Редкая «Волга» — это не обязательно восьмицилиндровая «догонялка» из гаража КГБ. Например, у ГАЗ-24 были и более народные модификации, например, семиместный универсал. В силу специфики советского рынка большим спросом такая версия не пользовалась. А зря. У этого «сарая» полно интересных секретов. ГАЗ-310221 2003 года выпуска расскажет о них подробнее.
Что за зверь?
Универсал на базе 24-й «Волги» — одна из самых долгоиграющих моделей ГАЗа. Первые серийные универсалы под индексом 24-02 были выпущены в конце 1972 года. Свободно купить новую «Волгу» ГАЗ-24-02 было невозможно. Исключение — система магазинов «Березка» (где автомобили продавались, по сути, за инвалюту) либо специальное разрешение государственных структур.
Универсалы чаще всего служили в скорой помощи, были задействованы и в качестве такси. Таксомоторный универсал получил обозначение ГАЗ-24-04 и дефорсированный до 85 л.с. двигатель ЗМЗ-24-01, адаптированный под 76-й бензин. Внутри у такси была другая обивка сидений, отсутствовал радиоприемник. Снаружи, как и у седанов, горел «зеленый огонек» в правом верхнем углу лобового стекла, который сигнализировал пассажирам, что такси свободно.
Пережив несколько модернизаций, «сарай» смог продержаться на конвейере вплоть до 2008 года. Таким образом, он «пережил» не только ГАЗ-31029, который заменил «двадцать четверку», но и более современный ГАЗ-3110, снятый с производства в 2004 году.
Секреты внешности
Именно такая версия досталась нам на тест. Внешность — гибридный вариант из деталей от разных «Волг». Стандартный подход при производстве не самой ходовой модели. Спереди и сбоку — типичный ГАЗ-3110 с прямоугольными фарами и фирменными дверными ручками. Зато сзади — настоящая «двадцать четверка». Тут и узнаваемые ромбовидные фонари, и сияющая хромом массивная ручка багажника. Самые яркие детали. Других украшательств нет. Хрома минимум, исчезли фонарики на задних стойках, бамперы отлиты из простого пластика.
В силу своей редкости универсал был окутан кучей мифов. Например, считалось, что у «сарая» нет «запаски». Естественно, это было не так. Просто запасное колесо, домкрат и инструменты располагались не в багажнике, как у седана, а в специальном люке под пятой дверью — там, где крепился номерной знак. Оригинальное и очень продуманное решение — чтобы заменить пробитое колесо, не требовалось разгружать багажник. Предшественник — универсал «Волга» ГАЗ-22 — таким похвастаться не мог: «запаска» располагалось горизонтально, под полом багажника.
Много домыслов было связано с дефлектором на крыше в районе заднего стекла. Советские знатоки считали, что эта деталь нужна для увеличения прижимной силы на задней оси на высоких скоростях. Вовсе нет. Назначение дефлектора — вытяжная вентиляция салона и снижение загрязняемости заднего стекла. Далеко не лишняя опция на автомобиле, в котором не предусмотрен задний «дворник» и обогрев заднего стекла. Именно поэтому дефлектор пережил все модернизации, так и оставшись отличительной чертой модели вплоть до самого конца производства.
Просто и функционально
Внутри универсала все та же смесь поколений. Передняя панель и руль взяты от ГАЗ-3110, а тонкие дверные карты — от ГАЗ-24. Внешне все предельно скучно. Нет ленточного спидометра, односпицевого руля и оригинального радиоприемника. Пропала декоративная оклейка под дерево на передней панели, которая все равно никогда не претендовала на натуральность.
Зато с функциональностью и удобством никаких проблем. Спереди полно места. Мягкое переднее кресло неплохо распределяет нагрузку, есть даже намек на боковую поддержку, жаль, что поднято немного высоко. Педальный узел очень просторен — хоть валенки надевай. Приборы с крупными белыми цифрами предельно понятны и всегда видны из-за спиц огромного руля. Подрулевые переключатели не требуют привыкания, в отличие от кривизны руля, смотрящего чуть влево.
Опций мало. В наличии «печка», «противотуманки» да прикуриватель. Вместо управления электростеклоподъемниками — заглушки. Рабочих кнопок на центральном тоннеле всего две. Одна отвечает за проверку работоспособности контрольных ламп на приборной панели. Другая ведает обогревом форсунок стеклоомывателя. Удивительное рядом.
