Редкая «Волга» — это не обязательно восьмицилиндровая «догонялка» из гаража КГБ. Например, у ГАЗ-24 были и более народные модификации, например, семиместный универсал. В силу специфики советского рынка большим спросом такая версия не пользовалась. А зря. У этого «сарая» полно интересных секретов. ГАЗ-310221 2003 года выпуска расскажет о них подробнее.
Универсал на базе 24-й «Волги» — одна из самых долгоиграющих моделей ГАЗа. Первые серийные универсалы под индексом 24-02 были выпущены в конце 1972 года. Свободно купить новую «Волгу» ГАЗ-24-02 было невозможно. Исключение — система магазинов «Березка» (где автомобили продавались, по сути, за инвалюту) либо специальное разрешение государственных структур.
Универсалы чаще всего служили в скорой помощи, были задействованы и в качестве такси. Таксомоторный универсал получил обозначение ГАЗ-24-04 и дефорсированный до 85 л.с. двигатель ЗМЗ-24-01, адаптированный под 76-й бензин. Внутри у такси была другая обивка сидений, отсутствовал радиоприемник. Снаружи, как и у седанов, горел «зеленый огонек» в правом верхнем углу лобового стекла, который сигнализировал пассажирам, что такси свободно.
Пережив несколько модернизаций, «сарай» смог продержаться на конвейере вплоть до 2008 года. Таким образом, он «пережил» не только ГАЗ-31029, который заменил «двадцать четверку», но и более современный ГАЗ-3110, снятый с производства в 2004 году.
Именно такая версия досталась нам на тест. Внешность — гибридный вариант из деталей от разных «Волг». Стандартный подход при производстве не самой ходовой модели. Спереди и сбоку — типичный ГАЗ-3110 с прямоугольными фарами и фирменными дверными ручками. Зато сзади — настоящая «двадцать четверка». Тут и узнаваемые ромбовидные фонари, и сияющая хромом массивная ручка багажника. Самые яркие детали. Других украшательств нет. Хрома минимум, исчезли фонарики на задних стойках, бамперы отлиты из простого пластика.
В силу своей редкости универсал был окутан кучей мифов. Например, считалось, что у «сарая» нет «запаски». Естественно, это было не так. Просто запасное колесо, домкрат и инструменты располагались не в багажнике, как у седана, а в специальном люке под пятой дверью — там, где крепился номерной знак. Оригинальное и очень продуманное решение — чтобы заменить пробитое колесо, не требовалось разгружать багажник. Предшественник — универсал «Волга» ГАЗ-22 — таким похвастаться не мог: «запаска» располагалось горизонтально, под полом багажника.
Много домыслов было связано с дефлектором на крыше в районе заднего стекла. Советские знатоки считали, что эта деталь нужна для увеличения прижимной силы на задней оси на высоких скоростях. Вовсе нет. Назначение дефлектора — вытяжная вентиляция салона и снижение загрязняемости заднего стекла. Далеко не лишняя опция на автомобиле, в котором не предусмотрен задний «дворник» и обогрев заднего стекла. Именно поэтому дефлектор пережил все модернизации, так и оставшись отличительной чертой модели вплоть до самого конца производства.
Внутри универсала все та же смесь поколений. Передняя панель и руль взяты от ГАЗ-3110, а тонкие дверные карты — от ГАЗ-24. Внешне все предельно скучно. Нет ленточного спидометра, односпицевого руля и оригинального радиоприемника. Пропала декоративная оклейка под дерево на передней панели, которая все равно никогда не претендовала на натуральность.
Зато с функциональностью и удобством никаких проблем. Спереди полно места. Мягкое переднее кресло неплохо распределяет нагрузку, есть даже намек на боковую поддержку, жаль, что поднято немного высоко. Педальный узел очень просторен — хоть валенки надевай. Приборы с крупными белыми цифрами предельно понятны и всегда видны из-за спиц огромного руля. Подрулевые переключатели не требуют привыкания, в отличие от кривизны руля, смотрящего чуть влево.
Опций мало. В наличии «печка», «противотуманки» да прикуриватель. Вместо управления электростеклоподъемниками — заглушки. Рабочих кнопок на центральном тоннеле всего две. Одна отвечает за проверку работоспособности контрольных ламп на приборной панели. Другая ведает обогревом форсунок стеклоомывателя. Удивительное рядом.
