С каждым годом пренебрежительные высказывания, высокомерие и снобизм в адрес автопрома Поднебесной становятся все менее уместными. Тамошняя палитра остается очень неоднородной, но стремительный прогресс отдельных брендов очевиден даже скептикам и хейтерам. Особенно он заметен в сегменте кроссоверов. Мы бросили вызов языковому барьеру и выбрали наиболее современные и интересные модели. Некоторые уже скоро начнут осваивать российские просторы.
Geely, владеющая компанией Volvo, за последние годы совершила серьезный рывок в светлое будущее. Не в последнюю очередь этому способствовали шведские технологии и совместные разработки. Так, дебютировавший весной 2021 года флагманский Xingyue L (попробуй произнеси!) — самый большой автомобиль на модульном переднеприводном шасси CMA (Compact Modular Architecture). Она применяется на Volvo XC40 и C40, продукции бренда Lynk & Co, а также на очень симпатичном среднеразмерном седане Geely Xingrui/Preface и купеобразном «паркетнике» Geely Xingyue/Tugella.
Топовый Geely здорово смотрится! У него необычный салон с дисплеями во всю ширь передней панели. Да и габаритами он отнюдь не карлик. Длина — 4770 мм, ширина — 1895 мм, высота — 1689 мм. Между осями — 2845 мм. Иначе говоря, «китаец» близок по размерам с отнюдь не маленьким BMW X3.
В России Xingyue L из соображений лингвистической гуманности сертифицирован как Monjaro, иначе покупатели рисковали сломать язык. У нас он ожидается ориентировочно во второй половине 2022 года с 2,0-литровым турбонаддувным бензиновым двигателем Volvo мощностью 238 л.с., 8-ступенчатой автоматической коробкой передач и полным приводом.
У себя на родине кроссовер также представлен в переднеприводном 218-сильном исполнении с 7-ступенчатым преселективным «роботом» с двумя сцеплениями. В конце 2021 года оглашены подробности о гибриде Xingyue L Hi-X с передними ведущими колесами. В состав силовой установки совокупной отдачей 245 л.с. и 540 Нм входит 1,5-литровая компрессорная «тройка» и электромотор. Бензиновый ДВС может работать в режиме генератора, заряжая тяговую аккумуляторную батарею, а с ростом скорости подключается к колесам.
По данным интернет-ресурса autohome.com.cn, у себя на родине Geely стоит 137 200–185 200 юаней (1 731 280–2 336 976 рублей).
Покупатели привыкли, что под брендом Changan выпускаются довольно обыденные машины со скучноватым усредненным дизайном. Но времена меняются. Весной 2020 года Changan удивил компактным прогрессивным Uni-T.
Плагиат, цитаты и прочие обычно инкриминируемые китайским маркам стилистические казусы почти отсутствуют или тщательно замаскированы. Купеобразный SUV длиной 4515 мм (у версии Sport 4580 мм) в духе забытого биодизайна напоминает застывший сгусток расплавленного металла. Обратите внимание на «чистые» боковины с выдвижными передними ручками и замаскированными в стойках задними.
Салон — wow! Большая цифровая панель, объединяющая «приборку» и мультимедийный монитор, становится стандартом для техники из Поднебесной. Но Uni-T готовит несколько сюрпризов. Во-первых, достаточно лишь бросить взгляд на 12,3-дюймовый информационно-развлекательный дисплей, чтобы он стал ярче. Во-вторых, довольно необычно оформлен селектор преселективного 7-ступенчатого «робота» с двумя сцеплениями.
Двигатель — 1,5-литровая наддувная «четверка» (188 л.с. и 300 Нм). Привод? Увы, лишь передний. 2,0-литровый «пакетик сока» с турбонаддувом (233 л.с. и 390 Нм) в арсенале тоже имеется. С ним агрегатирован 8-ступенчатый «автомат».
Пожалуй, главная изюминка Uni-T — беспилотный комплекс третьего уровня автономности по классификации SAE. Речь идет о системе контроля движения с пятью датчиками миллиметрового диапазона, 12 ультразвуковыми и шестью камерами, передающей бразды правления водителю в случае возникновения нештатной ситуации. Пусть вас не пугает словосочетание «китайский беспилотник». Компания отмечает, что экспериментальные образцы намотали около 50 миллионов километров.