Семеро по лавкам
За спинками передних кресел эта «Волга» — немного грузовик. Сзади стоят тонкие на вид скамейки с металлической спинкой. Места в ногах хватает, а ширина позволяет разместиться даже втроем. Благодаря мягкой набивке жалоб на комфорт в дальней дороге быть не должно. Но об «успокаивающем» диване с центральным подлокотником, как у исходной 24-й, остается только мечтать.
Несколько манипуляций железными рычагами, и вот уже кресла второго ряда сложены по частям. Доступ на «галерку» удобен — проход широк, крыша высокая. Диван установлен чуть выше передних кресел. Это может стать проблемой для пассажиров ростом выше среднего, но запас пространства в коленях достаточный. Здесь точно нет места для ссылки непослушной детворы. Предусмотрены даже подлокотники по бокам дивана, просто сейчас эти накладки сняты и томятся в гараже. Семиместность газовского универсала — вовсе не рекламный трюк.
Невиданная практичность
Багажник впечатляет не меньше. 500 л с разложенным третьим рядом — это только начало. Если сложить «галерку», то объем возрастает почти вдвое. Чтобы получить максимальные 1450 л, придется убрать кресла второго ряда. Итогом станет огромный трюм, где можно возить грузы или с комфортом устроиться на ночлег.
Есть и минусы. Безразмерный багажник, по сути, кроме кучи места ничего полезного предложить не может. Крючки, карманы, ящики и сетки — ничего этого нет и в помине. Вместо обивки в любом случае скользкий металл. Крупные продольные выштамповки спасают мало, мелкий груз все равно будет метаться по багажнику из стороны в сторону. Тут нужно возить что-то посолиднее. У владельца есть интересный опыт перевозки внутри «Волги» ковша от трактора «Беларус». В кузов универсала его пришлось грузить вчетвером. Часто «сарай» возит запчасти для Cadillac Brougham 1989 года выпуска.
Тише едешь — дальше будешь
Универсал оснащен карбюраторным ЗМЗ-402 — самым простым двигателем в линейке. Не маловато ли, если учесть, что он почти на 150 кг тяжелее родственного седана? Вполне нормально. 80-сильный мотор с достоинством перемещает увесистую тушку. Крутящий момент невелик — всего 167 Нм. Но на практике тяги достаточно на низких и средних оборотах.
Подгонять мотор — одно удовольствие. Рычаг 5-ступенчатой «механики» удобно ложится в руку. Обслуженная коробка — сама адекватность. Передачи не вылетают, а включаются легко, перепутать их просто невозможно. Лязга кардана и масляных течей тоже нет.
У «Волги» полно и других достоинств. Стойки тонкие, с небольшим углом наклона, площадь остекления, как в ларьке — настоящий передвижной аквариум. По обзорности почти пятиметровая баржа даст фору большинству современных автомобилей.
А уж по плавности хода и вовсе заткнет их за пояс. На ходу «Волга» мягкая и вальяжная. При этом управляется универсал без какого-либо напряга. Отсутствие гидроусилителя — не проблема. Руль совсем не тяжелый. Устойчивость — отменная, причем даже зимой. Главное — не забыть кинуть в багажник что-нибудь весом под сотню кг, чтобы нагрузить заднюю ось. Владелец универсала использует для этого несколько аккумуляторов на 90 А·ч.
Внутри «Волги» всегда уютно и очень тепло. Прогревается универсал быстро, а остывает медленно. Причина — в радиаторе из меди. Этот металл тепло отдает намного лучше, чем алюминий в современных радиаторах наших «одноразовых» автомобилей.
И наконец, не самый важный, но приятный бонус. У «Волги» есть свой неповторимый запах. Из чего он складывается, не суть важно, для многих это аромат детства. Кто ездил — помнит. Остальным не понять. Будь на ГАЗе толковые маркетологи, давно бы выпускали ароматизаторы с таким запахом 😊
Невозможное возможно
История покупки этого универсала — глава из книги «Везет же людям». Все началось с очень оригинальной идеи. Для личных и рабочих хозяйственных нужд нужен был просторный и максимально простой по конструкции универсал. Обязательно в хорошем состоянии и с пробегом до 100 000 км. Грубо говоря, требовалась почти «капсула времени», причем по приемлемой цене.
Вариантов под такой интересный запрос было немного. Иномарки не рассматривались. Приора и вазовская «четверка» отпали — не та вместимость и в продаже один хлам. Осталась только «Волга». Несколько просмотренных вариантов отпугивали состоянием, но сдаваться никто не собирался.