За спинками передних кресел эта «Волга» — немного грузовик. Сзади стоят тонкие на вид скамейки с металлической спинкой. Места в ногах хватает, а ширина позволяет разместиться даже втроем. Благодаря мягкой набивке жалоб на комфорт в дальней дороге быть не должно. Но об «успокаивающем» диване с центральным подлокотником, как у исходной 24-й, остается только мечтать.
Несколько манипуляций железными рычагами, и вот уже кресла второго ряда сложены по частям. Доступ на «галерку» удобен — проход широк, крыша высокая. Диван установлен чуть выше передних кресел. Это может стать проблемой для пассажиров ростом выше среднего, но запас пространства в коленях достаточный. Здесь точно нет места для ссылки непослушной детворы. Предусмотрены даже подлокотники по бокам дивана, просто сейчас эти накладки сняты и томятся в гараже. Семиместность газовского универсала — вовсе не рекламный трюк.
Багажник впечатляет не меньше. 500 л с разложенным третьим рядом — это только начало. Если сложить «галерку», то объем возрастает почти вдвое. Чтобы получить максимальные 1450 л, придется убрать кресла второго ряда. Итогом станет огромный трюм, где можно возить грузы или с комфортом устроиться на ночлег.
Есть и минусы. Безразмерный багажник, по сути, кроме кучи места ничего полезного предложить не может. Крючки, карманы, ящики и сетки — ничего этого нет и в помине. Вместо обивки в любом случае скользкий металл. Крупные продольные выштамповки спасают мало, мелкий груз все равно будет метаться по багажнику из стороны в сторону. Тут нужно возить что-то посолиднее. У владельца есть интересный опыт перевозки внутри «Волги» ковша от трактора «Беларус». В кузов универсала его пришлось грузить вчетвером. Часто «сарай» возит запчасти для Cadillac Brougham 1989 года выпуска.
Универсал оснащен карбюраторным ЗМЗ-402 — самым простым двигателем в линейке. Не маловато ли, если учесть, что он почти на 150 кг тяжелее родственного седана? Вполне нормально. 80-сильный мотор с достоинством перемещает увесистую тушку. Крутящий момент невелик — всего 167 Нм. Но на практике тяги достаточно на низких и средних оборотах.
Подгонять мотор — одно удовольствие. Рычаг 5-ступенчатой «механики» удобно ложится в руку. Обслуженная коробка — сама адекватность. Передачи не вылетают, а включаются легко, перепутать их просто невозможно. Лязга кардана и масляных течей тоже нет.
У «Волги» полно и других достоинств. Стойки тонкие, с небольшим углом наклона, площадь остекления, как в ларьке — настоящий передвижной аквариум. По обзорности почти пятиметровая баржа даст фору большинству современных автомобилей.
А уж по плавности хода и вовсе заткнет их за пояс. На ходу «Волга» мягкая и вальяжная. При этом управляется универсал без какого-либо напряга. Отсутствие гидроусилителя — не проблема. Руль совсем не тяжелый. Устойчивость — отменная, причем даже зимой. Главное — не забыть кинуть в багажник что-нибудь весом под сотню кг, чтобы нагрузить заднюю ось. Владелец универсала использует для этого несколько аккумуляторов на 90 А·ч.
Внутри «Волги» всегда уютно и очень тепло. Прогревается универсал быстро, а остывает медленно. Причина — в радиаторе из меди. Этот металл тепло отдает намного лучше, чем алюминий в современных радиаторах наших «одноразовых» автомобилей.
И наконец, не самый важный, но приятный бонус. У «Волги» есть свой неповторимый запах. Из чего он складывается, не суть важно, для многих это аромат детства. Кто ездил — помнит. Остальным не понять. Будь на ГАЗе толковые маркетологи, давно бы выпускали ароматизаторы с таким запахом 😊
История покупки этого универсала — глава из книги «Везет же людям». Все началось с очень оригинальной идеи. Для личных и рабочих хозяйственных нужд нужен был просторный и максимально простой по конструкции универсал. Обязательно в хорошем состоянии и с пробегом до 100 000 км. Грубо говоря, требовалась почти «капсула времени», причем по приемлемой цене.
Вариантов под такой интересный запрос было немного. Иномарки не рассматривались. Приора и вазовская «четверка» отпали — не та вместимость и в продаже один хлам. Осталась только «Волга». Несколько просмотренных вариантов отпугивали состоянием, но сдаваться никто не собирался.
