Ни возраст ему нипочем, ни экономические катаклизмы. Нет, предыдущий кризис, который случился всего семь лет назад, слегка пошатнул потребительскую в него веру. Ну так ведь не сбросил в низы статистических таблиц. А с 2011 года начался подъем — резкий и превратившийся в стабильные 20 тысяч экземпляров в год. На минуточку — машине в нынешнем августе исполнится десять лет. Но мосты, рама и пониженный ряд — вечные ценности! Ради которых, судя по всему, можно мириться с нестабильностью качества. Кстати, а как дела с ним обстоят сейчас — на фоне, по сути, не прекращающейся работы над ошибками? Но для начала сделаем экскурс в историю.
История


Техника
Патриота как потомка Хантеров и 469-х не обошла участь моторных экспериментов. Но если на «козлики» и Симбиры устанавливались и старые ульяновские, и заволжские моторы, и польский дизель Andoria, и предполагалось даже комплектовать его ЗМЗ-560 на тяжелом топливе (лицензионном Steyr с неразъемными блоком и головкой), то для Патриота базовым изначально стал 2,7-литровый ЗМЗ-409. Дизель — 2,2-литровый 114-сильный ЗМЗ-514 — адаптируя его под экотребования, слишком долго готовили к производству. До него под капотом существовал дизельный же F1A от Iveco — плод сотрудничества холдинга «Соллерс» (владельца УАЗа) и концерна Fiat. 116-сильный 2,3-литровый двигатель ограниченно устанавливался с 2008 года и покинул подкапотное пространство в 2012-м, уступив место упомянутому ЗМЗ-514.
По дизелям статистика невелика. Известно лишь, что «итальянец» шумен. Российский агрегат страдал роликами привода ТНВД и рвущимся его ремнем. Из «мелочей» за ним замечен слетающий с турбины патрубок, текущая обратка и негерметичная система охлаждения. Обычное дело — глушение системы рециркуляции отработавших газов. Изредка приходится менять по гарантии турбину. До 2013 года срезало зубья шестерни привода масляного насоса. Из заводских ужастиков — единично встречающиеся случаи откручивающихся пробок коленвала. Но, повторимся, обобщенного и богатого опыта по дизелю пока нет. Доля Патриотов с ЗМЗ-514 небольшая. Похоже, покупательская фокус-группа УАЗа в основной своей массе к дизелю не готова.
По-видимому, сложный для ульяновцев и долгий процесс доработки конструкции, смены поставщиков проходит и бензиновый мотор. Что-то устранено, кое-какие неисправности из массовых превратились в редко встречающиеся. Так, от выпускного тракта перестали гореть провода, идущие на лямбда-зонд, отчего сгорал процессор. Изредка летят датчики распредвалов и коленвала. Смесь больше не переобогащенная, как это повально встречалось на версии, отвечавшей Евро-3. Сеточка бензонасоса дольше остается чистой, поскольку завод предпринял меры для того, чтобы готовые машины месяцами не застаивались на площадках, где у них ржавели топливные баки. Перестал о кузов перетираться бензопровод. Усилены крепления выпускной системы и гофра за приемной трубой. Прекратились течи по пластиковой заглушке в блоке — ее заменили на металлическую. Не ломается текстолитовый шкив помпы, получил усиленный подшипник натяжной ролик приводного ремня. Заменили переднюю крышку ГБЦ, которая несла в себе опору вентилятора. Не отказывает датчик давления масла. В конце концов, побороли течи радиатора, поддона картера и помпы. Вода от дополнительного насоса второй печки больше не заливает процессор. Что осталось?
Бывает, что выходит из строя стартер, шумит помпа, рано клинит термостат, отказывает датчик температуры. Могут течь шланги, хотя завод перешел на пружинные хомуты, которые должны компенсировать их температурные усадки и расширения. На холодную нередко грохочут гидрокомпенсаторы, производитель это допускает. А вот то, что рвется нижняя цепь привода ГРМ, плохо даже с учетом отсутствия встречи поршней с клапанами. Это же цепь! Должна ходить минимум дольше ремня. В случае же с ЗМЗ-409 может порваться задолго до 100 тысяч гарантийных км. Дело в том, что в 2013 году ее, двухрядную, поменяли на однорядную. При этом УАЗ никак не регламентирует срок ее службы — нужно смотреть по фактическому растяжению, то есть проверять на каждом ТО.
Что касается ресурса двигателя, то отмечены 250- и даже 300-тысячные пробеги без капитального ремонта. Да и масляный аппетит за агрегатом не замечен (масло вязкости 5W-40 или 10W-40, периодичность ТО раз в 15 тыс. км, но масло дилеры советуют менять вдвое чаще). А низкотемпературные пуски стали удаваться гораздо лучше после новой прошивки, появившейся в 2013 году.
Та же самая работа ведется и по трансмиссии. С той лишь разницей, что основные узлы здесь — импортные. Коробку Dymos Патриот получал изначально, а «раздатка» с цепной связью между валами той же марки (принадлежит концерну Hyundai) появилась на нем в 2013-м. В прошлом остались течи по хвостовику РК, разгерметизация главного и рабочего цилиндров сцепления, картеров главных пар, лопающийся бачок, перетирающаяся о кузов трубка сцепления. На закаленные поменяли «сырые» болты крепления карданов. Из типичных проблем можно встретить выход из строя подшипника хвостовика переднего редуктора. Правда, за теми же болтами надо следить — откручиваются.


