Оказывается, полосатый жезл обладает реальной властью. Я это буквально ощутил своими руками. И еще из первых впечатлений: передо мной живая лента из автомобилей — дорогих и дешевых, самых разных цветов и форм. И эта лента никогда не кончается!
Потом уже, на разных участках работы, я видел много коллег, которым в нашей профессии нравится именно это — держать в руках реальную власть. Быть к ней причастным и знать, что контролировать бесконечную вереницу автомобилей — это твоя работа.
Видел я здесь и настоящих романтиков, гордящихся призванием. И это не «святой гаишник», которого по-настоящему смешно показал Сергей Светлаков в «Нашей Раше». А просто порядочные люди. Поверьте, таких еще много!
С другой стороны, каждый сотрудник ГИБДД — как будто на линии фронта. Он бесконечно подчиняется многочисленным приказам и распоряжениям, которые часто противоречат друг другу. Приведу пример. Официально «палочная система» в системе МВД отменена в 2009 году (это когда полицейские обязаны ежедневно выполнять план по предотвращению правонарушений).
На деле же никто план не отменял. Каждый день мой начальник ставит задачу нашему экипажу. Например, за 12 часов на линии выписать 15–20 постановлений. Думаю, все это идет из регионального управления, которое каждый месяц отчитывается перед Москвой. Решили, что нужно задержать в этом месяце 100 пьяных за рулем — будьте уверены, обязательно задержат.
Мы носим погоны, и потому всегда зависим от решения командования. Даже минимальное взыскание — выговор — может иметь серьезные последствия. Выговор «висит» в течение всего года: его имеют право снять только в декабре. И на это время нужно забыть о повышении звания, даже если ты его уже давно заслужил. К концу года за любой выговор могут лишить премии. А это от 15 000 до 50 000 рублей. И только твой начальник может снять с тебя этот выговор.
Потому атмосфера в каждом подразделении напрямую зависит от характера его руководителя. Понятно, что так на любой работе. Но у нас все это еще сильно гипертрофировано.
Денежное довольствие, льготы, соцпакет, ранняя пенсия, жилье — конечно, все это влияет на желание обычного человека стать гаишником. Отпуск у нас 45 суток. После десяти лет выслуги добавляются еще пять суток. К 15 годам на линии — еще пять суток отпуска. И к 20 годам выслуги — еще пять. Но инспекторов с такой выслугой — единицы. Проработать на линии больше 20 лет — это уже из области фантастики!
В ГАИ нет особых карьерных перспектив: если повезло, можно получить старшего инспектора. А дальше — лишь замкомандира взвода и командир с капитанской должностью. На пенсию по минималке можно выйти через 12 с половиной лет, если служил в армии два года. Если нет, то нужно отработать на линии 14 с половиной лет. Поверьте, физически и эмоционально это не так просто, хоть у нас и идет год за полтора.
Зарплата зависит от должности, звания и выслуги лет. Обычный инспектор получает около 50 000 рублей.
Почему же люди идут в ГИБДД? В сравнении с другими профессиями здесь есть стабильность и нормальные материальные условия. А в моем случае — это еще и семейная традиция. У нас все в семье — и мужчины, и женщины — были связаны с милицией и полицией.
Кстати, таких совсем не много, не более одного на два десятка служивых. Краем уха слышал, что теперь дети сотрудников полиции и Росгвардии будут иметь преимущество при поступлении в профильные вузы. Конечно, я это поддерживаю. Мой пятилетний сын уже примеряет мою форму. Все-таки трудовые династии — это хорошо!
Народ в нашей городской ГИБДД работает разный. Но — 90% из глубинки, приехавшие в региональный центр за своим счастьем. Для них такая работа — большой шанс. Кто-то, наконец, переехал в большой город, кто-то получил квартиру, кто-то в принципе впервые обрел специальность. Многие пришли после армии.
Но лучший вариант, когда в гаишники идут бывшие сотрудники полиции из других подразделений, например, из ППС. Или — с гражданки, совсем без опыта, когда человеку не с чем сравнивать. Такого молодого проще научить «с нуля».
Учим мы сами — вместе с молодым выходишь на линию, все ему показываешь, рассказываешь нюансы. Каждый коллектив ГИБДД — разный: где-то новички сразу попадают в команду. Это если она есть изначально, и это коллектив по-настоящему! А где-то могут долго «покусывать», проверяя тебя на практике.
Гаишник — это прежде всего психолог. Скажи мне, какой ты психолог, и я скажу, хороший ли ты сотрудник ГИБДД. А чтобы стать «зубастым» специалистом, нужно свои зубы где-то наточить.
