Краткое содержание:
• На белой Весте тоже упал мотор.
• ТО-7 и сервисные затейники.
• Рубеж в 100 000 взят, как это было.
Точнее, не так, дело происходило в рабочей поездке и не так уж внезапно. В тот день маршрут пролегал из Уфы в Магнитогорск, в самой верхней точке Уральского хребта остановились мы на смотровой площадке поглазеть на пейзаж. Выезжая оттуда задним ходом, услышали дробные металлические стуки — машина двинулась так, будто передача то включается, то вылетает. Выскочил, осмотрел все, что мог, гранаты пощупал, ничего не нашел. Тронулся вперед — никаких замечаний, тронулся назад, тоже все ровно. Разум и опыт не смогли подсказать, что случилось, но зад уже почуял что-то неладное. Аккуратно поехали дальше. До Магнитогорска еще было примерно 170 км. Едем, слушаем, ничего не происходит. Вроде отлегло, поехал как обычно. Но в голове варианты перебираю.
Километров через 50 проезжаем очередной подъем и видим прям шикарный фон для фото, торможу, беру камеру, прицеливаюсь и… да е-мое… столбики в кадр лезут, надо машину переставить чуть назад. Пытаюсь тронуться назад и тот же самый звук, но ко всему прочему машина уже не едет! На слух — как будто обойма гранаты рассыпалась. Полез еще смотреть, может, не прощупал пыльник и только что оборвал вконец шарнир? Нет, все хорошо, ну ок, пробуем другой способ диагностики: один смотрит под капот, второй трогается назад, чтобы понять, откуда звук. Первая попытка, вторая, третья, и тут я замечаю, что болтик на опоре странно дрожит. Беру шляпку в руки и... болтик вытягивается из опоры. Второй пощупал, держится пока. Засада. Зато пейзаж красивый.
Болтиков у нас не было, лома (чтобы его между опорами поставить и тросом мотор подстраховать, как это владельцы Датсунов с автоматами делают) или коряги какой — тоже. Решили аккуратно и максимально плавно ехать до Магнитогорска — по крайней мере, чем ближе к городу мотор совсем отвалится, тем дешевле эвакуатор до сервиса обойдется, как бы это крамольно ни звучало. Позвонили в сервисы Магнитогорска по выборке в Гугле, одних вызвонили — у них и эвакуатор есть, заручились их поддержкой и поехали. И доехали! Но только до первого светофора, уже в черте города. Чуть резче тронулся, и — бац!!! Мотор упал… С лютым скрежетом шкива по подрамнику я скатился на обочину.
Аналогичный случай у нас произошел с черной Вестой: 45 дней беспробудного ремонта из-за двух сломанных болтов.
Звоним тем парням, кому дозвонились ранее. Выясняется, что сегодня, в субботу, рабочий день у них уже кончился, и вся рабочая неделя тоже. Займутся нами только в понедельник. Это в безымянном-то сервисе, в чужом городе... Все понятно, прощаемся. Начинаем искать варианты, звоню в Курган, там находят в Магнитогорске нужного человека, созваниваемся, ждем помощи. Следом вызваниваем альтернативный эвакуатор, садимся в машину ждать, а то холодно, знаете ли, осень на Урале. Пока ждем, начинает происходить что-то совершенно необъяснимое. Сначала позади нас остановился Х-рэй, владелец которого, Антон, узнал нашу «блондинку». Познакомились, пообщались, показали, что случилось. И почти одновременно прибыли и эвакуатор, и помощь из Кургана в виде Ярослава. На месте выясняется, что Антон уже имеет опыт общения с местным дилером, а Ярослав там и вовсе работает, и что самое интересное: эта дилерская станция почти за углом находится. Решили, что Веста, я и Ярослав едем в сервис, а мой коллега и Антон уезжают за болтами на стройрынок.