Цены — 115 900–149 900 юаней (1 462 503–1 891 537 рублей).
Uni-T пока не спешит на российский рынок, зато уже в течение 2022 года у нас должен появиться вышестоящий Uni-K. Даже самый завзятый и непримиримый противник согласится с тем, что кроссовер выглядит сенсационно и сногсшибательно.
По своим габаритам Changan близок к Lexus RX. Бамперы разделяют 4865 мм, ширина — 1948 мм, высота — 1700 мм. Узкое боковое остекление, отсутствие стилистических надуманностей и более длинная колесная база 2890 мм (у Лексуса на 100 мм короче) выгодно отличают Uni-K. Он гармоничнее, спортивнее, стремительнее и не с такими большими свесами. В деталях Changan тоже хорош: скрытые дверные ручки, светодиодная оптика и радиаторная решетка без привычной рамки добавляют ему ощущения элитарности.
С точки зрения силовой установки машина вполне самодостаточна. «Турбочетверка» объемом 2,0 литра (226 л.с. и 380 Нм) вращает все четыре колеса через 8-ступенчатую автоматическую коробку передач Aisin и полноприводную трансмиссию с муфтой BorgWarner. У нас будут продавать именно такую спецификацию. Гибридный Uni-K iDD с 1,5-литровой «турбочетверкой» (170 л.с. и 260 Нм) и 116-сильным электрическим движком обойдет отечественный рынок стороной.
Оснащение заставляет всерьез задуматься о рублевой стоимости. Вот лишь некоторые позиции — обшитые кожей Nappa сиденья с подогревом и вентиляцией, мультимедиа с 12,3-дюймовым монитором, акустическая система Sony с 14 динамиками и десятиканальным усилителем, панорамная крыша площадью 1,31 кв. м и 26 видов шумоизолирующего материала.
Прайс — 145 900–184 900 юаней (1 841 062–2 333 190 рублей).
Стартап Li Auto резво начал с места в карьер — да так, что едва не отстала ракета-носитель «Союз»! До недавних пор в активе марки числился лишь полноразмерный кроссовер One длиной свыше пяти метров. На удивление гармоничный внешне и с передовой начинкой. «Турботройка» объемом 1,2 литра с колесами не связана, а лишь выступает в роли генератора для зарядки тяговой аккумуляторной батареи емкостью 37,2 кВт⋅ч и 40,5 кВт⋅ч. Непосредственно в движение машину приводит задний 188-сильный электромотор и передний мощностью 134 л.с. Запас хода по шоссе в ездовом цикле WLTP — 690 километров.
Обнародованный в начале весны 2022 года Li Auto L9 крупнее «единички» и по сути является полноценным конкурентом таких европейских грандов, как Range Rover, BMW X7 и Mercedes-Benz GLS. Размеры грандиозные. Длина — 5200 мм, колесная база — 3105 мм, ширина — 1998 мм, высота — 1800 мм.
Работающий по циклу Миллера наддувный четырехцилиндровый мотор с непосредственным впрыском топлива является «удлинителем хода» более чем до тысячи километров. На одном электричестве роскошный «паркетник» осиливает 200 километров. Кстати, он сравнительно шустрый, хотя рекорды не ставит. Совокупные 408 л.с. и 600 Нм позволяют достичь 100 км/ч в пределах шести секунд.
Лидар на крыше у кромки лобового стекла сканирует пространство перед автомобилем. Ассистируют ему 12 камер, пять радаров миллиметрового диапазона и еще 12 ультразвуковых сенсоров. Со всем этим добром L9 способен действовать как беспилотник четвертого уровня.
Оформление передней панели необычное. Если в верхней части «торпедо» Li Auto One размещены аж три монитора и на фотографиях это выглядит здорово, то у «девятки» их всего два. Один по центру, другой — перед передним пассажиром. Решение странное и не факт, что удобное. К тому же диагональ каждого — 15,7 дюйма. Кинозал! Панель приборов отсутствует, зато на раскидывающую данные по лобовому стеклу проекцию разработчики не поскупились. Ориентацию на взыскательную публику подчеркивает акустика мощностью 2160 Вт с 21 динамиком.
Желающим приобрести L9 придется выложить 450 000–500 000 юаней (5 678 397–6 309 330 рублей).