Вот вы меня спросите: «Что хуже — хамство водителей или их излишняя дотошность?». И я отвечу: среди водителей нет никого хуже, чем канцелярские крысы.
Кто их всех научил этой фразе: «Какая причина моей остановки?». Еще лет пять назад так никто никогда не говорил! Если сотрудник полиции решил проверить подозрительный автомобиль, он имеет на это полное право. И он не должен ничего объяснять. Но теперь объясняет.
А вот свежий пример про хамство. Пьяный на улице начал обзывать группу сотрудников отборными матами. Задержали, составили административное дело. Но прокуратура не дала ему ход. Дескать, задержанный «не обращался к вам адресно, а выражал свое личное мнение».
Разве так можно? Повторю избитую фразу: «А если что-нибудь случится, этот нехороший человек куда побежит первым делом? К нам, в полицию?».
Бывает и такое. На своем участке даже сотрудники ДПС часто выполняют общую розыскную работу. Приехали по ориентировке в садоводство, проводим задержание подозреваемого. А он видит машину ДПС и орет: «Вы кто такие? И по какому праву меня задерживаете? Вы ведь водителями должны заниматься!».
Показываю ему нагрудный знак. Говорю, читай — видишь, что здесь написано: «По-ли-ция». У нас почему-то многие считают себя грамотнее всех, не имея никаких реальных знаний на самом деле.
Да, теперь мы абсолютно открыты и публичны. На одном из сотрудников должен быть видеорегистратор. У нас есть такой, и он постоянно включен. А вот поедешь в Черноземье подальше, разговариваешь с коллегами. У одного он сломался, у других — все еще не привезли. Но ведь регистратор — это важнейший источник доказательств! Сейчас видеонаблюдение есть на каждом столбе. А в нашей работе он просто необходим, и он должен быть самым удобным и современным. Правда, я был в столичных отделах — и удивился, что видеонаблюдение есть далеко не в каждом автомобиле ДПС.
Например, мы привлекаем к административной ответственности за повторное вождение в состоянии опьянения по статье 264 УК «Нарушение правил дорожного движения, эксплуатации транспортных средств». Недавно ее опять ужесточили: теперь срок лишения свободы за повторную пьяную езду увеличится с двух до трех лет, а штраф вырастет с 200 000–300 000 рублей до 300 000–500 000 либо составит размер заработка за два–три года вместо года–двух.
Статья очень серьезная, все доказательства будут внимательно изучаться в суде. А у нас регистратор показывает лицо задержанного так, что можно спутать с любым другим! И обвинение рассыпается.
Кстати, лично меня поражает равнодушие людей, которых повторно задерживают пьяными за рулем. Недавно поймали мужика, который только вышел из колонии-поселения, где провел больше года.
Мы уже сердечно ему говорим:
— Зачем ты так, родной? Неужели тебе настолько наплевать на свою жизнь, судьбу твоих близких и, возможно, абсолютно посторонних людей, которых ты покалечишь?
А он сидит — абсолютно спокойный! Пьяный и наглый.
Вот где-то в Сибири сотрудники остановили 48-летнего водителя, пьяного и уже десять лет как без прав. Причем его сдали дальнобойщики, которых он неоднократно подрезал. Так этот чудила выхватил у инспектора протокол о задержании и съел его! Знаю, что ему выписали административный арест на десять суток, а машину отправили на штрафстоянку.
Лично я считаю, что единственной действенной мерой для таких уродов будет лишение их транспорта в пользу государства. Лично себя им давно не жалко. А вот за машину они удавятся.
Сейчас мы дежурим на новых Шкодах. Отличная машина, упакована всем, что нужно: и ГЛОНАСС, и все камеры есть. Видеонаблюдение ведется, как только машина заводится в боксе. Так что про прежние времена можно забыть!
Хоть и это не всегда помогает при задержании. Обычное дело теперь, когда нарушитель быстро перелазит на заднее сиденье и уверяет, что он — пассажир, а водитель сбежал. Потому при задержании иногда приходится включать видео и на своем смартфоне. Иначе потом ничего не докажешь!
А у нарушителей как ведь только не «стреляет» в голове! Недавно один пьяный за рулем схватил бутылку с машинным маслом, там была полусинтетика, и выпил чуть ли не половину. Это он так пытался быстро протрезветь.
Да, я признаю, что в 90-е годы в ГАИ многие шли для личного обогащения. Что там невысокая зарплата, когда у тебя может быть «в собственности» свой кусок федеральной дороги? Помните этот анекдот: «я думал, пистолет выдали, а дальше крутись как умеешь». Кстати, в те времена зарплату реально могли не платить по полгода.