По состоянию на осень-2021 года данная «Волга» висела в продаже уже почти год. Неудивительно, ведь за нее просили полмиллиона рублей, а объявление с криво сделанными фото не внушало энтузиазма. На деле универсал оказался настоящей находкой — один хозяин, гаражное хранение, только летняя эксплуатация, родное ЛКП без единой ржавчинки и оригинальный пробег в 36 000 км. Из «допов» — только сигнализация, фаркоп и подкрылки. Торг был суровым, каждая из сторон приводила массу доводов в свою пользу, но в итоге цену удалось сбить до 250 000 рублей.
Для приведения универсала в полный порядок потребовалось сделать небольшое ТО. Заменили масло в двигателе, воздушный фильтр и охлаждающую жидкость. Пришлось отрегулировать клапаны, после чего поставили новую прокладку клапанной крышки. Также установили новые свечи и высоковольтные провода. Позже обновили масло в коробке и заднем мосту. К подвеске не возникло никаких вопросов. Несмотря на то что «Волга» большей частью стояла в гараже, все везде промазано и прошприцовано. В ближайших планах отрегулировать карбюратор.
Редкие серии
Редких «Волг» на самом ГАЗе и других предприятиях выпустили немало. Только от вариаций 24-й голова может пойти кругом — фургоны, пикапы, кабриолеты и просто седаны с дизелем Peugeot. Но можно вспомнить и более яркие фрагменты истории. Например, несчастливый ГАЗ-3105, который в конце 80-х задумывался как замена «Чайке» ГАЗ-14 и перспективный товар для экспорта. На самом деле предполагался целый выводок новинок — переднеприводный ГАЗ-3103, заднеприводный ГАЗ-3104 и полноприводный ГАЗ-3105 в качестве флагмана. С него-то и решили начать разработку, причем собственными силами.
Конструкция обещала быть передовой. Планировался несущий кузов, стойки МакФерсон по кругу, дисковые тормоза на обеих осях и невиданная для отечественного автопрома трансмиссия. В ее корпусе объединили 5-ступенчатую «механику», межосевой дифференциал с принудительной блокировкой и главную пару. Специально для ГАЗ-3105 был спроектирован 3,5-литровый V8 мощностью около 170 л.с. Все это было упаковано в клиновидный (Сх на уровне 0,3) кузов с диковинным боковым остеклением. От него впоследствии отказались, но и без этого облик ГАЗ-3105 вышел достаточно самобытным. Салон соответствовал — климат-контроль, электроприводы и память сидений, приличная аудиосистема и интересный дизайн.
Крест на проекте поставило прекращение государственного финансирования и распад СССР. ГАЗ был вынужден закупать часть компонентов за рубежом, что подняло итоговую стоимость седана до умопомрачительных $80 000. В новых жизненных реалиях государственным заказчикам такая «Волга» была не нужна. В итоге проект, едва начавшийся в 1993 году, быстро зачах. Всего было выпущено около пяти десятков экземпляров.
Следующая новая «Волга» таких амбиций уже не имела. ГАЗ-3111 задумывался как замена классических моделей. Для снижения стоимости новаций было минимум. Седан имел классическую компоновку и рессорную заднюю подвеску со стабилизатором поперечной устойчивости. Зато дизайн был абсолютно новым — в духе 21-й «Волги».
Презентация ГАЗ-3111 в 1998 году вызвала ажиотаж. Вмешался кризис. В таких условиях отказываться от классической «Волги» было неразумно, и «одиннадцатую» решили сделать флагманом модельного ряда. Из-за переналадки производства и продажи завода структурам Олега Дерипаски сборка, которая началась в конце 1999 года, шла с перебоями.
Модификаций у ГАЗ-3111 было несколько. Базовый седан оснащался 2,5-литровым ЗМЗ-405 мощностью 155 л.с. и 5-ступенчатой «механикой». На заказ ставили 4-ступенчатый «автомат» ZF. Несколько экземпляров получили лицензионный дизель Steyr. Были варианты со 170-сильным бензиновым V8 объемом от ГАЗ-3105. В стенах придворного газовского тюнинг-ателье «Техносервис» ГАЗ-3111 оснащали тойотовским двигателем 2,7 3RZ-FE и АКП.
Спрос на ГАЗ-3111 был, но седан стоил на уровне тогдашней Toyota Avensis. Планы по снижению себестоимости у ГАЗа имелись, но от них в итоге отказались. Общий тираж составил (по одной из оценок) 424 экземпляра.