Российские дороги становятся безопаснее, несмотря на постоянное увеличение автопарка. На государственном учете находится 56,5 млн транспортных средств. Прирост за прошедший год составил 2,5 млн единиц (+4,6%). Снижение аварийности началось в 2012–2013 годах, и тенденция по основным показателям продолжает сохраняться. В 2017 году число погибших уменьшилось на 6% (19 088), раненых — на 2,6% (215 374), а количество ДТП снизилось на 2,5% (169 432). Нужно понимать, что это только те аварии, которые зафиксированы в ГИБДД. Например, по данным Российского союза автостраховщиков, в 2017 году за компенсациями по ОСАГО обратились 1 639 000 пострадавших, треть из которых оформили аварию по европротоколу.
Как и в предыдущие годы, самым опасным становится конец недели: в 2017-м больше всего аварий (26 124 — 15,4% от общего числа) происходило по пятницам, в 2016-м — по субботам (27 496 — 15,8%). Что же касается времени суток, то особенно внимательным нужно быть с 18 до 19 часов: в это время за прошлый год случилось 12 210 (7,2% от общего числа) ДТП (в 2016-м — 12 333 (7,1%)).
При общем улучшении ситуации в 2017-м увеличилось количество ДТП с особо тяжкими последствиями (в них погибает пять человек и более, получают ранения 10 и более человек). Их стало на 15,5% больше по сравнению с 2016-м годом. Всего произошло 223 подобных аварии, в которых погибли 552 человека (+ 17,7%), ранены 2300 человек (+36%). Не последнюю роль в этих событиях сыграли водители автобусов: только в пяти ДТП с их участием, произошедших в республиках Татарстан, Марий Эл, Краснодарском и Забайкальском краях и Владимирской области, погибли 80 и получили ранения 88 человек. Всего же автобусы попали в 78 аварий с особо тяжкими последствиями, в которых погибли 121 и получили ранения 155 человек. Водители автобусов вообще стали больше нарушать: в 2015 году рост составлял 1,9%, в 2016-м — 6%, а в 2017 году водителями автобусов совершено 5608 (+5,9%) ДТП, в которых погибли 324 (+26,1%) и получили ранения 8693 (+6,1%) человека.
2017 год стал рекордным по количеству ДТП и пострадавших в них из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств. Всего произошло 6455 (+19,7%) таких аварий, в них погибли 1058 (+8,2 %) и ранены 9737 (+20,9%) человек. С одной стороны, у этой статистики есть объективные причины: средний возраст автомобиля в России хоть и сокращается, но все равно достаточно велик — 12 с половиной лет, а в связи со сложной экономической ситуацией у людей просто нет денег на поддержание техники в нормальном рабочем состоянии. С другой стороны, уже не первый год ГИБДД пытается вернуть под свою опеку техосмотр, и ухудшение состояния автопарка может быть основанием для этого.
Еще одна тенденция как причина аварий — «неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети». Хотя в 2017 году таких ДТП стало меньше по сравнению с предшествующим годом — зафиксировано 67 896 (-5,1%) происшествий, в которых погибли 6990 ( 10,9%) и пострадали 86 070 (-5,6%) человек — но их все равно достаточно много по сравнению с показателями предыдущих лет: 63 093 ДТП, 8016 погибших и 79 193 пострадавших в 2015 году, 51 573/7038/64 795 в 2014-м. Хорошо одно: за каждой подобной аварией стоит конкретное должностное лицо, которое должно нести ответственность и устранять причину.
Еще в июле 2015 года ужесточили ответственность за вождение в состоянии опьянения (штраф 30 000 рублей и лишение прав на 1,5–2 года) и ввели такое же наказание для отказавшихся от прохождения медосвидетельствования. Это возымело свое действие, таких нарушений стало меньше. В 2017-м при участии пьяных водителей совершено 16 265 (-3,4%) ДТП, в которых погибли 4647 (-4,2%) и ранены 22 049 (-3,8%) человек. При участии отказавшихся от прохождения медосвидетельствования водителей совершено 4025 (-6,1%) ДТП, в которых погибли 176 (-8,8%) и получили ранения 5678 (-7,1%) человек.
Впрочем, это же ужесточение ответственности негативно сказалось на показателе скрывшихся с места ДТП. Если с 2010 года количество «беглецов» в среднем за 5 лет составляло 8722, то в 2015-м аварий со скрывшимися участниками стало больше в 2,2 раза — 19 308. В 2016-м наблюдалось небольшое снижение — 18 651 ДТП, и в 2017-м количество заметно сократилось — до 12 613, а количество погибших (744 человека) вернулось с 1202 жертв в 2015 году на уровень предыдущих пяти лет — 735 человек. При этом количество найденных участников ДТП с 2013 года почти не меняется и колеблется около показателя 10 тысяч человек, но раскрываемость заметно снизилась: в 2013-м и 2014-м было найдено более 97% скрывшихся водителей, в 2015-м — 57,8%, в 2016-м — 58,7%, в 2017-м — 84%. Видимо, сокращение количества сотрудников МВД не позволяет выявлять нарушителей с прежней эффективностью. Сейчас эта задача решается благодаря увеличению количества камер на улицах.
Увеличение штрафов за непредставление преимущества пешеходам медленно, но верно улучшает ситуацию с этой незащищенной категорией участников дорожного движения. В 2017 году снизилось количество наездов на пешеходов: в 51 839 (-0,3%) таких ДТП погибли 5634 (-2,6%) и ранены 48 377 (-0,2%) человек. Стали законопослушнее и сами пешеходы: они были признаны виновными в 20 861 (-4.1%) ДТП с их участием.
В заключение — самая печальная статистика: в 2017 году на 1,6% (19 581) увеличилось количество ДТП с участием детей до 16 лет, число погибших выросло на 0,4% (до 713), а раненых — на 2,5% (21 136). Причем пострадавших детей-пассажиров больше, чем детей-пешеходов, а виновниками аварий в четверти случаев являются сами малыши. В среднем по стране ежесуточно происходит 54 аварии с детьми, в которых гибнут двое и получают ранения 58 несовершеннолетних.
Одним из основных направлений деятельности Госавтоинспекции в 2018 году будет повышение защищенности от ДТП и их последствий наиболее уязвимых категорий участников дорожного движения — детей и пешеходов. Помимо этого, приоритетными будет развитие системы оказания помощи пострадавшим, а также совершенствование улично-дорожной сети, включая развитие работ по организации дорожного движения. А формировать культуру поведения участников дорожного движения и повышать уровень правосознания можно вечно.