Теперь над этим анекдотом у нас никто не смеется. Брать взятки стало слишком рискованно. Хочу напомнить, что это преступление совершает и тот, кто предлагает деньги, и тот, кто берет. И это еще очень большой вопрос — кто виноват больше.
Взятки теперь в больших городах — редкость. Только за этот год я слышал два раза, как сотрудники ГИБДД привлекли к уголовной ответственности водителей, которые давали им взятки. Вот типичный случай. Водителя останавливают на трассе за превышение скоростного режима. Он дает на месте 5000 рублей, а на следующий день обещает привезти еще 50 000. Сотрудник ГИБДД его тут же сдает: водитель задержан за совершение коррупционного деяния, идет следствие. Уверен, если таких случаев будет больше по всей стране, коррупция исчезнет.
Но вот по федеральным дорогам в южном направлении случаются перегибы на местах. Особенно сейчас, летом, когда границы закрыты и народ ломанулся к морю. Чем больше поток, тем меньше контроля. Мой знакомый каждый год ездит с семьей в Сочи на машине. Говорит, мы всегда берем с собой 30 000 рублей наличкой на взятки гаишникам — и они всегда пригождаются. Причем останавливают без каких-либо нарушений, под предлогом пересечения сплошной или запаха алкоголя. Начинают грамотно прессовать, фактически вымогая деньги. И ведь платят! А что делать, когда едешь далеко и с детьми, а у тебя изымают «права»?
Гораздо чаще происходит так называемая «манипуляция». Например, когда вместо положенной тысячи рублей за непристегнутый ремень инспектор выписывает штраф в 500 рублей. Но даже идти на такую манипуляцию сегодня согласится не каждый гаишник: нас постоянно проверяет служба контроля и скрыто снимает на видео. Да и могут быть подставы от своих.
Но все всегда решаешь ты сам. Потому смотришь по человеку. Вот останавливаю женщину, на заднем сиденье — два маленьких ребенка, три года и пять лет. И ни одного автокресла! Получается, я должен выписать ей штраф на 6000 рублей — по 3000 за каждое кресло. Объясняю, насколько опасно возить детей без кресел.
— Если бы вы хоть раз побывали на месте аварии, в которой погибли дети, то купили бы автокресла в тот же день, — говорю ей. И это правда, очень страшно.
Она в ответ плачет. Говорит, что мужа нет, еле сводит концы с концами. Вот что делать в такой ситуации? Не оштрафуешь сейчас, так она ведь и будет также ездить еще очень долго. Выписал ей штраф за одно кресло. Сказал жестко, что в следующий раз оштрафую за два.
Память на людей и их машины на самом деле вырабатывается профессиональная. Поверьте, мы все помним. Если лично я ловлю повторно, то всегда штрафую по максимуму: «Я ведь вас уже предупреждал!».
А если что позабыл, всегда под рукой — база. Вы думаете, мы забыли, что вас в прошлый раз поймали на красный светофор? Или даже на желтый, который также является запрещающим? Думаете, отделаетесь сейчас тысячей рублей штрафа?
— Мы видим, что вы нарушили повторно, — объясняем водителю, который все еще на позитиве. Показываем его нарушение в базе. — Теперь вы будете лишены прав от четырех до шести месяцев. Или штраф в 5000 рублей.
Это всегда шокирует: он ведь «всего лишь проскочил», а тут — лишение прав. В нашем городе все сплошь и рядом проезжают на желтый. Но ведь это очень опасно: проскакивают с обеих сторон! И как с этим бороться? Только жесткими мерами. И видеонаблюдение должно быть повсюду: на каждом перекрестке, в идеале — возле каждой стоп-линии.
Объясню, почему это жизненно важно для каждого. У нас миллионный город. Я не могу разглашать точную численность гаишников, но поверьте — это капля в море. И каким образом удержать в порядке это броуновское движение автомобилей? А «цифра» все помнит.
Года три назад у нас был недобор, но теперь весь штат укомплектован. Знаю, что до сих пор проблемы с кадрами в оперативных отделах и в патрульно-постовой службе. Там непросто служить из-за постоянной загруженности и большой бумажной волокиты.
У нас ее меньше, но также постоянно что-то пишем. Например, чтобы оформить пьяного за рулем, нужно заполнить вручную шесть бумаг формата А4: протокол об отстранении от управления транспортным средством, разъяснение лицу, привлеченному к административной ответственности, акт освидетельствования алкогольного опьянения, направление на медосвидетельствование, административный протокол и протокол задержания транспортного средства.