В сервисе же все как всегда… Нет, приняли нас сразу (спасибо Ярославу и Антону), а вот дальше все типично для дилера. Чтобы работы начались, пришлось потрудиться, да и только после того, как в работу подключили Ярослава (хоть у того и был выходной). Обломки болтов выкрутили без всяких проблем. Хотя очень боялся мастер СТО, что они вообще не выкрутятся, и долго не соглашался начать работы. Уговаривать его пришлось намного дольше, чем ушло времени на выкручивание обломышей. К этому времени подъехал Антон с моим коллегой, подвезли болтики со строительного рынка. Болтики обычные, оцинкованные, их и вкрутили, правда, пришлось собрать все шайбы подходящего размера из каждого закоулка сервиса. Но ехать на них еще почти 5 тысяч километров показалось слишком уж рискованным делом. Получили машину, заселились в отель, начали думать варианты. В итоге решили, что самым благоразумным будет сменить машину, так как сейчас поломка произошла в 300 км от дома, а дальше маршрут будет все время удаляться до самого окончания командировки. Если с Вестой что-то случится еще, то шансов оперативно продолжить вояж не останется. Сделали утром намеченную работу в Магнитогорске и поехали до Челябинска, сменили машину, а Весту сдали дилеру, который до поломки трогал эти болты последним.
Спустя две недели мне позвонили, сообщили, что машину починили. Но так как мы были уже далеко, то забрать ее удалось только спустя еще две недели. После четырех недель поездок на личной Октавии не то что ехать на Весте, подходить к ней не очень-то и хотелось…
К чести дилера «Сатурн-Лада», они пошли нам навстречу, болты и работы по их замене взяли на себя. Эвакуатор и стоимость проведенных работ в Магнитогорске, впрочем, обошлись за наш счет... Ну да ладно, хоть так.
Машину я забрал, потом были съемки про суровых таксистов для пятничной подборки, поездка по «тюменским Северам», и так незаметно пробег добрался до шестизначного рубежа.
В тыкву Веста все-таки не превратилась. Это самое значимое из наблюдений. Обзор, как с Маздой, по факту пробега 100 000 км в целом не случился по объективным причинам. Вся подноготная размещена в диагностической карте «ДромАссиста». Экспресс-обзор ниже — в хронологической последовательности после посещения дилера и проведения ТО-7.
Далее был перегон машины из Челябинска в Краснодар. В пути пробег, с учетом решения рабочих вопросов, стал выбиваться из плана и грозил перепробегом. Оказавшись в Москве, мы поснимали вместе с «блондинкой» новинку нашего парка — «рыженькую». А по окончании обзвонили всех крупных дилеров в диапазоне 600 км по пути до Краснодара. Первыми принять нас, транзитных, согласились в день обращения в «АвтоГЕРМЕС». Решили, что от добра добра не ищут, и я поехал туда.
Дилер «АвтоГЕРМЕС» повеселил. Давно я не наблюдал такого шоу, и все ради меня :)
Небольшое отступление: проработав пять лет почти на всех должностях сервиса официального дилера «АвтоВАЗа», я немного понимаю, что и как крутится в этом деле, и, как правило, достаточно просто нахожу общий язык с работниками. С вменяемыми работниками дилера. А тут — фиг! Более того, на пробеге уже 240 тысяч км личную Октавию на ТО гоняю только к дилеру, и там мне безо всяких проблем отмечают в сервисной книжке и пробег, и работы, которые я заявил к проведению, и заверяют их своей печатью. Никаких проблем. Потому, собственно, я к ним до сих пор и езжу — чисто, сухо, светло, кофе вкусный, работники как в ремзоне, так и на приемке понимают, для чего они есть на своих местах. С момента, как Весту с гарантии сняли в автоцентре «Азия Авто» (эпопея в прошлых сериях тут, тут и тут), я к ним приезжал всего раз, да и то по направлению страховой. Все остальные работы делал в «Сатурне», объяснил там всю пикантность ситуации, и мне безо всяких проблем ставили в сервисную книжку работы, которые провели, и заверяли этот комплекс работ печатью. Собственно, как и в Шкоде, печатью заверяли только те работы, которые фактически были выполнены дилером. В «Гермесе» же, судя по всему, не заинтересованы в обслуживании послегарантийных авто, иначе как объяснить стойкое нежелание ставить свою печать в сервисную книжку на проведенные работы, если это не комплексная услуга. Стоит такой «комплекс» несусветных денег, тратить которые есть какой-то смысл, пока машина на гарантии, но совершенно не имеет смысла, когда гарантии уже нет и дилер 100% найдет 1001 причину отказать в работах за бесплатно (уж я-то, как экс-инженер по гарантии, знаю, что даже при возможности прогнать такие работы через завод рисковать своей зарплатой ради совершенно незнакомых людей при таком раскладе вообще нет смысла). Но справедливости ради надо признать, что, в отличие от прочих дилеров в округе радиусом в 600 км по пути на Краснодар (именно такой запас межсервисного пробега у нас в тот момент оставался), нас хотя и записали на 17 часов, приняли уже в 14. В ближайшее свободное окно. Хотя записались мы в 11 утра.