Новая «раздатка» привнесла иные сюрпризы. На первых с ней экземплярах подводило электронное обеспечение — мог самопроизвольно включаться или не выключаться полный привод, пониженный ряд. Кроме того, в «шайбе» активации вылетали пружинки, и она переставала работать. Сейчас это победили. Правда, блок управления и сервомотор расположены под днищем и никак не прикрыты от жестких и химических воздействий. Но пока жалоб на сей счет не слышно.


В простом, по сути, шасси, казалось бы, нечему ломаться, однако качество, качество... Тут оно тоже растет. Скажем, меньше стали изнашиваться сайлентблоки тяги Панара. Уже не отрывает верхнее крепление переднего правого амортизатора. И не клинит шток вакуумного усилителя тормозов. Внимание по-прежнему стоит обращать на ступицы и шкворни. В шлицевое соединение рулевого вала попадает грязь, отчего там появляется люфт. Скрипят рессоры, могут по месту завальцовки лопнуть тормозные трубки, трескаются от активной езды тормозные диски. И до сих пор Патриот по ходовой части требует ревизии всех болтовых соединений, что осуществляется на каждом ТО.


Человечнее стал джип и в отношении кузова-салона со всем их оборудованием. Например, приблизился к иномаркам по зазорам, в первую очередь между крыльями и бамперами. Задний бампер теперь вовсе цельный и не теряет своих угловых частей. Живуч блок управления светом, и крепок усилитель опять же заднего бампера. Из единичных неисправностей отметим выход из строя комбинации приборов, отказ иммобилайзера и подогрева сидений. Иногда салон все так же заливает через проем задней двери. В электромотор отопителя может попасть влага из-за забитого грязью дренажного отверстия воздухозаборника системы вентиляции. Стекло «приборки» надо протирать без фанатизма — мутнеет. Между дверью и проемом рвется гофра, оголяющая проводку. Последнюю (проложенную по полу) можно повредить и «кривой» установкой передних сидений, и не там вкрученным саморезом. По лакокрасочному покрытию не скажем, однако вот рама «пескоструится» колесами, причем в районе своего номера, и ржавеет.


В общем, Патриот где-то на пути от сырого советского продукта к конкурентоспособному изделию, за которое не страшно в дороге и которое не требует постоянного приложения рук, желательно не изуродованных иномарками. Да осилит дорогу идущий!
Экспресс-тест
Одинаковы с лица... были, в сущности, все классические внедорожники. Но сейчас на фоне мельчания off-road племени Патриот в потоке словно деревенский парень на гей-параде. А то, что «взгляд» после рестайлинга по моде остр и сияет диодными ходовыми огнями... Ну так надо все-таки как-то меняться, хотя бы раз в десятилетие.
Передняя панель — вот это настоящий прорыв! Без сомнения, среди всех исконно отечественных автомобилей она лучшая. Даром что сделана в Нижнем Новгороде, так ведь мягкая, не скрипучая и вполне приятна глазу. Может быть, чересчур тяжеловесна, но расположена-то во внедорожнике. К тому же с эргономикой ровным счетом никаких проблем. Вот размещение за рулем — с нюансами. На стойки крыши просятся рукоятки — тоже, знаете ли, один из характерных атрибутов джипа (особенно туго всем пассажирам, которым не за что зацепиться). А взаимное расположение руля, педалей и сиденья рассчитано не на среднестатистическую человеческую фигуру. Отодвинешь кресло (кстати, неплохое, но на сей раз корейское), и педали — «только на цыпочках». Придвинешь, и как рулем работать?


Сзади благодаря новому дивану стало удобнее. Он еще и слегка отодвинут назад. Так что места, как в законодателях жанра — внедорожника типа Land Cruiser. Из сервиса в хороших комплектациях имеется даже подогрев сидений и второй отопитель. В общем, живите — не тужите. Жаль, полноценного спального места не получается — при сложенных задних сиденьях велика ступенька с полом багажника. Сам же он при всем его внушительном объеме какой-то необжитой что ли. Крючочки есть и розетка. А хочется еще ящичков под полом и карманов в двери.