И все это в машине (или на ее капоте), аккуратно и подробно. Потому что потом в суде «автоюристы» будут докапываться до каждого слова. Найдут и оспорят любую ошибку. Даже орфографическую.
Много проблем возникает, когда происходит «барагоз». Так мы зовем встречи с занудными нарушителями. Хуже нет объяснять законы неадеквату, который считает, что эти законы знает лучше тебя. Начинает требовать понятых. Или даже адвоката — прямо на место.
Проще оформлять буйных, чем занудных. А это приходится делать постоянно. Я задерживал нескольких водителей под наркотой. Причем во время обыска мы находили в машине готовые закладки. Возбудили против них несколько уголовных дел: наркодилеры тогда потеряли очень большие деньги.
Такие дела — всегда большой плюс для любого сотрудника ГИБДД: работают на его авторитет в коллективе и на весь отдел — в глазах высшего начальства.
Стрессоустойчивость — главная черта, которая должна присутствовать у гаишника. Она может быть заложена с детства или приобретена с годами на трассе. Это совсем не означает безразличие. Наоборот. Инспектору должно быть как минимум интересно сейчас находиться на линии. Ты должен хотеть по-настоящему контролировать дорожную ситуацию на своем участке, отвечать за нее. И уметь защитить законопослушных граждан.
Мне приходилось спасать людей на пожарах и оказывать медицинскую помощь. И разбираться в страшных авариях. Инспектор за свою жизнь видит множество трупов: разорванных, обгоревших, раздавленных, с разбросанными конечностями и органами и самое ужасное — детей. Всегда эти истории с чужими эмоциями пропускаешь через себя. Долго живешь ими... Я так-то спокойный, вывести меня из себя сложно. Но иногда возвращаешься со смены домой и начинаешь все это через себя пропускать. Больше всего бесит несправедливость. Или — тупоумие. Так что без здорового пофигизма долго в ГИБДД не продержишься.
Сколько ни шути по этому поводу, но романтика в нашей профессии все еще есть: погони, задержания, постоянная опасность на трассе. На работу к нам устраивают и настоящих «мажоров» — точно таких, как в фильме. Понятно, что не все из них надолго задерживаются, но среди них есть отличные ребята.
Но лучше всего себя проявляют настоящие фанаты автомобилей. Поклонники техники. Любители «Форсажа». И читатели Дрома, между прочим. Гаишник обязан хорошо разбираться в автомобилях. Моментально на глаз определять марку и год выпуска любой машины, которая даже на большой скорости проносится мимо тебя. В идеале инспектор должен уметь и отремонтировать машину. Такие есть, но их немного. Среди новичков, к сожалению, гораздо больше тех, кто может тебе так описать автомобиль:
— Такая синяя. Может быть, «Жигули». Или Хонда?...
А я слышал про настоящего байкера-гаишника. Он приезжал в батальон на гоночном мотоцикле: в кожаных штанах и косухе. Переодевался, заступал на смену. На свой служебный автомобиль поставил низкопрофильные шины. И они как-то пригодились нам всем — была ночная погоня в центре города. И он легко на своем Фиате «сделал» Лексус с пьяным за рулем: выжал на коротком участке под 120 и прижал нарушителя к обочине. Причем у него все это вышло с роскошной пробуксовкой и заносом! Нарушитель долго не мог поверить, что видел это все сам.
А как научиться разбираться в автомобилях? На практике. Остановил, в документах внимательно изучил модель, запомнил год. Порасспрашивал водителя: обычно они охотно рассказывают про свою машину, когда видят искренний интерес.
Гаишники сами должны быть отличными водителями. Уметь экстренно тормозить или — понимать, хорошо ли видно тебя в потоке, когда преследуешь со спецсигналом. Нужно на большой скорости контролировать, сможешь ли ты совершить тот или иной маневр, видят ли тебя участники дорожного движения, включая пешеходов. Во время погони нарушителя нельзя потерять из виду — мы ведь преследуем и опасных преступников! И при таких сумасшедших погонях водители часто не предоставляют преимущество. Например, при проезде перекрестка. В результате происходили серьезные ДТП, в которых погибали мои коллеги.
Еще я бы при приеме на работу обязательно проводил тест на умение ездить задним ходом. Вот этот навык нужен постоянно. То в городе сдаешь назад мимо припаркованных машин и можешь задеть любую. То — ночью в частном секторе ездишь по узеньким переулкам. И да, иногда нужно уметь резко сдавать и лавировать назад не хуже, чем Доминик Торетто.