А теперь про шоу. Я уже наблюдал нечто подобное и, каюсь, как-то раз даже в таком участвовал. Но так бездарно мы не «палились» :)
В общем, на этапе приемки я проверил в заявке работы и цены и предложил сделать по урезанной программе, и мне тут же отказали проставить печати на выполненные работы в сервисную книжку. Объяснили, что не хотят брать на себя ответственность, если работы проведены не все. А управляющий и вовсе сказал, что директора я не увижу, и если хочу пообщаться с начальством, то надо писать бумагу. Ее, по правилам претензий, в три дня рассмотрят и в 10 дней дадут ответ... Ага, как же, мне в Краснодаре надо быть утром, а я на писульки время тратить буду? Я взял тайм-аут, написал коллегам, пока ждал ответа, позвонил своим старым контактам в Тольятти и поинтересовался, не было ли смены парадигмы в отношении негарантийных авто в ситуации, как у нас. Оказалось, нет, все по-прежнему, но влияние «АвтоВАЗа» стало еще меньше, теперь подействовать на дилера заводу еще сложнее. Все отдается на откуп человеческому фактору, тем, кто принимает решения непосредственно у дилера. Ну ок, раз так, да и ответ к тому же пришел от товарищей — если платим всю сумму, значит, выносим мозг на предмет выполнения всех работ в регламенте. Хорошо, иду на приемку. Все нюансы согласовали, машина поехала в сервис. Встала на подъемник. Мне выдали зеленую жилетку, как у гаишников (ни каски тебе, ни халата...). Слесарь начал работы, провел «стандартную процедуру контрольно-осмотровых работ» для клиента, поднял машину, снял пыльник, приготовился уже масло сливать. И тут я замечаю, что руководитель сервиса, все время сидевший в шоу-руме, что-то стал часто светиться — из-за угла выглянет, посмотрит, уйдет. И так пару раз… Потом мастер пришел, понаблюдал за мной, ушел. Мне стало уже интересно, что дальше-то будет. Пока машина задрана, пошел фото делать на смарт — вокруг машины, стойки, днище. Хожу возле подъемника, глазею, за желтую линию ни в коем случае не заступаю :) Время от времени вспышкой подсвечиваю, где плохо видно. Подходит мастер сервиса и вкрадчиво так говорит, мол, нельзя фотографировать-то тут. Ага, щаззз! Объяснил, что фотографировать мое и вверенное мне имущество запретить у них ни одного аргумента нет. А также я предложил по окончании работ посмотреть, что я нафотографировал, и если хоть какая-нибудь часть слесаря или оборудования сервиса в кадр попадет, то я сразу такой слайд удалю. Ответ был: «Ну если только так, то ладно». Ушел. А меня уже любопытство разбирает, чего дальше ждать. Мастер приходит, просит сервисную книжку из машины достать, мол, «там редакция какая-то не такая может быть, надо проверить». Берет книжку, удаляется явно к руководителю, через пару минут приходит и отдает команду слесарю провести все работы по каждому пункту сервисной книжки в режиме «сделал — отметил» (!!!) Слесарь вроде сначала пытался было возмутиться, что он уже это сделал, но сразу сдался, сел за стол читать список работ и выполнять все по пунктам…
А я-то уж настроился выносить мозг по работам, которые слесарь не провел. Сразу прибор появился какой-то новый (для слесаря — тот перед распаковкой прибора инструкцию сначала читать начал) для проверки тормозной жидкости. Ну что ж, ок. С механикой все понятно, настала очередь выйти на сцену электрику. Судя по его несколько недоуменному взгляду, не часто ему приходится по регламенту ТО сканером машину тыкать… Но сделал почти все как надо. Проверка АКБ выглядела так: открутил пробки, посмотрел внутрь, закрутил пробки, набрызгал консервант на клеммы. Сколько там плотность, сколько заряд — да фиг его знает, работа «для галочки» же выполнена. Ну хорошо, отыграемся в другом месте. Проверка сканером не выявила ошибок ЭРА-ГЛОНАСС, я говорю, тест не проходит, проверьте. Сбрасывает ошибки, тестилка ключом зажигания включается, но цикл завершается сообщением об ошибке. Сначала мне предложили пару дней подождать очереди на диагностику. Потом — вообще перезаписаться на какой-нибудь другой день. Предложил в ответ нажать вызов оператора и проверить систему. Диагност-электроник парень был не промах, предположил как вариант гибель модуля навигации в самой антенне и описал, какие будут симптомы, когда вызов пойдет. Ну ок, договорились, что если все сходится, то я согласен на такой расклад, оплачиваю работы и уезжаю. Выезжаем на улицу, жмем SOS и... симптомы пуля в пулю как описал диагност. Оператор ГЛОНАСС видит нас с точностью до 10 км. А это значит, что в большом городе система почти наверняка определяет местоположение только по сетям GSM. Вывод: модуль GPS в антенне таки сдох, так как система видит его наличие, но не получает с него информацию, которую она могла бы принять как координаты. О чем в заказ-наряде и сделали запись.
