Это — «бортовой журнал» московской таксистки Натальи. Предыдущую часть вы можете прочитать здесь.
Правда, как оказалось, «Комфорт» — тариф очень популярный у таксистов, причем настолько, что машин, соответствующих требованиям, почти нет в наличии. Сначала в моем парке меня попытались уговорить остаться на «Экономе», но я настаивала. Потом вместо «Комфорта» предложили перейти на «Комфорт+». А это уже следующая ступень, где требования к водителям явно выше. Я не готова так рисковать репутацией и заработком, поэтому пока отказалась и попросила выдать именно «Комфорт». В итоге через некоторое время в закромах родного таксопарка мне все-таки нашли «взрослую» машину.
Знакомьтесь, Skoda Octavia, 2018 год выпуска, двигатель — 1,6 л, 110 л.с., коробка — 6-ступенчатый «автомат». Относительно недорогая, надежная и практичная модель, тем более с таким мотором. Правда, первая радость оказалась недолгой. Во-первых, выяснилось, что несмотря на четырехлетний возраст пробег машины очень даже «таксишный» — около 380 000 км. Разумеется, такие показатели не могли не сказаться на состоянии салона: при проезде кочек пластик дребезжал аки подстаканник в поезде дальнего следования. В общем, автомобиль оказался явно «подуставшим». А еще здесь сзади… ручные стеклоподъемники! Да-да, те самые «весла». Я уж думала, сейчас такого не встретишь. Практически каждый пассажир, садящийся в машину, обращал на них внимание и… А впрочем, давайте по порядку.
В процессе работы в новом статусе выяснилось, что «Комфорт» — довольно странный тариф. Это уже не «Эконом», но еще и не «Бизнес», а своеобразная непонятная середина. Люди, которые заказывают такси, здесь явно поприличнее, чем в базовом тарифе, но встречаются пассажиры, которые уже начинают задавать достаточно странные и не всегда обоснованные претензии. Вот недавно садится ко мне мужик — прилично одетый дяденька с ноутбуком, и с порога: «Значит так! Сначала едем на Вавилова, потом на Садовое кольцо, потом сворачиваем на набережную!». Интересуюсь, будет ли он сегодня вместо навигатора, а он на полном серьезе отвечает: «Да! Поехали!». И действительно, всю дорогу мне только и говорил: «Тут налево, тут направо». Не могу сказать, что мне это сильно понравилось: навигатор показывал по большому счету тот же путь, но из-за постоянных комментариев поездка вышла резкой и нервной. А он еще и цокал языком всю дорогу. Навел суету, а путь не сократили.
Вообще, у меня сложилось чувство, что разница в цене между «Экономом» и «Комфортом» — это как некий повод для пассажиров показать, кто в доме хозяин. Одни начинают вдруг просить зарядку для телефона. Помню, недавно пассажир попросил зарядку для iPhone и очень удивился, когда я ответила ему, что ни «Айфона», ни зарядки у меня нет. Не поверите, но это так! Таксисты — явно не олигархи, «Айфонов» не имеем, а покупать одну лишь зарядку нет никакого смысла. Другие клиенты просят посильнее включить кондиционер. Кстати, это не такая простая тема, как может показаться. Когда в Москву пришла жара, я стала упражняться с кондиционером: простыла почти сразу же, голос сел. Стала менять режимы обдува — пассажиры начали жаловаться, что им душно. Открываешь окна — задыхаешься от духоты в пробке и выхлопных газов. Ну вот куда мне в такой ситуации деваться? Пассажиры платят за комфорт и прохладу в салоне и вроде как правы, но я потом хожу с соплями. Кстати, не многие знают, что в тарифе «Комфорт» решение включать кондиционер или нет остается на усмотрение водителя. И в случае спорной ситуации автопарк встает на его сторону. Все-таки машина для таксиста — это рабочее место. Хотя я стараюсь идти навстречу своим пассажирам, но так, аккуратно, чтобы меня не продуло. Говорят, некоторые коллеги требуют за включенный кондиционер дополнительную плату с пассажира. То ли я еще для такого не созрела, то ли это действительно дерзость и совсем уж странное правило.