На ходу возникает диссонанс в ощущениях — перед глазами современная панель, а другие органы чувств раздражает грубоватый голос двигателя и вибрации. Но что еще ждать от 409-го мотора, который, когда-то приобретя электронную педаль газа, не стал ни мощнее, ни тяговитее, ни благороднее? Нет, в потоке Патриот держаться умеет, и скорость в районе «сотни» поддерживает без особых проблем. Однако мотор все же слишком легковой, крутильный. Чтобы получать адекватную динамику, его нужно раскручивать едва ли не в звон. И быстро оперировать передачами. Это не очень удобно, поскольку ходы рычага большие, четкость включений невысокая, за пятой нужно тянуться на пассажирскую сторону. Главное, что для бездорожья эта «четверка» подходит, как шноркель легковушке. Сцеплением нужно играть, палить его. Благо выручает трансмиссия, точнее «раздатка». 2,56:1 — это сила! Вообще непонятно, как на ульяновском вездеходе могла оказаться прежняя РК с занижением всего в 1,94. Заговор конкурентов? С Dymos момента уже хватает. Вдобавок ушел характерный вой, и вообще трансмиссия теперь безмолвствует.
Стало лучше и поведение на дороге. Руль по-прежнему пуст в «нуле», задняя рессорная подвеска лягается на крупных неровностях, подруливать все еще нужно. И тем не менее УАЗ уже не шарахается между встречкой и обочиной, как раньше. Помог появившийся задний стабилизатор? Во всяком случае, в off-road упражнениях он особо не мешает. Если ходы задних колес и изменились, то незначительно — полноценно вывесить Патриот не получилось. Словом, в кои-то веки рекламе со слоганом «создан для бездорожья, обновлен для города» верить можно, хотя и отчасти.
Комплектации УАЗ Патриот и технические характеристики
Базовая комплектация «Классик» за 699 000 руб. — фактически пустой внедорожник, у которого нет ни сигнализации, ни ABS, ни рейлингов на крыше. В активе только электростеклоподъемники всех дверей, центральный замок и аудиоподготовка.


В «Комфорте» (769 990 руб.) сигналка с ABS имеются. Кроме этого, комплектацию отличают «противотуманки», литые 16-дюймовые диски, бокс для запаски, магнитола, кондиционер, подогрев передних сидений, парктроник и кое-что еще по мелочам.


Оснащение «Лимитед» богаче на 18-дюймовые легкосплавные колеса, рейлинги на крыше, атермальные стекла, поясничный подпор на водительском сиденье, камеру заднего вида, мультимедиа с семидюймовым экраном и зимний пакет (обогрев лобового стекла, дополнительный отопитель салона, подогрев задних сидений и АКБ емкостью 75 Ач). Все это за 829 990 руб. И только в этой комплектации можно приобрести дизельный Патриот — на 70 тыс. руб. дороже бензиновой версии.


«Анлимитед», исходя из его названия, самое богатое оснащение. Отличается внешним декором (серый металлик, спойлер, стойки крыши черного цвета, хром на боксе запаски) и кожаной обивкой. 859 990 руб!


Комплектация «Трофи» (799 990 руб.) также отличается цветом (серо-коричневый металлик). Кроме того, здесь предусмотрена защита рулевых тяг, КП и РК. Колеса 16-дюймовые, магнитола обычная, иная отделка интерьера и отсутствует зимний пакет (доплата за него 25 000 руб.).



Наконец, Патриот «Экспедишн» за 829 990 руб. — нюансы салонной отделки, мультимедиа с дисплеем. И атрибуты, помогающие передвижению на дальние расстояния, — экспедиционный багажник, радиостанция и антенна для нее.