В Поднебесной существуют десятки автокомпаний, но местной индустрии этого мало. Фирмы продолжают появляться как грибы после дождя, и одна из недавних новорожденных — Feifan Auto. «Дочка» концерна SAIC Motor и наследница премиального электрического бренда R с порога громко заявила о себе. Только посмотрите на ее первенца! Кросс-купе R7 достойно титула одного из самых стильных автомобилей «Made in China». И к тому же обтекаемых — его создатели добились отличного коэффициента аэродинамического сопротивления Cd 0,238.
Электрокар демонстрирует явный тренд — китайские компании более не стесняются создавать серьезную и эффектную продукцию. Длина «семерки» составляет 4900 мм, колесная база — 2950 мм, а ширина — 1925 мм. А еще Feifan очень динамичный, хотя и не такой безумный, как топовый Tesla Model X: 544 л.с. и 700 Нм разгоняют «электричку» до «сотни» примерно за четыре секунды.
Чем еще хорош новобранец? Полагаем, салоном с отделкой кожей Nappa, акустической системой Bose с 14 динамиками и обещанной возможностью экспресс-замены тяговой аккумуляторной батареи на заряженную в течение 2,5 минуты.
Первый Танг бессовестно косил под Lexus RX второй генерации и выглядел не слишком захватывающе. Впрочем, бросить в его адрес оскорбительное «дешевая китайская подделка» не позволяла начинка. Дело в том, что компания уже давно педалирует тему гибридов, электрификации и достигла в этом определенных успехов. Подтверждение тому — BYD Tang. Который зарядили 205-сильной 2,0-литровой «турбочетверкой», встроенным в 6-ступенчатую преселективную роботизированную КП с двумя сцеплениями электромотором мощностью 150 л.с. и еще одним таким же движком на задней оси. На выходе совокупные 505 л.с. и 820 Нм, делающие Tang на момент появления одним из мощнейших гибридных «паркетников» в мире. Спринт с места — за 4,9 секунды.
И все бы ничего, но покупатель выбирает прежде всего глазами. А экстерьер у «Брюса Ли» среди SUV сами видите — не ахти. Спустя три года он сошел со сцены и передал эстафету модели второго поколения с дизайном авторства Вольфганга Эггера. Того самого Эггера, из-под карандаша которого вышло купе Alfa Romeo 8C Competizione. Китайцы обратились по адресу. Европейский гуру создал гармоничный, пусть и чуть-чуть собирательный образ. Парящая крыша, например. Где-то мы это уже видели… Ах, да — на Nissan Murano.
Впрочем, Tang настолько хорош собой, что брюзжать на него начнет лишь махровый зануда. Машина удалась, с какой стороны ни посмотри. Салон со здоровенным поворачивающимся 15,6-дюймовым тачскрином и тремя рядами сидений по-своему изысканный, а боезапас все такой же серьезный. Вторая итерация повторяет начинку предшественника. При неизменных 505 «лошадях» и скорректированных настройках суперкроссовер стал динамичнее. «Сотню» он разменивает за 4,5 секунды — на 0,4 секунды быстрее, чем прежде.
Кстати, об экологических чаяниях. Вскоре после запуска нового гибрида компания представила электрическую версию. После состоявшейся весной 2022-го модернизации Tang получил передний электромотор мощностью 245 л.с. и опциональный 272-сильный на задней оси. Емкость тяговой АКБ — 95 кВт⋅ч и 108,8 кВт⋅ч соответственно. Полноприводная модификация уступает гибридной 0,1 секунды. До обновления, согласно замерам в ездовом цикле WLTP, по городу BYD между зарядками мог намотать 528 километров, и 400 километров — в смешанном режиме. Остается завидовать китайцам и жителям Норвегии, имеющим возможность официально приобрести Tang EV.
По информации autohome.com.cn, Tang стоит от 165 800 юаней (от 2 092 174 рублей).
Лаконичность кроссовера марки XPeng Motors невольно заставляет зрителя виртуально встраивать его в европейский транспортный поток. Когнитивного диссонанса в данном случае нет: SUV с трехрядным салоном предназначен не только для внутреннего рынка, но также соответствует сертификационной базе Старого Света. Поставлять такую красоту в одну из цитаделей мировой автомобильной культуры не стыдно! Изящный обтекаемый кузов со скрытыми дверными ручками и аэродинамически выверенные колесные диски не только работают на визуальную часть, но и помогает экономить. Для G9 это немаловажно, ведь он — полноразмерный электрокар.