Вот так персонал раскрасил мои серые трудобудни и спас репутацию сервиса, несмотря на головотяпство руководителя, заподозрившего что-то только после того как разукрашенная наклейками машина попала на подъемник.
Ах да, мастер-приемщик при передаче машины настойчиво просил поставить им высший балл, когда мне позвонят из их клиентской службы. Причем моя фраза «ваши мастера просили им высший балл поставить» вообще не вызвала никаких подозрений у той барышни, что звонила из «Гермеса», и была принята как ответ «высший балл»…
Итого 8359 руб. за «масляный сервис» с заменой салонного и воздушного фильтров, из которых 450 рэ за с/у защиты ДВС, которой на машине у нас с момента покупки не стояло (только штатный пыльник).
Стартовав из Москвы уже в сумерках, к утру я оказался в Краснодаре, в конечной точке пути последних наших тест-машин. После мойки и передачи авто провел краткий экспресс-обзор «по вершкам», привожу только то, чего в прошлых сериях блога не упоминалось. Полный обзор смотрите в описании лота.
Из заметного: обе передних «сидухи» промялись, на их боковинах стали видны складки. И это несмотря на трассовый в основном пробег, когда большую часть ровно сидишь на сиденье.
Чуть более затертыми стали руль, кнопки, рычаги коробки и «ручника».
Чуть больше стало воя на каждой передаче. Прокладка, притянутая одноразовыми гайками повторно, скорее всего, снова начала «сифонить», так как появился рык из-под днища. Снова стали скрипеть втулки стабилизатора по мокрой погоде. Стойки стабилизатора, аналог ВАГ, купленные за очень дешево по сравнению с оригиналом, пока держатся.
По кузову стало больше сколов (но не «зацвел» пока ни один), появились с обеих сторон пара повреждений от дверей нерадивых соседей да пара вмятин на капоте. В обеих задних арках в стыках панелей есть по большому сколу, металл под ними серый, «цветения» не замечено.
Крыша и заднее стекло имеют мелкие потертости и царапины от магнита и провода антенны для CB-радиостанции. Диск (взамен убитого на Алтае) нашел аж в Кирово-Чепецке. На этом все, даже лампочки не перегорали больше ни разу.
Хромированные элементы и буквы после замены по гарантии получили повреждения, но при этом отслоения в этих местах до сих пор нет.
Две замены лобовика не прошли бесследно, поролонку на панели все-таки на второй раз порвали…
Диски помимо следов от кромок ям имеют еще и следы от оправки, оставшиеся после выправления формы.
26.11.15: покупка, каско, ОСАГО, номера.
Февраль 16: 12 000 км, замена обеих стоек стабилизатора, доливка масла.
14 100 км, ТО-1, переезд «блондинки» из Москвы в Иркутск.
Апрель 16: 26 200 км, доработка опор задних амортизаторов, смазка втулок стабилизатора.
Май 16: 31 352 км, ТО-2, доработка пробки картера двигателя и фееричный слет с гарантии (но аукнется это чуть позже).
Сентябрь 16, 40 059 км, машина попала ко мне в руки, перегон из Иркутска в Челябинск.
Октябрь 16: 45 257 км, ТО-3, начало эпопеи с гарантией.
Ноябрь 16: 47 515 км, навели марафет внешне, купили еще год каско и ОСАГО.
47 590 км: заменили передние тормозные диски вместе с колодками.
Декабрь 16: 47 845 км, замена гибкой вставки глушителя, ремонт корпуса антенны ФМ и ГЛОНАСС.