Я со своей стороны поняла, что у клиентов явно есть запрос на лучший сервис. Старшие коллеги по цеху посоветовали положить в салон бутылки с водой и посмотреть, как изменятся чаевые. Смелый шаг навстречу клиентам, пусть почувствуют себя как в «Бизнесе»! Правда, почему-то инициатива осталась незамеченной. К бутылкам просто никто не прикоснулся: то ли пассажиры думают, что это не для них, то ли просто не привыкли к такому.
Но вернемся к моему тарифу. Стоило мне перейти на «Комфорт», как стал падать рейтинг. Что случилось, в чем дело? Я ведь не стала по-другому водить, пассажиры сидят в более просторной и комфортной машине, да и в целом они на первый взгляд более довольные. Ведь обычно когда клиенту не нравится твоя манера езды, он сразу говорит об этом. Сбросит напряжение и все, оценки не ставит… А тут в «Комфорте» везешь пассажира, у вас все хорошо, за дорогу он не обронит ни слова и никак не проявляет свое недовольство. А после поездки мне в рейтинг прилетает «единица». Как так? За что? Мне было бы правда интересно узнать, однако наш агрегатор никогда не говорит, что было не так. Я ведь даже не могу сделать выводы и изменить свое поведение! Поначалу я впала в уныние, ведь рейтинг влияет на приоритет в заказах, но потом старшие товарищи-таксисты посоветовали просто не обращать внимания. Дело в том, что и в «Экономе», и в «Комфорте» очень много заказов, в отличие от более старших тарифов. Считаете, что это неправильно и несправедливо? Тогда направьте ваши претензии разработчикам приложений для такси! Это ведь они фактически поощряют такое поведение, не давая водителям нужного фидбека.
С другой стороны, нельзя сказать, что в «Комфорте» ездит совсем та же публика, что в «Экономе». После перехода пошли заказы в «присутственные места» — гостиницы, рестораны, дорогие магазины. Причем дело вовсе не в том, что у пассажиров намного больше денег. Просто так они перестраховываются за свою безопасность. Например, женщины. Не сочтите этот пассаж дискриминационным, но я заметила, что пассажиры заказывают «Комфорт» просто, чтобы ехать с русским водителем. Ну а уж когда приезжаю я, то все вообще расцветают, особенно девушки. Помню, недавно везла одну женщину, которая явно словила вайб от моего присутствия и оставила на чай 1000 рублей! Приятное дополнение к выросшим доходам (о них ниже). Почему заказывают «Комфорт» еще? Бывает и так, что люди просто хотят провести дорогу в более просторной машине. В первую очередь это касается «дачников», которые заказывают такси за город. Здесь Skoda Octavia действительно дает фору Hyundai Solaris.
Еще одна особенность — паузы между заказами. В «Экономе» это было нонсенсом: обычно высадишь пассажира, и тут же тебе прилетает новый заказ. А тут привезешь, отметишь все, что нужно в приложении, и тишина. И эти перерывы надо же где-то пережидать. Первое время меня это очень раздражало, потому что я вообще не знала, куда податься. А ведь еще нужно следить, не на платной ли парковке ты стоишь. Но потом я поняла, что эти паузы — настоящее благо и возможность перевести дух. Хотя я лично очень долго стоять на месте не могу: пять-десять минут, и в путь за новым пассажиром. Заметила, что когда двигаешься и пересекаешь перекресток, новый заказ приходит быстрее. Такое чувство, что алгоритмы агрегатора отсекают границы улицы.