Патриот пикап имеет только первые три комплектации — цены идентичны. А вот дизельный «Лимитед» стоит 939 990 руб.! Странно, что в Ульяновске до сих пор не дожили хотя бы до подушек безопасности, не говоря уже о системе стабилизации.
Технические характеристики УАЗ Патриот
Технические характеристики УАЗ Патриот пикап
Цены и конкуренты
Стоимость подержанных УАЗ Патриот в сравнении с конкурентами, типичные цены в тыс. руб.:
| Автомобиль/год выпуска | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
|---|---|---|---|---|---|
| UAZ Patriot | 350–620 | 400–650 | 400–800 | 425–1 000 | 600–1 100 |
| Great Wall Hover | 460–750 | 530–760 | 500–860 | 580–840 | 780–900 |
| Chevrolet Niva | 310–460 | 350–500 | 370–560 | 400–650 | 470–710 |
| Ssang Yong Kyron | 570–780 | 550–900 | 590–1 000 | 660–1 200 | 750–1 280 |
Отсутствие столь же брутальных одноклассников вовсе не означает, что Патриот нельзя ни с чем сравнивать. По цене и некоторым качествам в один ряд с ним могут встать «китайцы» и иные «корейцы». А с точки зрения адаптации к бездорожью конкуренцию УАЗу составит Chevrolet Niva. Кстати, она из всех джипов и самая доступная. Патриот же не патриотичен и на бэушном рынке. Выбор экземпляров не старше пяти лет, стоящих не более 400 и даже 500 тыс. руб., небогат. А то, что есть, нужно внимательно исследовать.
Если говорить о верхней планке, то машины в возрасте года-трех бывают оценены дороже Патриотов, еще стоящих в дилерских центрах. И далеко не всегда это можно объяснить off-road тюнингом. Между тем, Патриот с последним довольно распространен.
На что обращать внимание при покупке подержанного УАЗ Патриот:
— Герметичность всех систем, агрегатов и узлов автомобиля
— Состояние цепи ГРМ
— Состояние турбины у дизеля
— Состояние механизма привода навесных агрегатов
— Работоспособность всех узлов и салонных устройств
Стоимость технического обслуживания в дилерских центрах и некоторых запчастей (руб.):
| Операция | Стоимость, руб. |
|---|---|
| ТО–0 | 4908* |
| ТО–1 | 4628* |
| ТО–2 | 6532* |
| ТО–3 | 7308* |
| ТО–4 | 6966* |
| ТО–5 | 4628* |
| ТО–6 | 9492* |
| ТО–7 | 4628* |
| ТО–8 | 7070* |
| ТО–9 | 7308* |
| Двигатель в сборе | 170 725 |
| КП в сборе | 64 040 |
| РК в сборе (Dymos) | 50 780 |
| Передний (задний) редуктор | 10 350 |
| Генератор | 5790 |
| Стартер | 3800 |
| Амортизаторы передние/задние | 1100–3500/800–3500 |
| Пружины | 1000 |
| Рессоры | 3650/пакет |
| Тормозные колодки | 500/1000** |
| ТО–0 на 2400–2700 км * Без учета стоимости расходных материалов ** Средняя стоимость |
Безопасность и не только
По методике EuroNCAP УАЗ Патриот испытывали в издании «АвтоРевю» в 2010 году. Результаты оказались... всесокрушающими. Удар о сминаемый барьер вызвал «разъединение» кузова и рамы. Болты креплений порвали металл, рама, не имеющая зон деформации, остановилась, а кузов продолжил свое движение вперед. При этом руль, связанный валом (хотя и на трех шарнирах) с закрепленным на лонжероне редуктором, устремился вверх. Головой манекен приложился о его ступицу с перегрузкой в 93g, что выше допустимого значения. Более того, в этот момент его шея также испытывала запредельную нагрузку на излом. И подушка безопасности, имейся она, лишь усугубила бы эту ситуацию. Пол в районе ног водителя был смят, повреждая стопы. Педаль сцепления значительно сместилась назад и вверх, рискованно контактируя с левой голенью. А оба колена были повреждены пластиком передней панели. Пассажир тогда ударился головой о поручень на торпедо с замедлением в 200g. Вдобавок разгерметизировался левый бак. В итоге 2,7 балла из 16 возможных.
Сейчас поручня перед пассажиром нет. Покрытие передней панели теперь из мягкого материала, рулевой вал вроде бы не уходит столь далеко в салон. То есть кое-что из вышеперечисленного можно исключить. Однако рама осталась прежней. Судя по всему, никакие доработки не коснулись креплений кузова…
Погнуться болты крепления кузова к раме могут и при совсем несерьезных столкновениях — на скоростях в режиме городских пробок. Причем жесткая, казалось бы, рама тоже может пострадать лонжеронами.
Рекомендованные отзывы владельцев
УАЗ Патриот (2013 г., 2,7 л., бензин) от aek2975
УАЗ Патриот (2006 г., 2,7 л., бензин) от HCO
УАЗ Патриот (2013 г., 2,7 л., бензин) от suprik.76
УАЗ Патриот (2012 г., 2,7 л., бензин) от Bassbaritone
УАЗ Патриот (2012 г., 2,7 л., бензин) от Leva614
УАЗ Патриот (2013 г., 2,7 л., бензин) от Уштобинский Джон
УАЗ Патриот (2012 г., 2,7 л., бензин) от Psma
УАЗ Патриот (2010 г., 2,3 л., дизель) от Владимир Константинович
УАЗ Патриот (2010 г., 2,7 л., бензин) от рукав01
УАЗ Патриот (2007 г., 2,7 л., бензин) от Наши победили!
УАЗ Патриот (2012 г., 2,7 л., бензин) от Alexandr 45