G9 показали в конце 2021 года, и пока что раскрыты не все технические подробности. Известно о 800-вольтовой тяговой аккумуляторной батарее и возможности подзарядки от 480-киловаттных терминалов. За пять минут можно будет получить достаточно электроэнергии для запаса хода в 200 километров.
С электронным оснащением разработчики наворотили! На архитектуре X-EEA 3.0 базируется комплекс ассистентов безопасности и самодиагностики. Есть автопилот Xpilot 4.0, 5G и обновление программного обеспечения «по воздуху». Стоимость пока неизвестна.
Большой электрокар одним из первых доказал скептикам, что китайский автопром — птица высокого полета. До появления «восьмерки» стартап заявил о своих серьезных намерениях и амбициях экологически чистым гиперкаром EP9 мощностью 1 мегаватт (1360 л.с.). Вставший на конвейер в 2018 году ES8 в плане отдачи, конечно, поскромнее. Но и он не лыком шит — известен не только в Поднебесной, но и в Норвегии!
Если судить электромобиль «по одежке», то он сразу же записывает на свой счет десяток очков. Зрелый индивидуальный дизайн хорошо сочетается с размерами как у Range Rover. Длина — 5022 мм, ширина — 1962 мм, высота — 1756 мм. Ежели учитывать его инженерию, то конкурентам можно лишь посочувствовать. Во-первых, ES8 отличает широчайшие применения алюминия в конструкции кузова и шасси, благодаря чему жесткость на кручение достигает 44 140 Нм/градус. Во-вторых, он полноприводный и резвый. Передний и задний электромоторы развивают 544 л.с. и 725 Нм. До 100 км/ч бесшумный корабль ускоряется за 4,9 секунды.
В-третьих, компания NIO реализовала на «восьмерке» принцип взаимозаменяемых тяговых АКБ (75 кВт⋅ч и 100 кВт⋅ч). Разрядившуюся батарею меняют на специальных станциях за три минуты. Опция пришлась пользователям по вкусу. В октябре 2020-го компания отчиталась о миллионе таких «свапов», а год спустя — о четырех миллионах!
Кроме того, предусмотрен беспилотный комплекс NIO Pilot с 23 датчиками, включая фронтальную камеру и четыре по периметру автомобиля, пять радаров миллиметрового диапазона и 12 ультразвуковых. Процессор Mobileye EyeQ4 в восемь раз мощнее предшествующих.
ES8 — удовольствие недешевое, 468 000–624 000 юаней (5 905 533–7 874 044 рубля).
Закончим мы, как водится, на высокой ноте — знакомством с новейшим и весьма колоритным творением премиальной марки Hongqi. E-HS9 — это настоящая китайская роскошь в пику дорогим европейским SUV. Снимаем шляпу перед экс-дизайнером Rolls-Royce Жилем Тейлором, который в 2018 году переметнулся к владеющему Hongqi концерну FAW!
Надменный и роскошный крейсер с великосветскими замашками всем своим внешним видом пытается потеснить Rolls-Royce Cullinan, но его габариты скромнее. Могучий вертикальный утес радиаторной решетки и изящную заднюю часть кузова разделяют 5209 мм. Зато колесная база гигантская — 3110 мм. Передняя подвеска независимая на двойных поперечных спереди рычагах, с задней «многорычажкой» и пневмоэлементами «по кругу».
Как намекает литера E в названии, «мегапаркетник» оснащен электрической силовой установкой. Базовая модификация оснащена электромотором на каждой оси (218 л.с. и 350 Нм). Двигатели вышестоящей развивают 333 л.с. и 450 Нм, а разгон до «сотни» занимает менее пяти секунд.
«Фарш» — самая впечатляющая часть E-HS9. Салон отделан натуральной кожей, деревом и алюминием. Передняя панель — цифровая сенсорная. Будучи включенной, она производит неизгладимое футуристическое впечатление. Предусмотрена система выбора режимов движения с семью настройками. Кресла второго ряда раздельные даже в базовой версии. Стоимость одного из самых роскошных SUV с Востока — 509 800–779 800 юаней (6 357 568–9 724 660 рублей).
Такие они, современные «китайцы».