Хотя лично мне ближе Брайан О’Коннор. Он ведь тоже сотрудник правоохранительных органов. Но — живой человек, со своими страстями и эмоциями, со своей семьей... Недавно преследовали Мерседес, насквозь тонированный. И так он нас вывел из себя на дороге: неприкрытым хамством и дикой наглостью. Остановили, а водитель еще и огрызается. Заставили его тут же при нас снимать всю тонировку. И на заднем стекле в том числе.
— Так ведь заднее можно тонировать! — орет он.
— Тебе — нет.
Неужели непонятно, что мы — тоже люди? И такие же мужики, как ты, весь такой борзый?
С тонировкой — просто беда. У нас почему-то каждый считает себя как минимум рок-звездой. И его никто не должен видеть. Нет денег на тонировку, так он сделает позорные ситцевые шторки и повесит их на своей Ладе!
Я всегда говорю так — особенно женщинам: «почему вы не позволяете другим водителям на вас любоваться?». Они довольно смеются. Мы снимаем тонировку. И эти милые водители тут же едут в сервис и ставят все заново. В тот же день!
— А почему они на меня все пялятся! — это самый частый их ответ, когда ловишь опять.
Причем многие водители не понимают простой вещи. Если объявлен рейд — лучше не суйся на дорогу со своими нарушениями. К тому же все рейды теперь объявляются заранее — и по телевизору, и в интернете. Можно ведь поинтересоваться! И если идет рейд по тонировке, даже не думай потом как-то оправдываться. Или пытаться договориться.
А как относится семья к тому, что «наш папа — гаишник»? Сын ходит в детский сад и гордится. Постоянно обо мне рассказывает — и друзьям, и воспитателям, и на утреннике. Жена уже привыкла. Хотя, когда случаются проблемы, может мне сказать: «да бросай ты эту работу, не пропадем».
Хотя она ценит несомненные плюсы. Зарплату выдают вовремя, премии, бесплатные билеты в отпуск, квартиру вот мы взяли в ипотеку. Опять же, на одежду для меня тратиться не нужно — все выдают казенное. Хотя лично я свой последний комплект обмундирования приобрел сам — потратил 4500 рублей: купил в магазине спецодежды комплект из куртки, рубашки и брюк. Выбрал самый хороший материал, потому что это важно, в какой одежде ты находишься круглые сутки. Тебе должно быть удобно, а люди должны видеть, что я своим внешним видом уважаю и их, и себя.
И еще жене нравится, что я работаю по очень удобной схеме: двое суток через двое. В первый выходной, конечно, меня просто нет: вырубаюсь и сплю. Все-таки на линии постоянно находишься в напряжении, даже если смена проходит спокойно.
А во второй день отдыха можно что-то успеть сделать по дому. Такого графика в полиции больше нет нигде. Оперативники ведь сутками дежурят. Мне кажется, у них нет выходных в принципе. Особенно когда ведут какую-нибудь важную операцию. Хотя и наш график постоянно перебивается рейдами.
Правда, есть в работе гаишника и один нюанс, которого больше нет нигде в полиции. Только сотрудники ГИБДД работают на улице в любую погоду. Мороз, жара, дождь, снег — мы стоим вдоль дорог.
Я помню, что в одном регионе в начале 80-х был собран даже женский батальон. Девушки реально выходили на самые опасные участки трасс, дежурили в красивой такой форме. Но потом батальон расформировали, прежде всего из-за дорожной опасности. Женщины и сейчас работают в ГИБДД — как правило, в штабе. И также иногда выходят на линию — но только по большим праздникам, когда нужно вручную контролировать большие потоки людей и автомобилей. Например, в День города или 9 Мая. Девушек мы бережем, потому что к такой работе и далеко не каждый мужик готов.
Это физически очень трудно. Хотя есть категория людей, которым режим «постоянной засады» — только в кайф. Конечно, я говорю о заядлых охотниках и рыболовах. Любое дежурство похоже на охоту.
Ты должен знать повадки нарушителей. Ты должен предугадать, когда пьяный водитель направится на «водопой» — к ближайшему разливному. Ты должен быть внимательным и терпеливым. Ты должен уметь вычислять в потоке машину именно с нарушителем. И поверьте, тут играют не только внешние факторы: неработающая фара или судорожное движение «поворотниками». Не стоит резко начинать пристегиваться. Или вдруг ехать медленнее, чем положено. Только выбился визуально из потока — мы тебя остановим, будь уверен. Но есть еще особое чутье гаишника на нарушителя, это почти звериное чувство. Но его дает лишь опыт. И зоркий глаз.
Так что будьте внимательны на дорогах и соблюдайте ПДД! И помните: мы — рядом!