержала езду практически без масла. Перетекание прекратилось после того, как сапун с «раздатки» был выведен шлангом под капот.
Патриот — типично российский автомобиль, полный противоречий. Он безусловно талантлив, при этом его крепкая и выносливая конструкция требует постоянного внимания. То, что ему нет альтернативы среди новых автомобилей, на оправдание тянет слабо.