Сразу же вырос и ценник поездки — теперь он составляет в среднем 600 рублей. Правда, чаевые считаются как-то странно. Пересев на «Комфорт», я удивлялась, почему люди оставляют какие-то странные суммы: 10, 20 рублей… Даже в «Экономе» было по-другому — обычно давали 100–200, хотя делали это всегда наличкой. Однако не так давно я сама проехалась пассажиром на такси и раскрыла секрет. Оказывается, такие чаевые предлагает само приложение! Пассажиру подсвечивают на телефоне кнопки 10, 20 100 и так далее, а он и жмет, не особо задумываясь. Конечно, даже 20 рублей приятно, но хотелось бы обратиться к разработчикам приложений: вы там как, нормально спите? Представьте, что за вашу работу на чай оставляют 10 рублей, вряд ли вы будете рады. А мы, таксисты, чем хуже?!
Кстати, раз уж мы начали, давайте поговорим о деньгах. Если помните, я поставила перед собой цель выйти на доход 100 000+ рублей в месяц. Пока что эта цель не достигнута, но рост доходов после перехода на «Комфорт» уже очевиден. Если работать в относительно нормальном ритме, то чистыми за день теперь остается 3000–4000 рублей. То есть в месяц выходит около 80 000 рублей, хотя окончательных выводов я пока делать не буду, ведь работаю так недавно. Аренда в «Комфорте» не сильно дороже «Эконома» — 2300 рублей в день, разница составляет где-то 200 рублей. Правда, есть и нюансы. Я уже смирилась, что на аренде автомобиля для нормального дохода нужно работать по 10–12 часов в сутки. Я лично в такой ритм работы так и не вошла. Пробовала экспериментировать со временем начала и окончания работы, в частности — работала ночью. Оказалось, что я — стопроцентный жаворонок и к четырем утра меня стабильно начинает клонить в сон. Опасно! В один из таких заездов решила поспать в машине, как настоящий прожженный таксист. Не понравилось! Голова квадратная, спина болит, ноги затекли… И как это делают узбеки и киргизы, спящие в машинах по дворам? Явно же от безысходности! В итоге я вернулась к привычному графику работы днем. Кажется, что это более щадящий режим. Однако из-за жары и не очень четко работающего кондиционера голова вновь стала квадратной. Но уж лучше так, чем с недосыпом!
В общем, с ритмом работы что-то надо делать. Это — самое тяжелое. Встретилась тут с опытными коллегами из других таксопарков, они подтвердили, что работа по 10–12 часов — норма. Спрашиваю, есть ли у них жизнь помимо работы. Уклоняются от ответа, хотя и очень интересно. «Я поставил себе цель — заработать, а в следующем месяце я поеду отдыхать», — сказал один мужчина средних лет. У другого «бешеные кредиты», поэтому он впахивает. У кого что, а мнения единого о работе нет. Уже начинаю шутить, что если в комнату запустить двух таксистов, то рано или поздно они подерутся, не договорившись, как правильно работать. Хотя, по-моему, весь вопрос — в приоритетах. Я же пока решила, что буду экспериментировать с графиком. В конечном итоге мои доходы все же выросли, поэтому я пока что могу себе это позволить.
Вот пассажиров я выбрать не могу. Но они тоже бывают разные, и в «Комфорте» ничуть не менее интересные, чем в «Экономе». Как-то везла подвыпившего молодого мужчину, который сказал, что выбрал «Комфорт», потому что не хотел ждать машину более дорогого тарифа. Всю дорогу жаловался мне на противоположный пол и заливал о своих бывших, которые разбили ему сердце. «Женщины, вы такие злые, так с нами обходитесь несправедливо, — говорит. И тут же добавляет — Но у вас есть один плюс — вы хорошо пахнете!». А я сижу в этой тачке часов девять и никак не могу с ним согласиться! А в конце поездки мужчина и вовсе сделал неожиданный ход и показал мне ларек с самой вкусной шаурмой в городе. Спасибо тебе, дорогой пассажир! Побольше бы таких!