Январь 17: 50 639 км, после недельной стоянки на крещенские морозы АКБ потребовала зарядки и обслуживания.
Февраль 17: 54 746 км, разрядилась батарейка в ключе.
56 000 км, частичная победа здравого смысла над бюрократией на поле гарантии (магнитола так и продолжает в холодную погоду тускнеть, пока не прогреется салон, а светодиоды мерцают во всех Вестах до сего дня).
Март 17: 60 030 км, ТО-4.
Апрель 17: 63 914 км, замена правой стойки стабилизатора, втулок стабилизатора, сгнил и потерял контакт провод от датчика заднего хода. Ремонт всех пяти дисков.
Май 17: 73 196 км, ТО-5.
80 210 км, перегорела лампа «стоп-габарита» слева в фонаре, перестал заводиться мотор с ключа.
Июнь 17: 84 552 км, замена левой стойки стабилизатора, ремонт проводки блока кузовной электроники, уверенный пуск двигателя с ключа восстановлен.
Июль 17: «Блондинку» шарахнули в зад и целый месяц чинили.
Сентябрь 17: 91 209 км, ТО-6.
91 229 км, правка дисков по правой стороне.
93 939 км, замена обеих стоек стабилизатора, вторая замена тормозных дисков и колодок.
Октябрь 17: 96 707 км, покупка двух колпаков на литые диски взамен потерянных.
97 421 км, отпал мотор.
Ноябрь 17: 104 734 км, ТО-7.
106 083 км, передал машину в «ДромАссист» готовить к аукциону.
Итого: Стоимость одного километра: 6,66 руб. при среднем расходе горючего 8,3 л/100 км. При этом в расчет взята потеря стоимости автомобиля в 40 000 руб.: цена при покупке (570 000 руб.) минус средняя стоимость Vesta 1.6 MT 2015 в базе объявлений Drom.ru (530 000 руб.). Напомню, стоимость черной Весты при такой же средней цене по объявлениям на аукционе составила 470 000 руб. И если белая уйдет за сопоставимые 430-470 тысяч, то стоимость километра в итоге будет 7,23-7,61 руб./км.
Много это или мало? Кому как, по мне — нормально. Чтобы не печалиться о состоянии нового автомобиля из-за прилета камней и «летчиков», уместно страховать новую машину хотя бы первые пару лет, но надо быть готовым за это платить, в нашем случае это стоило ровно рубль за каждый километр в расходах. Примерно столько же мы отдали за обслуживание машины у дилеров. И в три раза больше мы отдали за бензин. Чем больше ездишь, тем больше покупаешь «омывайки», бензина и чаще делаешь ТО — тут расходы пропорциональны пробегу, что, в общем-то, логично. Из серьезных поломок была только одна, которая не дала продолжить путь — падение мотора на подрамник. Что печалило — достаточно часто меняли стойки стабилизатора и слишком легко мялись диски. Проблема с проводом заднего хода сама по себе оказалась единичным случаем, но из-за редкости и нестандартности диагностики дефекта потянула за собой еще и проблему с запуском мотора. «Детские болячки» типа царапающихся от бархоток стекол, расползающегося хрома и т. п. решили по гарантии. Проблемный ли автомобиль Веста в совокупности? Не могу сказать, что это так.
Взял бы себе? Сложный вопрос — и да и нет. Поясню: за год, с хвостиком я проехал на ней 66 тысяч км, из негатива в основном подстаканники да подлокотники, ну еще посадка не оптимальна (или спина, или ноги затекают) для дальних поездок. Если поезжу хоть день на Гранте, то Веста почти совершенна, если день поездил на Октавии, то к Весте не хочется подходить — в общем, все относительно и познается в сравнении. И есть один момент, который вполне может перевесить минусы Весты и сделать выбор в ее пользу: если режим поездок сохранится, то мне тупо дешевле будет купить Весту-вагон, не кросс, 1,6 на «механике», с «климатом» и на «штампах», и я потрачу и потеряю при последующей продаже в таком случае существенно меньше, чем если я буду продолжать ездить на семилетней Октавии и укатывать ее по работе. От былого же пылкого желания владеть этим автомобилем после более тесного и длительного контакта не осталось и следа. Увы. Возможно, я слишком многого от нее ждал. В итоге мое мнение: как рабочий снаряд — вполне, как любимый всей семьей автомобиль — неа, не цепляет…
Алексей Antropoff