Этой весной в России возобновили действие государственных программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», позволяющих приобрести новую машину в кредит со скидкой 10% (или 25% для жителей Дальневосточного федерального округа). Главные условия: машина должна быть выпущена в России и стоить не дороже миллиона рублей. Впрочем, есть еще много условий, а кроме того, эти акции могут прекратить свое действие внезапно. Стоит ли поторопиться?
Как ясно из названий программ, на скидки вправе рассчитывать лишь определенные категории покупателей, причем только с российским гражданством. И скидки даются лишь при условии оформления автокредита — сроком до пяти лет, впрочем, погасить заем возможно досрочно (с какого срока — зависит от банка).
Программой «Первый автомобиль» могут воспользоваться совершеннолетние граждане (от 18 лет), у которых нет в собственности других автомобилей, имеющие водительские права. Программа «Семейный автомобиль» ориентирована на тех, кто имеет двоих и более несовершеннолетних детей (собственных или приемных), что нужно подтвердить документально — записями в паспорте или свидетельствами о рождении.
Притом обе категории заемщиков не должны иметь автокредитов за 2018 год (или они должны быть погашены) и обязуются не заключать других договоров автокредитования в 2019 году (что заемщик подтверждает письменным заявлением, предоставляемым банку).
Также надо упомянуть: если у претендентов на льготу совпадают обе ситуации (первый автомобиль покупается в семью с двумя детьми или более), то на получении «двойной» скидки рассчитывать нельзя — воспользоваться можно только одним из предложений.
Не на любые. Обе программы распространяются только на автомобили российской сборки, причем цена выбранной машины (модификации) не должна превышать миллион рублей (до вычета скидки). Напомним, что в прошлом году программы распространялись на машины стоимостью до 1,45 млн рублей, однако в 2019 году сумму сократили. В Минпромторге данное решение объяснили так: «Это позволит сконцентрировать поддержку на социально приоритетных слоях населения и наиболее массовом сегменте автомобилей».
Скидки даются только на экземпляры, выпущенные не ранее января 2019 года, с двигателем российского производства и снаряженной массой до 3,5 тонны.
В любом случае сначала нужно прийти к официальному дилеру марки, работающей в рамках данных программ, выбрать модель, заключить договор купли-продажи (как правило, с внесением небольшой предоплаты) и затем ждать решения банка.
Далее все, как с обычным автокредитом: залогом у банка является сам автомобиль, поэтому не избежать таких дополнительных расходов, как страхование автомобиля по каско. Иногда заемщику также навязывают страхование здоровья и жизни, хотя госпрограмма льготного автокредитования такого не предусматривает (как и любых других дополнительных комиссий и сборов). Но часто банки убеждают, что это выгодно. Дополнительное страхование влияет на процентную ставку (она снижается), поэтому заемщику нужно внимательно просчитать, какой вариант лучше.
Условиями госпрограмм это не регламентировано, зависит от банка. Есть предложения и без первоначального взноса. Размер предоставленной скидки фактически вычитается из суммы займа.
Такой же, как при получении автокредита без государственных программ. Зависит от дилера и банка.
Скорее всего, желающим ими воспользоваться надо поторопиться. В прошлом году на аналогичные программы предоставили 7,5 млрд рублей, и они были потрачены всего за пять месяцев. В этом году сумму ограничили 3 млрд рублей, и, значит, в мае эти бюджетные средства могут закончиться. По некоторым данным, на сегодня бóльшая часть выделенных денег уже потрачена.
В сущности, речь идет только о самых дешевых моделях российского рынка. Например, даже «гольф-класс», по сути, недоступен: положить глаз на Skoda Octavia не получится, да и Ford Focus досягаем не во всех версиях. Что уж говорить о легковушках классом выше и тем более кроссоверах.
Модель | Какие модификации/комплектации можно приобрести со скидкой по госпрограмме |
Chevrolet Niva | Все |
Datsun on-Do | Все |
Datsun mi-Do | Все |
Ford Fiesta | Все (седан и хэтчбек) с учетом снижения розничных цен в связи с распродажей модельного ряда |
Ford Focus | Хэтчбек — все версии с атмосферными двигателями 1,6 л (105 и 125 л.с) в сочетании с «механикой» и «роботом». Не попадают версии с турбомотором 1,5 л (150 л.с.) в паре с «автоматом». Для седана и универсала также не проходят конфигурации с 1,6 л (125 л.с.) и «роботом» в максимальной версии Titanium |
Hyundai Solaris | Все |
Hyundai Creta | Доступны базовые версии с двигателем 1,6 л (123 л.с.) и передним приводом, с «механикой» и «автоматом». Не попадают верхние версии, с полным приводом и все модификации с мотором 2,0 л |
Kia Rio | Все, не попадают только версии с двигателем 1,6 л (123 л.с.) с «автоматом» в топовых комплектациях Prestige и Premium |
Kia Rio X-Line | Все, не попадают только версии, аналогичные седану Rio |
Lada Granta | Все |
Lada Largus | Все, кроме Lada Largus CNG (на нее распространяется специальная льготная программа Ecogas) |
Lada Vesta | Все, включая Lada Vesta Sport, но кроме Lada Vesta CNG |
Lada XRAY | Все |
Lada 4x4 | Все |
Renault Logan | Все, включая серию Stepway |
Renault Sandero | Все, включая серию Stepway |
Renault Duster | Все модификации с двигателем 1,6 л (114 л.с. и только «механика»), с передним и полным приводом. Базовая версия с турбодизелем 1,5 л (109 л.с.) и полным приводом. Базовая версия с двигателем 2,0 л (143 л.с.) и полным приводом |
Renault Kaptur | Начальные версии с двигателем 1,6 л (114 л.с. ), передним приводом, с «механикой» или вариатором. Не попадают модификации с двигателем 2,0 л |
Skoda Rapid | Версии с атмосферным двигателем 1,6 л (90 или 110 л.с.), в том числе с «автоматом» для варианта в 110 сил, но без топ-версий Monte Carlo и Style. Также не попадают модификации с турбомотором 1,4 л (125 л.с.), оснащаемые только «роботом» |
UAZ Hunter | Все |
UAZ Patriot | Все, кроме верхней комплектации «Максимум» |
Volkswagen Polo Sedan | Все |
Для поддержки российских производителей и дилеров. Впервые средства были выделены в 2010 году для поддержки рынка после кризиса 2008 года, и эта мера оказалась очень действенной. Запущенная в начале 2010 года программа утилизации автомобилей предполагала скидку в 50 000 рублей на покупку новой машины, и этим в течение 2010 года успели воспользоваться 175 тысяч российских граждан (для сравнения, в 2017 году по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» реализовали немногим более 63 тысяч авто).
Тогда же была запущена госпрограмма субсидирования процентных ставок по банковским автокредитам, чем потребители активно пользовались в 2010–2011 годах. В 2010 году посткризисный рынок благодаря госпрограммам сразу вырос на 30%. Но затем банки ужесточили требования, подняли процентные ставки по кредитам, и спрос на эту услугу упал.
Интерес вновь повысился в 2017 году, когда покупатель одновременно мог рассчитывать на льготу по федеральной программе субсидирования процентной ставки и на дисконт 10% от стоимости автомобиля в рамках внедренных программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Сейчас такой возможности нет, хотя у дилеров есть свои программы льготного кредитования по сниженным ставкам. Так, если стандартная ставка составляет около 17%, то льготные могут быть и ниже 11%.
Да, любое «выгодное» предложение на финансовом рынке скрывает свои подводные камни, поэтому в любом случае нужно семь раз отмерить, а потом уже воспользоваться данным предложением.