А иногда попадаются…. эээ… скажем мягко, не совсем здоровые типы. Назовем их кексами. Садится ко мне недавно такой, точнее — не он один, а с дамой. Вроде оплата по безналу и все должно быть нормально, но я сразу почувствовала что-то неладное. Возможно, дело было в перегаре? Мужик и его попутчица сели и начали выбирать, куда ехать. Это показалось мне довольно странным. Затем у пары началась активная дискуссия. А я сижу, нюхаю его амбре, а про себя думаю: «Неужели она поедет к нему? Он же явно в неадекватном состоянии». Наконец парочка определилась с адресом. Едем, а сзади я слышу явно какие-то приставания, которым дама сопротивляется. Приезжаем на точку, и тут девушка неожиданно говорит «До свидания!» и выходит, а разгоряченный мужик так и сидит у меня в машине. «А молодой человек?», — успеваю спросить через открытое окно. «А молодой человек поедет к себе домой!» — отвечает она, а я остаюсь с пассажиром одна. «Ладно, их Санта-Барбара — их дело», — думаю про себя. В итоге кекс просит отвезти его домой. Хозяин — барин, поехали, но про себя почему-то продолжаю ощущать неладное. Пока мы стояли на очередном светофоре, он вдруг трогает меня за плечо. От неожиданности я аж закричала, но пассажир извинился и вроде сел на свое место. Вот достался же мне! Просто чувствовала — что-нибудь да будет. Поскорее бы избавиться. Довезла его до дома, и тут это пьяное тело вдруг поворачивается ко мне и вкрадчиво изрекает: «Не хочешь заняться сексом? А я заплачу!».
«ЧТООООО?! Вон из моей машины! До свидания!» — только и успеваю рявкнуть этому горе-пикаперу, который, осознав бесперспективность своей затеи, все же покинул мой автомобиль. А я уж было подумала, что все эти истории о приставании к таксисткам — мифы и стереотипы. Но нет, и меня сия чаша не миновала. Как же это мерзко! Но самое смешное было, когда спустя некоторое время я увидела, что этот «мастер соблазнения» оставил мне… 10 рублей чаевых! Занавес. Я даже не знаю, как это интерпретировать…А ведь мне говорили, что в «Комфорте» якобы приличная публика! Неправда, неприятные люди есть везде.
Если оставить за скобками грустную историю с приставучим пассажиром, в «Комфорте» мне нравится. Со своей «Октавией» за почти месяц эксплуатации я даже породнилась. Правда, опытные друзья-таксисты, посмотрев машину, были достаточно критичны: «Извини, Наташ, но тебе впарили что-то не то… Как лоху!». Неужели это так чувствуется? Возможно, этим и объясняется то, что клиенты ставят оценки ниже, чем могли бы? Просто они оценивают не меня, а свою поездку в целом, в том числе — автомобиль. Это важно, ведь планы у меня по-прежнему остаются далеко идущими. Я хочу выйти на еще более высокий уровень дохода, понять режим дня и продолжить ковать свое таксистское счастье. Я такой человек, который ценит стабильность, а такси, надо признать, не поддается никаким алгоритмам. Тут можно только пробовать и составлять свою собственную аналитику. Что же касается самой работы, я поняла, что сделала правильный выбор профессии. Я рада работать на себя, а не в коллективе, не разделяя ответственность с кем-то еще. Я рада, что не делаю какие-то презентации, как было на моей предыдущей работе, и не хожу в офис. А еще успеваю писать о своей жизни в ТГ-канал. По-моему, благодаря работе в такси я даже поняла больше о самой себе.
Какие планы на будущее? В первую очередь поменять машину на более свежую. Как оказалось, в моем таксопарке это было сделать сложно, и за прошедший месяц ситуация не поменялась. Поэтому я решилась на более радикальный шаг и ушла в другой таксопарк! На старом месте работы не стала «рубить с плеча», а просто сказала, что мне нужен перерыв. Впрочем, после перехода в другой таксопарк без приключений не обошлось.