По состоянию на осень-2021 года данная «Волга» висела в продаже уже почти год. Неудивительно, ведь за нее просили полмиллиона рублей, а объявление с криво сделанными фото не внушало энтузиазма. На деле универсал оказался настоящей находкой — один хозяин, гаражное хранение, только летняя эксплуатация, родное ЛКП без единой ржавчинки и оригинальный пробег в 36 000 км. Из «допов» — только сигнализация, фаркоп и подкрылки. Торг был суровым, каждая из сторон приводила массу доводов в свою пользу, но в итоге цену удалось сбить до 250 000 рублей.
Для приведения универсала в полный порядок потребовалось сделать небольшое ТО. Заменили масло в двигателе, воздушный фильтр и охлаждающую жидкость. Пришлось отрегулировать клапаны, после чего поставили новую прокладку клапанной крышки. Также установили новые свечи и высоковольтные провода. Позже обновили масло в коробке и заднем мосту. К подвеске не возникло никаких вопросов. Несмотря на то что «Волга» большей частью стояла в гараже, все везде промазано и прошприцовано. В ближайших планах отрегулировать карбюратор.
Редких «Волг» на самом ГАЗе и других предприятиях выпустили немало. Только от вариаций 24-й голова может пойти кругом — фургоны, пикапы, кабриолеты и просто седаны с дизелем Peugeot. Но можно вспомнить и более яркие фрагменты истории. Например, несчастливый ГАЗ-3105, который в конце 80-х задумывался как замена «Чайке» ГАЗ-14 и перспективный товар для экспорта. На самом деле предполагался целый выводок новинок — переднеприводный ГАЗ-3103, заднеприводный ГАЗ-3104 и полноприводный ГАЗ-3105 в качестве флагмана. С него-то и решили начать разработку, причем собственными силами.
Конструкция обещала быть передовой. Планировался несущий кузов, стойки МакФерсон по кругу, дисковые тормоза на обеих осях и невиданная для отечественного автопрома трансмиссия. В ее корпусе объединили 5-ступенчатую «механику», межосевой дифференциал с принудительной блокировкой и главную пару. Специально для ГАЗ-3105 был спроектирован 3,5-литровый V8 мощностью около 170 л.с. Все это было упаковано в клиновидный (Сх на уровне 0,3) кузов с диковинным боковым остеклением. От него впоследствии отказались, но и без этого облик ГАЗ-3105 вышел достаточно самобытным. Салон соответствовал — климат-контроль, электроприводы и память сидений, приличная аудиосистема и интересный дизайн.
Крест на проекте поставило прекращение государственного финансирования и распад СССР. ГАЗ был вынужден закупать часть компонентов за рубежом, что подняло итоговую стоимость седана до умопомрачительных $80 000. В новых жизненных реалиях государственным заказчикам такая «Волга» была не нужна. В итоге проект, едва начавшийся в 1993 году, быстро зачах. Всего было выпущено около пяти десятков экземпляров.
Следующая новая «Волга» таких амбиций уже не имела. ГАЗ-3111 задумывался как замена классических моделей. Для снижения стоимости новаций было минимум. Седан имел классическую компоновку и рессорную заднюю подвеску со стабилизатором поперечной устойчивости. Зато дизайн был абсолютно новым — в духе 21-й «Волги».
Презентация ГАЗ-3111 в 1998 году вызвала ажиотаж. Вмешался кризис. В таких условиях отказываться от классической «Волги» было неразумно, и «одиннадцатую» решили сделать флагманом модельного ряда. Из-за переналадки производства и продажи завода структурам Олега Дерипаски сборка, которая началась в конце 1999 года, шла с перебоями.
Модификаций у ГАЗ-3111 было несколько. Базовый седан оснащался 2,5-литровым ЗМЗ-405 мощностью 155 л.с. и 5-ступенчатой «механикой». На заказ ставили 4-ступенчатый «автомат» ZF. Несколько экземпляров получили лицензионный дизель Steyr. Были варианты со 170-сильным бензиновым V8 объемом от ГАЗ-3105. В стенах придворного газовского тюнинг-ателье «Техносервис» ГАЗ-3111 оснащали тойотовским двигателем 2,7 3RZ-FE и АКП.
Спрос на ГАЗ-3111 был, но седан стоил на уровне тогдашней Toyota Avensis. Планы по снижению себестоимости у ГАЗа имелись, но от них в итоге отказались. Общий тираж составил (по одной из оценок) 424 экземпляра.